.RU

§ 4. Юридические факты в административном праве - Учебник для юридических вузов


^ § 4. Юридические факты в административном праве


Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.


^ Глава 6. Источники административного права

§ 1. Понятие и особенности источников административного права


Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием "источник административного права". Источник административного права - это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием. Фактически источниками административного права выступают различные нормативные акты, содержащие нормы административного права.

Все исследователи проблем источников административного права в один голос отмечают следующую важную особенность - многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Если источники других отраслей российского законодательства можно реально сгруппировать и хотя бы перечислить в рамках учебного курса, то система административно-правовых актов остается загадкой не только для студентов, но и для преподавателей, для ученых-правоведов, поскольку объема одного учебного пособия или монографии не хватит для того, чтобы просто в строчку написать названия всех источников норм административного права Российской Федерации.

Как правило, отрасль права имеет один основной кодифицированный источник норм отрасли и группу сопутствующих источников федерального и регионального уровня, уточняющих отдельные декларативные или другие общие положения кодексов. Так происходит в ситуации с нормами гражданского, уголовного, трудового права. Конституционное право опирается на Конституцию РФ как на своего рода кодекс конституционных норм. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. Особенная часть настоящего курса административного права направлена на освещение норм лишь федерального уровня правового регулирования, и в ней, несмотря на достаточно обширный объем, удалось проанализировать лишь часть норм административного права, нашедших закрепление в федеральных законах (в том числе в кодексах), но не более. Подзаконные нормативно-правовые акты составляют в данном случае "подводную часть айсберга" источников отрасли.

Многообразие источников отрасли подтверждается в частности тем, что утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 *(73) Классификатор правовых актов в своем составе содержит четкое указание лишь на четыре основные отрасли права: конституционное (конституционный строй), гражданское, трудовое и уголовное. Отдельно выделены также международные нормативно-правовые акты. Остальные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, поделены по позициям классификатора в зависимости от сферы регулирования того или иного нормативно-правового акта, и это по большей части сферы действия административного права.

Бросается в глаза то обстоятельство, что нормативно-правовых актов, поделенных по сферам действия, значительно больше, чем всех остальных вместе взятых (например, жилище, социальное обеспечение и социальное страхование, занятость, внешнеэкономическая деятельность, хозяйственная деятельность, оборона, культура, образование, информация и информатизация, безопасность и охрана правопорядка и т.д.). Безусловно, в указанных позициях есть источники и других отраслей права (земельного, аграрного, экологического, таможенного, предпринимательского, финансового и др.), однако, не следует забывать, что практически все перечисленные в скобках отрасли права являются комплексными и содержат в своей системе нормы административного права, даже если это просто нормы об административной ответственности.

Кроме того, в системе источников административного права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Причиной такого видимого многообразия источников отрасли служит многогранность его предмета и универсальный характер метода правового регулирования. Действительно, государственно-управленческое воздействие имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а императивный характер правового воздействия задействован повсеместно, за исключением тех определенных областей и сфер, где действуют другие принципы правового регулирования (как, например, в конституционном, трудовом или гражданском праве).

Еще одна выделяемая многими особенность источников административного права - это преобладание в их числе подзаконных нормативно-правовых актов. Потребности регламентации управленческой деятельности государства, основанные на общих принципах законности в государственном управлении, порождают необходимость легального разъяснения, детализации тех или иных административно-правовых норм, содержащихся в международных соглашениях, конституции, федеральных и федеральных конституционных законах. Кроме того, нормативно-правовые акты Правительства РФ или Президента РФ в каком-то смысле могут являться и актами управления (например, когда Правительство РФ своим постановлением устанавливает тарифы на продукцию естественных монополий или квоты в сфере внешнеэкономической деятельности).

Именно в связи с этой особенностью административное законодательство характеризуется чрезвычайно обширным кругом подзаконных источников, часть из которых содержит общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть - нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной "частной" ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.



10a-klass-gumanitarnij-komplekti-uchebnikov-ispolzuemih-v-obrazovatelnom-processe-v-mou-licej-40-v-2011-.html
10dnej-stoimost-tura-1300-dollarov-dati-viezdov.html
10formi-i-metodi-kontrolya-usvoeniya-materiala-v-sootvetstvii-s-celyami-i-zadachami-uchebnoj-disciplini.html
10istochniki-prava-shpargalka-po-pravovedeniyu-ponyatie-nauki-pravovedenie-ee-predmet-i-metodi.html
10nacionalnie-osobennosti-zashiti-informacii-petrenko-s-a-simonov-s-v.html
10obespechenie-bezopasnosti-annotaciya-k-publichnomu-dokladu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/66-sozdanie-rezervov-finansovih-i-materialnih-resursov-gosudarstvennij-doklad.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nlp-v-telefonnih-prodazhah-programma-seminara-i-bez-chego-luchshe-i-ne-snimat-telefonnuyu-trubku-osobennosti-telefonnih-kontaktov.html
  • composition.bystrickaya.ru/ochnaya-forma-obucheniya-na-baze-spo-rabochaya-programma-disciplina-informacionnaya-bezopasnost-naimenovanie-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-za-2009-god-i-kratkaya-harakteristika-strukturi-i-osnovnih-napravlenij-deyatelnosti-predpriyatiya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anketa-harakteristika.html
  • college.bystrickaya.ru/103-primenenie-lozi-ramki-mayatnika-v-poznavatelnih-celyah-i-veshim-serdcem-ponyal-ya-chto-vsyo-rozhdennoe-ot.html
  • shkola.bystrickaya.ru/protokol-bb84-ocenka-zashishyonnosti-prakticheskoj-kvantovo-kriptograficheskoj-sistemi-na-osnove-volokonno-opticheskih.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-kurs-lekcij-dopusheno-nauchno-metodicheskim-sovetom-bti-altgtu-dlya-vnutrivuzovskogo-ispolzovaniya-v-kachestve.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/etiket-v-soslovnom-obshestve.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-5-konceptualnie-osnovi-kontrolya-ispolneniya-byudzheta-predpriyatiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-voprosnik-ivana-leshenkova-iz-dokladnoj-zapiski-upravleniya-kgb-rsfsr-po-moskve-i-moskovskoj-oblasti-meru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-uskorennoj-formi-zaochnogo-obucheniya-specialnosti-320700-ohrana-okruzhayushej-sredi.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-prirodopolzovanie-i-ishodnie-faktori-i-usloviya-ekonomicheskogo-i-6-socialnogo-razvitiya-respubliki-komi-6.html
  • report.bystrickaya.ru/hudozhestvennoe-oformlenie-oblozhki-stranica-23.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-3sovremennie-issledovaniya-stroenie-tela-i-psihologiya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-otraslevaya-standartizaciya-i-sertifikaciya-kemerovo-2004-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-ekonomika-organizovannoj-prestupnosti-mezhdunarodnaya-ekonomika-organizovannoj-prestupnosti-nelegalnie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-k-trem-izdaniyam-stranica-4.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-po-teme-predlozheniya-s-obosoblennimi-chlenami.html
  • credit.bystrickaya.ru/ot-redakcii-na-pervoj-str-oblozhki-glava-mongolskogo-buddizma-chzhebcun-damba.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-raboti-s-personalom-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-upravlenie-personalom-dlya-specialnosti.html
  • essay.bystrickaya.ru/deputati-gosdumi-soberutsya-na-poslednee-v-vesennyuyu-sessiyu-plenarnoe-zasedanie-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vii-v-oblasti-razvitiya-sistemi-socialnogo-partnerstva-informaciya-o-rabote-federacii-profsoyuzov-udmurtskoj-respubliki.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-opd-f-07-istoriya-ekonomiki-i-ekonomicheskih-uchenij-obrazovatelnoj-programmi-080500-62-menedzhment.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metod-vrashenij-resheniya-sistemi-uravnenij-vichislitelnie-metodi-linejnoj-algebri.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravila-vvodyatsya-v-dejstvie-s-01-09-1997-pravila-po-ohrane-truda-v-cellyulozno-bumazhnoj-stranica-17.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-15-igra-na-vizhivanie-ot.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-l-safonov-prisutstvovali.html
  • crib.bystrickaya.ru/kk-krimskij-tehnicheskij-kolledzh-rabochaya-programma-professionalnogo-modulya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-vi-osobennosti-organizacii-i-obespecheniya-deyatelnosti-organov-voennoj-prokuraturi.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-razumnite-she-razberat-stranica-4.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-21-dekabrya-2009-g-n-769-ob-utverzhdenii-i-vvedenii-v-dejstvie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-stranica-4.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-realizacii-koncepcii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-moskovskoj-oblasti-na-1997-2005-godi.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-devyatogo-mezhdunarodnogo-simpoziuma.html
  • notebook.bystrickaya.ru/italiya-14-aya-italyanskaya-perepis-naseleniya-i-zhilish-velikobritaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.