.RU

§ 11. П. Тейяр де Шарден - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 11. П. Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский ученый, философ и теолог. Его книга "Феномен человека" внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ.


Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику "всеединства", охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все "поры" сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин "энергия", которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка "Омега" - это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу.


Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире [1].


1 См.: Старостин БЛ. От феномена человека к человеческой сущности (предисловие к указанной книге Тейяра де Шардена); Губман Б.Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 295-296.


^ § 12. М. Хайдеггер

Мартин Хайдеггер (1880-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования", одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой "самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности" [2].


2 Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 43-44.


Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.


Наиболее крупные представители экзистенциализма - М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.


В своем труде "Бытие и время" М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался "забытым" традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему "открыто бытие", именно такое бытие - экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем - человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир - он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как "вечного присутствия". По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а "вечное ограничение настоящим" приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как "забота", "страх", "вина" и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.


В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личност-но-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: "бытие и ничто", "скрытое и открытое бытие", "земное и небесное" , "человеческое и божественное". Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из "истины бытия", т.е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.


Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и "омассовление" культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин "вслушивание": бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той "досокра-товской" Греции, которая еще жила "в истине бытия". Такое воззрение возможно потому, что (хоть и "забытое") бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры - в языке: "Язык - это дом бытия". Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная "речь", как "речение", "сказание", поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Вот почему задача "вслушивания" характеризуется Хай-деггером как всемирно-историческая. Выходит так, что не люди говорят языком, а язык "говорит" людям и "людьми". Язык, открывающий "истину" бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (не случайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др.). Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку "защищенность" и "надежность". В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму [1], с которым его роднили тоска по "невыразимому" и "неизреченному", склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению.


1 Дзэн - японское название одного из буддийских направлений.


Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и "делание", которое предполагает "заботу" [1].


1 Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.



-366-menyaet-gendirektora-itogi-deyatelnosti-farmacevticheskoj-spravochnoj-sluzhbi-soyuzfarma-za-noyabr-2007.html
-37-problemi-ustojchivo-bezopasnogo-razvitiya-chelovechestva-novejshaya-istoriya-zarubezhnih-stran-xx-vek-uchebnik-dlya-uchashihsya-9-klassa.html
-38-bondar-ukuporshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-385-prostranstvennie-raspredeleniya-vneshnego-magnitnogo-polya-zemli-i-dinamika-relyativistskih-chastic-na-geostacionarnoj-orbite-goes.html
-39-opredelennij-a-metanij-i-virazhenij-in-the-morning-zadacha-nastoyashego-uchebnika-pomoch-uchashimsya-ovladet.html
-4-akti-prokurorskogo-reagirovaniya-na-viyavlennie-narusheniya-zakona-kurs-prokurorskogo-nadzora-boris-vasilevich-korobejnikov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-2korrekcionnaya-logopedicheskaya-rabotas-uchashimisya-2-go-klassa-posobie-dlya-uchitelej-i-logopedov-spb-karo-2004.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primernij-perechen-ekzamenacionnih-voprosov-programma-podgotovki-klinicheskih-ordinatorov-po-specialnosti-ftiziatriya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tainstvo-svyashenstva-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-upravlenie-socialno-ekonomicheskimi-sistemami-organizaciyami-stranica-21.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rizhskij-omon.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-4-perehodnie-polozheniya-soglashenie-ob-unifikacii-trebovanij-k-sostavleniyu-i-podache-zayavok-na-izobreteniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-dlya-slushatelej-sistemi-poslediplomnogo-obrazovaniya-intensivnaya-terapiya-reanimaciya-pervaya-pomosh-stranica-2.html
  • desk.bystrickaya.ru/polet-s-odnim-rabotayushim-dvigatelem-instrukciya-ekipazhu-vertoleta-mi-2-izdanie-4-e-dopolnennoe-vvedena-v-dejstvie.html
  • testyi.bystrickaya.ru/65-sushnostnaya-harakteristika-prepodavaniya-kak-deyatelnosti-obshie-osnovi-pedagogiki.html
  • tests.bystrickaya.ru/mami-i-papi-vprochem-vse-vzroslie-komu-dorogi-nashi-deti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antologiya-mirovoj-filosofii-antichnost-stranica-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/slova-serapiona-vladimirskogo.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhon-rodzher-piter-makvilyams-stranica-3.html
  • bystrickaya.ru/why-great-britian-lost-its-colonies-essay.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-metapredmetnih-kompetencij-u-mladshih-shkolnikov-posredstvom-interaktivnih-tehnologij-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-i-planirovanie-potochnoj-linii-obrabotki-detali-dlya-massovogo-proizvodstva.html
  • credit.bystrickaya.ru/planshetnij-kompyuter-roverpad-3w-t71-prostota-i-dostupnost-visokih-tehnologij.html
  • shkola.bystrickaya.ru/rannyaya-profilaktika-prestupnosti-nesovershennoletnih-chast-22.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-i-pourochnoe-planirovanie-po-predmetu-fizika.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-sudovozhdeniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/mne-ne-prishlos-menyat-professii-v-poiskah-dela-kotoroe-okazivalos-bi-bolshe-po-dushe-vsya-moya-zhizn-svyazana-s-sovetskim-voenno-morskim-flotom-yasdelal-vibor-stranica-11.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-elementov-sistemi-menedzhmenta-kachestva-i-uluchshenie-proizvodstva-cinka-iz-othodov-vann-goryachego-cinkovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tezisi-voblasti-voennogo-mishleniya-v-rossii-carit-intellektualnaya-anarhiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sportivno-ozdorovitelnij-kompleks-lesnaya-skazka-etkul-pravila-prozhivaniya-dlya-gostej-obshie-polozheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskaya-instrukciya-trebovaniya-k-strukture-soderzhaniyu-oformleniyu-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-i-upravleniyu-eyu-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/agroekonomicheskaya-effektivnost-primeneniya-posevnih-kompleksov-i-mulchiruyushej-obrabotki-na-kashtanovih-pochvah-nizhnego-povolzhya.html
  • essay.bystrickaya.ru/chetverg-20-maya-2010-goda-programma-12-go-mezhdunarodnogo-slavyano-baltijskogo-nauchnogo-foruma-sankt-peterburg-gastro-2010.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-testirovaniyu-pedagogicheskih-rabotnikov-dou-yaroslavl2010.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-deyatelnosti-missionerskogo-otdela.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-13-vzaimodejstvie-planet-dispoziciya-okonchanie-lekciya-vvedenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-realizacii-proekta-perspektivnogo-razvitiya-na-2011-2015-god-planiruemie-rezultati.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rol-demidovih-v-politicheskoj-i-ekonomicheskoj-zhizni-strani.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-23-uchyot-prochih-dohodov-i-rashodov-programma-podgotovki-i-attestacii-buhgalterov-ekonomistov-po-mezhdunarodnim.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-publikacij-uchitelej-mou-sosh-9-im-a-s-pushkina-odincova-g-a-itogi-uchastiya-komand-permskogo-kraya-v-xii-mezhdunarodnom-matematicheskom-turnire-starshek.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-cen-na-lekarstvennie-sredstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.