.RU

§ 1. Имплицитная эстетика - Бычков В. В. Эстетика: Учебник


^ § 1. Имплицитная эстетика
Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внут­ри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, бого­словии, экфрасисе — древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), клас­сический, совпадающий с развитием классической философской эс­тетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значи­мые результаты в греко-римской античности, в Средние века, в Воз­рождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эсте­тика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический пери­од, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на зад­ний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,

1 От лат. терминов implicite (неявно, в скрытом виде) и explicite (в разверну­том, явном виде).

14

филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.
Античность
С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев — учеников и последователей Пифаго­ра. Осмысливая структуру Универсума и место в нем человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с му­зыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности, пифагорейцы пришли к удивительному выводу о том, что космос организован по принципу музыкальной гармонии, ввели понятие «музыки небесных сфер». Точнее, по их представле­ниям, космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения, скорости и т.п.) организован на основе таких мате­матических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки, т.е. исполняемая музыка подражает на микроуровне «му­зыке небесных сфер» и этим доставляет людям радость и наслаж­дение. По убеждению пифагорейцев, душа человека представляет собой тоже некую гармонически организованную числовую струк­туру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку ра­дость. Таким способом душа постигает законы космоса, ибо соглас­но древней традиции «подобное познается подобным». Эти идеи активно вошли в античную эстетику.

Платон уже много и сознательно рассуждает о красоте, искус­ствах и о доставляемом ими удовольствии. При этом он с большой настороженностью относится ко всему тому, что сегодня составляет предмет эстетики. Во многих искусствах он видит «подражание» видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Поэтому с точки зрения гносеологии (т.е. с познавательной точки зрения, главной для философии) искусства практически бес­полезны. Доставляемое ими удовольствие тоже, согласно Платону, как правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений, которые в целом беспо­лезны для человека. Отсюда и красота настораживает его своей амбивалентностью. С одной стороны, она — источник чувственных вожделений, явно бесполезных для гражданина идеального полиса. С другой — возбудитель любви, страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллек­туальной деятельности философа, к истине.

Платон впервые выводит понятие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего

15

абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между субъектом и «высшим благом». К нему восходит концепция иерар­хии красоты, на вершине которой находится идея красоты, восхож­дение к которой только и оправдывает в конечном счете всю эсте­тическую сферу, ибо приобщение к этой «идее» свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

Для стоиков (Зенон и др.) to kalon, будучи высшим этическим идеалом, имеет и сильную эстетическую окраску, на которой дела­ется особый акцент при доказательстве существования богов (Кле­анф), при обосновании естественных оснований морали (Панэций). Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате «Об искусстве поэзии» (360—355 до н.э.) рассматривал сущностные ас­пекты поэтического искусства. Развивая античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от Платона, порицавшего именно за это искусство как «подражание подража­нию», Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Кроме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражания, в мастерстве художника: «...на что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов»1. Этой неосторожной фразой, сам того не желая, Аристотель зало­жил основы позднейшей эстетики и эстетизации безобразного, полу­чившей свое мощное воплощение в некоторых направлениях искус­ства ХХ в. (см. Раздел второй данной книги). Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усмат­ривал в катарсисе («очищении от аффектов») — своеобразной пси­хотерапевтической функции искусства, реализация которой сопро­вождается удовольствием.

Аристотель вообще уделил много внимания анализу удовольст­вия, его роли в человеческой жизни, в том числе и в связи с искусством. В «Никомаховой этике» он различал удовольствия «чистые», высокие, достойные свободнорожденных — «удовольст­вия от прекрасных вещей» и удовольствия низкие, телесные, пороч­ные, возбуждаемые постыдными вещами и присущие людям низким по происхождению и социальному положению. К первому роду он относил удовольствия от позитивных, созидательных видов деятель­ности, среди которых существенное место занимают искусства (жи-

1 Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 48—49.

16

вопись, скульптура, ораторское искусство, трагедия, музыка), фи­лософия, а также любая совершенная в своем роде и ориентирован­ная на конкретное чувство деятельность: «... в каждом случае лучшей является деятельность [чувства], устроенного наилучшим образом для восприятия самого лучшего из подлежащего воспри­ятию этим чувством. Эта деятельность и будет совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие». При этом удовольствие не только свидетельствует о совершенстве воспринимаемой вещи или осуществляемой деятельности, но и «делает всякую вещь совершен­ной», т.е. стимулирует совершенство1.

Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли последовательно связал сферу эстетического (прекрасного, совер­шенного, искусства) с удовольствием, чистым, высоким наслажде­нием, которое в эксплицитной эстетике будет названо эстетическим наслаждением и без и вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта. Более того, он стремился показать, что такое удовольствие, в отличие от сугубо телесного и порочного, является союзником высокого благородства и разума и свидетельствует о полноте реализации человека в жизни. «Удовольствие же придает совершенство и полноту деятельностям, — писал он, — а значит, и самой жизни, к которой все стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно избрания»2. Особенно высоко Аристотель ценил наслаждения, доставляемые искусствами, полагая, что они только тогда и достигают своей цели, когда несут удовольствие, которое он почитал как «разумное наслаждение». Наиболее высокие степе­ни такого наслаждения люди получают от музыки и изобразитель­ных искусств (скульптуры, живописи). И их он ценил очень высоко, обозначая как «божественное наслаждение», ибо оно не требует никаких внешних движений, изменений, но предполагает только спокойное созерцание, адекватное искусству мыслительной деятель­ности, или философии.

Аристотель, таким образом, явился первым в европейском ареале мыслителем, который уделил много внимания важнейшим эстетичес­ким проблемам — искусству в целом и его различным видам (об этом еще речь впереди), механизму их воздействия на человека, месту в социуме и Универсуме, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим для понимания искусства, показал связь эстетической сферы (искусства и прекрасной, совершенной деятельности, вообще

1 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 272—275.

2 Там же. С. 275.

17

прекрасного) с высокими формами удовольствия. Этим фактически был определен основной круг проблем, которые до сих пор входят в предметно-смысловое поле эстетики как науки.

В античных трактатах, посвященных музыке, много внимания уделялось музыкальному «этосу» — направленному воздействию тех или иных музыкальных ладов на психику слушателей; «Рито­рики» разрабатывали правила соответствующего словесного воздей­ствия. Среди этих текстов особое место занимает трактат «О воз­вышенном» (I в.), в котором анализируется возвышенный тип ораторской речи и впервые вводится понятие возвышенного (to hypsos) фактически в качестве эстетической категории. Плотин, опираясь на Платона, на основе своей эманационной теории Уни­версума разработал четкую иерархическую систему уровней красоты от трансцендентной (Единого) через ноуменальную до материальной и видел в выражении прекрасного (всех уровней) одну из главных задач искусства. При подробном рассмотрении основных категорий и проблем эстетики мы будем еще иметь возможность обращаться к их истокам, в том числе и к античным (см. гл. II и III).

-2-iranci-yuga-i-grecheskie-kolonii-v-severnom-prichernomore-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-2-istoricheskoe-znachenie-stolipinskoj-agrarnoj-reformi-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v.html
-2-iudejskie-shahmati-nikonov-a-p-n63-opium-dlya-naroda-religiya-kak-globalnij-biznes-proekt-aleksandr-nikonov.html
-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
-2-kochevoe-naselenie-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-n-g-hajrullina-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
-2-koncepciya-smeni-paradigm-izdatelstvo.html
  • college.bystrickaya.ru/135-chastota-proverki-ostroti-zreniya-u-pacientov-v-vozraste-6-40-let-bez-virazhennoj-patologii-zreniya-ne-nablyudayushihsya-okulistom-sostavlyaet.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-na-luchshuyu-rabotu-po-russkoj-istorii-nasledie-predkov-molodim-2008.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii-metodicheskie-ukazaniya-k-individualnoj-rabote-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-discipline-psihologiya-sporta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/t-38-16-67-nauchnij-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-krejnovich-zoya-yurevna-vladimir.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhurnal-direktor-belarus-3-032009-aleksandr-galkevich-priglasim-antikrizisnih-upravlyayushih-iz-kazahstana.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stanovlenie-avtomatizacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-razresheniyu-konfliktov-mezhdu-detmi-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoj-deyatelnosti.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-l-durov-dressirovka-zhivotnih.html
  • literature.bystrickaya.ru/da-serzhant-komandir-pulemetnogo-otdeleniya-42-go-gvardejskogo-strelkovogo-polka-13-j-gvardejskoj-strelkovoj-divizii-62-j-armii-donskogo-fronta-vposledstvii-ml.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-eao-zavershilas-spasatelnaya-operaciya-informacionnoe-agentstvo-ria-dejtaru-16082011.html
  • essay.bystrickaya.ru/ceremoniya-otkritiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnosti-tema-koncepcii-analiza-finansovoj-otchetnosti-v-svete-trebovanij-rinochnoj-ekonomiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1mesto-disciplini-v-strukture-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-v-modulnoj-strukture-oop.html
  • university.bystrickaya.ru/frazeologizmi-v-romane-ma-sholohova-podnyataya-celina-chast-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/nesterenko-pridnestrove-i-ekonomiku-obsudit-lavrov-v-kisheneve-novosti-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/ukraina-aeroflot-ot-3000-kron-gazeta-dlya-russkogovoryashih-zhitelej-norvegii-russisk-bulevard-avis-for.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-kursa-geometriya-v-11-klasse-bazovij-uroven.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vanyagina-veronika-yurevna.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-dlya-5-10-klassov-specialnoj-korrekcionnoj-obsheobrazovatelnoj-shkoli-8-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-g-rahimov-obsudil-s-g-n-karelovoj-voprosi-po-uluchsheniyu-kachestva-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izolyaciya-i-otnosheniya-irvin-yalom.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magnitnoe-pole-slovar-spravochnik-ekologiya-cheloveka-.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sposobi-aktivizacii-mishleniya-razvitie-visshih-psihicheskih-processov-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadanie-po-nemeckomu-yaziku-dlya-studentov-ii-kursa-moskovskoj-duhovnoj-akademii-sektora-zaochnogo-obucheniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-operacionnaya-sistema.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskaya-karta-uchebnoj-issledovatelskoj-praktiki-zadachi-uchebnoj-issledovatelskoj-praktiki-zadachami-uchebnoj.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-minfina-rossii-ot-30-12-2009-150n-ob-utverzhdenii-ukazanij-o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-stranica-48.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/45-dopolnitelnaya-informaciya-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-vneshnetorgovih-sdelok.html
  • lecture.bystrickaya.ru/524-genetika-i-evolyuciya-osnovnie-polozheniya-po-kursu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-1-razdel-1-nastavlenie-po-tehnicheskoj-sluzhbe-federalnoj-protivopozharnoj-sluzhbi-v-chasti-pozharnih-avtomobilej-pozharnih-mashin-prisposoblennoj-tehniki-i-vspomogatelnih-avtomobilej-2-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-ukazatel-opisanij-izdatelstvo-energiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bakaev-vyacheslav-sergeevich-1979-gr-respublikanskij-konkurs-inzhener-goda-respubliki-mordoviya-2008-saransk-2009.html
  • learn.bystrickaya.ru/eventualnij-uchebno-metodicheskij-kompleks-federalnoe-agentstvo-svyazi-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/profil-standartov-sistemi-otchet-o-rabote-po-proektu.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-20-10-2008-borisov-dmitrij-15-00-11.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.