.RU

§ 10. Эмпатия - М. Н. Руткевич член-корреспондент ран, доктор юридических наук


^ § 10. Эмпатия

Ведя себя агрессивно во время конфликта по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своего противника. Какие чувства испытывают при этом сами агрессоры? Вполне возможно, что они переживают эмпатию, т.е. испытывают чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степени эмпатии агрессора уровень агрессии в последующих актах может меняться. Иными словами, в тех случаях, когда жертва агрессии демонстрирует признаки негативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии может снизиться. Результаты многих экспериментов, проводившихся как с детьми, так и со взрослыми, подтверждают это. Эмпатия как реакция на ситуацию, порождающую эмоции, определялась путем заполнения опросных листов или путем регистрации мимики и жестикуляции, свидетельствующих о наличии эмпатических реакций. Полученные результаты дали один и тот же ответ чем выше уровень эмпатии, переживаемой участниками эксперимента, тем ниже уровень агрессии в последующих актах насилия.

Однако замечено, что боль и страдание жертвы не всегда вызывают эмпатию. Если агрессор раздражен или уверен в правильности своих действий, то демонстрация боли со стороны жертвы (сигнал о боли) может доставлять ему даже удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления.

По мнению некоторых исследователей, большинству убийц эмпатия абсолютно не свойственна. Особенно это касается профессиональных киллеров и так называемых некрофилов - людей, испытывающих неудержимое стремление к чужой смерти. Как правило, это люди, которые не видят иного выхода из своей жизненной ситуации, кроме убийства и разрушения, постоянно прибегают к ним, даже невзирая на то, что ранее уже наказывались за это.

В данном смысле рецидивы насильственных преступлений весьма показательны, особенно если в их цепи присутствует убийство. Если уместно говорить об уровнях некрофилии, то наивысший из них представлен теми, кто убивает детей или совершенно незнакомых людей, не сводя личные счеты и не испытывая ненависти или вражды (например, стреляя по толпе или убивая при разбое случайного прохожего), наемными убийцами, которым все равно, кого убивать, лишь бы за это платили и была удовлетворена жажда разрушения, наемниками-авантюристами в войнах и в межнациональных конфликтах, политическими и религиозными террористами, среди которых много фанатиков, наконец, сексуальными убийцами, наиболее ярко представленными такими фигурами, как Чикатило *.

* См.: Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997. С. 251


Не всякий насильник движим ненавистью к своей жертве. Часто социальное окружение создает обстановку при которой чувство вообще не играет какой-либо значимой роли (Э. Фромм).

«Он был (немецко-фашистский преступник Эйхман. - А.Д.) очарован бюрократическим порядком и всем мертвым. Его высшими ценностями были повиновение и упорядоченное функционирование организации. Он транспортировал евреев так же, как транспортировал уголь. Он едва ли воспринимал, что речь в данном случае идет о живых существах. Поэтому вопрос, ненавидел ли он свои жертвы, не имеет значения»*.

* Фромм Э. Душа человека. М., 1992.


История свидетельствует, что многие государства, преследуя политические цели, применяют репрессии и пытки. Они готовят людей (солдат, полицейских, «омоновцев», «национальных гвардейцев» и т.д.), уставная роль которых предполагает следование, иногда слепое, приказам, способным, как они сами знают, причинять боль и страдание другим людям. Они это делают, не особенно обращая внимание на переживания других. Почему они так поступают? Немногочисленные исследователи (Д. Гибсон и др.) считают, что, если предрасположенный к исполнению приказов человек попадает в ситуацию необходимости совершить жестокий поступок, эмпатия снижается тренировкой. Именно поэтому кажущиеся нормальными люди способны на зверства по приказу. Более того, некоторые «положительные» личностные характеристики боязливость и добродетельность упрощает обучение, возбуждая агрессию и убеждение в своем превосходстве.

Разумеется, виновники чужих страданий часто испытывали психологическое напряжение, особенно если совершали свои действия в контакте с жертвами. Некоторые затем часто заболевали психически *.

* См.: Гибсон Д. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993. № 1. С. 29.


Довольно своеобразны переживания у хирургов. В экстремальных условиях они могут вообще утратить эмпатию.

В майские дни 1999 г. хирург в Приштине (Югославия), проводя журналиста по палатам клиники, комментировал: «Серб. Девятнадцать лет. Рядовой ЮНА. Тяжелое ранение. В коме...»

«Албанец. Сорок лет. Бизнесмен. Пострадал от взрыва. Ранение брюшной полости. Второй день не приходит в сознание...»

Ничего не выражающее, кроме предельной усталости, лицо. Ровный, начисто лишенный эмоций голос. Неужели к смерти можно настолько привыкнуть? Я очень хотел спросить об этом югославского доктора, но тот, опережая мои вопросы, обронил фразу, которая многое прояснила:

- Мы делаем все возможное, но смерть часто оказывается сильнее. В Косово все только начинается. Смертей здесь будет еще много...

В сказанном не было ни фатальной безысходности, ни леденящего ужаса. Было лишь свое профессиональное понимание того, что подразумевается под емким словом «война»*.

* Независимая газета. 1999. 7 мая.


Если общество стремится к уменьшению страданий и сочувствию к боли и переживаниям, то перед конфликтологом возникает вопрос: как обучать солдат, полицейских, следователей, хирургов и представителей других профессиональных групп, чье назначение несколько расходится с этой благородной целью?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Установлено, однако, что большую готовность к насилию, к причинению страданий другим проявляют люди с установками типа «жизнь полна опасностей», «некоторые люди выше остальных», «индивидуальная свобода выше градиций» и т.д. (Б. Альтемеер).

Предлагается также использовать такие методы воспитания (начиная с семейного и школьного и заканчивая профессиональной подготовкой), которые бы снизили способность бездумного и беспрекословного подчинения власти. Методы, использующие гуманные принципы, самоуважение, воспитанность, уважение к свободе, могут применяться сначала в семье, оформляться в процессе социализации через религиозные и образовательные институты, средства массовой информации.

В отношении деятельности военных и полицейских следует отметить, что, несмотря на заявления политиков и правозащитников в долге солдата уклоняться от исполнения аморальных (преступных) приказов, они не дают ни практического руководства к подобным действиям, ни навыка различения «морального» и «аморального» признаков, так же как не разграничивают ситуации по приемлемости применения насилия. Представление о важности власти для склонных к послушанию индивидов предполагает, что на ранних этапах обучения необходимо специально приказывать солдатам не выполнять аморальные указания *.

* См.: Гибсон Д. Указ. соч. С. 33.


Итак, данные многих исследований показывают, что сигналы о боли жертвы и эмпатия, возникающая в результате их появления, все же иногда могут быть эффективным средством для снижения уровня открытой агрессии. Жертвы, плачущие от боли, умоляющие о пощаде или посылающие сигналы о своем страдании другим способом, зачастую добиваются прекращения агрессивных действий по отношению к себе. Но, по всей видимости, этот метод оправдывает себя в тех случаях, когда агрессоры до этого не подвергались сильному раздражению. Если же агрессоры перед этим подвергались сильным провокациям, попытки ослабить агрессию таким образом могут сыграть противоположную роль и только усилить интенсивность действий, которые пытались предотвратить *.

* См.: ^ Бэртон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.; М., 1994. С. 78.


-3-neotehnologicheskie-teorii-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
-3-o-dinamicheskom-tetragrammaticheskom-cikle-jod-he-vau-he-velikie-arkani-taro.html
-3-o-pokidanii-uz-materii-predislovie.html
-3-ob-izmenenii-perevod-s-nemeckogo-a-p-shurbeleva.html
-3-obrashenie-vziskaniya-na-zarabotnuyu-platu-i-inie-dohodi-dolzhnika-uchebnik-pod-redakciej.html
-3-obshie-osnovi-psihologii-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli-uchebnogo-posobiya-kollektiv-prepodavatelej.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovanie-za-rubezhom-udk-378430-obrazovanie-i-nauka-izvestiya-uralskogo-otdeleniya-rossijskoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdayu-data-programmno-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-mou-pavlovskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sarvepalli-radhakrishnan-indijskaya-filosofiya-tom-ii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-i-tezisi-dokladov-59-j-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-fizicheskogo-fakulteta-16-20-aprelya-2007-g-stranica-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-s-sokolov-mikitov-i-tverskoj-kraj.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/32obespechenie-realizacii-dopolnitelnih-obrazovatelnih-programm-po-ikt-i-do-dlya-pedagogicheskih-administrativnih-i-tehnicheskih-rabotnikov-obrazovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/pensionnoe-obespechenie-v-rossii-kollektivnie-investicii-6-novosti-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-ekspluatacii-izdelij-medicinskoj-tehniki-v-uchrezhdeniyah-zdravoohraneniya-obshie-trebovaniya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ramzan-kadirov-poluchil-bolshinstvo-ria-novosti.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-na-sajte-stranica-22.html
  • lecture.bystrickaya.ru/administraciya-yaroslavskoj-oblasti-postanovlenie-ot-6-iyunya-2005-g-n-92-a-ob-utverzhdenii-rezultatov-gosudarstvennoj-kadastrovoj-ocenki-zemel-yaroslavskoj-oblasti-stranica-13.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-90-o-nevolnih-lukavih-pomislah-proishodyashih-ot-predshestvovavshih-im-rasslableniya-i-neradeniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-chashe-rebyonka-siyaet-zarodish-zerna-kulturi-stranica-2.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naimenovanie-parametra-diplomnaya-rabota-studenta-544-gruppi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommentarij-k-state-49-statya-zakonodatelstvo-o-grazhdanskom-sudoproizvodstve-21-statya-zadachi-grazhdanskogo-sudoproizvodstva-23.html
  • learn.bystrickaya.ru/faktori-riska-v-issledovanii-programma-uchebnoj-disciplini-metodologiya-i-metodi-psihologo-pedagogicheskih-issledovanij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perestrahovanie-osnovnie-etapi-razvitiya-strahovogo-dela-v-rossii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-predostavleniya-gosudarstvennoj-uslugi-predostavlenie-otdelnim-kategoriyam-grazhdan-v-irkutskoj-oblasti-socialnoj-v.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-predstavlennih-dannih-otsutstvuyut-vneshnie-sravneniya-s-luchshej-praktikoj-mirovogo-obrazca.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-i-provedenii-oblastnogo-konkursa-miss-ring-girl-obshie-polozheniya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskva-sergiev-posad-aleksandrov-suzdal-vladimir-bogolyubovo-rostov-velikij-3-dnya2-nochi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/shkala-izmereniya-1-osnovnaya-2-dopolnitelnie-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie.html
  • student.bystrickaya.ru/25-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-izucheniya-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-programmnoe.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-5-3-razdel-i-celi-zadachi-i-pokazateli-deyatelnosti-agentstva-po-delam-arhivov-kamchatskogo-kraya-na-period-2010-2012-g-g-6.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofskij-analiz-transformacii-etnicheskih-kultur-v-epohu-modernizacii-i-globalizacii-na-primere-kulturi-chukotskogo-etnosa.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/upravleniya-obshego-obrazovaniya-i-socialnoj-podderzhki-detej.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-iv-sobranie-sochinenij-v-dvadcati-dvuh-tomah-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/krupnejshie-mirovie-centri-nanotehnologij-postanovlenie-kabineta-ministrov-chuvashskoj-respubliki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-7-gosudarstvennij-kontrol-za-ekonomicheskoj-koncentraciej-zakon-ot-26-iyulya-2006g-n135-fz-o-zashite-konkurencii.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-izdatelstvo-igea-2003-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-metodicheskie-ukazaniya-kontrolnie-i-prakticheskie-zadaniya-dlya-studentov-specializacii-280309-zaochnoj-formi-obucheniya-po-discipline-proektirovanie-proizvodstva-netkanih-materialov.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-dn-8-ekonomika-finansi-buhgalterskij-i-nalogovij-uchet.html
  • student.bystrickaya.ru/1-670-hilyada-sheststotin-i-sedemdeset-lv-ot-zasedanieto-otsstvaha-slednite-obshinski-svetnici.html
  • bukva.bystrickaya.ru/muzikalnij-gorod-peterburg-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/ou-dstemelk-keshen-profildk-dizajn-obektlern-zhobalau-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.