.RU

§ 128. Влияние идей религиозной реформации на церковно-государственные отношения - Учебник церковного права


^ § 128. Влияние идей религиозной реформации на церковно-государственные отношения.
Германские реформаторы XVI в. исходили из средневековой мысли о единстве церковно-государственного общения. В эпоху реформации, как и в средние века, никто не говорил о церкви и государстве, как двух особых общениях, а говорили об одном христианском общении или теле с двумя властями или с двумя мечами. Но отношение между двумя мечами представлялось уже совершенно иное, сравнительно с католическим. Светское начальство не противопоставляется духовному, как низшее высшему, потому что все члены христианства имеют равно духовный характер, а следовательно и светское начальство есть член христианского тела, столь же духовный, как и так называемое духовное начальство. Различие между духовным и светским начальством заключается не в духовном характере одного и в недуховном характере другого, а в призвании или в должности. Конечная задача или цель обоих начальств одна и та же: прославление Бога (ut Deus glorificetur); различны лишь их должностные функции и средства, ведущие к цели. Духовная должность действует проповедью Слова Божия и совершением таинств, не посягая ни на какие светские дела и ни на какую принудительную власть, а светское начальство непосредственно от самого Бога получило миссию располагать материальным мечем, юридической властью, телесным принуждением. Говоря о светском начальстве, реформаторы имели в виду не императора, как универсальную власть германской империи, а территориальные власти, т. е. князей и начальства имперских городов. Теперь jus reformandi в руках начальств, принявших учение Лютера, стало служить к тому, чтобы регулировать церковные дела в духе этого учения и принудительно вводить его между подданными, ибо поддержание единства учения, как писал Лютер саксонскому курфюрсту, лежит на попечении светского начальства. Оно должно блюсти за тем, чтобы повсюду учения не возникало распрей, разделений и возмущений между подданными, подобно тому как действовал некогда император Константин. Таким образом, если еще в конце средних веков может быть наблюдаемо изменение в понятиях о задачах и целях государственной власти, то реформаторские идеи произвели уже решительный переворот в этом отношении. На светское начальство возлагается попечение о всех потребностях государственного общества и в особенности о чистоте учения, о правильном богослужении и о спасении душ подданных. На этой же точке зрения стоял Цвингли, а что касается Кальвина, то, несмотря на антииерархическую тенденцию его системы, государство является у него чисто служебным органом консистории по католическому типу, сама же консистория является органом, вещающим волю Самого Бога Его избранному народу по ветхозаветному образцу. В результате, в каждой отдельной территории образовались Landeskirchen, т. е. государственный организм слился с известным господствующим в данной территории вероисповеданием: в территориях католических князей - с католическим, в территориях, охваченных реформационным движением, с протестантским или реформатским, не давая места другим вероисповедным учениям, кроме господствующего в данной территории.

^ § 129. Влияние идей естественного права на церковно-государственные отношения.
Положение государственного начальства, сложившееся под влиянием идей религиозной реформации, получило иную принципиальную постановку под влиянием философии естественного права. С точки зрения этой философии, государство, государственное начальство и другие учреждения, как напр. брак, не свыше от Бога происходят, а возникают из договора, из свободной воли людей и из разумного убеждения. Нет власти без договора: nullum imperium sine pacto. Цель государства не есть прославление Бога или попечение об истинной христианской жизни подданных, а есть благо, интерес, польза государства самого, ratio status; религия лишь средство, ведущее к этой цели. Объем и содержание государственной власти расширяются беспредельно; настает эпоха т. н. полицейского государства; попечение о религии рассматривается не с точки зрения обязанности, возложенной Богом на начальство, а, наравне с попечением о других интересах подданных, с точки зрения полиции безопасности и благосостояния. Впрочем, благодаря ходу событий в Германии мало-помалу была оставлена мысль о неизбежности слияния государства с одним каким-либо вероисповедным учением, и допущена возможность существования в одной и той же территории разных религиозных обществ, что одинаково было непонятно и для средневекового католицизма, и для реформаторов XVI в. Классическое выражение церковной политики большей части германских государств XVIII в. находят в прусском общем ландрехте. Государство по ландрехту представляется всеобъемлющим порядком человеческого общества. В этом порядке допускается существование религиозных обществ, причем не делается различия между церковью и всякими другими религиозными обществами, но делается различие между самими религиозными обществами: одни признаются за корпорации с юридической личностью и в таком случае рассматриваются, как часть государственного устройства, другие не признаются корпорациями и в таком случае не имеют никакого публичного значения, оставаясь частными ферейнами. По отношению к религиозным обществам, входящим в государственный порядок, глава государства имеет одинаково высшую власть, причем его личная принадлежность к тому или другому вероисповеданию не имеет значения. По философским воззрениям естественного права, глава государства может быть даже нехристианином и,однако, в качестве главы государства, он имеет власть над всем, что находится в пределах государственной территории. Сам по себе, как член церкви (если он принадлежит к христианской церкви), князь не имеет никаких особых прав, которые отличали бы его от всякого обыкновенного члена церкви; все права и вся власть принадлежит ему, как главе государства, по отношению как к тому религиозному обществу, к которому он лично принадлежит, так и к другим обществам, входящим в государственный порядок. В этом существенная разница от воззрений реформаторов, которые усвояли христианскому начальству Богом возложенную на него власть, предполагая притом, что в государстве господствует единое истинное христианское учение (т. е. в смысле реформации). Религиозные идеи реформации делали государя проводником церковных требований в государственной жизни, а напротив воззрения естественного права делали его проводником государственных требований в церковной жизни. В практике те и другие воззрения обыкновенно смешивались, потому что практический вывод из тех и других был один и тот же: власть церковная и власть государственная государственный порядок страны.

§ 130. Влияние религиозной реформации и философии естественного права на образование отношений между католическими государствами и католической церковью.
Пример евангелических князей повлиял и на католических государей, которые не могли не сознавать, что верность их и их подданных католицизму зависит от их доброй воли и составляет их заслугу, в виду которой они считали себя вправе управлять церковными делами своего государства, тем более, что сами папы требовали от государей содействия в восстановлении расшатанной реформационным движением церковной дисциплины. А с другой стороны, философия естественного права делала свое дело не только в протестантской, но и в католической Европе. В последней, как и в первой, церковь превратилась в государственное учреждение. Систему отношений между государством и церковью, которая сложилась в эту эпоху под означенными влияниями, в немецкой литературе принято называть государственною церковностью (Staatskirchenthum). Сущность системы государственной церковности состоит в том, что вся внешняя сторона церкви, церковность, подлежит верховной власти главы государства, который может устанавливать, отменять и изменять в области церковной все, что не обосновывается на св. Писании и на непосредственном божественном установлении. Сношения с главой римско-католической церкви - папой не были прерваны; но осуществление им высшей церковной власти в пределах данного государства или не допускалось, или ставилось под тщательный надзор государства. Систему государственной церковности можно рассматривать, как обратную сторону иерократии, с перестановкой действующих факторов или "мечей", т. е. с подчинением духовного меча светскому. На основе, главным образом, вестфальского мира выработалась следующая классификация прав государственной власти по отношению к церкви (jura majestatis ccirca): 1) jus reformandi - право реформировать церковную жизнь (в этом праве содержится implicite и право не допускать известного учения и известного религиозного общества в государственной территории, ср. еще о нем ниже в § 139); 2) jus inspiciendi cavendi - право контролировать и ограничивать деятельность церкви, для охранения государственных интересов, разными способами, каковы издание ограничительных законов и распоряжений, недопущение булл, бреве, решений всякого рода - папских и вселенских соборов - к публикации без одобрения главы государства (placet), обжалование церковно-должностных действий в государственные учреждения (l'appel comme d'abus, recursus ad principem) и др.; 3) jus advocatiae, Schutzrecht,- право покровительства защиты или содействия церкви в ее задачах, насколько в достижении этих задач государство находит свой собственный интерес. В отдельных католических государствах, однако, наблюдаются не малые различия относительно практического проведения системы государственной церковности. Отношение к Риму было то неприязненным, то доброжелательным; государственное всемогущество обосновывалось то на королевстве Божией милости, то на идеях естественного права; по отношению к другим религиозным учениям, кроме католического, господствовала или абсолютная нетерпимость, или сравнительная терпимость. В особенности характерна система иозефинизма, получившая название от имени ее творца - германского императора Иосифа II. Иосиф II есть типический представитель так называемого полицейского государства, этого своеобразного воплощения идей естественного права, направленного к достижению всеобщего благополучия. Принципиальный территориалист, воодушевленный притом желанием устроения наилучшего порядка в интересах государственного благополучия, Иосиф II реформировал все стороны церковной жизни: богослужение, пастырство, монашескую жизнь, деление на диэцезы и приходы, условия вступления в клир и замещение церковных должностей, церковный суд, брачное право, церковно-имущественное право. Все реформы совершались императором по собственному лишь его усмотрению и соображению, так как себя лишь одного он считал правомерным носителем воли государственного общения и себе лишь одному приписывал суждение о том, что полезно и желательно в интересах государственного блага, не обращая внимания ни на обычаи народные, ни на взгляды духовной иерархии, и полагая свое призвание в том, чтобы "логикой своих теорий возродить Австрию". При этом указы его обыкновенно отличались самой мелочной полицейской регламентацией. Связь между государством и церковью иозефинизмом не разрывалась; но на религию и на духовенство государство смотрело, как на пригодное средство к достижению государственного благополучия, с одной стороны потому, что вообще без веры граждан в Провидение и в вечные наказания не может обойтись ни одно благоустроенное государство, с другой стороны потому, что церковная кафедра есть целесообразный путь к распространению здравых гражданских понятий, напр. сельскохозяйственных. К чести императора Иосифа II, всетаки следует сказать, что он сделал важный шаг на пути признания свободы совести, допустив в своем государстве свободное осуществление четырех культов: католического, лютеранского, реформаторского и греко-восточного.


-5-mirovoe-soglashenie-kak-osobaya-sdelka-napravlennaya-na-prekrashenie-konkursnih-otnoshenij.html
-5-nasledniki-gunnov-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka-v-3-h-knigah-kniga-i.html
-5-neinercialnie-sistemi-otscheta-stranica-3.html
-5-o-ieroglife-arkana-iii-predislovie.html
-5-obshi-razporedbi-za-zadlzheniyata-na-prodava-cha-i-kupuva-cha-mezhdunarodna-e-trgoviyata-koyato-se-izvrshva.html
-5-organizaciya-obucheniya-resheniyu-matematicheskih-zadach-predislovie.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-teme-10-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-teorii-gosudarstva-i-prava-i-konstitucionnogo-prava-protokol-6-ot.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kursa-programmirovanie-na-yazike-s-razrabotka-konsolnih-prilozhenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/nemnogo-o-smeshenii-andrej-makarevich.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b3v17-servisnaya-politika-firmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-napravlenie-podgotovki-080200-62-05-menedzhment.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tehnologii-silnogo-mishleniya-dlya-menedzhera.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-upravlenie-personalom-dlya-specialnosti-menedzhment-organizacii-080507.html
  • university.bystrickaya.ru/galakticheskie-mayaki-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozmezdnoe-okazanie-uslug-chast-4.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sravnitelnij-analiz-podhodov-k-motivacii-effektivnosti-truda-i-upravleniya-personalom-v-rossii-i-za-rubezhom.html
  • college.bystrickaya.ru/3-porozhdenie-chetireh-protivoyadij-prodolzhenie-kommentariya-k-lamrimu-25-iyulya-5-avgusta-2008-goda-oz-bajkal.html
  • school.bystrickaya.ru/18-dostupnost-i-kachestvo-zhilya-poyasnitelnaya-zapiska-k-dokladu-glavi-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechaniya-respubliki-dagestan-po-delam-religij-gosudarstvo-i-religiya-v-dagestane-informacionno-analiticheskij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avkrivov-razvitie-deterministskih-teorii-emocij-v-psihologii-psihologii-i-psihoterapii.html
  • report.bystrickaya.ru/istoricheskie-predposilki-t-n-vorojskaya-vgi-mosu-kandidat-istoricheskih-nauk-docent.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otklonenie-luchej-sveta-v-kosmose.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnedrenie-sistemi-upravleniya-riskami-v-oao-mash-sposobno-okazat-blagopriyatnoe-vliyanie-na-finansovoe-polozhenie-i-delovuyu-reputaciyu-predpriyatiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/organizaciya-perevozok-opasnih-gruzov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-nalogov-i-sborov-rossijskoj-federacii-nalogovij-praktikum-dlya-napravleniya-030500-68-yurisprudenciya-podgotovki-magistra.html
  • books.bystrickaya.ru/egionalnim-centram-rossii-i-dr-s-1998-goda-informaciya-rassilaetsya-v-tom-chisle-na-disketah-v-formate-rtf.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-sekcii-kruzhka-studii-kluba-2006-god-shkola-stala-obladatelem-granta-prezidenta-chuvashskoj-respubliki.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-servisnogo-centra-posobie-adresovano-visshim-rukovoditelyam-i-menedzheram-kompanij-dejstvuyushih-na-rinke-kolesnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/iordaniya-ozhidanie-proroka.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-8-dogovor-vois-po-ispolneniyam-i-fonogrammam-uchebnik-bliznec-i-a-leontev-k-b-pod-red-i-a-blizneca-.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-nadzoru-za-soblyudeniem-trebovanij-pozharnoj-bezopasnosti-na-obektah-nadzora-raspolozhennih-na-territorii-lazovskogo-rajona-na-2009-2013-goda-pp-stranica-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pamyati-moej-materi-evgenii-ginzburg-stranica-7.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-13-zaklyuchitelnie-i-perehodnie-polozheniya-kodeks-respubliki-kazahstan-ot-4-dekabrya-2008-goda-95-iv-kazahstanskaya.html
  • klass.bystrickaya.ru/agde-mne-vzyat-takuyu-pesnyu-stranica-6.html
  • control.bystrickaya.ru/e-ozhidaemie-itogi-obzora-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-sostavitel-v-p-pershin.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-spravochnoe-inzhenernie-iziskaniya-dlya-proektirovaniya-teplovih-elektricheskih-stancij-vsn-34-72-111-92.html
  • writing.bystrickaya.ru/altajskij-etnos-v-sisteme-rossijskoj-gosudarstvennosti-chast-13.html
  • testyi.bystrickaya.ru/7-sostavlenie-nomenklaturi-del-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-magnitogorskom-gosudarstvennom.html
  • klass.bystrickaya.ru/alikovskoj-srednyaya-obsheobrazovatelnoj-shkola-im-i-ya-yakovleva.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opredelenie-uskoreniya-svobodnogo-padeniya-s-pomoshyu-fizicheskogo-mayatnika-rukovodstvo-k-vipolneniyu.html
  • shkola.bystrickaya.ru/problematika-romana-i-a-goncharova-oblomov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.