.RU

§ 3. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ - Учебное пособие Тамбов 2002 Авторы и составители учебного пособия коллектив преподавателей...


§ 3. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ


Психология как наука существует не одно столетие. Выявление предмета психологии связано с серьезными трудностями и до настоящего времени обсуждается в философской и психологической литературе.

Факты существования материальных и нематериальных явлений, проблемы их возникновения и происхождения, и соответсвенно, признания, какие из них первичны, а какие вторичны, выявление способов и возможностей познания материальных и нематериальных явлений человеком, как известно, обсуждаются в философии в рамках двух борющихся между собой направлений - материализма и идеализма. В связи с тем, что в центре этой яростной борьбы двух философских школ, двух способов мышления и, можно сказать, двух жизненных позиций и систем мировоззрения, стоит психологический феномен, психология длительное время существовала в качестве раздела философии. Философские вопросы соотношения объекта и субъекта, происхождения и развития психики человека, возникновения сознания в процессе общения человека и его трудовой деятельности, общественно-историческая природа сознания человека и многие другие, остаются актуальными для методологии психологии.

Содержание сугубо психологического предмета строится в соответсвии с существованием двух разных классов явлений и фактов - материальных и нематериальных, - человек осуществляет наблюдение также в двух разных формах. Во-первых, он может наблюдать внешние, отдельные и независимые от него факты и явления - объекты материального мира и результаты внутренней, скрытой от наблюдения, активности других людей - их реакции, поведение, поступки, продукты их деятельности. Во-вторых, он может наблюдать и чувствовать собственные состояния и переживания, то есть осуществлять акт самонаблюдения (интроспекции).

Следовательно, развитие психологии способствовало признанию существования не только материального и нематериального мира явлений и вещей, но и третьего мира - скрытого, интимно-личностного мира собственного “Я” человека.

Таким образом человек существует и строит свою жизнь как бы в трех разных мирах - материальном мире объективно независимых от него явлений и вещей (объектов живого и неживого мира), социальном мире, состоящем из человеческих взаимодействий, общения и социокультурных явлений, а также в мире собственного “Я”, своем духовном мире переживаний, отношений, состояний. Материальный и социальный мир - явления внешнего порядка для человека. Мир его собственного “Я” - внутренний мир человека.

Соответственно направленности психических процессов, состояний и переживаний, - на материальный мир, на мир социальный (другого человека или людей) или на самого себя, - они могут подразделяться на ощущение и самоощущение, восприятие и самовосприятие, внимание и внимательность к самому себе, память о материальных явлениях и событиях, память о других людях и память о себе, мышление и рефлексию (самомышление), эмоции относительно других и эмоциональные переживания относительно себя и своей жизни, волевые воздействия на других и волевые воздействия на самого себя (саморегуляцию, самоконтроль), наконец, воображение и создание нового во внешней среде - материальном мире, социальном мире (например, развитие, обучение и воспитание ребенка) и создание самого себя (саморазвитие, самообучение и самовоспитание).

Предмет психологии составляют конкретные факты психической жизни, изучаемые качественно и количественно; психологические законы и способы объяснения, интерпретации фактов психической жизни; а также психологические механизмы функционирования психики.

“Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности”.

“Психология - это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития”.

“Предметом психологии являются: а) психические явления; б) психологические черты личности и в) психологические особенности человеческой деятельности”.

В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время появляются все новые направления в психологии, имеет смысл говорить не об одной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально-психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как “общая психология”.

Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.

^ В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В общей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.


^ Прикладные отрасли психологии, связанные с “обслуживанием” таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.

^ В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.

Психодиагностика включает вопросы разработки принципов психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры психодиагностики, конструктирования конкретных психодиагностических методик и тестов.

^ Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний.

Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.

^ Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.

^ Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем “человек-машина”.

^ Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.

^ Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов.

Методы психологии - это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.

Валидность метода отражает его адекватность и действенность, хараактеризует точность измерения данным методом психического свойства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства. Проверка валидности метода называется валидизацией.

Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи психологического метода. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного метода или путем сопоставления данных, полученных при помощи данного метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивалентного метода.

Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень квалификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно незначительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходим специальный период стажировки и высокий уровень специальной квалификации специалиста.

Например, при овладении методами опроса и анкетирования являются достаточными обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профиля. При овладении методом психоанализа необходима специальная, многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоаналитическом центре за пределами России.

Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности и времени его реализации. Так, некоторые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие же методики, как MMPI или тест Т.Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и усилий обследуемого для формулирования собстенных ответов.

Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологические методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностический опросник, направленный на выявление сферы предпочтений человека (автор Е.А.Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.

Наиболее распространенными методами в современной психологии выступают метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.

Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека.

Различают прямое и скрытое, включенное и невключенное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется в случае, если наблюдатель открыто демонстрирует свою позицию и свои цели. При скрытом наблюдении наблюдатель открыто демонстрирует другую позицию и иные цели, стремясь “замаскировать” собственно цели наблюдения. При включенном наблюдении наблюдатель занимает позицию внутри наблюдаемых событий. Например, при включенном наблюдении за формированием социальных отношений в коллективе наблюдатель должен быть полноправным членом данного коллектива. При не включенном наблюдении наблюдатель собирает сведения, находясь во внешней, отстраненной позиции по отношению к объекту наблюдения.

Различают также внешнее и внутреннее наблюдения. В первом случае наблюдатель осуществляет наблюдение за внешними явлениями объективного мира или поведением и отношениями людей. Внутреннее наблюдение или самонаблюдение (интроспекция) направлено на собирание психологических фактов о собственном внутреннем мире, собственных состояниях, переживаниях, размышлениях и так далее.

В последнее время производят различие между объективным наблюдением и квалификационным наблюдением. При объективном наблюдении наблюдатель фиксирует внешне наблюдаемые явления и факты, фиксируя их в специальный протокол наблюдения. Ему запрещается проводить какие-либо интерпретации и субъективные оценки наблюдаемых событий. В этом случае наблюдателя можно сравнить с фотоаппаратом, поскольку результаты его наблюдений - это своеобразные “психологические фотографии” - бесстрастные, объективные и подробные.

Квалификационное наблюдение - это наблюдение с обязательными интерпретациями и оценками явлений и фактов, производимых наблюдателем. При проведении квалификационного наблюдения большое значение имеет

квалификация и уровень профессионализма специалиста-наблюдателя. Считается, что большую ценность имеет не только фиксация тех или иных фактов и явлений, но прежде всего их оценка и интерпретация, произведенные квалифицированным профессионалом.

Опрос - представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Сущестуют устные и письменные опросы. Устный опрос или интервью применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями отвечающего человека. В данном случае специально фиксируются такие моменты беседы, как время обдумывания ответа, переспрашивание и уточнение вопроса, возгласы и оценки отвечающего, длительное молчание и отказ от ответа. Ответы опрашиваемых людей и их поведение существенно зависят от установления во время беседы психологического контакта и доверия между спрашивающим и отвечающим, от индивидуальных особенностей отвечающего, его стремления к открытости и искренности. Устный опрос бывает информативным, если беседуют мужчина и женщина, подростки примерно одного возраста, организована неформальная, позитивная психологическая атмосфера, имеется продолжительное время для беседы.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей, но не обладает такой глубиной и подробностью в получении информации, как устный опрос. Получаемые в результате анкетирования данные имеют несколько нивелированный характер, содержат минимум индивидуальных характеристик и больше относятся к социологическим, нежели психологическим данным. Однако стандартизированный письменный опрос или анкетирование, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, нежели свободный устный опрос.

К методу опроса относится также экспертная оценка - систематизированный опрос компетентных лиц или опытных специалистов по определенным вопросам с представлением их обоснованных выводов и рекомендаций. Может быть врачебно-трудовая, судебная и психологическая экспертиза.

Несмотря на то, что эксперт, как правило, компетентный и опытный специалист, все же он, как человек, может производить субъективные оценки и квалификации, основанные на наличии у него определенных интересов, мнений и установок. Снижение фактора субъективизма в проведении экспертной оценки производится при помощи организации сбора мнений от разных специалистов, при этом моменты совпадений во мнениях и оценках считаются объективными. Кроме того, экспертная оценка, как правило, не является анонимной, поэтому само по себе имя эксперта, который выступает ведущим специалистом и признанным авторитетом в своей области, считается важным фактором повышения объективности экспертной оценки.

Психологическая диагностика производится при помощи вербальных и невербальных (проективных) методик. ^ Вербальные (словесные) психодиагностические методики - это опросники или тесты, при помощи которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого психологического свойства или процесса. Как правило, стандартизованные опросники или тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также их последующей интерпретации.

Различают две формы тестов - тесты-опросники и тесты-задания. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно производить оценку уровня развития того или иного психологического качества человека. Тест-задание предполагает оценку уровня развития психологических качеств человека по анализу того, как и что человек делает. В тестах-заданиях человеку предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии, отсутствии и степени развития у него определенных психологических свойств.

Положительная сторона тестов состоит в том, что, как и анкеты, они позволяют их применять к различным людям, разного возраста, различного уровня культуры и образования, а также различных религиозных исповеданий. Недостатками тестов являются: возможность тестируемого человека повлиять на результаты исследования в случае, если он заранее знает, как устроен тест или в процессе самого тестирования сумел понять, на выявление и оценку каких психологических качеств и способностей данный тест направлен. Кроме того, тесты не дают надежных результатов, если они направлены на выявление и оценку тех психологических свойств и особенностей, которые он недостаточно осознает или не осознает совсем, в существовании которых исследуемый человек недостаточно уверен или сознательно не хочет признать их наличие у себя.

^ Невербальные или проективные психодиагностические методики направлены на выявление неосознаваемых свойств личности или тех качеств, которые находятся под психологической защитой. В основе проективных методик лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям и не признавать их наличие у самого себя. Проективные тесты построены в форме рисунков и ситуаций, которые должен описать и проинтерпретировать человек, в форме задания выбрать и разложить в определенной последовательности предлагаемые цвета, произвести сравнение неопределенных, расплывчатых фигур-пятен, нарисовать рисунок на заданный сюжет (“Автопортрет”, “Фантастическое животное”, “Моя семья”, “Дерево” и другое).

Следует помнить, что эффективность применения проективных тестов в первую очередь зависит от квалификации и опыта интерпретирования результатов, имеющихся у психолога-диагноста. Кроме того, тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости самого обследуемого.

Получение психодиагностических данных об уровне развития способностей человека возможно также путем анализа результатов его деятельности. Как правило, те или иные результаты деятельности (написанные рассказ или стихотворение, нарисованную картину или сочиненную музыкальную пьесу) оценивает специалист соответствующей области. Так, рассказ или стихотворение должен оценивать филолог, поэт или писатель, нарисованную картину - художник, музыкальную пьесу - пианист или композитор.

Сложным и редко применяемым в современной психологии является метод анализа биографических данных. С этой целью производится сбор фактов внешней и внутренней биографии человека: его поступков и решений, его размышлений и отношений, зафиксированных, например, в дневниковых записях или продуктах творчества. Данный метод является одной из форм длительного, лонгитюдного исследования и требует наличия большого количества времени, в течение которого психолог мог бы наблюдать и изучать своего испытуемого.

Эксперимент - это метод психологического исследования, при помощи которого целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, когда изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Основное достоинство эксперимента заключается в том, что он позволяет сделать надежные выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, тем самым научно объяснив происхождение изучаемых явлений и событий.

Различают такие виды эксперимента, как лабораторный эксперимент, формирующий эксперимент и естественный эксперимент. В ходе лабораторного эксперимента при помощи специальной измерительной аппаратуры исследуется отдельный психический процесс. Например, предметом исследования может выступить объем, точность и механизм восприятия человека или время реакции человека на статичные или движущиеся объекты. Как правило, лабораторный эксперимент направлен на выявление, измерение и оценку психологического процесса в том виде и на том уровне развития, на котором он находится в деятельности испытуемого человека в данный момент. Лабораторный эксперимент, тем самым, это - точная фиксация и количественная оценка развития процесса или функции во время исследования.

^ Формирующий эксперимент строится таким образом, чтобы произвести изучение выделенной психологической функции или процесса в ходе их развития. Следовательно, в начале формирующего эксперимента производится констатирующая диагностика уровня развития психологической функции, затем реализуется развивающая или формирующая программа педагогических или психологических воздействий, и только после этого производится повторное констатирующее психодиагностическое исследование того уровня развития, который был достигнут в результате целенаправленного развития.

Формирующий эксперимент строится на основе разработанного перед началом эксперимента понятия о формируемом свойстве или функции. Так, основоположником научной школы развивающего обучения В.В.Давыдовым была разработана концепция учебной деятельности, а затем построена программа учебных предметов для младших школьников, направленная на развитие у них учебной деятельности.

Применение формирующего эксперимента основано на положении о том, что процесс развития психических функций и процессов, в целом, психики человека является естественно-искусственным процессом. Естественный компонент в процессе развития психических явлений составляют возрастные и индивидуальные процессы внутреннего развития человека. Искусственный компонент задается со стороны общества и социокультурных требований: необходимости посещения ребенком школы, обучения его по определенным школьным предметам, выполнение им требований школьной дисциплины и прочее.

^ Естественный эксперимент был разработан А.Ф.Лазурским и состоит в том, что человека специально и целенаправленно (то есть экспериментально) помещают в ту естественную среду его жизнедеятельности, в которой, по мнению психолога, у него происходит наиболее интенсивное развитие исследуемой психологической функции. Например, поскольку в процессе игровой деятельности осуществляется развитие социальных навыков общения детей, при изучении социального компонента деятельности детям предлагается заняться игрой. В ходе игровых взаимодействий детей осуществляется исследование развития у них навыков общения и социальных взаимодействий.


§ 4. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА


Творчество - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Новизна и преобразование - две наиболее существенные характеристики творчества.

Спорят о том, что является критерием творческой деятельности - процесс или продукт, о том, должны ли присущие творчеству черты - новизна и преобразование - выступать как объективные показатели развития, или они могут быть и субъективными, то есть ход поиска и его результаты окажутся новыми только для познающего субъекта, а не для общества в целом. Указанные позиции в любом случае не исключают друг друга. Во всяком варианте психологическая природа творческого процесса в принципе не изменяется от того, создается ли объективно или лишь субъективно новое.

В профессиональном творчестве чаще всего как раз присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе проектирования и воплощения в жизнь принятых решений. Что же касается основного продукта творческой деятельности специалиста - личность выступает в уникальной, неповторимой форме. Подлинное воспитание и обучение - это всегда созидание нового, творение человека через пробуждение его внутренних сущностных сил, ибо творчество, как установил психолог Я.А.Пономарев, и становится механизмом продуктивного преобразования личности.

Профессиональное мастерство специалиста взаимосвязано с его творчеством. Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познающий добывает так называемое невыводное знание с использованием гипотез, предположений, догадок, интуиции. Это вовсе не значит, что продукт творчества должен противоречить логике, поскольку интуитивное озарение, догадка, “инсайт”, выступающие кульминацией творческого акта, трактуются многими учеными как свернутая логика.

Новизна научного поиска в своем высшем проявлении - это создание новых методических систем, открытие неизвестных закономерностей; это новые идеи, методы, средства. Имена педагогов А.С.Макаренко, В.Н.Сороки-Росинского, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили, М.П.Щетинина, В.Ф.Шаталова, С.Н.Лысенковой, Е.Н.Ильина и другие мы связываем именно с этим уровнем профессионального творчества, часто именуемым педагогическим новаторством. Конечно же, каждый педагог не может быть новатором. Но к овладению педагогическим мастерством должен стремиться каждый. Самостоятельность в оценке педагогических ситуаций, в особенности в обосновании идеи разрешения возникающих проблем, в выборе, сочетании, конкретизации известных науке и практике форм, средств и методов обучения, умение предвидеть и направлять ход событий - все это важнейшие компоненты профессионального мастерства, носящие творческий характер. Без творчества нет мастера-профессионала. Вот почему повседневное массовое творчество выступает и условием и следствием овладения профессией, достижения профессионального мастерства. Мастерство специалиста, будучи синтезом теоретических знаний и высокоразвитых практических умений, утверждается и проявляется через творчество и, в свою очередь, способствует действенной реализации творческих замыслов и находок. “Возможно, - подчеркивает известный педагог-исследователь и публицист Ю.П.Азаров, - педагогическое мастерство развивается по законам творчества, в котором немаловажное место занимают такие явления, как интуиция, вдохновение, талант...”

Например, педагогическую деятельность издавна квалифицируют как творческую. Как и в любом виде творчества, в ней своеобразно сочетаются нормативные и эвристические (созидаемые в ходе собственного поиска) элементы. В труде конкретно взятого специалиста немало типового, повторяющегося, устойчивого, отраженного в уже выявленных психолого-педагогических законах, принципах и правилах. Но немало также изменчивого, вариативного, индивидуального.

Имея много общего с другими видами творчества (научное, художественное, техническое), педагогическое обладает своеобразием, связанным и с характером процесса, и с его результатом, растущей, становящейся личностью. Педагогическое творчество специалиста жестко лимитировано, спресовано во времени. К примеру, он не может ждать, пока его “осенит”, он должен найти оптимальную методику предстоящего занятия сегодня, а зачастую принять новое решение в считанные секунды, если сложилась не предвиденная им заранее ситуация. возможно неожиданное затруднение. Тут по словам А.С.Макаренко, требуется немедленный анализ и немедленное действие.

Поскольку педагогическое творчество слито со многими обстоятельствами, оно всегда должно приносить положительные результаты. Негативные допустимы лишь в мысленных пробах и прикидках, а такие способы проверки гипотез, как доказательство от противного, доведение до абсурда, противопоказаны в любой практической деятельности.

Особенностью педагогического творчества является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всякого коллектива, в котором работает специалист.

Например, один из основных партнеров учителя по творчеству - ученик, поразительно сложен, динамичен, неповторим. Действенное сегодня педагогическое средство завтра оказывается бесплодным. Новое теряет привлекательность и новизну, творческая задача воспринимается как стереотипная.

Отличительной чертой педагогического творчества является и то, что значительная часть его осуществляется на людях, в публичной обстановке. Это требует от специалиста умения управлять своими психическими состояниями, оперативно вызывать у себя и других творческое воодушевление. В обучении и воспитании проявляется самый возвышенный, самый гуманной тип творчества, пробуждающий личность, реализующий лучшие человеческие задатки и способности. Очень хорошо об этом сказал А.В.Луначарский: “...каждый педагог, когда он правильно понимает свою миссию, входя в класс... должен чувствовать, что совершает нечто торжественное...ибо он живет в чуде преобразования человечества”.

Творчество - это необходимое условие становления человека, его самопознания, развития и раскрытия как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость личности.

Творчество, особенно массовое. не возникает само собой. Для его развития и созревания нужны благоприятная атмосфера, стимулирующая среда, соответствующие внешние и внутренние условия.

Обратимся прежде всего к вопросу об условиях педагогического творчества, как внешних, так и внутренних. К наиболее существенным внешним (объективным) условиям, от которых зависит педагогическое творчество, следует отнести:

а) предъявляемые требования общества, отражающие современную социальную ситуацию, а также перспективы общественного и научно-технического прогресса;

б) уровень развития современной науки, особенно науки о человеке, и прежде всего педагогики и психологии;

в) состояние массовой практики, в том числе профессиональной подготовки специалистов;

г) методические установки, заключенные в программах, учебниках, инструктивных материалах;

д) педагогическую позицию данного коллектива, его творческий потенциал, психологическую атмосферу, настроенность на современный поиск лучших решений, что во многом определяется качествами личности руководителей, а также сложившимися традициями.

Через культурные традиции, преемственность поколений мастеров осуществляется связь времен, оберегающая общество и цивилизации от катастрофы одичания.

Анализ воспитания и образования сегодня ориентирован на особенность проявления культуры в процессах подготовки специалистов: формирования их личностной культуры, организации деятельности в условиях гуманизации воспитания, гуманитаризации образования и повышения общей культуры педагогического процесса.

Любую культуру можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Она культура - итог качественного развития знаний, интересов, убеждений, норм деятельности и поведения, способностей и социальных чувств.

1. Система знаний и интересов личности образует кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания, кругозор, эрудиция личности развиваются в процессе познавательной деятельности и находят выражение в познавательной активности и в связанной с ней интеллектуальной активности.

2. Система убеждений образует мировоззренческий уровень культуры личности, который формируется на базе интересов, жизненных предпочтений и ценностных ориентаций в процессе аксиологической деятельности, рефлексии, формирования самосознания. Его показатель - идейная позиция личности.

3. Система умений и развитых на их основе способностей образует уровень практической деятельности, который формируется на базе социальных потребностей и установок в процессе накопления и реализации опыта. Их показатель - продуктивность деятельности.

4. Система индивидуальных норм поведения и освоенных методов деятельности образует уровень регуляции социального поведения личности, который формируется на базе культурных образцов и принципов поведения через различные формы общения и самовоспитания. Они реализуются в поведении, а также творческой активности личности.

5. Система социальных чувств образует уровень эмоциональной культуры, формирующейся на базе переживаний процессов деятельности и поведения личности и реализуемой в эмоциональной активности.

Личностная культура представляет собой единый процесс накопления знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении. Культура личности есть и состояние, и результат, и продуктивный процесс усвоения и создания социальных ценностей. Она предполагает развитость и гармонию всех компонентов и их целостное формирование в деятельности.

В практике современного специалиста проявляется тенденция к слиянию профессиональной и нравственной культуры, культуры общения.

Культура специалиста формируется всем строем, образом и стилем жизнедеятельности, одновременно воздействуя на их развитие.

Как соотносится культура личности и интеллигентность? Многие составляющие их элементы являются общими, но культура личности более сложная система качества. Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющиеся в ориентации образа жизни, поведения и деятельности человека на нравственные идеалы. Она - следствие творческой работы ума и духа.

А.Ф.Лосев выделяет четыре основных качества интеллигентности: индивидуальность, жизнь ради целей общечеловеческого благоденствия, переделка несовершенства жизни и потребность подвига для преодоления этих несовершенств. Интеллигентность - выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность, трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Кроме того, ее важные составляющие - творческие способности, развитое самосознание, чувство причастности к истории, культуре.

Во многих работах ученых современности подчеркивается, что уровень культуры личности есть в конечном счете результат всестороннего развития ее духовных сил и способностей.

Р.Ф.Квасов, например, подчеркивает, что критерием развития личности служит именно культура, что в основе анализа диалектики развития личности лежит понимание деятельностной и личностной природы культуры.

Формирование культуры личности в условиях углубления действия новых тенденций социокультурного развития страны составляет ныне одну из важнейших социальных проблем. Она решается на разных уровнях: общем (социально-политическом), особенном (научном) и единичном (педагогическом) и призвана снять определенные противоречия: между ростом потребности в высоких уровнях культуры производства, общения, быта и объективными трудностями ее осуществления.

Необходимо учитывать, что в самой культуре происходят неоднозначные процессы формирования различных социокультурных тенденций и сил. Принципы и нормы гуманизации культуры, общественной жизни, сферы воспитания еще не раскрыты исследователями во всей их глубине, практиками еще не осознано их многообразие.

Культуротворческие приоритеты воспитания - единственное, что соответствует современным задачам гуманизации и интеграции образования, науки, культуры.

Качество воспитания сегодня - есть творческое развитие личности на всем объеме научной, социальной и культурной информации.

Как известно, культура может реализовываться и развиваться через многообразие. Поэтому, воспитание, если оно по содержанию и богатству форм становится культуротворческим, нацелено на нестандартные, эвристические, поисковые средства и методы формирования культуры личности, опирающиеся на потребности, инициативу и поиск самого специалиста.

В этом смысле жестко “заорганизованное” и “запланированное” воспитание неэффективно и непродуктивно. Оно не развивает личность. Ее развивает только то воспитание, которое представляет ей личности свободу поиска и право на собственный выбор.

Подлинно творческое воспитание меняет сами подходы к организации воспитательной работы. В.Б.Зинченко совершенно правильно подчеркивает: “В любого человека нельзя насильно втискивать пресловутые ЗУНы (знания, умения, навыки). Он должен иметь возможность подняться над пространством доступных ему видов деятельности, выбрать то или иное предметное содержание, найти себя в материале, построить новую деятельность. Тогда она не будет угнетать его, а он сам будет господствовать над ней”. Отсюда следует вывод, что педагогическое творчество и педагогическая культура специалиста неразделимое целое.



1-organizacionno-ustavnie-voprosi-rabota-po-organizacionnomu-ukrepleniyu.html
1-organizaciono-tehnicheskie-aspekti-uchetnoj-politiki-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-tomskaya.html
1-organizaciya-kontrolno-revizionnoj-raboti-zadanie-sostavlenie-plana-provedeniya-revizij-stranica-3.html
1-organizaciya-proizvodstva-lekarstvennih-sredstv.html
1-organizaciya-uchebnogo-processa-s-ispolzovaniem-ballno-rejtingovoj-sistemi-harakterizuetsya-sleduyushimi-osobennostyami.html
1-orta-mektepte-matematika-sabainda-krneklk-tehnikali-raldardi-maizdilii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slovar-etnogeograficheskih-nazvanii-istoriya-carstva-gruzinskogo.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-materialov-vi-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferencii-studentov-i-molodih-uchenih-nauka-i-obrazovanie-2013.html
  • bukva.bystrickaya.ru/statya-65-gradostroitelnie-reglamenti-zhilie-zoni-pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-sela-uvat-pravoberezhe.html
  • university.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-saratovskij-poligraficheskij-kombinat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-vid-iskusstva-ona-sozdaet-esteticheskie-cennosti-i-poetomu-izuchaetsya-s-tochki-zreniya-raznih-nauk.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-informacionnij-sloj-sejsmoakustika-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-razrabotka-matematicheskogo-i.html
  • literatura.bystrickaya.ru/slavyane-v-drevnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-kommercheskoe-pravo-naimenovanie-disciplini-stepen-vipusknika-bakalavr-forma-obucheniya-zaochnaya-2013-g-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kommercheskoe-pravo.html
  • urok.bystrickaya.ru/primikaniya-i-peresecheniya-promishlennij-transport-snip-05-07-91.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-3-obshenie-glava-7-nejrologicheskie-kanali-menedzhment-i-mogushestvo-nlp-kak-operedit-konkurentov-s-pomoshyu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/teoriya-ramseya.html
  • esse.bystrickaya.ru/ptenci-gnezda-petrova-1-pyotr-velikij-i-kompaniya-druzej.html
  • college.bystrickaya.ru/-a-v-celom-krizisi-vas-minovali-zvyozdi-na-priyome-u-psihologa-ramilya-garifullina.html
  • letter.bystrickaya.ru/obishedshi-obidosha-mya-vrazi-mnozi-visokopreosvyashennejshij-ioann-mitropolit-sankt-peterburgskij-i-ladozhskij-samoderzhavie.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-biografiyu-lomonosova-i-ego-harakter-viyasnit-kakoj-vklad-v-nauku-vnes-m-v-lomonosov-kakie-sferi-deyatelnosti-ego-privlekali.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vladimirov-aleksandr-lvovich-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-iv-kvartal-2005-goda-otkritoe.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/hromirovanie-v-mashinostroenii-chast-2.html
  • gramota.bystrickaya.ru/z-i-kekelidze-gnc-socialnoj-i-sudebnoj-psihiatrii-im-v-p-serbskogo-moskva.html
  • predmet.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studentov-samostoyatelnaya-i-individualnaya-rabota-studenta-specialnosti-080105-finansi-i-kredit-po-discipline-kulturologiya-predusmotrena.html
  • student.bystrickaya.ru/11fizicheskaya-kultura-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-gumanitarnih-vuzov-moskva-soyuz-2000.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grafik-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnoj-sokrashennoj-formi-obucheniya-na-baze-visshegosrednego-obrazovanij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kontrolnoe-zadanie.html
  • college.bystrickaya.ru/22-rinochnaya-kapitalizaciya-emitenta-617470-rossiya-permskij-kraj-g-kungur-prosvesheniya-11-informaciya-soderzhashayasya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kadrovaya-dokumentaciya-kurs-lekcij-minsk-2008-udk-651-4-9-076-6.html
  • uchit.bystrickaya.ru/struktura-programmi-tipi-dannih-operacii-v-turbo-pascal.html
  • doklad.bystrickaya.ru/varianti-provedeniya-novogodnej-nochi-v-petrozavodske-novij-god-rozhdestvo-zimnie-kanikuli-2010-2011.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskoe-obespechenie-realizacii-tvorcheskogo-potenciala-lichnosti-v-kontekste-problemi-individualizacii-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/191119-post-box-209-podezdnoj-per-d-3-am-pushkinskaya-telf812-572-60-09-tel812-572-16-90-tel-mob-812-996-96-40.html
  • composition.bystrickaya.ru/perevod-s-yaponskogo-na-anglijskij-yazik-taitetsu-unno-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/cena-tovara-i-obem-prodazh-biznes-planirovanie-kak-sredstvo-razvitiya-predpriyatiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-specialnost-260204-tehnologiya-brodilnih-proizvodstv-i-vinodelie-stranica-13.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upravlenie-obrazovaniya-i-molodyozhnoj-politiki.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-gorodskih-meropriyatij-vstrechi-novogo-2011-goda-i-prazdnovaniya-rozhdestva-hristova-.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/minnelli-lajza-r-1946-i-a-musskij-100-velikih-akterov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nemeckaya-sloboda-metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-pervogo-uroka-2008-2009-uchebnogo-goda-po-teme-mi-raznie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.