.RU

§ 1. Имплицитная эстетика - Бычков В. В. Эстетика: Учебник


^ § 1. Имплицитная эстетика
Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внут­ри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, бого­словии, экфрасисе — древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), клас­сический, совпадающий с развитием классической философской эс­тетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значи­мые результаты в греко-римской античности, в Средние века, в Воз­рождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эсте­тика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический пери­од, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на зад­ний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,

1 От лат. терминов implicite (неявно, в скрытом виде) и explicite (в разверну­том, явном виде).

14

филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.
Античность
С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев — учеников и последователей Пифаго­ра. Осмысливая структуру Универсума и место в нем человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с му­зыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности, пифагорейцы пришли к удивительному выводу о том, что космос организован по принципу музыкальной гармонии, ввели понятие «музыки небесных сфер». Точнее, по их представле­ниям, космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения, скорости и т.п.) организован на основе таких мате­матических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки, т.е. исполняемая музыка подражает на микроуровне «му­зыке небесных сфер» и этим доставляет людям радость и наслаж­дение. По убеждению пифагорейцев, душа человека представляет собой тоже некую гармонически организованную числовую струк­туру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку ра­дость. Таким способом душа постигает законы космоса, ибо соглас­но древней традиции «подобное познается подобным». Эти идеи активно вошли в античную эстетику.

Платон уже много и сознательно рассуждает о красоте, искус­ствах и о доставляемом ими удовольствии. При этом он с большой настороженностью относится ко всему тому, что сегодня составляет предмет эстетики. Во многих искусствах он видит «подражание» видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Поэтому с точки зрения гносеологии (т.е. с познавательной точки зрения, главной для философии) искусства практически бес­полезны. Доставляемое ими удовольствие тоже, согласно Платону, как правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений, которые в целом беспо­лезны для человека. Отсюда и красота настораживает его своей амбивалентностью. С одной стороны, она — источник чувственных вожделений, явно бесполезных для гражданина идеального полиса. С другой — возбудитель любви, страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллек­туальной деятельности философа, к истине.

Платон впервые выводит понятие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего

15

абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между субъектом и «высшим благом». К нему восходит концепция иерар­хии красоты, на вершине которой находится идея красоты, восхож­дение к которой только и оправдывает в конечном счете всю эсте­тическую сферу, ибо приобщение к этой «идее» свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

Для стоиков (Зенон и др.) to kalon, будучи высшим этическим идеалом, имеет и сильную эстетическую окраску, на которой дела­ется особый акцент при доказательстве существования богов (Кле­анф), при обосновании естественных оснований морали (Панэций). Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате «Об искусстве поэзии» (360—355 до н.э.) рассматривал сущностные ас­пекты поэтического искусства. Развивая античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от Платона, порицавшего именно за это искусство как «подражание подража­нию», Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Кроме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражания, в мастерстве художника: «...на что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов»1. Этой неосторожной фразой, сам того не желая, Аристотель зало­жил основы позднейшей эстетики и эстетизации безобразного, полу­чившей свое мощное воплощение в некоторых направлениях искус­ства ХХ в. (см. Раздел второй данной книги). Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усмат­ривал в катарсисе («очищении от аффектов») — своеобразной пси­хотерапевтической функции искусства, реализация которой сопро­вождается удовольствием.

Аристотель вообще уделил много внимания анализу удовольст­вия, его роли в человеческой жизни, в том числе и в связи с искусством. В «Никомаховой этике» он различал удовольствия «чистые», высокие, достойные свободнорожденных — «удовольст­вия от прекрасных вещей» и удовольствия низкие, телесные, пороч­ные, возбуждаемые постыдными вещами и присущие людям низким по происхождению и социальному положению. К первому роду он относил удовольствия от позитивных, созидательных видов деятель­ности, среди которых существенное место занимают искусства (жи-

1 Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 48—49.

16

вопись, скульптура, ораторское искусство, трагедия, музыка), фи­лософия, а также любая совершенная в своем роде и ориентирован­ная на конкретное чувство деятельность: «... в каждом случае лучшей является деятельность [чувства], устроенного наилучшим образом для восприятия самого лучшего из подлежащего воспри­ятию этим чувством. Эта деятельность и будет совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие». При этом удовольствие не только свидетельствует о совершенстве воспринимаемой вещи или осуществляемой деятельности, но и «делает всякую вещь совершен­ной», т.е. стимулирует совершенство1.

Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли последовательно связал сферу эстетического (прекрасного, совер­шенного, искусства) с удовольствием, чистым, высоким наслажде­нием, которое в эксплицитной эстетике будет названо эстетическим наслаждением и без и вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта. Более того, он стремился показать, что такое удовольствие, в отличие от сугубо телесного и порочного, является союзником высокого благородства и разума и свидетельствует о полноте реализации человека в жизни. «Удовольствие же придает совершенство и полноту деятельностям, — писал он, — а значит, и самой жизни, к которой все стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно избрания»2. Особенно высоко Аристотель ценил наслаждения, доставляемые искусствами, полагая, что они только тогда и достигают своей цели, когда несут удовольствие, которое он почитал как «разумное наслаждение». Наиболее высокие степе­ни такого наслаждения люди получают от музыки и изобразитель­ных искусств (скульптуры, живописи). И их он ценил очень высоко, обозначая как «божественное наслаждение», ибо оно не требует никаких внешних движений, изменений, но предполагает только спокойное созерцание, адекватное искусству мыслительной деятель­ности, или философии.

Аристотель, таким образом, явился первым в европейском ареале мыслителем, который уделил много внимания важнейшим эстетичес­ким проблемам — искусству в целом и его различным видам (об этом еще речь впереди), механизму их воздействия на человека, месту в социуме и Универсуме, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим для понимания искусства, показал связь эстетической сферы (искусства и прекрасной, совершенной деятельности, вообще

1 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 272—275.

2 Там же. С. 275.

17

прекрасного) с высокими формами удовольствия. Этим фактически был определен основной круг проблем, которые до сих пор входят в предметно-смысловое поле эстетики как науки.

В античных трактатах, посвященных музыке, много внимания уделялось музыкальному «этосу» — направленному воздействию тех или иных музыкальных ладов на психику слушателей; «Рито­рики» разрабатывали правила соответствующего словесного воздей­ствия. Среди этих текстов особое место занимает трактат «О воз­вышенном» (I в.), в котором анализируется возвышенный тип ораторской речи и впервые вводится понятие возвышенного (to hypsos) фактически в качестве эстетической категории. Плотин, опираясь на Платона, на основе своей эманационной теории Уни­версума разработал четкую иерархическую систему уровней красоты от трансцендентной (Единого) через ноуменальную до материальной и видел в выражении прекрасного (всех уровней) одну из главных задач искусства. При подробном рассмотрении основных категорий и проблем эстетики мы будем еще иметь возможность обращаться к их истокам, в том числе и к античным (см. гл. II и III).

-2-iranci-yuga-i-grecheskie-kolonii-v-severnom-prichernomore-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-2-istoricheskoe-znachenie-stolipinskoj-agrarnoj-reformi-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v.html
-2-iudejskie-shahmati-nikonov-a-p-n63-opium-dlya-naroda-religiya-kak-globalnij-biznes-proekt-aleksandr-nikonov.html
-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
-2-kochevoe-naselenie-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-n-g-hajrullina-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
-2-koncepciya-smeni-paradigm-izdatelstvo.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-sostoyanii-raboti-po-profilaktike-pravonarushenij-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-pyatayavo-vremeni-nagualya-kniga-chetvertaya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-osobennosti-visokoproizvoditelnie-bolshoj-emkosti-programmiruemie-polzovatelem-logicheskie-integralnie-shemi-s-arhitekturoj-fpga-field-programmable-ga-stranica-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iv-mezhdunarodnij-molodezhnij-medicinskij-kongress.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-virastit-zdorovogo-rebenka-radio-29-mayak-novosti-11-10-2005-garin-petr-12-00-29.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tak-chto-zhe-takoe-instinkt-anatolij-protopopov.html
  • writing.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-organizaciya-pitaniya-doklad-mou-gimnaziya-5.html
  • education.bystrickaya.ru/3-poryadok-formirovaniya-i-razmesheniya-kompensacionnogo-fonda-chleni-nekommercheskogo-partnerstva-mezhregionalnoe.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-hvatit-li-u-vas-sil-na-vashu-luchshuyu-istoriyu-dzhim-loer.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prinadlezhnost-teksta-k-opredelennomu-stilyu-i-zhanru-problemi-sovremennogo-yaponskogo-yazikoznaniya-lingvistika-teksta.html
  • college.bystrickaya.ru/10-sredstva-drugih-bankov-otchet-o-finansovom-polozhenii-po-sostoyaniyu-na-31dekabrya-2010-goda-3-v-tisyachah-rublej-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/marketing-shpori-chast-9.html
  • education.bystrickaya.ru/2-predstavitelnost-rezultatov-kolonkovogo-bureniya-dlya-podscheta-zapasov-po-kategorii-s.html
  • turn.bystrickaya.ru/opis-dokumentov-predstavlyaemih-dlya-uchastiya-v-otkritom-konkurse-k-uchastiyu-v-otkritom-konkurse.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-syllabus-disciplina-specialnost-vichislitelnaya-tehnika-i-programmnoe-obespechenie-5v070400.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-ohrana-truda-kemerovo.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-professionalnoj-podgotovki-professionalnoj-podgotovki-perepodgotovki-povisheniya-kvalifikacii-po-rabochej-professii-230103.html
  • spur.bystrickaya.ru/master-obsheniya-soveti-praktikuyushego-psihologa-stranica-4.html
  • writing.bystrickaya.ru/avtorskoe-pravo-chast-2.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-7-metodi-issledovaniya-nervnoj-sistemi-7-metodi-issledovaniya-nervnoj-sistemi.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-energeticheskoe-obsledovanie-samoreguliruemie-zakonodatelnie-akti-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/podbor-proizvoditelej-1iz-istorii-razvedeniya-persidskih-koshek.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-7-doverennost-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyuchit-gosudarstvennij-kontrakt-na.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-rostove-v-dtp-popala-marshrutka-pyat-chelovek-postradalo-internet-resurs-161ru-11112011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-formi-vospitaniya-lichnogo-sostava-v-l-kubishko-pod-obshej-redakciej.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-4-psihologiya-vospitaniya-lichnosti-shkolnika-plan-20-ponyatie-pedagogicheskoj-deyatelnosti-koncepcii-pedagogicheskogo.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-funkcionalnih-obzorov-doklad-podgotovlen-dlya-pravitelstva-rossijskoj-federacii-nik-menning-i-nil-perison-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-i-vid-standarta.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-programmno-metodicheskoe-obespechenie-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-razvitiya-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva-specialnost-050707-65-pedagogika-i-metodika-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vozdushnij-transport-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskoj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/depressivnij-nevroz-soputstvuyushie-zabolevaniya-gipertonicheskaya-bolezn-i-st.html
  • credit.bystrickaya.ru/ozh-543-218-1-himiyadan-blm-berude-dialogti-oitu-dsn-rol-zhasibaeva-zh-m-h-k-aa-oitushi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukazaniya-i-rukovodyashie-principi-po-kategoriyam-istochnikov-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.