§ 10. Эмпатия - М. Н. Руткевич член-корреспондент ран, доктор юридических наук
.RU

§ 10. Эмпатия - М. Н. Руткевич член-корреспондент ран, доктор юридических наук


^ § 10. Эмпатия

Ведя себя агрессивно во время конфликта по отношению к другим людям, человек зачастую становится свидетелем боли и страданий своего противника. Какие чувства испытывают при этом сами агрессоры? Вполне возможно, что они переживают эмпатию, т.е. испытывают чувства, аналогичные испытываемым жертвой. В зависимости от степени эмпатии агрессора уровень агрессии в последующих актах может меняться. Иными словами, в тех случаях, когда жертва агрессии демонстрирует признаки негативных эмоциональных реакций, уровень последующих проявлений агрессии может снизиться. Результаты многих экспериментов, проводившихся как с детьми, так и со взрослыми, подтверждают это. Эмпатия как реакция на ситуацию, порождающую эмоции, определялась путем заполнения опросных листов или путем регистрации мимики и жестикуляции, свидетельствующих о наличии эмпатических реакций. Полученные результаты дали один и тот же ответ чем выше уровень эмпатии, переживаемой участниками эксперимента, тем ниже уровень агрессии в последующих актах насилия.

Однако замечено, что боль и страдание жертвы не всегда вызывают эмпатию. Если агрессор раздражен или уверен в правильности своих действий, то демонстрация боли со стороны жертвы (сигнал о боли) может доставлять ему даже удовольствие и вызывать скорее положительные, нежели отрицательные эмоции. Другими словами, страдания врага могут выступать в качестве своеобразной формы подкрепления.

По мнению некоторых исследователей, большинству убийц эмпатия абсолютно не свойственна. Особенно это касается профессиональных киллеров и так называемых некрофилов - людей, испытывающих неудержимое стремление к чужой смерти. Как правило, это люди, которые не видят иного выхода из своей жизненной ситуации, кроме убийства и разрушения, постоянно прибегают к ним, даже невзирая на то, что ранее уже наказывались за это.

В данном смысле рецидивы насильственных преступлений весьма показательны, особенно если в их цепи присутствует убийство. Если уместно говорить об уровнях некрофилии, то наивысший из них представлен теми, кто убивает детей или совершенно незнакомых людей, не сводя личные счеты и не испытывая ненависти или вражды (например, стреляя по толпе или убивая при разбое случайного прохожего), наемными убийцами, которым все равно, кого убивать, лишь бы за это платили и была удовлетворена жажда разрушения, наемниками-авантюристами в войнах и в межнациональных конфликтах, политическими и религиозными террористами, среди которых много фанатиков, наконец, сексуальными убийцами, наиболее ярко представленными такими фигурами, как Чикатило *.

* См.: Антонян Ю. М. Психология убийства. М., 1997. С. 251


Не всякий насильник движим ненавистью к своей жертве. Часто социальное окружение создает обстановку при которой чувство вообще не играет какой-либо значимой роли (Э. Фромм).

«Он был (немецко-фашистский преступник Эйхман. - А.Д.) очарован бюрократическим порядком и всем мертвым. Его высшими ценностями были повиновение и упорядоченное функционирование организации. Он транспортировал евреев так же, как транспортировал уголь. Он едва ли воспринимал, что речь в данном случае идет о живых существах. Поэтому вопрос, ненавидел ли он свои жертвы, не имеет значения»*.

* Фромм Э. Душа человека. М., 1992.


История свидетельствует, что многие государства, преследуя политические цели, применяют репрессии и пытки. Они готовят людей (солдат, полицейских, «омоновцев», «национальных гвардейцев» и т.д.), уставная роль которых предполагает следование, иногда слепое, приказам, способным, как они сами знают, причинять боль и страдание другим людям. Они это делают, не особенно обращая внимание на переживания других. Почему они так поступают? Немногочисленные исследователи (Д. Гибсон и др.) считают, что, если предрасположенный к исполнению приказов человек попадает в ситуацию необходимости совершить жестокий поступок, эмпатия снижается тренировкой. Именно поэтому кажущиеся нормальными люди способны на зверства по приказу. Более того, некоторые «положительные» личностные характеристики боязливость и добродетельность упрощает обучение, возбуждая агрессию и убеждение в своем превосходстве.

Разумеется, виновники чужих страданий часто испытывали психологическое напряжение, особенно если совершали свои действия в контакте с жертвами. Некоторые затем часто заболевали психически *.

* См.: Гибсон Д. Обучение людей жестокости в условиях государственного террора // Иностранная психология. 1993. № 1. С. 29.


Довольно своеобразны переживания у хирургов. В экстремальных условиях они могут вообще утратить эмпатию.

В майские дни 1999 г. хирург в Приштине (Югославия), проводя журналиста по палатам клиники, комментировал: «Серб. Девятнадцать лет. Рядовой ЮНА. Тяжелое ранение. В коме...»

«Албанец. Сорок лет. Бизнесмен. Пострадал от взрыва. Ранение брюшной полости. Второй день не приходит в сознание...»

Ничего не выражающее, кроме предельной усталости, лицо. Ровный, начисто лишенный эмоций голос. Неужели к смерти можно настолько привыкнуть? Я очень хотел спросить об этом югославского доктора, но тот, опережая мои вопросы, обронил фразу, которая многое прояснила:

- Мы делаем все возможное, но смерть часто оказывается сильнее. В Косово все только начинается. Смертей здесь будет еще много...

В сказанном не было ни фатальной безысходности, ни леденящего ужаса. Было лишь свое профессиональное понимание того, что подразумевается под емким словом «война»*.

* Независимая газета. 1999. 7 мая.


Если общество стремится к уменьшению страданий и сочувствию к боли и переживаниям, то перед конфликтологом возникает вопрос: как обучать солдат, полицейских, следователей, хирургов и представителей других профессиональных групп, чье назначение несколько расходится с этой благородной целью?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Установлено, однако, что большую готовность к насилию, к причинению страданий другим проявляют люди с установками типа «жизнь полна опасностей», «некоторые люди выше остальных», «индивидуальная свобода выше градиций» и т.д. (Б. Альтемеер).

Предлагается также использовать такие методы воспитания (начиная с семейного и школьного и заканчивая профессиональной подготовкой), которые бы снизили способность бездумного и беспрекословного подчинения власти. Методы, использующие гуманные принципы, самоуважение, воспитанность, уважение к свободе, могут применяться сначала в семье, оформляться в процессе социализации через религиозные и образовательные институты, средства массовой информации.

В отношении деятельности военных и полицейских следует отметить, что, несмотря на заявления политиков и правозащитников в долге солдата уклоняться от исполнения аморальных (преступных) приказов, они не дают ни практического руководства к подобным действиям, ни навыка различения «морального» и «аморального» признаков, так же как не разграничивают ситуации по приемлемости применения насилия. Представление о важности власти для склонных к послушанию индивидов предполагает, что на ранних этапах обучения необходимо специально приказывать солдатам не выполнять аморальные указания *.

* См.: Гибсон Д. Указ. соч. С. 33.


Итак, данные многих исследований показывают, что сигналы о боли жертвы и эмпатия, возникающая в результате их появления, все же иногда могут быть эффективным средством для снижения уровня открытой агрессии. Жертвы, плачущие от боли, умоляющие о пощаде или посылающие сигналы о своем страдании другим способом, зачастую добиваются прекращения агрессивных действий по отношению к себе. Но, по всей видимости, этот метод оправдывает себя в тех случаях, когда агрессоры до этого не подвергались сильному раздражению. Если же агрессоры перед этим подвергались сильным провокациям, попытки ослабить агрессию таким образом могут сыграть противоположную роль и только усилить интенсивность действий, которые пытались предотвратить *.

* См.: ^ Бэртон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.; М., 1994. С. 78.


-3-neotehnologicheskie-teorii-v-i-fomichev-www-lekcii-at-ua.html
-3-o-dinamicheskom-tetragrammaticheskom-cikle-jod-he-vau-he-velikie-arkani-taro.html
-3-o-pokidanii-uz-materii-predislovie.html
-3-ob-izmenenii-perevod-s-nemeckogo-a-p-shurbeleva.html
-3-obrashenie-vziskaniya-na-zarabotnuyu-platu-i-inie-dohodi-dolzhnika-uchebnik-pod-redakciej.html
-3-obshie-osnovi-psihologii-uchebnoe-posobie-tambov-2002-avtori-i-sostaviteli-uchebnogo-posobiya-kollektiv-prepodavatelej.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-principi-i-metodi-lecheniya-nevrologicheskih-bolnih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim-kouchingom-ona-takzhe-budet-predstavlyat-interes-kak-dlya-professionalov-v-oblasti-konsultirovaniya-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-koloniyah-rostovskoj-oblasti-otkrilis-voskresnie-shkoli-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-ou-i-uslovij-ego-funkcionirovaniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/razdel-ix-sostoyanie-zdorovya-shkolnikov-meri-po-ohrane-i-ukrepleniyu-zdorovya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razrabotani-rekomendacii-po-sohraneniyu-i-ukrepleniyu-zdorovya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-iv-obraz-zhizni-naseleniya-novogo-goroda-vusloviyah-zrelogo-socialisticheskogo-obshestva-vazhnoe-znachenie-priobretaet.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnaya-pressa-parlamentskaya-gazeta-tyumenskie-izvestiya-46-5023-szhimaya-vozduh-i-vremya-19032010.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shkola-menedzhmenta-i-marketinga-nauchnie-shkoli-mezhdunarodnie-otnosheniya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/s-v-kushnarev.html
  • college.bystrickaya.ru/1-lekciya-obzor-naibolee-vazhnih-standartov-i-specifikacij-v-oblasti-informacionnoj-bezopasnosti.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-mi-perezhivaem-emocii-predislovie.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-1-vvedenie-elementi-differencialnoj-geometrii-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-vvedenie-3-glava-yuridicheskoe-oformlenie-kazahstano-kitajskoj-granici-v-1881-1917-gg-12-ilijskij-krizis-12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aviapromishlennost-1932-goda-stranica-16.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razrabotka-i-realizaciya-programmi-upravleniya-universamom.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-razvitie-orfograficheskoj-zorkosti-mladshih-shkolnikov-doklad.html
  • universitet.bystrickaya.ru/testi-po-istorii-russkoj-literaturi-xviii-v.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3strahovanie-v-turizme-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnost-i-100103-socialno-kulturnij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vajn-barbara-kniga-asti-stranica-12.html
  • write.bystrickaya.ru/federalnaya-sluzhba-rossii-po-gidrometeorologii-i-monitoringu-okruzhayushej-sredi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-razvitii-subektov-malogo-predprinimatelstva-v-chuvashskoj-respublike-i-merah-napravlennih-na-ih-gosudarstvennuyu-podderzhku-v-ramkah-respublikanskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/geograficheskoe-polozhenie-sela.html
  • znanie.bystrickaya.ru/62-specialnie-pr-meropriyatiya-uchebno-metodicheskim-centrom-professionalnij-uchebnik-v-kachestve-uchebnogo-posobiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/stroenie-i-svojstva-materialov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/426006-g-izhevsk-ul-klubnaya-d-50a-tel-3412-71-59-66-71-17-79.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tvc-delovaya-moskva-04042008-butlickij-grigorij-i-sashina-irina-1755-gosduma-rf-monitoring-smi-5-7-aprelya-2008-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-ob-itogah-deyatelnosti-oao-avrora-za-2006-god.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-zatmenie-perevod.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vii-nastoyashee-izdanie-yavlyaetsya-populyarnim-ocherkom-odnoj-iz-drevnejshih-religij-mira-zoroastrizma-zoroastrizm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razbori-polyotov-analiz.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geneticheskie-distancii-kuzenov-ryurikovichej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/obektno-orientirovannaya-tehnologiya-i-osnovi-proektirovaniya-is-koncepciya-sovremennogo-analiza-i-proektirovaniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/legko-li-pisat-ob-oshibkah-rodini-navernoe-net-no-imenno-ob-etom-pishet-moj-lyubimij-pisatel-sovremennosti-viktor-pelevin-v-svoem-proizvedenii-omon-ra-et.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sociologiya-v-rossii-stranica-69.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.