§ 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ - Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов
.RU

§ 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ - Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 10—11 классов


^ § 12. ФАШИЗМ В ИТАЛИИ И ГЕРМАНИИ
Особенности тоталитарных режимов Италии и Германии определялись их опорой на идеологию, основанную на воинствующем национализме и расизме.

Идеология национализма сама по себе не является тоталитарной. Она сформировалась в Европе в XVIII—XIX веках и отразила стремления народов, поделенных между лоскутными феодальными империями, к созданию собственных национальных государств. Направленность политики на защиту национальных интересов на международной арене вполне совместима с любым политическим режимом, в том числе и либерально-демократическим.

В то же время, как показал опыт XX века, идеология, основанная на национализме, при определенных условиях может стать основой тоталитарного режима. При этом национализм приобретает гипертрофированный характер. Он не только перестает отражать интересы нации, но и сводит смысл ее существования к служению абстрактной национальной идее, в том числе и такими методами, которые противоречат объективным интересам народа.

^ Идеология фашистских партий. Предпосылки роста популярности национальной идеи в Италии и Германии были одинаковы.

Италия понесла большие потери в первой мировой войне, вышла из нее с ослабленной и подорванной экономикой и, хотя принадлежала к лагерю победителей, получила от союзников значительно меньше, чем рассчитывала. Соответственно, идея восстановления «справедливости», создания Великой Италии встречала в обществе позитивный отклик.

Германия капитулировала в ноябре 1918 г., когда шансов на военную победу уже не оставалось. В стране, измученной войной, началась революция. Однако ей были навязаны тяжелые и унизительные условия мира, хотя ее армия еще сохраняла способность сопротивляться, территория не была оккупирована. Это породило миф, что своим поражением в первой мировой войне Германия была обязана предательству со стороны внутренних антинациональных сил.

Важной общей чертой, характеризующей развитие и Германии, и Италии в начале 1920-х гг., была острота внутренних социально-экономических проблем и противоречий, не находивших решения.

Термин «фашизм», означающий «пучок», «связка», под которым понималось единство нации, появился в Италии. Фашистская символика, особое место в которой занимала свастика, символ плодородия во многих древних, дохристианских верованиях, парадные ритуалы, были воспроизведены по образцу Древнего Рима. Идея партии «нового типа», построенной по принципу военной организации единомышленников, подчиняющихся жесткой дисциплине, была заимствована у российских большевиков.

Национальная идея в Германии и Италии излагалась сходными формулами. Они включали апелляцию к единству нации, выражали стремление к общей высшей цели — достижения национального величия; утверждение, что интересы единой нации может выражать лишь одна политическая партия. Возглавляющий ее лидер — А. Гитлер в Германии и Б. Муссолини в Италии — считался символом нации, реализующим ее волю. Эта воля в первую очередь связывалась с осуществлением программы покорения и подчинения более слабых государств, которые рассматривались как потенциальные противники.

В обеих странах национальная идея увязывалась с социальным эгалитаризмом. Подвергались критике либерально-демократическое государство, имущие классы, выдвигались обещания решить проблему безработицы, повысить уровень жизни и уменьшить социальное неравенство, выдвигались популистские лозунги типа «Земля тому, кто ее обрабатывает» (лозунг Б. Муссолини).

Единственное существенное отличие идеологий итальянского и германского фашизма было связано с тем, что последняя основывалась на откровенном расизме. А. Гитлер и его окружение провозглашали арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство другими народами, которые объявлялись неполноценными, занимающими жизненное пространство, необходимое Германии.

Расизм и расовые теории не были чем-то новым для Европы. Еще со времени Великих географических открытий и начала создания колониальных империй для оправдания завоеваний утверждалось, что туземные жители «лишены души» и обращаться с ними можно, как с животными. В XIX веке в Великобритании были популярны идеи о тяжком бремени «белого человека», призванного руководить народами колоний, якобы не способными позаботиться о себе самостоятельно. Германский фашизм обратил расовую теорию, обосновывающуюся ссылками на силу «арийского духа», антропологические и этнографические изыскания, против самих европейских народов.

В идеологии итальянского фашизма преобладали ссылки на Римскую империю, преемником которой объявлялась Италия, претендовавшая на господство над Средиземноморьем. Это была идеология экспансии в чистом виде, но без столь явно выраженного расистского компонента, как в Германии.

^ Фашистский режим в Италии. Первоначально подъем фашистского движения, даже приход фашистской партии к власти в Италии не вызвал особых опасений в остальных странах Европы. С одной стороны, у многих антифашистов сохранялось убеждение, что обещания, адресованные почти всем слоям населения, не могут быть выполнены, и это приведет фашизм к краху. С другой стороны, в таких демократических государствах, как Англия, Франция, США, многие полагали, что фашистская идеология носит характер предвыборной риторики, а придя к власти, фашистские партии будут соблюдать либерально-демократические нормы политического поведения.

В известной мере эти ожидания отражали опыт политики фашистского режима в Италии. В этой стране Б. Муссолини, бывший в прошлом социалистом, создал себе репутацию сильного лидера, способного вывести страну из кризиса. В мае 1921 г. возглавленное им фашистское движение получило 7% мест в парламенте. В октябре 1922 г., после марша штурмовиков фашистской партии, чернорубашечников, на Рим, получившего название фашистской революции, король назначил Муссолини главой коалиционного правительства. Ему выразило поддержку большинство парламента. В 1924 г. блок фашистской и либерально-демократических партий добился внушительного успеха на парламентских выборах. Он получил 374 места против 157 мест у оппозиции, социалистов и коммунистов.

Поворот к созданию тоталитарного государства начался с 1925 г. и растянулся по времени примерно на десятилетие. Сперва были распущены «антинациональные», а затем и все, кроме фашистской, политические партии. Все должности в государственном аппарате стали замещаться только ее членами. На профсоюзы была возложена задача содействия «моральному и патриотическому воспитанию» своих членов. Необходимость защиты их социальных интересов отпала с созданием корпораций, объединивших под государственным контролем предпринимателей и наемных работников по отраслям промышленности. Экономическая и политическая власть сосредоточилась в руках государства, которое через Национальный совет корпораций и Институт промышленной реконструкции, монополизировавший банки страны, начал осуществлять контроль над экономическим развитием. Б. Муссолини получил возможность издавать декреты, имеющие силу закона, соединив в своем лице законодательную и исполнительную власть. Формально Италия оставалась парламентской монархией, в действительности роль короля и парламента была сведена к нулю.

Возникшие в 1920—1930-е гг. во многих странах фашистские движения, а также режимы заимствовали фразеологию и методы Б. Муссолини. Режимы М. Хорти в Венгрии (1920— 1944), Й. Антонеску в Румынии (1940—1944) также апеллировали к единству нации, ее величию, понимая под ним расширение территории за счет соседей.

^ Особенности германского фашизма. В Германии НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), лидером которой стал А. Гитлер, возникла тогда же, когда и фашистское движение в Италии — в 1919 г. Ее путь к власти был более долгим. Первоначально влияние этой партии ограничивалось Баварией, и ее попытка силой захватить власть в этой немецкой земле в 1923 г. завершилась провалом, Гитлеру пришлось даже провести в тюрьме больше года.

Только мировой экономический кризис 1929—1932 гг., особенно больно ударивший по Германии, изменил ситуацию. В условиях, когда в стране не нашлось лидера, способного, подобно Ф.Д. Рузвельту, найти пути смягчения социальных последствий кризиса на почве демократии, начался быстрый рост влияния двух тоталитарных и враждебных друг другу политических сил: Коммунистической партии Германии (КПГ) и НСДАП. Каждая из них отстаивала свой вариант выхода из кризиса. Однако национал-социалистам, сочетая социальные, национальные и расистские лозунги, удалось обеспечить себе более широкую поддержку безработных и рабочих, боявшихся потерять работу, разоряющихся мелких буржуа.

30 января 1933 г. А. Гитлер, как лидер партии, имеющей самую крупную фракцию в рейхстаге (парламенте), стал рейхсканцлером (главой правительства).

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 г., в котором были обвинены коммунисты, КПГ была объявлена вне закона, ее парламентские мандаты аннулированы. Это обеспечило НСДАП и поддерживающим ее партиям центра абсолютное большинство, достаточное для предоставления правительству чрезвычайных полномочий. В итоге все партии, кроме НСДАП, были запрещены, оппозиционная пресса закрыта, «плохие» немцы, не разделяющие фашистскую идеологию, отправлены в концлагеря. Веймарская конституция была отменена, с 1934 г. А. Гитлер стал фюрером (вождем) Германии.

Социальная программа национал-социализма — организация общественных работ, строительства дорог, позволившая ликвидировать безработицу, преодоление классового противостояния, понижение налогов для мелких собственников, была выполнена. При этом источником средств стала программа «ариизации» экономики — экспроприация собственности, включая банки и предприятия, неарийцев, прежде всего евреев (они составляли 1/15 численности буржуазии в Германии). Эта собственность переходила государству, частично передавалась германским банкирам и промышленникам. Их выигрыш, однако, оказался лишь временным. В 1934 г. экономика страны была поставлена под контроль территориальных и производственных объединений, управляемых министерством экономики. Номенклатура 80% продукции, ставшей государственным заказом, цены на нее, количество нанимаемых работников, лишившихся права на забастовку, уровень зарплаты определялись государством. Предельный уровень дивидендов на вложенный капитал для предпринимателей был установлен на уровне 6—8%, больший доход можно было получить лишь за особые заслуги перед рейхом.

Главной же целью тоталитарных режимов А. Гитлера и Б. Муссолини стала подготовка Германии и Италии к войне, которая должна была обеспечить реализацию программы приобретения жизненного пространства, покорения «неполноценных рас». Союзником европейских тоталитарных режимов стал милитаристский режим Японии, сочетавший многие черты традиционного авторитаризма с воинствующим национализмом, стремлением к захватам и господству.

При материальной и идейной поддержке тоталитарных режимов Муссолини и Гитлера во многих странах мира формировались фашистские партии со своими штурмовыми отрядами, которые должны были стать пятой колонной, возглавить правительства своих стран после их покорения Германией и Италией. Фашистские группировки возникли даже в таких странах, как США и Великобритания. Во Франции сторонники фашизма пытались в 1934 г. захватить власть. Однако в странах первой волны модернизации фашистская идеология не смогла укорениться. Присущий ей акцент на единстве нации, особой роли государства не отвечал условиям обществ с традициями идейного и политического плюрализма, ограниченной ролью государства.

^ БИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Адольф Гитлер (1889 — 1945), настоящая фамилия Шикль-грубер, родился в Австрии, в пригороде Линца, был четвертым ребенком в семье. Его отец, государственный служащий, имел неплохой доход, и семья не испытывала нужды. Учился Адольф без особого старания, ему претили школьная дисциплина и систематические занятия, он проявлял склонность лишь к живописи и в 1907 г. попытался поступить в Академию художеств в Вене, но не был принят.

Смерть родителей пошатнула материальное благосостояние семьи, и А. Гитлер пытается самостоятельно устроить свою судьбу. Он переезжает в Вену, где живет крайне скромно (он не употреблял спиртных напитков, был робок с женщинами) в ночлежке для бездомных, питается в столовых для безработных, пытается зарабатывать продажей своих картин и повторяет безуспешные попытки поступить в Академию. Помимо рисования, свое время он тратит на беспорядочное чтение околонаучных брошюр, в том числе посвященных оккультизму, марксистской литературы, приобщается к политике в спорах с другими бездомными и безработными, находит средства посещать театры.

Уже в этот период у него проявляется склонность винить в своих неудачах евреев и коррумпированных бюрократов, руководящих, как он считал, Академией художеств. Его привлекают пангерманские идеи, согласно которым все немцы, в том числе и австрийские, должны жить в одной империи, будущим ядром которой должна была стать Германия.

В 1913 г. А. Гитлер переезжает в Мюнхен, где ведет такую же жизнь, как и в Вене. В армию Австро-Венгрии его не взяли из-за слабого здоровья, но с началом первой мировой войны (1914—1918) он вступает добровольцем в германскую армию.

Почти всю войну А. Гитлер проводит вблизи передовой, служит посыльным при штабе полка, за дисциплинированность его производят в ефрейторы и награждают Железным крестом второй степени. В 1916 г. он был ранен, провел три месяца в госпитале и добился возвращения в свой полк. В 1918 г., попав под газовую атаку союзников, он вновь оказывается в госпитале, но к моменту его выздоровления война уже заканчивается.

В отличие от многих своих сослуживцев, А. Гитлер отнюдь не разочаровался в пангерманских идеях. Наблюдая углубление политического кризиса в стране — отречение кайзера, подписание социал-демократическим правительством мира, возникновение на территории Германии Советских республик — он убеждает себя, что в поражении виновны социалисты, евреи, продажная и коррумпированная правящая элита. Ультрапатриотические взгляды отставного ефрейтора привлекают к нему внимание специального бюро рейхсвера по расследованию подрывной деятельности в войсках, сотрудником которого становится А. Гитлер.

В 1919 г. по заданию бюро А. Гитлер вступает в малочисленную, включающую несколько десятков человек Германскую рабочую партию, созданную бывшим железнодорожным рабочим А. Дрекслером. Вскоре А. Гитлер становится лидером новой партии, у него проявляются незаурядные ораторские способности. Смесь эгалитаристских, националистических и антисемитских лозунгов, таких, как «национальный социализм», «новый мировой порядок», откровенная поддержка высокопоставленных военных, позволяют обеспечить партии симпатии масс в Баварии.

В 1923 г. в условиях очередного обострения социально-экономических проблем, вдохновленный успехами другого фашистского лидера, Б. Муссолини, А. Гитлер пытается захватить власть в Баварии, предполагая затем устроить «марш на Берлин». Путч, получивший название «пивного», был легко подавлен полицией. Гитлера приговорили к четырехлетнему заключению, но условия содержания были установлены весьма льготные, позволившие ему работать над книгой, ставшей библией германского фашизма. Эта книга, названная «Майн кампф» («Моя борьба»), сочетала автобиографические заметки с пространными рассуждениями о будущем переустройстве Германии и мира.

В 1925 г. А. Гитлер был освобожден досрочно и приступил к восстановлению своего влияния в национал-социалистическом движении, позиции которого ослабли. Ему удалось стать лидером общегерманского масштаба как благодаря поддержке военной верхушки, так и личным данным. Помимо ораторских способностей, А. Гитлер отличался от большинства политических деятелей тем, что он был фанатиком своей идеи — величия германской нации — и, считая ее высшей ценностью, был готов не останавливаться ни перед чем ради ее реализации. Будучи, судя по воспоминаниям современников, в личной жизни человеком мягким, уступчивым и даже сентиментальным, А. Гитлер без малейших колебаний обрек на гибель миллионы людей, погибших на полях сражений, уничтоженных в концлагерях. В последние дни войны, приказывая сражаться до последней капли крови, Гитлер был готов принести в жертву своей идее и немцев, которые, проиграв войну, оказались, как он считал, недостойными ее.


^ Бенито Муссолини (1883—1945) родился в маленькой деревушке в Центральной Италии. Его отец был сельским кузнецом, и ему часто приходилось наказывать сына, считавшегося талантливым, но трудным ребенком. Несмотря на постоянные драки со сверстниками, доходящие до поножовщины, Б. Муссолини закончил 10 классов школы и получил диплом, дающий ему право преподавания, но он не захотел заниматься этим «скучным» делом. В 1902 г. он отправился в Швейцарию в качестве «рабочего без средств», бродяжничал, попрошайничал, пока не устроился на работу в секретариат профсоюза каменщиков и неквалифицированных рабочих Лозанны. Здесь он много и хаотично читал, занимаясь самообразованием. В 1903 г. был арестован и выслан из Швейцарии за попытки спровоцировать профсоюз на насильственные действия. В 1904 г., уклоняясь от призыва на воинскую службу, вновь приехал в Швейцарию, где, отсидев в тюрьме, перебивался случайными заработками, пока в Италии не была объявлена амнистия дезертирам.

Вернувшись на родину, Муссолини начал преподавать в школе в небольшом городке Каневе, где он прославился пьянством и любовными похождениями. Вылечившись от сифилиса и отсидев в тюрьме за участие в беспорядках, он отправился в принадлежавший Австро-Венгрии город Тренто, где работал в еженедельнике местных социалистов «Будущее трудящихся». Резкие статьи Муссолини против церкви, национализма, милитаризма вызвали раздражение властей, и в 1909 г. он был арестован и выслан из Австрии.

По возвращении в Италию Муссолини женился и несколько остепенился. Он начал сотрудничать с газетой «Аванти» («Вперед»), официальным органом Социалистической партии Италии. Выявившиеся ораторские и публицистические способности, радикализм взглядов импонировали левому крылу партии, и в 1912 г. Муссолини стал главным редактором газеты.

В условиях начала первой мировой войны 1914—1918 гг. Муссолини первоначально поддержал лозунг социалистов о сохранении нейтралитета страны, однако потом, поверив в ленинскую идею, что война ускорит наступление революции, стал ее ярым сторонником. Порвав с социалистами, которые заклеймили его как предателя, Б. Муссолини начал издавать собственную газету — «Пополо Д'Италия» («Народ Италии»), выступавшую с идеями завоевания Италией достойного ее места в Европе. Эта кампания встретила поддержку ряда интеллектуалов, писателей, в частности романтически настроенного поэта Габриэля Д' Аннунцио.

С вступлением Италии в войну Муссолини был призван в армию и, отказавшись служить в штабе, отправился на передовую, где в 1917 г. был ранен и вернулся к политической деятельности уже в качестве национального героя.

В 1919 г. Б. Муссолини возглавил группу из нескольких десятков человек — бывших фронтовиков, во всем разочарованных анархистов, уголовников, ставших ядром фашистского движения. Его первоначальная программа была путаной и противоречивой, сочетая социалистические и националистические лозунги. Тем не менее, в условиях экономического кризиса, падения доверия избирателей к традиционным политическим партиям движение начало набирать силу. Большую роль в этом сыграли ораторское мастерство Муссолини, его склонность к театральным эффектам, способность без колебаний давать любые обещания. В 1921 г. Муссолини и группа его единомышленников были избраны в парламент. В 1922 г. после марша фашистов на Рим король, не решившийся применить силу, назначил Б. Муссолини главой правительства.

Финал правления Б. Муссолини, продолжавшегося более двух десятилетий, был плачевным. Стремления к обеспечению национального величия толкнули Б. Муссолини на союз с А. Гитлером, к которому он первоначально испытывал сильную антипатию. Итогом явилось вовлечение Италии в войну на стороне Германии. После высадки союзников на юге Апеннинского полуострова в 1943 г. король объявил войну Германии и отстранил от власти Б. Муссолини, который был арестован. Дальнейшая его судьба приобретает характер детектива. По приказу А. Гитлера диверсионная команда во главе с О. Скорцени похитила Муссолини, который был доставлен в оккупированную германскими войсками Северную Италию.

На ее территории была создана Социальная республика во главе с Б. Муссолини, фактически — протекторат Германии. В апреле 1945 г., когда рушился германский фронт, итальянские партизаны схватили Муссолини, пытавшегося бежать из Милана. Он, его любовница К. Петаччи и еще тринадцать человек были расстреляны, их трупы повешены вверх ногами в Милане на площади, где немцы убивали заложников.


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему подъем фашистского движения в Италии и Германии пришелся на 1920—1930-е гг.?

2. Сравните идеологии итальянского фашизма и германского национал-социализма. Что в них общего, что отличает их?

3. Сравните пути прихода к власти Муссолини и Гитлера; чем они различаются? Почему им удалось стать дуче и фюрером?

4. Объясните, почему тоталитарная идеология не нашла распространения в наиболее развитых индустриальных странах?

-4-russko-tureckaya-vojna-18771878-gg-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
-4-soderzhanie-brachnogo-pravootnosheniya-uchebnik-izdanie-pyatoe-pererabotannoe-i-dopolnennoe-prospekt-moskva-2001.html
-4-sovremennie-tendencii-turistskogo-sprosa-uchebnoe-posobie-opiraetsya-na-materiali-specializirovannih-uchrezhdenij.html
-4-sputnikovaya-svyaz-uchebnie-voprosi-telekommunikacii-i-kompyuternie-tehnologii-v-svyazyah-s-obshestvennostyu.html
-4-struktura-i-funkcii-nauchnoj-teorii-zakon-kak-klyuchevoj-ee-element.html
-4-sudebnij-poryadok-rassmotreniya-individualnih-trudovih-sporov-uchebnik-pod-redakciej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-10-dekabrya-2009-g-n-977-ob-utverzhdenii-edinogo-kvalifikacionnogo-spravochnika-dolzhnostej-rukovoditelej-specialistov-i-sluzhashih-razdel-stranica-29.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-obrazovatelnoj-sistemi-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-149-avgust-2005-po-avgust-2011-gg-perm-2005g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/test-11-molekulyarnaya-fizika-variant-1-dlya-opisa-niya-teplovih-yavlenij-i-processov-sleduet-ispolzovat-metodi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6-stranica-19.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-obshestvo-i-sredstva-massovoj-informacii-doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • composition.bystrickaya.ru/pejdzhing-rukovodstvo-po-programmirovaniyu-opisanie-funkcij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-v-organizacii-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-34-chtenie-slogov-i-slov-s-bukvoj-l-zakreplenie-process-obucheniya-gramote-po-uchebniku-v-g-goreckogo-i.html
  • knigi.bystrickaya.ru/resheniem-soveta-nacionalnogo-obedineniya-stroitelej-stranica-3.html
  • learn.bystrickaya.ru/frazeologizmi-i-poslovici-s-komponentom-cvetooboznacheniya-vo-francuzskom-i-russkom-i-yazikah.html
  • education.bystrickaya.ru/2005-2015-g-g-mezhdunarodnoe-desyatiletie-dejstvij-voda-dlya-zhizni-stranica-3.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-celi-i-zadachi-osvoeniya-disciplini-celi-osvoeniya-disciplini.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chto-takoe-sinergetika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/section-c-consistency-across-sektora-3-avgust-2000-kreditnie-rejtingi-i-dopolnitelnie-istochniki-informacii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/himicheskij-analiz-kationov.html
  • reading.bystrickaya.ru/laboratornaya-rabota-26.html
  • institut.bystrickaya.ru/the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-uchebnoe-posobie-sost-prof-v-v-maklakov-2-e-izd.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-doklad-na-ekspertna-grupa-km-fondaciya-akses-sofiya.html
  • books.bystrickaya.ru/danil-arkadevich-koreckij-stranica-9.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-zadaniya-po-discipline-proizvodnie-finansovie-instrumenti-kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kulturologicheskij-praktikum-testi-zadaniya-uprazhneniya-teksti-kommentarii-k-tekstam-uchebnoe-posobie-stranica-13.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-1-obo-vseh-imenah-prevoshodnogo-svojstva-bazovoj-opori-kniga-predstavlyaet-soboj-kurs-lekcij-izvestnogo.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-urovnej-professionalnogo-obrazovaniya-ekspertov-prikaz-22-oktyabrya-2010-goda-2701-oformirovanii-baz.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennogo-kompleksnogo-ekzamena-po-specialnosti-1-26-02-01-biznes-administrirovanie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shainskij-v-stranica-43.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-issledovaniya-bibliotechno-informacionnoe-obrazovanie-v-kontekste-mirovih-tendencij-teoretiko-metodologicheskij-aspekt.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-mirovoj-hudozhestvennoj-kulture-yu-a-solodovnikova-i-l-m-predtechenskoj-dlya-osnovnoj-shkoli-skorrektirovannaya-dlya-gumanitarnogo-klassa.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtorichnij-kontur-i-krizisi-ekonomiki-vse-civilizovannie.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-05-11-13-pribori-i-metodi-kontrolya-prirodnoj-sredi-veshestv-materialov-i-izdelij-po-tehnicheskim-naukam.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-31-solnechnij-udar-ili-mest-moya-sladka.html
  • studies.bystrickaya.ru/immunitet-metodi-povisheniya-i-ukrepleniya-immuniteta.html
  • literature.bystrickaya.ru/cepnie-drobi-zadachi-na-postroenie-15-razlichnie-sposobi-zadaniya-linejnoj-funkcii-15.html
  • bystrickaya.ru/vii-prestupleniya-protiv-gosudarstva-vosem-glavnih-dobrodetelej-voina-matrici-dzhejk-horsli-voin-matrici.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-politika-aleksandra-1-posle-otechestvennoj-vojni.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/musor-milton-erikson.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.