.RU

§ 10. Эмпатия - М. Н. Руткевич член-корреспондент ран, доктор юридических наук


^ § 10. Эмпатия

Ведя себя агрессивно во время конфликта по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своего противника. Какие чувства испытывают при этом сами агрессоры? Вполне возможно, что они переживают эмпатию, т.е. испытывают чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степени эмпатии агрессора уровень агрессии в последующих актах может меняться. Иными словами, в тех случаях, когда жертва агрессии демонстрирует признаки негативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии может снизиться. Результаты многих экспериментов, проводившихся как с детьми, так и со взрослыми, подтверждают это. Эмпатия как реакция на ситуацию, порождающую эмоции, определялась путем заполнения опросных листов или путем регистрации мимики и жестикуляции, свидетельствующих о наличии эмпатических реакций. Полученные результаты дали один и тот же ответ чем выше уровень эмпатии, переживаемой участниками эксперимента, тем ниже уровень агрессии в последующих актах насилия.

Однако замечено, что боль и страдание жертвы не всегда вызывают эмпатию. Если агрессор раздражен или уверен в правильности своих действий, то демонстрация боли со стороны жертвы (сигнал о боли) может доставлять ему даже удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления.

По мнению некоторых исследователей, большинству убийц эмпатия абсолютно не свойственна. Особенно это касается профессиональных киллеров и так называемых некрофилов - людей, испытывающих неудержимое стремление к чужой смерти. Как правило, это люди, которые не видят иного выхода из своей жизненной ситуации, кроме убийства и разрушения, постоянно прибегают к ним, даже невзирая на то, что ранее уже наказывались за это.

В данном смысле рецидивы насильственных преступлений весьма показательны, особенно если в их цепи присутствует убийство. Если уместно говорить об уровнях некрофилии, то наивысший из них представлен теми, кто убивает детей или совершенно незнакомых людей, не сводя личные счеты и не испытывая ненависти или вражды (например, стреляя по толпе или убивая при разбое случайного прохожего), наемными убийцами, которым все равно, кого убивать, лишь бы за это платили и была удовлетворена жажда разрушения, наемниками-авантюристами в войнах и в межнациональных конфликтах, политическими и религиозными террористами, среди которых много фанатиков, наконец, сексуальными убийцами, наиболее ярко представленными такими фигурами, как Чикатило *.

* См.: Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997. С. 251


Не всякий насильник движим ненавистью к своей жертве. Часто социальное окружение создает обстановку при которой чувство вообще не играет какой-либо значимой роли (Э. Фромм).

«Он был (немецко-фашистский преступник Эйхман. - А.Д.) очарован бюрократическим порядком и всем мертвым. Его высшими ценностями были повиновение и упорядоченное функционирование организации. Он транспортировал евреев так же, как транспортировал уголь. Он едва ли воспринимал, что речь в данном случае идет о живых существах. Поэтому вопрос, ненавидел ли он свои жертвы, не имеет значения»*.

* Фромм Э. Душа человека. М., 1992.


История свидетельствует, что многие государства, преследуя политические цели, применяют репрессии и пытки. Они готовят людей (солдат, полицейских, «омоновцев», «национальных гвардейцев» и т.д.), уставная роль которых предполагает следование, иногда слепое, приказам, способным, как они сами знают, причинять боль и страдание другим людям. Они это делают, не особенно обращая внимание на переживания других. Почему они так поступают? Немногочисленные исследователи (Д. Гибсон и др.) считают, что, если предрасположенный к исполнению приказов человек попадает в ситуацию необходимости совершить жестокий поступок, эмпатия снижается тренировкой. Именно поэтому кажущиеся нормальными люди способны на зверства по приказу. Более того, некоторые «положительные» личностные характеристики боязливость и добродетельность упрощает обучение, возбуждая агрессию и убеждение в своем превосходстве.

Разумеется, виновники чужих страданий часто испытывали психологическое напряжение, особенно если совершали свои действия в контакте с жертвами. Некоторые затем часто заболевали психически *.

* См.: Гибсон Д. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993. № 1. С. 29.


Довольно своеобразны переживания у хирургов. В экстремальных условиях они могут вообще утратить эмпатию.

В майские дни 1999 г. хирург в Приштине (Югославия), проводя журналиста по палатам клиники, комментировал: «Серб. Девятнадцать лет. Рядовой ЮНА. Тяжелое ранение. В коме...»

«Албанец. Сорок лет. Бизнесмен. Пострадал от взрыва. Ранение брюшной полости. Второй день не приходит в сознание...»

Ничего не выражающее, кроме предельной усталости, лицо. Ровный, начисто лишенный эмоций голос. Неужели к смерти можно настолько привыкнуть? Я очень хотел спросить об этом югославского доктора, но тот, опережая мои вопросы, обронил фразу, которая многое прояснила:

- Мы делаем все возможное, но смерть часто оказывается сильнее. В Косово все только начинается. Смертей здесь будет еще много...

В сказанном не было ни фатальной безысходности, ни леденящего ужаса. Было лишь свое профессиональное понимание того, что подразумевается под емким словом «война»*.

* Независимая газета. 1999. 7 мая.


Если общество стремится к уменьшению страданий и сочувствию к боли и переживаниям, то перед конфликтологом возникает вопрос: как обучать солдат, полицейских, следователей, хирургов и представителей других профессиональных групп, чье назначение несколько расходится с этой благородной целью?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Установлено, однако, что большую готовность к насилию, к причинению страданий другим проявляют люди с установками типа «жизнь полна опасностей», «некоторые люди выше остальных», «индивидуальная свобода выше градиций» и т.д. (Б. Альтемеер).

Предлагается также использовать такие методы воспитания (начиная с семейного и школьного и заканчивая профессиональной подготовкой), которые бы снизили способность бездумного и беспрекословного подчинения власти. Методы, использующие гуманные принципы, самоуважение, воспитанность, уважение к свободе, могут применяться сначала в семье, оформляться в процессе социализации через религиозные и образовательные институты, средства массовой информации.

В отношении деятельности военных и полицейских следует отметить, что, несмотря на заявления политиков и правозащитников в долге солдата уклоняться от исполнения аморальных (преступных) приказов, они не дают ни практического руководства к подобным действиям, ни навыка различения «морального» и «аморального» признаков, так же как не разграничивают ситуации по приемлемости применения насилия. Представление о важности власти для склонных к послушанию индивидов предполагает, что на ранних этапах обучения необходимо специально приказывать солдатам не выполнять аморальные указания *.

* См.: Гибсон Д. Указ. соч. С. 33.


Итак, данные многих исследований показывают, что сигналы о боли жертвы и эмпатия, возникающая в результате их появления, все же иногда могут быть эффективным средством для снижения уровня открытой агрессии. Жертвы, плачущие от боли, умоляющие о пощаде или посылающие сигналы о своем страдании другим способом, зачастую добиваются прекращения агрессивных действий по отношению к себе. Но, по всей видимости, этот метод оправдывает себя в тех случаях, когда агрессоры до этого не подвергались сильному раздражению. Если же агрессоры перед этим подвергались сильным провокациям, попытки ослабить агрессию таким образом могут сыграть противоположную роль и только усилить интенсивность действий, которые пытались предотвратить *.

* См.: ^ Бэртон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.; М., 1994. С. 78.


-3-neotehnologicheskie-teorii-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
-3-o-dinamicheskom-tetragrammaticheskom-cikle-jod-he-vau-he-velikie-arkani-taro.html
-3-o-pokidanii-uz-materii-predislovie.html
-3-ob-izmenenii-perevod-s-nemeckogo-a-p-shurbeleva.html
-3-obrashenie-vziskaniya-na-zarabotnuyu-platu-i-inie-dohodi-dolzhnika-uchebnik-pod-redakciej.html
-3-obshie-osnovi-psihologii-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli-uchebnogo-posobiya-kollektiv-prepodavatelej.html
  • studies.bystrickaya.ru/audit-raschetov-po-zarabotnoj-plate-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/i-obshie-polozheniya-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/particularly-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mehanikov-kemerovo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otladka-komponentov-mificheskij-cheloveko-mesyac-ili-kak-sozdayutsya-programmnie-sistemi.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-na-ris-26-pokazano-chto-usiliya-kompanii-po-formirovaniyu-intel.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-data.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-dlya-ep-03-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-opd-f-02-menedzhment-kod-i-nazvanie-disciplini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-k-referatu-pri-postuplenii-v-aspiranturu-vvedenie.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstvenno-hozyajstvennoj-deyatelnosti-ooo-hlebzavod-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-posobiya-5-russ-kij-yazik-6-t-a-ladizhenskaya-m-t-baranov-programma-russkij-yazik-5-9-klass.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtor-ne-ukazan-vestiru-22112010-medvedev-potreboval-razobratsya-s-beshoznim-imushestvom.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zhalpi-tehnikali-zhne-arnaji-pnderd-oitu-dstemes.html
  • turn.bystrickaya.ru/pobeditel-kluba-noev-kovcheg-2011.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svedeniya-o-kolichestve-subsidij-uchtennih-po-kbk-10011701010010000180-neviyasnennie-postupleniya-zachislyaemie-v-federalnij-byudzhet.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dvenadcat-lekcij-v-gamburge-s-18-po-31-maya-1908-goda-bibliotechnij-103.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikolaj-andreevich-rimskij-korsakov-rodilsya-v-gorode-tihvin-novgorodskoj-gubernii-v-dvoryanskoj-seme-pervonachalnoe-obshee-i-muzikalnoe-obrazovanie-poluchil-doma.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-adresovano-psihologam-rukovoditelyam-shkol-studentam-psihologicheskih-fakultetov-budushim-pedagogam-psihologii-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-bbk-74-268-8-stranica-9.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-instrukciya-dlya-uchastnikov-otkritogo-tendera.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-kabinete-1.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-chast-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/energeticheskaya-strategiya-rossii-na-period-do-2030-goda-stranica-5.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obekt-dannogo-referata-oblaka-cel-dannoj-raboti-obrazovanie-oblakov-i-sozdanie-oblaka-v-domashnih-usloviyah-zadachi.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-literaturnomu-redaktirovaniyu-visshee-obrazovanie-stranica-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-4-iz-protokola-doprosa-g-i-bokiya-ot-1718-maya-1937-aleksandr-andreev.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-sociologicheskih-issledovanij-ispolzovannie-v-knige-zaharov-n-l-za12-socialnie-regulyatori-deyatelnosti.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-pretenzii-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kanashskij-avtoagregatnij-zavod-ukazivaetsya.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-vneauditornoj-raboti-slushatelej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/posobie-dlya-rabotnikov-po-advokacii-i-socialnoj-spravedlivosti-technical-idea-iman-mandour-nader-tadros-artistic-idea-golo-stranica-12.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-2-supermaterik-evraziya-eta-kniga-o-tom-kak-lyudi-otkrivali-svoyu-rodnuyu-planetu-velikoe-geograficheskoe-otkritie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/opredelenie-energosilovih-parametrov.html
  • turn.bystrickaya.ru/pervaya-samoobuchayushayasya-organizaciya-i-ee-neobhodimost-stranica-6.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-rajonnom-konkurse-obrazovatelnih-programm-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou-krasnokamskogo-rajona.html
  • composition.bystrickaya.ru/orta-asirdai-aziya-zhne-afrika-tarihi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/odinoki-li-mi-vo-vselennoj-chast-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-promezhutochnij-po-dogovoru-elsp-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.