.RU

§ 11. П. Тейяр де Шарден - Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд


^ § 11. П. Тейяр де Шарден

Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) - французский ученый, философ и теолог. Его книга "Феномен человека" внесла существенный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ.


Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику "всеединства", охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистической установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все "поры" сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин "энергия", которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергетический феномен лежит в обосновании автором божественного источника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка "Омега" - это финальная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозданию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу.


Воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире [1].


1 См.: Старостин БЛ. От феномена человека к человеческой сущности (предисловие к указанной книге Тейяра де Шардена); Губман Б.Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С. 295-296.


^ § 12. М. Хайдеггер

Мартин Хайдеггер (1880-1976) - немецкий философ-экзистенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - "философия существования", одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой "самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности" [2].


2 Хюбшер А. Мыслители нашего времени. М., 1962. С. 43-44.


Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.


Наиболее крупные представители экзистенциализма - М. Хайдеггер, К. Ясперс в Германии; Г.О. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю во Франции; Аббаньяно в Италии; Баррет в США. Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала у феноменологии Э. Гуссерля.


В своем труде "Бытие и время" М. Хайдеггер поставил во главу угла вопрос о смысле бытия, который, по его мнению, оказался "забытым" традиционной философией. Хайдеггер стремился раскрыть этот смысл путем анализа проблемы бытия человека в мире. Собственно лишь человеку свойственно осмысление бытия, именно ему "открыто бытие", именно такое бытие - экзистенция и есть тот фундамент, на котором должна строиться онтология: нельзя, пытаясь осмыслить мир, забывать о самом осмысливающем - человеке. Хайдеггер перенес акцент на бытие: для вопрошающего человека бытие раскрывается и высвечивается через все, что люди познают и делают. Человек не может смотреть на мир иначе, чем сквозь призму своего бытия, разума, чувств, воли, вместе с тем вопрошая о бытии как таковом. Для человека мыслящего характерно стремление повсюду быть дома в совокупном целом, во всем мироздании. Это целое и есть наш мир - он наш дом. Поскольку конечную основу человеческого бытия составляет его временность, преходящность, конечность, постольку прежде всего время должно быть рассмотрено как наисущественнейшая характеристика бытия. Обычно же бытие человеком анализировалось специально и обстоятельно в контексте времени и лишь в рамках настоящего времени как "вечного присутствия". По Хайдеггеру, личность остро переживает временность бытия, но ориентация на будущее дает личности подлинное существование, а "вечное ограничение настоящим" приводит к тому, что мир вещей в их повседневности заслоняет от личности ее конечность. Такие идеи, как "забота", "страх", "вина" и т.п., выражают духовный опыт личности, чувствующей свою уникальность, а вместе с тем однократность, смертность. Он сосредоточивается на индивидуальном начале в бытии человека - на личностном выборе, ответственности, поисках собственного Я, ставя при этом экзистенцию в связь с миром в целом.


В дальнейшем по мере своего философского развития Хайдеггер перешел к анализу идей, выражающих не столько личност-но-нравственную, сколько безлично-космическую суть бытия: "бытие и ничто", "скрытое и открытое бытие", "земное и небесное" , "человеческое и божественное". Вместе с тем ему свойственно стремление осмыслить природу самого человека, исходя из "истины бытия", т.е. исходя уже из более широкого, даже предельно широкого осмысления самой категории бытия.


Исследуя истоки метафизического способа мышления и мировоззрения в целом, Хайдеггер стремится показать, как метафизика, являясь основой всей европейской духовной жизни, постепенно мировоззренчески подготавливает новую науку и технику, которые ставят своей целью подчинение всего сущего человеку и порождают стиль жизни современного общества, в частности, его урбанизацию и "омассовление" культуры. Истоки метафизики, по Хайдеггеру, восходят к Платону и даже к Пармениду, положившим начало рационалистического осмысления сущего и истолкованию мышления как созерцания вечных реалий, т.е. чего-то самотождественного и пребывающего. В противоположность этой традиции Хайдеггер для характеристики истинного мышления употребляет термин "вслушивание": бытие нельзя просто созерцать - ему можно и нужно только внимать. Преодоление метафизического мышления требует, по Хайдеггеру, возвращения к изначальным, но нереализованным возможностям европейской культуры, к той "досокра-товской" Греции, которая еще жила "в истине бытия". Такое воззрение возможно потому, что (хоть и "забытое") бытие все же еще живет в самом интимном лоне культуры - в языке: "Язык - это дом бытия". Однако при современном отношении к языку как к орудию он технизируется, становится лишь средством передачи информации и поэтому умирает как подлинная "речь", как "речение", "сказание", поэтому теряется та последняя нить, которая связывает человека и его культуру с бытием, а сам язык становится мертвым. Вот почему задача "вслушивания" характеризуется Хай-деггером как всемирно-историческая. Выходит так, что не люди говорят языком, а язык "говорит" людям и "людьми". Язык, открывающий "истину" бытия, продолжает жить прежде всего в произведениях поэтов (не случайно Хайдеггер обратился к исследованию творчества Ф. Гельдерлина, Р. Рильке и др.). Он был близок духу немецкого романтизма, выражая романтическое отношение к искусству как хранилищу бытия, дающему человеку "защищенность" и "надежность". В последние годы жизни в поисках бытия Хайдеггер все чаще обращал свой взор на Восток, в частности к дзэн-буддизму [1], с которым его роднили тоска по "невыразимому" и "неизреченному", склонность к мистическому созерцанию и метафорическому выражению.


1 Дзэн - японское название одного из буддийских направлений.


Итак, если в своих ранних работах Хайдеггер стремился выстроить философскую систему, то впоследствии он провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В более поздних работах Хайдеггер, пытаясь преодолеть субъективизм и психологизм своей позиции, выдвинул на первый план бытие как таковое. И в самом деле, вне учета объективного бытия выяснения его свойств и отношений, словом, без постижения сути вещей человек просто не мог бы выжить. Ведь бытие в мире раскрывается через неотъемлемое от человека не только осмысление мира, но и "делание", которое предполагает "заботу" [1].


1 Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблемы культуры. М., 1963.



-366-menyaet-gendirektora-itogi-deyatelnosti-farmacevticheskoj-spravochnoj-sluzhbi-soyuzfarma-za-noyabr-2007.html
-37-problemi-ustojchivo-bezopasnogo-razvitiya-chelovechestva-novejshaya-istoriya-zarubezhnih-stran-xx-vek-uchebnik-dlya-uchashihsya-9-klassa.html
-38-bondar-ukuporshik-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
-385-prostranstvennie-raspredeleniya-vneshnego-magnitnogo-polya-zemli-i-dinamika-relyativistskih-chastic-na-geostacionarnoj-orbite-goes.html
-39-opredelennij-a-metanij-i-virazhenij-in-the-morning-zadacha-nastoyashego-uchebnika-pomoch-uchashimsya-ovladet.html
-4-akti-prokurorskogo-reagirovaniya-na-viyavlennie-narusheniya-zakona-kurs-prokurorskogo-nadzora-boris-vasilevich-korobejnikov.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-76-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • control.bystrickaya.ru/disciplini-po-viboru-studenta-metodicheskaya-instrukciya-trebovaniya-k-strukture-soderzhaniyu-oformleniyu-osnovnoj.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-11-harakteristika-personazhej-v-audiovizualnih-mediatekstah-metodika-i-tehnologiya-mediaobrazovaniya-v-shkole-i-vuze-taganrog.html
  • letter.bystrickaya.ru/nikomu-ne-govori-otvernis-i-na-voprosi-ni-na-chi-ne-otvechaj-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/lui-ferdinand-selin-iz-zamka-v-zamok.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki-reshilo-utverdit-plan-raboti-zasedanij-sobraniya-deputatov-krasnochetajskogo-rajona-na-2009-god-stranica-17.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-sovetov-utverzhdennih-prikazami-rosobrnadzora-v-2009-2011-gg-stranica-16.html
  • spur.bystrickaya.ru/leto-2008-assord-paris-kanikulyarnie-gruppovie-programmi-dlya-detej-i-molodezhi-2008-velikobritaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovoj-status-obshestvennoj-palati-rossijskoj-federacii-voprosi-teorii-i-praktiki.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perechenosnovnih-normativnih-dokumentov-kotorimi-neobhodimo-rukovodstvovatsya-pri-rassmotrenii-razdela-organizaciya-stroitelstva.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pervie-dni-vojni-petr-lvovich-bograd.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/telecommunication-carrier-tema-servisnaya-deyatelnost-kak-forma-udovletvoreniya-potrebnostej-cheloveka.html
  • shkola.bystrickaya.ru/plan-postanovka-problemi-3-analiz-istochnikov-i-literaturi-5-reformi-ivana-groznogo-8.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-smert-materi-i-misticheskij-amulet-lyutera-barbanka-amerikanskogo-svyatogo-blagodarnost.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-otkritiya-i-obsluzhivaniya-obezlichennih-metallicheskih-schetov-fizicheskih-lic-v-ooo-kb-smp-opredeleniya-termini-i-ponyatiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnaya-politika-v-usloviyah-krizisa.html
  • turn.bystrickaya.ru/patofiziologiya-pochek-kontrolya-po-patofiziologii.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-a-danilov-a-v-pizhikov-stranica-7.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-svobodnoe-dihanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-kollokviuma-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • thescience.bystrickaya.ru/impulsnie-linii-poyasnitelnaya-zapiska-vvedenie-nemnogo-istorii.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-professionalnogo-modulya-pm-01-dokumentirovanie-hozyajstvennih-operacij-i-vedenie-buhgalterskogo-ucheta-imushestva-organizacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metrologiya-i-radioizmereniya-mri-stranica-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-10-anderrajting-cennih-bumag31-kurs-lekcij-kurs-lekcij-po-discipline-rinok-cennih-bumag-podgotovlen.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-prodelannoj-rabote-gruppi-goroda-novosibirsk-za-2010-god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-prozhivaniya-v-tovarishestve-sobstvennikov-zhilya-obshie-polozheniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-liceya-1-s-mishkino-municipalnogo-rajona-mishkinskij-rajon-respubliki-bashkortostan-ob.html
  • predmet.bystrickaya.ru/s-s-a-pereh-gl-ilirjateit9-sdelat-zhidkim-privesti-v-zhidkoe-sostoyanie-abis0a-lirjateit-mamaliga-u-nee.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-osnovu-chlana-stav-zakona-o-osnovnom-obrazovau-i-vaspitau-sluzhbeni-glasnik-sr-srbie-bro-590-prosvetni-savet-republike-srbie-na-sednici-odrzh-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-podgotovka-oformlenie-i-procedura-zashiti-referat.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-gosudarstvennij-universitet-visshaya-shkola-ekonomiki-fakultet-filosofii-programma-disciplini.html
  • assessments.bystrickaya.ru/davlenie-na-astralnoe-telo-boreev-georgij-pifagor-mudreci-vostoka-vtoroj-tom.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-informatika-napravlenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kadrovoe-obespechenie-ou-v-tekushem-ug-informacionnaya-karta-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-prohodyashego-gosudarstvennuyu.html
  • writing.bystrickaya.ru/hisheniya-s-pomoshyu-kompyuternoj-tehniki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.