§ 1. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия
.RU

§ 1. Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: содержание, итоги, последствия


^ § 1. Петровские преобразования в России
в первой четверти XVIII в.:
содержание, итоги, последствия
Петр I, вступив на престол в 1682 г., начал править самостоятельно
с 1694 г. Историки, споря о значении совершенного Петром, едины во мнении, что его правление было эпохой в русской истории. Его деятельность нельзя объяснить лишь увлечением европейскими порядками и неприязнью к старорусскому образу жизни. Конечно, личные качества царя отразились в преобразованиях начала XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость, целеустремленность, энергичность, открытость, свойственные его натуре, характерны и для его деятельности. Но реформы имели свои объективные предпосылки, которые к концу XVII в. определились со всей очевидностью.

Возможными реформы делали процессы, набравшие силу в правление отца Петра I Алексея Михайловича, в социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). В сфере государственного устройства: торжество абсолютистских тенденций, прекращение деятельности Земских соборов, усовершенствование системы центральных органов власти и управления. В военной сфере: полки «нового строя», попытки изменить систему комплектования армии. В сфере внешней политики: военная и дипломатическая активность в черноморском и прибалтийском направлениях. В духовной сфере: обмирщение культуры, усиление европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ Никона. Отмеченные изменения, значительные сами по себе, тем не менее не устраняли главного — отставание России от западноевропейских держав не сокращалось.

Преобразованиями были охвачены все области общественной жизни — экономика, социальные отношения, система власти и управления, военная сфера, церковь, культура и быт. До середины 1710-х гг. они проводились без ясного плана, под давлением обстоятельств, главным образом военных. Затем реформы приобрели более целостный характер.

Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфактур.

Петр I полностью изменил систему государственного управления. Место Боярской думы, не игравшей существенной роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий Сенат, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Первоначально в Сенат входили девять человек, позже была учреждена должность генерал-прокурора. В 1717—1718 гг. были ликвидированы приказы и созданы коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось) — Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия и др. Их деятельность определял Генеральный регламент (1720). В отличие от приказов коллегии строились на принципах коллегиальности, разграничения полномочий, жесткой регламентации деятельности. В систему государственного управления внедрялись бюрократические механизмы (иерархия, строгое соподчинение, следование инструкции, низведение личности управленца до уровня исполняемой им функции), бравшие верх над старинными началами местничества и родовитости.

С принятием Табели о рангах (1722), разделившей всех государственных служащих — военных, штатских и придворных — на 14 классов
и открывшей перед выходцами из социальных низов блестящие перспективы продвижения к дворянству (потомственным дворянином становился чиновник, получивший 8 класс по штатской службе), бюрократическая машина сложилась окончательно. Приобщению дворян к государственной службе должен был способствовать «Указ о единонаследии» (1714), по которому все земли передавались по наследству лишь одному из сыновей. Данный указ юридически уравнял две формы земельного владения, существовавших в России: вотчину и поместье. И то и другое стало наследственной формой земле владения, чего так добивались дворяне.

Реформы центральной власти сочетались с внедрением нового территориального деления страны на восемь губерний во главе с губернаторами, подчиненными монарху и обладавшими всей полнотой полномочий
в отношении вверенного им населения. Позднее губернское деление было дополнено делением на 50 провинций во главе с воеводами. Духу и логике преобразований соответствовало превращение церкви в элемент государственного аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными делами создал Святейший Синод во главе со светским обер-прокурором.

Важнейшим элементом преобразований было введение рекрутской системы комплектования армии. Рекрут направлялся на пожизненную военную службу от определенного числа крестьян и других податных сословий. В 1699—1725 гг. были проведены 53 рекрутских набора в армию и на военный флот, который был создан Петром, — всего более 200 тыс. человек. Регулярная армия подчинялась единым военным уставам и наставлениям. Победа в Северной войне 1700—1725 гг. была бы невозможна без военной реформы, создания регулярной армии и флота.

Содержание армии, строительство мануфактур, активная внешняя политика требовали огромных денег. До 1724 г. вводились все новые налоги: на бороду, дым, баню, мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после переписи населения мужское население податных сословий было обложено душевой податью. Ее размеры определялись просто: сумма расходов на содержание армии и флота делилась на количество взрослых мужчин
и выводилась искомая цифра.

Глубокие изменения произошли при Петре I в области культуры и быта.

Основные цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать Россию, преодолеть отставание, создать регулярное, эффективное государство, сделать страну великой державой. Эти цели в значительной степени были достигнуты. Символом успехов можно считать провозглашение России империей (1721). Но за блестящим имперским фасадом скрывались серьезные противоречия: реформы проводились насильственно, с опорой на карательную мощь государственного аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации населения. Утвердился абсолютизм, и его главной опорой стал разросшийся бюрократический аппарат. Несвобода всех сословий усилилась — дворянства, подчиненного жесткой опеке государства, в том числе. Стал реальностью культурный раскол русского общества на европеизированную элиту и массу населения, чуждого новым ценностям. Насилие было признано главным мотором исторического развития страны.

Противоречивость преобразований породила споры о Петре I, значении его деятельности. Знаменитая дискуссия западников и славянофилов середины XIX в. создала устойчивые стереотипы. Царь-преобразователь, гигант, двинувший Россию на европейский путь, — и жестокий тиран, столкнувший ее с традиционной траектории развития, насадивший продажную бюрократию и укрепивший подлое крепостничество. Истина, наверное, посредине, но в чем она состоит, историки определяют по-разному.

-2-v-p-s-s-5-uchebnik-serzhanta-vozdushno-desantnih-vojsk.html
-2-vidi-idealnoj-sovokupnosti-prestuplenij-b-s-volkov-vmonografii-raskrivayutsya-ponyatie-i-yuridicheskie-priz.html
-2-vliyanie-sociodemograficheskih-izmenenij-na-razvitie-mirovogo-rinka-turizma.html
-2-voennaya-bezopasnost-i-ee-zakonodatelnoe-obespechenie-doklad-soveta-federacii.html
-2-voprosi-zadachi-3-4-obyasnit-eksperiment-obidchivij-sharik.html
-2-vozrast-kak-priznak-subekta-prestupleniya-vliyanie-vozrasta-na-ugolovnuyu-otvetstvennost.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-vneurochnoj-deyatelnosti-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vstrecha-na-elbe-o-chem-eta-kniga-2-dlya-kogo-eta-kniga-3.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodologiya-ekonomiko-statisticheskoj-ocenki-i-modelirovaniya-kachestva-visshego-obrazovaniya-s-uchyotom-kriteriya-zanyatosti.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-prestupnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/krasilnikyanc-natalya-nikolaevna-stranica-4.html
  • books.bystrickaya.ru/centralnaya-rajonnaya-biblioteka-im-b-e-kravchenko-stranica-4.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9-klass-primernie-programminachalnogo-obshego-obrazovaniya-tehnologiya-trud-poyasnitelnaya-zapiska-status-dokumenta.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-departamenta-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-o-hode-vipolneniya-mezhdunarodnih-konvencij-i-soglashenij-v-sfere-ohrani-okruzhayushej-sredi-otnosyashihsya-k-kompetencii-minprirodi-rossii.html
  • exam.bystrickaya.ru/zakonnost-i-pravoporyadok-ponyatie-i-sootnoshenie-chast-2.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-xxix-torgovij-dom-dombi-i-sin-torgovlya-optom-v-roznicu-i-na-eksport.html
  • lecture.bystrickaya.ru/52komplekt-dokumentacii-dlya-provedeniya-pilotnih-proektov-po-perevodu-vibrannih-administrativno-upravlencheskih-processov-na-autsorsing.html
  • znanie.bystrickaya.ru/9-ispitaniya-turbogeneratorov-na-nagrevanie-v-asinhronnih-rezhimah-bez-vozbuzhdeniya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-ucheta-sobstvennogo-31-kapitala-i-uvelicheniyu-ego-dohodnosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/oborudovanie-dlya-sistem-otopleniya-ohlazhdeniya-i-vodosnabzheniya-zdanij-tehnologii-komforta-i-energosberezheniya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-zagadki-kruglogo-stola-i-graalya-varakin-a-s-rozenkrejceri-ricari-rozi-i-kresta.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-dlya-mezhdunarodnih-nablyudatelej-ot-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv-po-nablyudeniyu-za-viborami-i-referendumami-stranica-9.html
  • exam.bystrickaya.ru/zvt-pro-navchalnu-praktiku-na-posad-komandira-vddlennya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1480--dppf12-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-specialnost.html
  • essay.bystrickaya.ru/endoskopicheskie-metodi-profilaktiki-aya-chast-ministerstva-vnutrennih-del-respubliki-tatarstan-vestnik-sovremennoj.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-i-moya-rodina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/iv-vibor-celej-i-razrabotka-scenariev-budushego-investicionnij-plan-modernizacii-monogoroda-ust-ilimsk-irkutskoj.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-bolshoj-belij-chelovek-aleksandr-shakilov-vojna-krotov.html
  • composition.bystrickaya.ru/opisanie-mesta-uchebnogo-predmeta-v-uchebnom-plane-rabochaya-programma-po-okruzhayushemu-miru-umk-shkola-2100.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasskazivajte-im-o-svoem-opite-dzhon-maksvell-dzhim-dornan-kak-stat-vliyatelnim-chelovekom.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/odvodit-itogi-i-opredelyat-zadachi-na-perspektivu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-viezdov-pozharnih-podrazdelenij-str.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/universiteti-i-nauchnie-uchrezhdeniya-stranica-33.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-estestvoznaniya-rabochaya-programma-programma-lekcionnogo-kursa-plani-prakticheskih-zanyatij.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-66-str.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/udk159923-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniya-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-x-plata-za-zemlyu-i-ocenka-zemli-institut-zakonodatelstva.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hrestomatiya-po-istorii-russkogo-prava-sostavil-m-vladimirskij-budanov-vipusk-tretij-izdanie-trete-1888-g-allpravo-ru-2005-stranica-5.html
  • uchit.bystrickaya.ru/substanciya-misli-slabaya-metrika-kakim-obrazom-process-mishleniya-svoimi-konstrukciyami-pitaetsya-smodelirovat-ustrojstvo-bitiya-bolee-fundamentalnoe-chem-sam.html
  • control.bystrickaya.ru/critic-oboroten-teni-chernobilya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.