.RU

§ 1. Имплицитная эстетика - Бычков В. В. Эстетика: Учебник


^ § 1. Имплицитная эстетика
Она уходит корнями в глубокую древность и представляет собой полутеоретическое свободное осмысление эстетического опыта внут­ри других дисциплин (в философии, риторике, филологии, бого­словии, экфрасисе — древних описаниях произведений искусства и т.п.). Имплицитная эстетика существовала на протяжении всей истории эстетики и существует ныне. Условно в ней можно выделить три основных периода: протонаучный (до середины XVIII в.), клас­сический, совпадающий с развитием классической философской эс­тетики (середина XVIII—XIX в.) и постклассический (условно с Ф. Ницше и до настоящего времени).

В европейском ареале протонаучная эстетика дала наиболее значи­мые результаты в греко-римской античности, в Средние века, в Воз­рождении, внутри таких художественно-эстетических направлений, как классицизм и барокко. В классический период имплицитная эсте­тика особенно плодотворно развивалась в направлениях романтизма, реализма и символизма. Начавшийся с Ницше постклассический пери­од, основу которого составила переоценка всех ценностей культуры, отодвинул собственно теоретическую эстетику (эксплицитную) на зад­ний план, на уровень школьной дисциплины. Эстетическое знание в ХХ в. наиболее активно развивалось внутри других наук (философии,

1 От лат. терминов implicite (неявно, в скрытом виде) и explicite (в разверну­том, явном виде).

14

филологии, лингвистики, психологии, социологии, искусствоведения и т.д.), т.е. опять приобрело имплицитный характер.
Античность
С первыми следами значимого осознания эстетического опыта мы встречаемся у пифагорейцев — учеников и последователей Пифаго­ра. Осмысливая структуру Универсума и место в нем человека с математических позиций, которые тогда тесно переплетались с му­зыкой как математической дисциплиной, изучавшей ритмические закономерности, пифагорейцы пришли к удивительному выводу о том, что космос организован по принципу музыкальной гармонии, ввели понятие «музыки небесных сфер». Точнее, по их представле­ниям, космос (движение планет, расстояния между ними, периоды их обращения, скорости и т.п.) организован на основе таких мате­матических принципов, которые затем легли в основу человеческой музыки, т.е. исполняемая музыка подражает на микроуровне «му­зыке небесных сфер» и этим доставляет людям радость и наслаж­дение. По убеждению пифагорейцев, душа человека представляет собой тоже некую гармонически организованную числовую струк­туру. Музыка, резонируя с душой, вводит ее в некий глобальный резонанс (гармонию) с космосом, чем и доставляет человеку ра­дость. Таким способом душа постигает законы космоса, ибо соглас­но древней традиции «подобное познается подобным». Эти идеи активно вошли в античную эстетику.

Платон уже много и сознательно рассуждает о красоте, искус­ствах и о доставляемом ими удовольствии. При этом он с большой настороженностью относится ко всему тому, что сегодня составляет предмет эстетики. Во многих искусствах он видит «подражание» видимому миру, который сам является лишь подражанием миру идей. Поэтому с точки зрения гносеологии (т.е. с познавательной точки зрения, главной для философии) искусства практически бес­полезны. Доставляемое ими удовольствие тоже, согласно Платону, как правило, уводит человека от поисков истины и от жизненной пользы в сферу чувственных наслаждений, которые в целом беспо­лезны для человека. Отсюда и красота настораживает его своей амбивалентностью. С одной стороны, она — источник чувственных вожделений, явно бесполезных для гражданина идеального полиса. С другой — возбудитель любви, страстного стремления не только к чувственному возлюбленному, но и к духовной сфере, к интеллек­туальной деятельности философа, к истине.

Платон впервые выводит понятие to kalon (прекрасное как в физическом, так и в нравственном смыслах) на уровень некоего

15

абстрактного начала, указывающего вместе с тем путь к моральному и духовному совершенствованию человека, посредствующего между субъектом и «высшим благом». К нему восходит концепция иерар­хии красоты, на вершине которой находится идея красоты, восхож­дение к которой только и оправдывает в конечном счете всю эсте­тическую сферу, ибо приобщение к этой «идее» свидетельствует о приобщении к божественному миру идей, к бессмертию.

Для стоиков (Зенон и др.) to kalon, будучи высшим этическим идеалом, имеет и сильную эстетическую окраску, на которой дела­ется особый акцент при доказательстве существования богов (Кле­анф), при обосновании естественных оснований морали (Панэций). Аристотель в своем не полностью сохранившемся трактате «Об искусстве поэзии» (360—355 до н.э.) рассматривал сущностные ас­пекты поэтического искусства. Развивая античную традицию, он видел смысл искусства в мимесисе, однако в отличие от Платона, порицавшего именно за это искусство как «подражание подража­нию», Аристотель считал, что поэтический мимесис ориентирован не столько на бездумное копирование действительности, сколько на ее «правдоподобное» изображение в вероятностном модусе. Кроме того, смысл художественного мимесиса он видел в самом акте искусного подражания, в мастерстве художника: «...на что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов»1. Этой неосторожной фразой, сам того не желая, Аристотель зало­жил основы позднейшей эстетики и эстетизации безобразного, полу­чившей свое мощное воплощение в некоторых направлениях искус­ства ХХ в. (см. Раздел второй данной книги). Главное назначение миметического искусства (трагедии, в частности) Аристотель усмат­ривал в катарсисе («очищении от аффектов») — своеобразной пси­хотерапевтической функции искусства, реализация которой сопро­вождается удовольствием.

Аристотель вообще уделил много внимания анализу удовольст­вия, его роли в человеческой жизни, в том числе и в связи с искусством. В «Никомаховой этике» он различал удовольствия «чистые», высокие, достойные свободнорожденных — «удовольст­вия от прекрасных вещей» и удовольствия низкие, телесные, пороч­ные, возбуждаемые постыдными вещами и присущие людям низким по происхождению и социальному положению. К первому роду он относил удовольствия от позитивных, созидательных видов деятель­ности, среди которых существенное место занимают искусства (жи-

1 Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С. 48—49.

16

вопись, скульптура, ораторское искусство, трагедия, музыка), фи­лософия, а также любая совершенная в своем роде и ориентирован­ная на конкретное чувство деятельность: «... в каждом случае лучшей является деятельность [чувства], устроенного наилучшим образом для восприятия самого лучшего из подлежащего воспри­ятию этим чувством. Эта деятельность и будет совершеннейшей и доставляющей наивысшее удовольствие». При этом удовольствие не только свидетельствует о совершенстве воспринимаемой вещи или осуществляемой деятельности, но и «делает всякую вещь совершен­ной», т.е. стимулирует совершенство1.

Аристотель одним из первых в истории эстетической мысли последовательно связал сферу эстетического (прекрасного, совер­шенного, искусства) с удовольствием, чистым, высоким наслажде­нием, которое в эксплицитной эстетике будет названо эстетическим наслаждением и без и вне которого не мыслится вообще сфера эстетического опыта. Более того, он стремился показать, что такое удовольствие, в отличие от сугубо телесного и порочного, является союзником высокого благородства и разума и свидетельствует о полноте реализации человека в жизни. «Удовольствие же придает совершенство и полноту деятельностям, — писал он, — а значит, и самой жизни, к которой все стремятся. Поэтому понятно, что тянутся и к удовольствию, для каждого оно делает жизнь полной, а это и достойно избрания»2. Особенно высоко Аристотель ценил наслаждения, доставляемые искусствами, полагая, что они только тогда и достигают своей цели, когда несут удовольствие, которое он почитал как «разумное наслаждение». Наиболее высокие степе­ни такого наслаждения люди получают от музыки и изобразитель­ных искусств (скульптуры, живописи). И их он ценил очень высоко, обозначая как «божественное наслаждение», ибо оно не требует никаких внешних движений, изменений, но предполагает только спокойное созерцание, адекватное искусству мыслительной деятель­ности, или философии.

Аристотель, таким образом, явился первым в европейском ареале мыслителем, который уделил много внимания важнейшим эстетичес­ким проблемам — искусству в целом и его различным видам (об этом еще речь впереди), механизму их воздействия на человека, месту в социуме и Универсуме, вопросам мимесиса и катарсиса, как важнейшим для понимания искусства, показал связь эстетической сферы (искусства и прекрасной, совершенной деятельности, вообще

1 Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. С. 272—275.

2 Там же. С. 275.

17

прекрасного) с высокими формами удовольствия. Этим фактически был определен основной круг проблем, которые до сих пор входят в предметно-смысловое поле эстетики как науки.

В античных трактатах, посвященных музыке, много внимания уделялось музыкальному «этосу» — направленному воздействию тех или иных музыкальных ладов на психику слушателей; «Рито­рики» разрабатывали правила соответствующего словесного воздей­ствия. Среди этих текстов особое место занимает трактат «О воз­вышенном» (I в.), в котором анализируется возвышенный тип ораторской речи и впервые вводится понятие возвышенного (to hypsos) фактически в качестве эстетической категории. Плотин, опираясь на Платона, на основе своей эманационной теории Уни­версума разработал четкую иерархическую систему уровней красоты от трансцендентной (Единого) через ноуменальную до материальной и видел в выражении прекрасного (всех уровней) одну из главных задач искусства. При подробном рассмотрении основных категорий и проблем эстетики мы будем еще иметь возможность обращаться к их истокам, в том числе и к античным (см. гл. II и III).

-2-iranci-yuga-i-grecheskie-kolonii-v-severnom-prichernomore-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-2-istoricheskoe-znachenie-stolipinskoj-agrarnoj-reformi-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v.html
-2-iudejskie-shahmati-nikonov-a-p-n63-opium-dlya-naroda-religiya-kak-globalnij-biznes-proekt-aleksandr-nikonov.html
-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
-2-kochevoe-naselenie-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga-n-g-hajrullina-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
-2-koncepciya-smeni-paradigm-izdatelstvo.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-iz-samogo-svyashennogo-pisaniya-svyashennoe-pisanie-vethogo-zaveta-moiseevo-pyatiknizhie.html
  • college.bystrickaya.ru/12-stanovlenie-rinochnih-otnoshenij-i-r-shegelman-lesnie-transformacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/substantivnie-opredeleniya-v-povesti-paustovskogo-o-zhizni-chast-14.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-poklonenii-i-sluzhenii-v-duhe-i-istine-chast-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vse-lyubyat-radarixcom-radariks-vse-sekretnoe-i-tajnoe-vsegda-vizivaet-povishennij-interes-obshestvennosti-stoit.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-ministerstvo-srednego-obrazovaniya-rossijskoj-federacii-proekt-po-kulinarii-holodnie-zakuski.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stepen-vliyaniya-uslovij-proizvodstvennoj-sredi-i-trudovogo-processa-na-funkcionalnoe-sostoyanie-organizma.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-o-koshkah-i-tolko-o-nih.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zashita-grazhdanskih-prav-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-3-vozniknovenie-nauki-nauka-i-praktika-kohanovskij-v-p-zolotuhina-e-v-leshkevich-t-g-fathi-t-b-filosofiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-kontrol-i-reviziya-stranica-9.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-ekonomiko-matematicheskoe-modelirovanie-v-apk.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-duhovnoe-rukovodstvo-kniga-po-meditacii-poetapnoe-rukovodstvo-po-tradicionnoj-praktike.html
  • credit.bystrickaya.ru/per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-16.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-yavlyaetsya-ne-tolko-polnopravnim-no-i-vazhnejshim-komponentom-obrazovatelnogo-processa-v-usloviyah-realizacii-fgos-aktualiziruetsya-problema-organizacii-samostoyatelnoj-raboti.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-podhodi-k-ponimaniyu-obuchennosti-shkolnikov-v-usloviyah-kompyuternoj-obrazovatelnoj-sredi-stranica-9.html
  • university.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-25-27-noyabrya-2006-g.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-beta-chastic-s-veshestvom.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lizing-sushnost-perspektivi-razvitiya-chast-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-6-tehnicheskaya-teoriya-specifika-tehnicheskogo-i-tehnologicheskogo-znaniya-plan.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/matematicheskoe-modelirovanie-v-sejsmorazvedke-chast-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-sdachi-kvalifikacionnogo-ekzamena-na-dolzhnost-federalnogo-sudi-mirovogo-sudi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/himiya-vokrug-nas-yurij-kukushkin-stroitelnie-materiali-himiya-vokrug-nas.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-tretya-glava-16-bal-hishnikov-podlinnaya-istoriya-drexel-burnham-i-vzlet-imperii-musornih-obligacij-pinguin.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/strahovanie-bankovskih-riskov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz--prinyata-na-pedagogicheskom-sovete-2011g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/15-iyunya-2009g-641-stranica-16.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imenuemoe-v-dalnejshem-zakazchik-v-lice.html
  • spur.bystrickaya.ru/l-i-atkina-oficialnie-opponenti.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhotraslevoj-balans-proizvodstva-i-raspredeleniya-produkcii-otraslej-materialnogo-proizvodstva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-metodov-i-metodik-razvitiya-matematicheskih-sposobnostej-mladshih-shkolnikov-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/seriya-elso-seriya-fashion-dlya-skritoj-ustanovki-belij-cvet-ceni-na-interesuyushuyu-vas-produkciyu-mozhno-utochnit.html
  • education.bystrickaya.ru/17-zanyatie-6-kreativnoe-raskritie-i-associativnij-metod-kniga-professora-h-lyojnera-predstavlyaet-soboj-fundamentalnij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhelezobetonnie-i-kamennie-konstrukcii-obshaya-trudoemkost-disciplini.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.