.RU

§ 10. Указ о веротерпимости 1905 г. и его ближайшие последствия. Официальное оформление русской католической Церкви


§ 10. Указ о веротерпимости 1905 г. и его ближайшие последствия. Официальное оформление русской католической Церкви.


17 апреля 1905 г., под влиянием развития демократического процесса в Российской империи в царствование Николая II (1894-1917), царское правительство издало указ о веротерпимости.


^ Документ этот, хотя и сохранял прежние привилегии православной Церкви, но разрешал православным менять свое вероисповедание.


Вот некоторые важнейшие статьи этого указа, имеющие отношение к католикам, взятые из “Всеобщий истории католической Церкви” Гергенрётера, в переводе с польского языка:


1) Считать, что отпадение от православной религии в другую христианскую религию или учение не подлежит преследованию и не должно влечь за собой никаких вредных последствий относительно личных и гражданских прав, причем лицо, достигшее совершеннолетия и отпадшее от православия, признается принадлежащим к тому исповеданию или учению, какое оно само себе выбрало [8].


2) Признать, что при переходе одного из супругов, исповедующих данную христианскую религию, в другую религию, все малолетние дети остаются в прежней религии, исповедуемой другим супругом. При таким же переходе обоих супругов, дети до 14 лет зачисляются в религию родителей, дети же достигшие этого возраста, остаются при прежней религии [6].


З) Данное установление дополнить следующим: лица, причисленные к православным, но в действительности исповедующие христианскую религию, к которой принадлежали до причисления к православию сами или их предки, по их желанию исключаются из числа православных [6].


4) Разрешить христианам любого исповедания, берущим на воспитание не окрещенных подкидышей и детей не установленных родителей, окрестить по их обряду своей религии [6].


Пользуясь этим указом, насильственно переведенные в православие католики-униаты, не имея в Российской империи своей свободно действующей Церкви стали целыми деревнями принимать латинский обряд католической Церкви. Так, на территории бывшей Холмской епархии в 1905 г. перешло в латинский обряд около 150000 человек, а в других местах империи — 40000 человек. В связи с этим царское правительство, для затруднения перехода населения в католичество издало ряд разъяснений к указу в веротерпимости, но переход в католичество не прекращался, хотя и уменьшился [4].


В связи с указом о веротерпимости в России значительно окрепли надежды на воссоединение католической и православной Церквей. С целью сближения католиков с православными, для пропаганды воссоединения Церквей и обмена мнениями по этому вопросу всех работающих в этом направлении в 1908, 1909, 1911 г.г. созываются общеславянские конгрессы в Моравии, в городе Велеграде [18].


^ Декретом папы от 22 июня 1907 г. русский язык признан в католической Церкви вторым церковным языком [18].


Оживилась деятельность за воссоединение Церквей и в русском обществе, в среде интеллигенции, православного духовенства и дворянства. Как сообщает Э. Винтер ([18], стр.447) в 1906 г. в Петербурге вступили в доминиканский орден (в его монашеские и светские отделы) около 6000 человек.


Переходят в католичество князь Белосельский, православные священники: С. Веригин, И. Сторожев, А. Зерчанинов, Сусалев, А. Дейбнер, Абрикосов, А. Еврейнов, А. Сипягин.


В Москве вокруг C. Соловьева (племянника умершего В. Соловьева) собирается группа людей, поставившая своей целью повернуть православную Церковь на путь воссоединения с Апостольской Столицей [18]. Кандидаты в священники уезжали во Львов к митрополиту Шептицкому (митрополит украинской католической Церкви), и он обращал их в католическую веру.


^ За воссоединение Церквей в 1907 г. выступило “Братство по прославлению Креста”, основанное Н. Н. Неплюевым [18].


В 1911 г. председатель Совета Министров Столыпин дает согласие на создание русской католической Церкви и ее экзархата. В Петербурге и Москве создаются общины этой Церкви, открываются ее храмы, где обряд и язык богослужения те же, что и православной Церкви, но учение католическое.


Генеральным викарием русских католиков становится священник А. Зерчанинов, подчиненный митрополиту католической Церкви византийско-славянского обряда А. Шептицкому, который в 1908 г. в деле воссоединения Церквей получил от папы Пия Х большие полномочия и специально тайно ездил в Россию для организации экзархата русской католической Церкви [18].


^ В 1906 г. А. Зерчанинов основал в Петербурге русскую католическую Церковь [21].


Появилась на русском языке и католическая печать. Это ежемесячники “Вера и жизнь” и “Слово истины”. Они выходили до начала 1-ой Мировой войны [18].


Начавшееся движение за воссоединение Церквей в России, к сожалению, было приостановлено 1 Мировой войной 1914-1917 г. Было отменено разрешение на создание русской католической Церкви, прекращено издательство католических журналов “Вера и жизнь” и “Слово истины” [18].


^ После свержения монархии в России и образования Временного правительства снова оживляется деятельность русских католиков.


Митрополит Шептицкий, после захвата русскими войсками в 1916 г. Галиции, был вывезен вначале в город Курск, а затем в город Суздаль и помещен в Спасо-Евфимьевском монастыре. После февральской революции 1917 г. он получил разрешение покинуть Россию. Но он не воспользовался этим, а приступил к организации русской и украинских католических Церквей в России.


В Петрограде были собраны представители русской католической Церкви и с 29 по 31 мая 1917 г., под председательством А. Шептицкого состоялся ее синод. 8 августа 1917 г. Временное правительство дало этой Церкви право на легальное существование. Состоявшийся синод избрал священника Леонида Федорова экзархом русской католической Церкви и утвердил ее церковный устав из 68 пунктов. 1 марта 1921 г. Апостольская Столица утвердила Л. Федорова экзархом русской католической Церкви [19].


§ 11. Обобщение.


Итак, мы закончили исторический обзор проникновения и распространения католической Церкви на коренных русских землях и должны сделать по этой проблеме определенные выводы.


Во-первых, прежде всего обращает на себя внимание настойчивость Апостольской Столицы, с которой она стремится к восстановлению церковного единства с православной Церковью.


В связи с этим невольно вспоминаются слова Христа и Его молитва о единстве верующих в Него “Не о них же [т.е. апостолах] только молю, но и о верующих в Меня по слову их: да будут все едино, как Ты, Отче, во мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино”. (Ин.17.,20,21).


^ И слова ап. Павла: “Сохраняйте единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение” (Еф.4, 4-5).


Из сопоставления слов Христа и ап. Павла о необходимости единства Церкви с заботою о единстве христиан со стороны Апостольской Столицы мы видим, насколько была верна заветам Христа и апостолов о единстве Церкви католическая Церковь.


И наоборот, мы почти не видим стремления к христианскому единству со стороны православной Церкви. А если оно и было иногда у греческой Церкви, то только из политических выгод, ради помощи Запада против Турок.


^ На этом пробном камне, отношения к христианскому единству лучше всего видна степень добросовестности той или иной Церкви в ее следовании Христу.


Во-вторых, обращает на себя внимание упорство государственной власти России и руководства православной Церкви России, с которым они на протяжении 9 веков (с XII по XX в.) отвергали воссоединение Церквей и преследовали католическую пропаганду и обратившихся в католичество из православия русских людей, пока в 1905 г. не был издан указ о веротерпимости.


^ Чем вызвано такое длительное упорство? Думается следующим.


1. Традициями цезаропапизма, заимствованными из Византийской империи, т.е. обычаями подчинения Церкви в административном отношении царям. Административное же подчинение (например, назначение епископов царем) косвенно вело и к влиянию государственной власти на правовые и богословские дела Церкви, т.к. то или иное их решение значительно зависело от мнения по ним епископата. А назначение царем епископов зависело от того, насколько взгляды епископа соответствовали убеждениям царя.


Католическое же учение, наоборот, несло в себе приоритет духовной власти над светской. Ибо подобно тому, как совесть должна быть свободной, чтобы могла обличать человеческие дела и звать человека к совершенству, так и Церковь должна быть свободна от государственной власти также и в административном отношении, чтобы могла поучать и обличать государственную власть, если та заблуждается в вере и моральном поведении.


^ Естественно, что цари по причине своей гордости, не хотели оказаться под моральным руководством Церкви. Какой же самодур на это согласится добровольно?


2. Политическою враждою с народами, исповедующими католическую веру и наличием достаточной силы им противостоять. Ибо, если бы этой силы было недостаточно, то Россия ради выживания и противостояния своим западным соседям приняла, несмотря на свою враждебность им, католическое учение, как это делали в конце концов пруссы, литовцы, поляки, защищаясь от натиска немцев. Но имея достаточно сил и сознавая свое право на когда-то принадлежавшие Московской династии (династии Рюриковичей, к которой себя причисляли московские цари) земли, оказавшиеся под властью Польско-литовского государства, русский народ распалялся враждой к своим католическим соседям — полякам и литовцам, не желавших добровольно отдать захваченные ими когда-то русские земли (как, впрочем, и те ненавидели русских взаимно).


^ Такая взаимная ненависть вызывала предвзятость и недоверие к католическому учению, как к идеологии врагов.


3. Изолированность России от католической культуры по причине монгольского нашествия, длительной отрезанности России от морей и закрытости ее сухопутных границ для контактов с Западом враждебными ей государствами: Польско-литовским, Шведским, Немецким орденом.


Если бы такой изоляции не было, то русские люди быстро бы познали преимущество западной культуры и ее создателя — католической Церкви, — и не тянули бы столь долго с воссоединением Церквей.


Таковы, на наш взгляд, три главные причины упорства России в нетерпимости к католической Церкви. Причины эти были объективны и могли быть преодолены только со временем.


^ Приложение. Основные хронологические даты.


101 г. Смерть папы Климента I у Херсонеса.


325 г. Никейский собор с присутствием представителя от Северного Причерноморья.


VII в. Распространение христианства в Хазарском государстве.


^ 790 г. Принятие Новгородским князем Бравлиным христианства.


954 г. принятие христианства княгинией Ольгой.


961 г. Прибытие в Киев латинских миссионеров с Адальбертом.


988 г. Крещение Руси.


^ 988 г. Прибытие в Киев посольства папы Иоанна ХV с мощами св. Климента.


1007 г. Прибытие в Киев свящ. Бруно с товарищами.


1051 г. Основание Киево-Печерского монастыря.


1054 г. Церковный раскол и образование православной Церкви.


^ 1104-1121 гг. митрополитство в Киеве Никифора и начало антикатолической агитации на Руси.


1214-1219 гг. Церковная уния Галицийской Церкви с Римом.


^ 1239-41 гг. Нашествие монголов на Русь.


1247-57 гг. Воссоединение Церквей в королевстве Даниила Галицкого.


1272 г. ХIV Вселенский собор католической Церкви и временное воссоединение Церквей с 1274-1282 г.г.


1418 г. миссия митр. Цамблака на ХVI Вселенский собор католической Церкви по вопросу воссоединения Церквей.


^ 1439-1445 гг. ХVII Вселенский собор и Флорентийское воссоединение Церквей.


1445 г. Провозглашение автокефалии русской православной Церкви.


1589 г. Возникновение Московского патриархата.


1596 г. Брестское воссоединение Церквей.


^ 1605-1606 гг. Лжедимитрий I на русском престоле.


1684 г. Начало тайной деятельности иезуитов в Москве.


1705 г. Указ о свободе католического исповедания для иностранцев в России.


1773 г. 1 раздел Речи Посполитой и резкое увеличение католического населения в России.


1773-1820 гг. Легальная деятельность ордена иезуитов в России.


1839-1875 гг. Уничтожение в России униатской Церкви.


1905 г. Указ о веротерпимости.


май 1917 г. Синод русской католической Церкви в России.


август 1917 г. Разрешение правительства на легальное существование русской католической Церкви.




-3-problemi-filosofii-yazika-v-rannem-srednevekove-t-v-simashko-pomor-gos-un-t-im-m-v-lomonosova-arhangelsk-2001-215s.html
-3-processualnij-status-i-deyatelnost-advokata-v-arbitrazhnom-processe-v-sude-pervoj-instancii.html
-3-proizvodstvennie-kooperativi-statya-454-dogovor-kupli-prodazhi-statya-455-uslovie-dogovora-o-tovare.html
-3-provedenie-zanyatij-po-takticheskoj-taktiko-specialnoj-i-ognevoj-podgotovke.html
-3-psihologika-v-snovideniyah-moskva-sankt-peterburg-nizhnij-novgorod-voronezh-rostov-na-donu-ekaterinburg.html
-3-rabochee-dvizhenie-i-rasprostranenie-marksizma-v-rossii-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nekotorie-sistemnie-i-metodologicheskie-aspekti-informatiki-i-informatizacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-obshestva-kak-civilizacionnij-process.html
  • college.bystrickaya.ru/24-marta-vsemirnij-den-borbi-s-tuberkulezom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-istokam-russkoj-ikonopisi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menli-uejd-vellman-i-kosmatie-budut-skakat-tam67-oborotni-antologiya-2010.html
  • essay.bystrickaya.ru/cpisok-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-russkij-yazik-i-kultura-rechi-specialnost.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kursovoj-raboti-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • control.bystrickaya.ru/ekzamen-dlya-vseh-ostalnih-dopolnitelnie-ispitaniya.html
  • education.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-uchebnoj-disciplini-eyo-mesto-v-uchebnom-processe-vipiska-iz-gos-vpo.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii6ustanovlenie-svyazi-prosveshenie-i-povishenie-osvedomlennosti-obshestvennosti-statya-13.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-rupd-5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-17-annotaciya-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni-kurs-osnovi-medicinskih-znanij-i-zdorovogo-obraza-zhizni.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-140104-promishlennaya-teploenergetika-moskva-2010.html
  • pisat.bystrickaya.ru/trebovaniya-i-programmi-ekzamenov-po-anglijskomu-i-nemeckomu-yazikam-trebovaniya-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-anglijskomu-yaziku.html
  • credit.bystrickaya.ru/otvet-uchenici-literatura.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-trinadcataya-armageddon-and-prophecies-of-the-return-zahariya-sitchin-bogi-armageddona-eksmo-2008.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-publichnih-obsuzhdenij-otkritogo-narodnogo-byudzheta-organizacionnij-aspekt.html
  • student.bystrickaya.ru/13-kontakti-cherez-zavesu-kniga-vzyata-s-konferencii-portala-soznaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/praktika-realizacii-kompetentnostnogo-podhoda-v-sovremennoj-shkole.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukrainci-v-moskve-iz-glubini-vekov-s-dneprovskih-beregov-istoriko-kulturologicheskie-zametki-podgotovlennie-po-materialam-iz-fondov-bul-sentyabr-2007-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/82-forma-p-1-dlya-kategorij-povisheniya-kvalifikacii-specialisti-revizionnih-sluzhb-podrazdelenij-fsin-ossii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-biografiya-tvorcheskaya-deyatelnost-geroi-proizvedeniya-kalina-krasnaya-neizvestnij-shukshin-zaklyuchenie.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pravovoe-obespechenie-socialnoj-raboti-dlya-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/smi-o-smi.html
  • institute.bystrickaya.ru/globalizaciya-kak-socialnij-process-strukturno-komponentnij-analiz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/muzhskoj-etiket-3-poslushajte-rasskaz-v-a-suhomlinskogo-i-otvette-na-voprosi.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-po-kursu-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-4-go-kursa-yuridicheskogo-fakulteta-nngu-im-n-i-lobachevskogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-logicheskogo-mishleniya-tvorcheskih-sposobnostej-krugozora-ustnoj-i-pismennoj-rechi-umenij-obobshat-i-sistematizirovat-informaciyu-kommunikativnih-umenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-prinyatie-marketingovih-reshenij-razvitie-marketingovih-planov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-8-zakon-i-idumei-duglas-rid.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-vvedenie-v-istoriyu-chelovechestva-dlya-napravleniya-46-03-01-istoriya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-osnovnoj-i-dopolnitelnoj-literaturi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-kazahstana-dlya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-byudzhet-1-priroda-ekonomich-sushnost-i-spec-priznaki-finansov.html
  • pisat.bystrickaya.ru/st-clares-oxford.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/psihologicheskie-osobennosti-otnoshenij-podrostkov-so-vzroslimi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-ipotechnoe-zhilishnoe-kreditovanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.