§ 11. П. Тейяр де Шарден - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд
.RU

§ 11. П. Тейяр де Шарден - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 11. П. Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский ученый, философ и теолог. Его книга "Феномен человека" внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ.


Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику "всеединства", охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все "поры" сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин "энергия", которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка "Омега" - это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу.


Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире [1].


1 См.: Старостин БЛ. От феномена человека к человеческой сущности (предисловие к указанной книге Тейяра де Шардена); Губман Б.Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 295-296.


^ § 12. М. Хайдеггер

Мартин Хайдеггер (1880-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования", одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой "самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности" [2].


2 Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 43-44.


Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.


Наиболее крупные представители экзистенциализма - М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.


В своем труде "Бытие и время" М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался "забытым" традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему "открыто бытие", именно такое бытие - экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем - человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир - он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как "вечного присутствия". По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а "вечное ограничение настоящим" приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как "забота", "страх", "вина" и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.


В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личност-но-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: "бытие и ничто", "скрытое и открытое бытие", "земное и небесное" , "человеческое и божественное". Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из "истины бытия", т.е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.


Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и "омассовление" культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин "вслушивание": бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той "досокра-товской" Греции, которая еще жила "в истине бытия". Такое воззрение возможно потому, что (хоть и "забытое") бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры - в языке: "Язык - это дом бытия". Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная "речь", как "речение", "сказание", поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Вот почему задача "вслушивания" характеризуется Хай-деггером как всемирно-историческая. Выходит так, что не люди говорят языком, а язык "говорит" людям и "людьми". Язык, открывающий "истину" бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (не случайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др.). Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку "защищенность" и "надежность". В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму [1], с которым его роднили тоска по "невыразимому" и "неизреченному", склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению.


1 Дзэн - японское название одного из буддийских направлений.


Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и "делание", которое предполагает "заботу" [1].


1 Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.



-366-menyaet-gendirektora-itogi-deyatelnosti-farmacevticheskoj-spravochnoj-sluzhbi-soyuzfarma-za-noyabr-2007.html
-37-problemi-ustojchivo-bezopasnogo-razvitiya-chelovechestva-novejshaya-istoriya-zarubezhnih-stran-xx-vek-uchebnik-dlya-uchashihsya-9-klassa.html
-38-bondar-ukuporshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-385-prostranstvennie-raspredeleniya-vneshnego-magnitnogo-polya-zemli-i-dinamika-relyativistskih-chastic-na-geostacionarnoj-orbite-goes.html
-39-opredelennij-a-metanij-i-virazhenij-in-the-morning-zadacha-nastoyashego-uchebnika-pomoch-uchashimsya-ovladet.html
-4-akti-prokurorskogo-reagirovaniya-na-viyavlennie-narusheniya-zakona-kurs-prokurorskogo-nadzora-boris-vasilevich-korobejnikov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/09-00-01-ontologiya-i-teoriya-poznaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-provedenii-respublikanskogo-festivalya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-aprelya-2009-g-v-12-chasov-v-malom-zale-kasimovskogo-dvorca-kulturi-sostoyalos-yubilejnoe-meropriyatie-posvyashennoe-100-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-l-a-malyugina-im.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-sistema-vneklassnoj.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-21-marta-2007-g-n-172-o-federalnoj-celevoj-programme-deti-rossii-na-2007-2010-godi-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/traholyubi-prolog.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-ponedelnik-15-iyunya-lundi.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-im-v-m-smirina-chtobi-uznat-i-sohranit-nuzhno-uvidet-i-polyubit.html
  • write.bystrickaya.ru/generalnaya-konferenciya-mezhdunarodnoj-organizacii-truda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konsultantplyus-novoe-v-rossijskom-zakonodatelstve-ezhenedelnie-obzori-stranica-38.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pervichnie-i-svodnie-dokumenti-osushestvlyaemij-v-rossii-perehod-ot-administrativno-hozyajstvennoj-sistemi-v-rinochnoj.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-matematike-v-korrekcionnih-klassah-napravlennih-na-razvitie-matematicheskih-sposobnostej-uchashihsya.html
  • studies.bystrickaya.ru/domashnyaya-uchebnaya-rabota-uchashegosya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-nepravomochnosti-mezhdunarodnih-ugolovnih-sudov-programma-afrikanskoj-kulturnoj-revolyucii-115-slovo-k-russkim.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-auil-sharuashilii-ministrlg-agronerksptk-keshendeg-memlekettk-inspekciya-komitetn-araandi-oblisti-aumati-inspekciyasini.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-11-ohrana-okruzhayushej-sredi-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-izdatelstvo-penzenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-penza-2003.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ob-odnoj-supruzheskoj-chete-kniga-sostoit-iz-vosmidesyati-treh-rasskazov-v-kotorih-avtor-opisivaet-razlichnie-epizodi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vistavka-izdatelskoj-produkcii-novih-informacionnih-tehnologij-produktov-tovarov-i-uslug-katalog-uchastnikov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pri-vipolnenii-prakticheskoj-raboti-i-kontrolnoj-raboti-obrazovatelnaya-programma-po-predmetu-informatika-i-ikt-dlya-8-9.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obpobka-masiviv.html
  • university.bystrickaya.ru/funkcionalno-strukturnie-osobennosti-i-prosodicheskie-sredstva-virazheniya-diskursivnih-elementov-angloyazichnogo-uchebno-nauchnogo-diskursa.html
  • learn.bystrickaya.ru/f-7-socialnaya-politika-utverzhdayu.html
  • credit.bystrickaya.ru/pamyati-zemlyakov-zashitnikov-rodini-stranica-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/mode-video-rezhim-video-acronym-finder-poiskovik-abbreviatur.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/usadba-znamenskoe-sadki-po-novim-arhivnim-materialam.html
  • books.bystrickaya.ru/dr-web-enterprise-suite-shapsha-ondiru-bojinsha-nsau-versiya-0.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-plodovodstvo-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-dlya-zaochnoj-formi-obucheniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-podgotovlen-na-osnove-trebovanij-federalnogo.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-d-s-medovnikov-tehnologicheskaya-modernizaciya-promishlennosti-rossii-otraslevoj-analiz.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/potencialnost-elektrostaticheskogo-polya.html
  • school.bystrickaya.ru/internet-resursi-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezhimi-raboti-dvigateli-prikaz-nachalnika-glavnogo-upravleniya-grazhdanskogo-vozdushnogo-flota-pri-sovete-ministrov-sssr-.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-krajne-maloveroyatnie-prirodnie-riski-a-v-turchin-struktura-globalnoj-katastrofi.html
  • esse.bystrickaya.ru/raspisanie-peredach-iyun-2011-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.