| 0 ^— о ^^ - страница 3
.RU

| 0 ^— о ^^ - страница 3



При изложении модели и при описании таблиц используем следующие обозначения:

[i]

• - индекс выпускника в экспериментальной базе данных оценок;

• K[l] \K[l] > 3;у = lv..,9j - количество экзаменов (оценок) у / -ого выпускника в j -ом семестре;

• а

%

[j = l9...99;k = l9...9K[p)

оценка / -ого

выпускника в j -ом семестре по k -ому по порядку в базе данных экзамену;

- сумма баллов, набранных / -

ым выпускником в j -ом семестре за все ^ К! экза-

менов.

(1)

• Т\ (у=1,...,9) - сумма баллов, набранных

1-ым выпускником в j -ом семестре за все К у экзаменов, за вычетом одной самой лучшей и одной самой худшей оценки. Эти оценки выделены для наглядности (подчеркнуты снизу значений оценок) в

колонках таблиц, содержащих баллы а}\ . Так, в частности, это 3 и 4 для i =1 в колонках 5 и 6 табл. 1.

T)i] = S\i] - max{a[;\}- тт{а[Ц}. (2)

k k

Применение подобного усечения экспериментальных данных способствует сглаживанию случайных выбросов данных психолого-педагогического эксперимента, связанных, в частности, с субъективностью проставления оценок, что может возникать из-за разного подхода преподавателя к качеству оценочной деятельности: их склонности завышать или

занижать оценки [5], что объясняется различным стилем преподавательского руководства;

• А (у=1,...,9) - средний балл /-ого выпускника в j -ом семестре

Af=Sf/K)

(3)

• В. [j = lv..,9j - средний балл /-го выпускника в j -ом семестре с учетом вычитания наилучшей и наихудшей оценки

Bf=Sfl{Kf-2). (4)

Используя приведенные экспериментальные данные для каждого / -го выпускника, был рассчитан ряд альтернативных статических показателей его академической успешности (ПАУ) за весь цикл обучения,

которые, вместе с показателем Е (см. ниже - (11))

и анализируемыми нами ниже кортежами сводных отметок («формулами академической успешности» -ФАУ), частично приведены в таблице 2;

• А - средний балл (средняя успеваемость) / -го выпускника за весь цикл обучения

A[i]=i{s?}/i{K[?;

(5)

7=1

у=1

• С[г] - средняя среднесеместровая отметка / -го

выпускника за весь цикл обучения

С

[i]

■ / \А • ( у;

(6)

7=1

• В - средний балл /-го выпускника за весь цикл его обучения (по данным, использованным при вычислении Т7 - (2))

КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗВВАНИЕ

№В, 2000

i

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

5

^ Таблица 2. Вид таблицы данных показателей академической успешности и формул академической успешности

CD

Ш 0

CD Ю

0

Средняя

среднесеместровая

отметка

CD Ю

0

Средняя

среднесеместро-вая

отметка (по Т[/1)

Кортеж сводных данных

Кортеж сводных данных (по 7)

Кортеж сводных данных

(без наилучших и наихудших

баллов)

>S In

с[ о











0

0 СО

0

0

0

0 m

0

0

0

0 00

0

0



М

Ам

ст

в"

DW

"3КИ

"4"КМ

"5"КИ

"3"j_[/]

"4"L[i\

"5"j_[/]

"3"МИ

4М[*

"5"МИ

^

1

3

4

5

б

7

8

9

70

11

72

73

14

15

16

1

3,21

3,23

3,10

3,11

30

8

0

18

2

0

20

0

0

3,00

2

3,34

3,34

3,20

3,17

26

11

1

16

4

0

17

3

0

3,15

























...



















29

4,86

4,84

4,96

4,89

0

6

38

0

1

25

0

0

26

5,00

























...



















В = 2, \Г[ \ / \У. \К ) — 18 ; (7)

7=1 / V J=1 )

• D^ - средняя среднесеместровая отметка / -го выпускника за весь цикл обучения (по данным, ис-пользованным при вычислении 1. )

D

[i]

■iM9 .

(8)

7=1

Статические показатели академической успешности тесно связаны с обобщенными векторами, которые по аналогии с рецептурой (сигнатурой лекарств), названы нами формулами статистики академической успешности выпускника (ФАУ).

тт "345" ts-[i] s

Первая из них К обычно озвучивается секретарем Государственной аттестационной комиссии на защите ВКР в виде: «Средний балл дипломника

равен А ; за все время обучения получено К троек, 4 К^ четверок, 5 К^ пятерок».

Мы определяем К =( К], К , К )

как кортеж сводных данных об успеваемости / - го

выпускника за весь цикл обучения,

q К \q = 3,4,5) - количество троек, четверок и

пятерок соответственно.

Этому кортежу соответствует оценка академической успешности А . Легко убедиться, что:

"3"Ки] х 3+4"K[i] x 4+5"K[i] x 5

т> « rf\ л л т "345" г[ ]

Во второй ФАУ L не учитываются пары отметок, подчеркнутые в таблице 1, то есть формула представляет собой обобщение девяти семестровых испытаний (соревнований) с крайними оценками «судей» - экзаменаторов - по одной паре за каждый семестр. Такой прием используется в непараметрических статистиках, в которых используется тот факт, что медиана распределений более устойчива к выбросам данных, нежели математическое среднее [2, 3, 4].

/-л "345" т[ ] /"3"г[ ] "4" г[ ] "5"г[ ]\

• Определяем L = ( L , L , L ) как

кортеж сводных данных об успеваемости / - го выпускника за весь цикл его обучения (по данным, ис-

пользованным

при вычислении Г )

"V г[ ] ( о л 5\

L [q = 3,4,:); - количество троек, четверок и пятерок соответственно.

л л[] s

Аналогично А , легко убедиться, что:

"3"L[i] х 3+4"L[i] x 4+"5"Zm x 5

(10)

В

[i]

"3" r[i]

i¥]+4"i¥]+5"i}

7[ ]

A

[]

"3"^[]+"4"^[]+"5"^[]

(9)

Т 1 "345" i yf[i] s "345" т-[ ]

1 ретья формула М , подобно L , не содержит данных о девяти «заниженных» и девяти «завышенных» оценках, но без попарной привязки к семестрам. Таким образом, допускается наличие «удачных» и «неудачных» «соревновательных сезонов».

• Определяем М — ( М , М , М )

как кортеж сводных данных об успеваемости / - го

№8, 2000

КАЧЕСТВО ИННОВАЦИИ ОБРАЗВВАНИЕ

i

=

6

КОНТРОЛЬ ШЕСТОЙ ПОДГОТОВКИ СОЕЦИЙЛИСТОО

студента за весь цикл обучения, полученных «вымы-

/ \ "345" т^[]

ванием» (удалением) из л девяти наилучших

и девяти наихудших оценок.

Производная от него - оценка с «вымыванием»:

Е - средний балл (средняя успеваемость) i -го

выпускника за весь цикл обучения, рассчитанный по

данным 5 М :

"3"МИ х 3+"4"МИ х 4+"5"Ми х 5

(11)

Е

[/]

"3" л ,/[ ] л /IL j

M[i]+"4"M[i]+5"M

f[ ]

Таким образом, исследования показали, что по сравнению с оценкой А , оценка Е имеет преимущество в том, что при ее использовании в значительной мере отсеиваются группы «нелюбимых» дисциплин. Также отсеиваются группы специальных предметов на старших курсах, когда преподаватели выпускающих кафедр субъективно «завышают» оценки студентов по теоретическим курсам, поскольку наблюдают успешность студентов при выполнении ими практических учебно-исследовательских работ, производственной (преддипломной) практики и др.

Далее была исследована близость оценок А ,В , С , D и показана корректность использования средних среднесеместровых баллов. Анализ погрешностей, вносимых процедурами усечения «крайних» значений баллов (в силу близости оценок

А и В , а также С и D ), подтвердил корректность использования усечений внутри семестров.

Таким образом, на основе анализа ряда

л[ ] г>[] /^[ ] гл[ ] 77[] s s

А ,В , С ,U и Е была доказана целесообразность использования среднесеместровых оценок типа B и D .

По полученным результатам принято решение о том, что динамический анализ академической ус-

пешности должен проводиться на основании анализа рядов среднесеместровых усеченных баллов типа В -В [j = 1,...,9) - по полной совокупности данных для всей исследованной случайной выборки выпускников.

Дальнейшие этапы исследования и анализ гипотез, построение различных моделей классификации академической успешности выпускника технического университета проводились с использованием предложенного усеченного балла В.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желтова Е.В. Психологические детерминанты успешности профессионального становления студентов вуза / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2008. С. 24.

2. Хьюбер П. Робастность в статистике. - М.: Мир, 1984. С. 304.

3. Кендалл М., Стьюарт А. Статистические выводы и связи. - М.: Наука, 1973. С. 899.

4. Поляк Б.Т., Щербаков П.С. Робастная устойчивость и управление. - М.: Наука, 2002. С. 303.

5. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. - СПб., 1997. С. 17.

Жигирев Николай Николаевич,

канд. техн. наук, доцент.

Московский инженерно-физический институт,

кафедра Системного анализа.

Кузьминова Алла Владимировна,

вед. инженер-программист кафедра Кибернетики МИФИ e-mail: AVKuzminova@mephi.ru

КЙЧЕСТОО ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

№0, 2000

I

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОР-МИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье представлена методика планирования процесса формирования компетентностного специалиста в высшем профессиональном образовании. Базовой основой методики является планирование развития компетенций при освоении основной образовательной программы. Ключевые слова: компетентностный специалист, шкала измерения компетенций, компетентностные уровни

Существующий образовательный процесс высшего профессионального образования кардинальным образом отличается от планируемого процесса, основанного на формировании компетенций. Необходимо понять, в чем состоят эти отличия и как практически реализовать новый образовательный процесс в вузах. Новые требования диктуют реализацию качественно других подходов к планированию образовательного процесса. Появление требований к формированию и развитию компетенций у обучающихся в ФГОС предполагает наличие в документах планирования процесса обучения не только перечня дисциплин, но и каких-то новых документов, содержащих последовательность действий по реализации компетенций и их соотнесения с изучаемыми дисциплинами, формами обучения, контроля и других элементов образовательного процесса.

Предлагается рассматривать взаимосвязи между этими понятиями следующим образом: «компетентность для определенного периода жизни и развития индивида представлена как определенный состав компетенций с четко установленными уровнями развития каждой компетенции». При этом необходимо учитывать то, что большинство так называемых общих компетенций, которые рассматриваются в большинстве классификаций для специалистов с высшим образованием, формируются задолго до начала обучения индивида в вузе, практически от самого его рождения, и развиваются на протяжении периодов его обучения в школе, в вузе (или колледже) и еще какое-то время в период его профессиональной деятельности.

Новые подходы с приведенными понятиями компетенции и компетентности позволяют определен-

№9, 2009

7

THE PLANNING OF COMPETENT

SPECIALIST'S FORMING

PROCESS IN HIGHER

EDUCATION

This article considers the methodology of the planning of competent specialist's forming process in higher education. The planning of competences' development by the basic educational programme's mastering is the basis of this methodology. Keyword: competent expert, a competent measurement scale, competent levels

ный уровень подготовленности на границах между периодами развития индивида установить как уровень компетентности, в свою очередь состоящий из определенного набора компетенций, соответствующих четко установленным уровням их измерения. Установленные для каждого этапа уровни компетенций, по нашему мнению, должны обязательно содержать «вилку», а не четко установленный уровень, как это определено в Европейских дискрипторах. Дело в том, что все люди не могут быть совершенно одинаково развитыми, это известно всем.

Таким образом, в процессной модели формирования компетентностного специалиста в высшем профессиональном образовании на входе должен быть не «абитуриент, успешно сдавший ЕГЭ», а «абитуриент, обладающий компетентностной готовностью к обучению в вузе». Определение компетентностных уровней для каждого этапа обучения и участия в профессиональной деятельности на протяжении всей жизни индивида требует дополнений в проекты ФГОС - компетентностного уровня бакалавра, специалиста, магистра конкретного направления обучения, а не только перечня компетенций, которые должны быть сформированы у каждого из них.

Остается определить, как и кто будет разрабатывать и определять перечни компетенций для разных уровней компетентности, развивать установленные компетенции. Все виды компетенций развиваются на протяжении всех или разных периодов жизни индивида, поэтому определение их состава для выпускников высшего профессионального образования не должно начинаться на уровне вуза. Основная группа - общие компетенции - должна быть определена

О ИННОВАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ

4

-142-dopolnenie-s-infinitivom-otpechatano-s-gotovih-diapozitivov-zakazchika-v-tipografii-izdatelstva-belorusskij.html
-145-perfect-tenses-formula-to-have--a-l-pumpyanskij-napisal-seriyu-iz-treh-knig-po-perevodu-nashej-nauchnoj.html
-149-razmotchik-stekloniti-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-15-belorusskij-nezavisimij-profsoyuz-profsoyuznij-proekt-minsk-2004-g-golubev-v-f-nauchnij-rukovoditel.html
-15-konec-revolyucii-levandovskij-a-a-shetinov-yu-a-rossiya-v-xx-veke-ucheb-dlya-10-11-kl-obsheobrazovat-uchrezhdenij.html
-15-rassredotochenie-rabochih-sluzhashih-i-evakuaciya-naseleniya-uchebnik-razrabotan-v-sootvetstvii-s-programmoj-podgotovki.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vid-programmi-obucheniya-obsheobrazovatelnaya-rassmotreno-na-zasedanii-metodicheskogo-soveta.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nestandartnie-formi-obucheniya-kak-uslovie-aktivizacii-uchebnoj-deyatelnosti-stranica-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-teoriya-algoritmov-nazvanie-disciplini.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-tehnologij-xml-i-com-dlya-resheniya-zadach-statisticheskoj-radiofiziki.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnoe-pismo-np-sibirskaya-associaciya-konsultantov-priglashaet-vas-prinyat-uchastie-v-mezhdunarodnoj-zaochnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii.html
  • college.bystrickaya.ru/-vestnik-baltijskoj-pedagogichekoj-akademii-vip-38-2001-psihologo-pedagogicheskie-problemi-lichnostnogo-razvitiya-sankt-peterburg-redakcionnaya-kollegiya-vipuska-stranica-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-k-zachetu-po-gematologii-kurs-5-j-semestr-ix-uchebnie-chasi-po-dejstvuyushemu-uchebnomu-planu-114.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sovmestnoe-prisutstvie-akcionerov-dlya-obsuzhdeniya-voprosov-povestki-dnya-i-prinyatiya-reshenij-po-voprosam-postavlennim-na-golosovanie-data-provedeniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-petrovich-nikonov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obektivnie-metodi-opredeleniya-refrakcii-kurs-oftalmologii-koroev-o-a-kurs-lekcij-po-glaznim.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-tema-kultura-bosporskogo-gosudarstva.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-moda-kak-instrument-stimulirovaniya-chteniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-specialnostej-080105-65-finansi-i-kredit.html
  • klass.bystrickaya.ru/aktualnie-problemi-teorii-prava-i-gosudarstva.html
  • studies.bystrickaya.ru/apparat-gosudarstvennoj-vlasti-i-ego-struktura-chast-5.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-kursu-psihologiya-lic-s-narusheniem-rechi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-tkzu-orni-3-8-pn-ati-pedagogika.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/punkt-7-povestki-dnya-mehanizmi-stimulirovaniya-effektivnogo-uchastiya-korennih-i-mestnih-obshin-v-voprosah-svyazannih-s-celyami-stati-8-j-i-s-sootvetstvuyushimi-polozheniyami-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-interaktivnaya-set-dlya-izucheniya-nemeckogo-i-russkogo-yazikov-v-rezhime-tandem-cherez-internet.html
  • urok.bystrickaya.ru/prognosticheskaya-model-i-strategiya-postroeniya-innovacionnoj-sistemi-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v-rossii-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azrg-ba-tai-zharnamani-rl.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-s-torajirovti-alash-rani.html
  • urok.bystrickaya.ru/predislovie-kniga-rasschitana-na-uchenih-i-prakticheskih-rabotnikov-interesuyushihsya-problemami-kavkaza-i-gruzii.html
  • credit.bystrickaya.ru/oyu-zaharova-programma-e-v-rusina-k-i-n-institut-istorii-kiev-nanu-problemi-politicheskoj-loyalnosti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-teploizolyacionnie-materiali-tipovaya-instrukciya-po-ekspluatacii-proizvodstvennih-zdanij-i-sooruzhenij-energopredpriyatij.html
  • college.bystrickaya.ru/10-1-pokazatel-roditelnogo-padezha-forma-uchebnika-klassicheskogo-tibetskogo-pismennogo-yazika.html
  • writing.bystrickaya.ru/investicii-i-innovacii-v-sisteme-ekonomicheskoj-bezopasnosti.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstrecha-s-santoj-rozhdestvenskaya-skazka-v-kuhmo-prodolzhitelnost.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kollektivnij-dogovor-stranica-4.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-intellektualnoj-igri-schastlivij-sluchaj.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-matematika-naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vladimir-ponomarev-zasedanie-investicionno-stroitelnogo-kluba-novie-trendi-v-stroitelnoj-otrasli.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-raschet-proekta-proizvodstva-acetonilacetouksusnogo-efira.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.