.RU

§ 10. Эмпатия - М. Н. Руткевич член-корреспондент ран, доктор юридических наук


^ § 10. Эмпатия

Ведя себя агрессивно во время конфликта по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своего противника. Какие чувства испытывают при этом сами агрессоры? Вполне возможно, что они переживают эмпатию, т.е. испытывают чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степени эмпатии агрессора уровень агрессии в последующих актах может меняться. Иными словами, в тех случаях, когда жертва агрессии демонстрирует признаки негативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии может снизиться. Результаты многих экспериментов, проводившихся как с детьми, так и со взрослыми, подтверждают это. Эмпатия как реакция на ситуацию, порождающую эмоции, определялась путем заполнения опросных листов или путем регистрации мимики и жестикуляции, свидетельствующих о наличии эмпатических реакций. Полученные результаты дали один и тот же ответ чем выше уровень эмпатии, переживаемой участниками эксперимента, тем ниже уровень агрессии в последующих актах насилия.

Однако замечено, что боль и страдание жертвы не всегда вызывают эмпатию. Если агрессор раздражен или уверен в правильности своих действий, то демонстрация боли со стороны жертвы (сигнал о боли) может доставлять ему даже удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления.

По мнению некоторых исследователей, большинству убийц эмпатия абсолютно не свойственна. Особенно это касается профессиональных киллеров и так называемых некрофилов - людей, испытывающих неудержимое стремление к чужой смерти. Как правило, это люди, которые не видят иного выхода из своей жизненной ситуации, кроме убийства и разрушения, постоянно прибегают к ним, даже невзирая на то, что ранее уже наказывались за это.

В данном смысле рецидивы насильственных преступлений весьма показательны, особенно если в их цепи присутствует убийство. Если уместно говорить об уровнях некрофилии, то наивысший из них представлен теми, кто убивает детей или совершенно незнакомых людей, не сводя личные счеты и не испытывая ненависти или вражды (например, стреляя по толпе или убивая при разбое случайного прохожего), наемными убийцами, которым все равно, кого убивать, лишь бы за это платили и была удовлетворена жажда разрушения, наемниками-авантюристами в войнах и в межнациональных конфликтах, политическими и религиозными террористами, среди которых много фанатиков, наконец, сексуальными убийцами, наиболее ярко представленными такими фигурами, как Чикатило *.

* См.: Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997. С. 251


Не всякий насильник движим ненавистью к своей жертве. Часто социальное окружение создает обстановку при которой чувство вообще не играет какой-либо значимой роли (Э. Фромм).

«Он был (немецко-фашистский преступник Эйхман. - А.Д.) очарован бюрократическим порядком и всем мертвым. Его высшими ценностями были повиновение и упорядоченное функционирование организации. Он транспортировал евреев так же, как транспортировал уголь. Он едва ли воспринимал, что речь в данном случае идет о живых существах. Поэтому вопрос, ненавидел ли он свои жертвы, не имеет значения»*.

* Фромм Э. Душа человека. М., 1992.


История свидетельствует, что многие государства, преследуя политические цели, применяют репрессии и пытки. Они готовят людей (солдат, полицейских, «омоновцев», «национальных гвардейцев» и т.д.), уставная роль которых предполагает следование, иногда слепое, приказам, способным, как они сами знают, причинять боль и страдание другим людям. Они это делают, не особенно обращая внимание на переживания других. Почему они так поступают? Немногочисленные исследователи (Д. Гибсон и др.) считают, что, если предрасположенный к исполнению приказов человек попадает в ситуацию необходимости совершить жестокий поступок, эмпатия снижается тренировкой. Именно поэтому кажущиеся нормальными люди способны на зверства по приказу. Более того, некоторые «положительные» личностные характеристики боязливость и добродетельность упрощает обучение, возбуждая агрессию и убеждение в своем превосходстве.

Разумеется, виновники чужих страданий часто испытывали психологическое напряжение, особенно если совершали свои действия в контакте с жертвами. Некоторые затем часто заболевали психически *.

* См.: Гибсон Д. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993. № 1. С. 29.


Довольно своеобразны переживания у хирургов. В экстремальных условиях они могут вообще утратить эмпатию.

В майские дни 1999 г. хирург в Приштине (Югославия), проводя журналиста по палатам клиники, комментировал: «Серб. Девятнадцать лет. Рядовой ЮНА. Тяжелое ранение. В коме...»

«Албанец. Сорок лет. Бизнесмен. Пострадал от взрыва. Ранение брюшной полости. Второй день не приходит в сознание...»

Ничего не выражающее, кроме предельной усталости, лицо. Ровный, начисто лишенный эмоций голос. Неужели к смерти можно настолько привыкнуть? Я очень хотел спросить об этом югославского доктора, но тот, опережая мои вопросы, обронил фразу, которая многое прояснила:

- Мы делаем все возможное, но смерть часто оказывается сильнее. В Косово все только начинается. Смертей здесь будет еще много...

В сказанном не было ни фатальной безысходности, ни леденящего ужаса. Было лишь свое профессиональное понимание того, что подразумевается под емким словом «война»*.

* Независимая газета. 1999. 7 мая.


Если общество стремится к уменьшению страданий и сочувствию к боли и переживаниям, то перед конфликтологом возникает вопрос: как обучать солдат, полицейских, следователей, хирургов и представителей других профессиональных групп, чье назначение несколько расходится с этой благородной целью?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Установлено, однако, что большую готовность к насилию, к причинению страданий другим проявляют люди с установками типа «жизнь полна опасностей», «некоторые люди выше остальных», «индивидуальная свобода выше градиций» и т.д. (Б. Альтемеер).

Предлагается также использовать такие методы воспитания (начиная с семейного и школьного и заканчивая профессиональной подготовкой), которые бы снизили способность бездумного и беспрекословного подчинения власти. Методы, использующие гуманные принципы, самоуважение, воспитанность, уважение к свободе, могут применяться сначала в семье, оформляться в процессе социализации через религиозные и образовательные институты, средства массовой информации.

В отношении деятельности военных и полицейских следует отметить, что, несмотря на заявления политиков и правозащитников в долге солдата уклоняться от исполнения аморальных (преступных) приказов, они не дают ни практического руководства к подобным действиям, ни навыка различения «морального» и «аморального» признаков, так же как не разграничивают ситуации по приемлемости применения насилия. Представление о важности власти для склонных к послушанию индивидов предполагает, что на ранних этапах обучения необходимо специально приказывать солдатам не выполнять аморальные указания *.

* См.: Гибсон Д. Указ. соч. С. 33.


Итак, данные многих исследований показывают, что сигналы о боли жертвы и эмпатия, возникающая в результате их появления, все же иногда могут быть эффективным средством для снижения уровня открытой агрессии. Жертвы, плачущие от боли, умоляющие о пощаде или посылающие сигналы о своем страдании другим способом, зачастую добиваются прекращения агрессивных действий по отношению к себе. Но, по всей видимости, этот метод оправдывает себя в тех случаях, когда агрессоры до этого не подвергались сильному раздражению. Если же агрессоры перед этим подвергались сильным провокациям, попытки ослабить агрессию таким образом могут сыграть противоположную роль и только усилить интенсивность действий, которые пытались предотвратить *.

* См.: ^ Бэртон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.; М., 1994. С. 78.


-3-neotehnologicheskie-teorii-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
-3-o-dinamicheskom-tetragrammaticheskom-cikle-jod-he-vau-he-velikie-arkani-taro.html
-3-o-pokidanii-uz-materii-predislovie.html
-3-ob-izmenenii-perevod-s-nemeckogo-a-p-shurbeleva.html
-3-obrashenie-vziskaniya-na-zarabotnuyu-platu-i-inie-dohodi-dolzhnika-uchebnik-pod-redakciej.html
-3-obshie-osnovi-psihologii-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli-uchebnogo-posobiya-kollektiv-prepodavatelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-studentov-specialnosti-zootehniya-petrozavodsk-chast-4.html
  • school.bystrickaya.ru/gorod-alapaevsk.html
  • tests.bystrickaya.ru/list-68-lekarstva-s-ochishayushim-dejstviem-tantra-osnov-atlas-tibetskoj-medicini-list-1-vstuplenie-tantra-osnov-kratkoe.html
  • control.bystrickaya.ru/bilateralnaya-model-strukturi-psihiki-stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvennoj-komissiej-rf-ot-21-07-96-g-2727p-p8-bo-rpo-ufa-1999-stranica-20.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovaniya-pamyati-v-associanizme-povedencheskoj-i-kognitivnoj-psihologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatka-konsultanta-dlya-raboti-s-klientami-23-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchenij-sovet-itogi-zasedaniya-26-dekabrya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-aza-tl-mektep-hanari-zhom-tlebi-audani-kn.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-5-ekologiya-zhilisha-programma-elektivnogo-kursa-po-himii-dlya-uchashihsya-9-klassa-himiya-i-povsednevnaya-zhizn-cheloveka.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vi-agitaciyata-v-iv-okrg-zapiski-po-blgarskite-vstaniya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/egor-letov-ya-ne-veryu-v-anarhiyu-sbornik-statej-stranica-6.html
  • studies.bystrickaya.ru/fyuchersnie-kontrakti-i-ih-klassifikaciya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-istorii-6-klass.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-61-tolyattinskij-gosudarstvennij-universitet-g-o-tolyatti-64-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/marnskaya-bitva-galaktionov-m-r-parizh-1914-tempi-operacij.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-9-8-minimalnij-period-tverdeniya-proekt-rekonstrukcii-uchastka-km-536-593-avtomobilnoj-dorogi-almati-kordaj.html
  • letter.bystrickaya.ru/novoe-pokolenie-vibiraet-zdorove-usilenie-profilakticheskoj-raboti-posredstvom-podderzhki-nko-i-volonterskih-dvizhenij-v-severo-zapadnom-regione-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rimskoe-snaryazhenie-opit-rekonstrukcii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/travmaticheskij-shok-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-respubliki-belarus-28-03-2002-n-49-ministerstvo-zdravoohraneniya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-russkomu-pravopisaniyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
  • university.bystrickaya.ru/eto-odna-iz-drevnejshih-dinastij-o-kotoroj-mi-znaem-ochen-malo-stranica-35.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskaya-mehanika-shpargalka.html
  • college.bystrickaya.ru/13-obyazannosti-studenta-kursanta-rukovoditelya-i-konsultanta-obshie-trebovaniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnie-voprosi-razvitie-mozga-v-ontegeneze-nejroni-stroenie-i-funkcii-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nacionalnij-harakter.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vremya-v-kotorom-mi-zhivem-obladaet-sobstvennim-smislom-konec-veka-konec-tisyacheletiya-vremya-itoga-sobstvenno-itog-eto-ved-svoeobraznaya-reinkarnaciya-smer.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-01-teoriya-gosudarstva-i-prava-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snovnie-rezultati-rabot-federalnogo-agentstva-po-nedropolzovaniyu-v-2009-godu-i-prioritetnie-zadachi-na-2010-god.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/43-forma-predlozheniya-na-uchastie-v-konkurse-konkursnaya-dokumentaciya-v-redakcii-ot-14-02-2012-g-po-otboru-oao-sizrangaz.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-romana-prestuplenie-i-nakazanie-prishlos-na-perelomnij-dlya-rossii-rubezh-pyatidesyatih-shestidesyatih-godov-proshlogo-veka-eto-bilo-vremya-vtoroj-imperii-v.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uhodyashij-god-bil-dlya-agrariev-ochen-slozhnim-i-napryazhennim-prezhde-vsego-potomu-chto-eto-vtoroj-god-nemislimoj-zasuhi-otsutstviya-perehodyashih-zapasov-i-strahov.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolzovanie-elektronnih-tablic-v-power-point-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prikladnogo-kursa-ekologicheskaya-etika-34-chasa-1-chas-v-nedelyu-10-klass.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-sudebnaya-praktika-prakticheskoe-posobie-dlya-potrebitelej-g-rostov-na-donu-2008.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.