.RU

§ 1. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия


^ § 1. Петровские преобразования в России
в первой четверти XVIII в.:
содержание, итоги, последствия
Петр I, вступив на престол в 1682 г., начал править самостоятельно
с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.

Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича, в социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось.

Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более целостный характер.

Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.

Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости.

С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов
и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Данный указ юридически уравнял две формы земельного владения, существовавших в России: вотчину и поместье. И то и другое стало наследственной формой земле владения, чего так добивались дворяне.

Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий
в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором.

Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне 1700—1725 гг. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии и флота.

Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин
и выводилась искомая цифра.

Глубокие изменения произошли при Петре I в области культуры и быта.

Основные цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.

Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший подлое крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она состоит, историки определяют по-разному.

-2-v-p-s-s-5-uchebnik-serzhanta-vozdushno-desantnih-vojsk.html
-2-vidi-idealnoj-sovokupnosti-prestuplenij-b-s-volkov-vmonografii-raskrivayutsya-ponyatie-i-yuridicheskie-priz.html
-2-vliyanie-sociodemograficheskih-izmenenij-na-razvitie-mirovogo-rinka-turizma.html
-2-voennaya-bezopasnost-i-ee-zakonodatelnoe-obespechenie-doklad-soveta-federacii.html
-2-voprosi-zadachi-3-4-obyasnit-eksperiment-obidchivij-sharik.html
-2-vozrast-kak-priznak-subekta-prestupleniya-vliyanie-vozrasta-na-ugolovnuyu-otvetstvennost.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-psihologiya-i-pedagogika-napravlenie-podgotovki.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zolotoj-kvadrat-barselona-putevoditel-afishi-01-10-veshej-kotorie-nuzhno-sdelat-v-barselone-1.html
  • literature.bystrickaya.ru/chetirehletnyaya-dasha-gunkina-iz-rostovskoj-oblasti-otpravitsya-na-lechenie-v-germaniyu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proekt-2000-538-s-seriya-koncepcii-stranica-19.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yazichestvo-vostochnih-slavyan-i-ego-otrazhenie-v-bite-i-nravah-naroda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mi-razrushili-vsyu-sistemu-podgotovki-sportsmenov-v-bashkirii-poyavitsya-eshe-odin-fizkulturnij-kompleks-10-budem.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminologiya-kak-nauka.html
  • write.bystrickaya.ru/estestvenno-tehnicheskie-nauki-sedmaya-ramochnaya-programma-nauchno-tehnologicheskogo-sotrudnichestva-es-7rp-novosti.html
  • books.bystrickaya.ru/dajto-ryu-shkola-velikogo-vostoka-enciklopedicheskij-spravochnik.html
  • textbook.bystrickaya.ru/istoricheskij-fakultet-programma-62-j-nauchnoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-19-23-aprelya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-kolorimetrii-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnostyam-26070400-tehnologiya-tekstilnih-izdelij.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-akimov-vladimir.html
  • lesson.bystrickaya.ru/svyato-uspenskij-kafedralnij-sobor-tashkent.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-7-aleksandr-rudazov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-taktiki-rassledovaniya-ubijstv-chast-16.html
  • crib.bystrickaya.ru/kafedra-lingvodidaktiki-komplekt-uchebno-metodicheskih-materialov-k-uchebnomu-modulyu.html
  • institute.bystrickaya.ru/filosofiya-i-obshestvennaya-misl-stranica-4.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-po-kursu-17-internet-resursi-18.html
  • books.bystrickaya.ru/effektivnoe-ispolzovanie-sovremennih-obrazovatelnih-tehnologij-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovie-sposobi-zashiti-prava-sobstvennosti-i-inih-veshnih-prav.html
  • shkola.bystrickaya.ru/molekulyarnie-spektri.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sharapova-voshla-v-pyaterku-luchshih-tennisistok-planeti-sportkompleks-v-krasnovisherske-otkroetsya-v-dekabre-11-v-tomske.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-predmetu-istoriya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-informacionnaya-spravka-adres-shkoli-stranica-6.html
  • bystrickaya.ru/vliyanie-vidimogo-sveta-na-organizm-cheloveka-chast-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchastok-64-reshenie-9-fevralya-2010-g-4678-10.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-10-761-ot-26-marta-2012-g-stranica-13.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-tema-igrovoj-metod-na-uroke-fizkulturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-mezhdunarodnaya-sistema-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-gaap-usa-gaap-uk-ias-40-akadem-chasa.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tehnologiya-tatarskoj-kuhni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-realizuemie-v-dou-kolichestvo-grupp-ih-napolnyaemost-i-rezhim-raboti.html
  • spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-ekonomicheskaya-teoriya-na-temu-ocenka-stepeni-monopolizacii-sovremennoj-rossijskoj-ekonomiki-na-primere-otdelnih-sektorov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2010-gg-stranica-14.html
  • college.bystrickaya.ru/31-obshie-svedeniya-metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-i-vipolneniyu-kontrolnih-zadanij-dlya-uchashihsya-zaochnikov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-proekta-po-proforientacionnoj-rabote-predprofilnoj-podgotovke-profilnomu-obucheniyu-uchashihsya-mou-gimnazii-14-ideya-programmi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.