.RU

§ 4. Юридические факты в административном праве - Учебник для юридических вузов


^ § 4. Юридические факты в административном праве


Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.


^ Глава 6. Источники административного права

§ 1. Понятие и особенности источников административного права


Нормы административного права находят свое закрепление в различных объективных формах выражения, которые объединяются общим понятием "источник административного права". Источник административного права - это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием. Фактически источниками административного права выступают различные нормативные акты, содержащие нормы административного права.

Все исследователи проблем источников административного права в один голос отмечают следующую важную особенность - многочисленность и разрозненность нормативно-правового материала, содержащего административно-правовые нормы. Если источники других отраслей российского законодательства можно реально сгруппировать и хотя бы перечислить в рамках учебного курса, то система административно-правовых актов остается загадкой не только для студентов, но и для преподавателей, для ученых-правоведов, поскольку объема одного учебного пособия или монографии не хватит для того, чтобы просто в строчку написать названия всех источников норм административного права Российской Федерации.

Как правило, отрасль права имеет один основной кодифицированный источник норм отрасли и группу сопутствующих источников федерального и регионального уровня, уточняющих отдельные декларативные или другие общие положения кодексов. Так происходит в ситуации с нормами гражданского, уголовного, трудового права. Конституционное право опирается на Конституцию РФ как на своего рода кодекс конституционных норм. Административное право имеет в системе своих источников около десятка кодексов. Особенная часть настоящего курса административного права направлена на освещение норм лишь федерального уровня правового регулирования, и в ней, несмотря на достаточно обширный объем, удалось проанализировать лишь часть норм административного права, нашедших закрепление в федеральных законах (в том числе в кодексах), но не более. Подзаконные нормативно-правовые акты составляют в данном случае "подводную часть айсберга" источников отрасли.

Многообразие источников отрасли подтверждается в частности тем, что утвержденный Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 *(73) Классификатор правовых актов в своем составе содержит четкое указание лишь на четыре основные отрасли права: конституционное (конституционный строй), гражданское, трудовое и уголовное. Отдельно выделены также международные нормативно-правовые акты. Остальные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, поделены по позициям классификатора в зависимости от сферы регулирования того или иного нормативно-правового акта, и это по большей части сферы действия административного права.

Бросается в глаза то обстоятельство, что нормативно-правовых актов, поделенных по сферам действия, значительно больше, чем всех остальных вместе взятых (например, жилище, социальное обеспечение и социальное страхование, занятость, внешнеэкономическая деятельность, хозяйственная деятельность, оборона, культура, образование, информация и информатизация, безопасность и охрана правопорядка и т.д.). Безусловно, в указанных позициях есть источники и других отраслей права (земельного, аграрного, экологического, таможенного, предпринимательского, финансового и др.), однако, не следует забывать, что практически все перечисленные в скобках отрасли права являются комплексными и содержат в своей системе нормы административного права, даже если это просто нормы об административной ответственности.

Кроме того, в системе источников административного права наблюдаются такие нормативно-правовые акты, которые содержат нормы нескольких отраслей права (например, гражданского и административного, как в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Причиной такого видимого многообразия источников отрасли служит многогранность его предмета и универсальный характер метода правового регулирования. Действительно, государственно-управленческое воздействие имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества, а императивный характер правового воздействия задействован повсеместно, за исключением тех определенных областей и сфер, где действуют другие принципы правового регулирования (как, например, в конституционном, трудовом или гражданском праве).

Еще одна выделяемая многими особенность источников административного права - это преобладание в их числе подзаконных нормативно-правовых актов. Потребности регламентации управленческой деятельности государства, основанные на общих принципах законности в государственном управлении, порождают необходимость легального разъяснения, детализации тех или иных административно-правовых норм, содержащихся в международных соглашениях, конституции, федеральных и федеральных конституционных законах. Кроме того, нормативно-правовые акты Правительства РФ или Президента РФ в каком-то смысле могут являться и актами управления (например, когда Правительство РФ своим постановлением устанавливает тарифы на продукцию естественных монополий или квоты в сфере внешнеэкономической деятельности).

Именно в связи с этой особенностью административное законодательство характеризуется чрезвычайно обширным кругом подзаконных источников, часть из которых содержит общерегулятивные нормы административного права в той или иной сфере, утверждая правила, регламенты, положения и т.д., а часть - нормы права, предназначенные для регулирования какой-либо определенной "частной" ситуации на основе более общих норм, утвержденных актом более высокой юридической силы.



10a-klass-gumanitarnij-komplekti-uchebnikov-ispolzuemih-v-obrazovatelnom-processe-v-mou-licej-40-v-2011-.html
10dnej-stoimost-tura-1300-dollarov-dati-viezdov.html
10formi-i-metodi-kontrolya-usvoeniya-materiala-v-sootvetstvii-s-celyami-i-zadachami-uchebnoj-disciplini.html
10istochniki-prava-shpargalka-po-pravovedeniyu-ponyatie-nauki-pravovedenie-ee-predmet-i-metodi.html
10nacionalnie-osobennosti-zashiti-informacii-petrenko-s-a-simonov-s-v.html
10obespechenie-bezopasnosti-annotaciya-k-publichnomu-dokladu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vibori-deputatov-predstavitelnogo-organa-rossijskij-centr-obucheniya-izbiratelnim-tehnologiyam-pri-centralnoj.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-urok-konferenciya-sovremennaya-bitovaya-tehnika-programma-kursa-po-viboru-dlya-uchashihsya-9-h-klassov-sostavitel.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskij-brak-zhyostkie-obyasneniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-zatratami-kurs-tyumenskij-gosudarstvennij-universitet-rabochij-uchebnij-plan-3-kurs-specialnost-061100.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-05-russkaya-dialektologiya-celi-i-zadachi-disciplini-celi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/the-knowledge-in-oedipus-the-king-essay.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-razdel-i-termini-ispolzuemie-v-konkursnoj-dokumentacii-organizator.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/slovo-o-zakone-i-blagodati.html
  • school.bystrickaya.ru/1-maya-v-1600-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-715-25-aprelya-2011-g.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tema-9-vizantijskaya-civilizaciya-modul-1-normativnie-materiali-vipiska-iz-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravitelstvo-penzenskoj-oblasti-postanovlenie-stranica-4.html
  • assessments.bystrickaya.ru/biografii-zarubezhnih-pisatelej-uajld-oskar.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-ohrani-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-dlya-vladelca-sotovogo-telefona-chast-2.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ontogenez-rechevoj-deyatelnosti-norma-i-patologiya-nauchno-obrazovatelnij-material.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-okazanie-uslug-po-organizacii-stazhirovki-medicinskih-specialistov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/strahovanie-vodnogo-transporta-chast-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-grin.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-uchet-i-otchetnost-v-finansovih-organah-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-050508-uchet-i-audit.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-korpusa-samohodno-artillerijskoj-ustanovki-kabinu-avtomobilya-ili-razvedchika-sistema-specnaza-gru-ocr-palek-1998-g.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-po-reorganizacii-i-razvitiyu-proizvodstvennih-territorij-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zanyatie-13-ponyatie-stressa-i-problem-razreshayushego-povedeniya-lichnostnie-krizisi.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-zadanie-3-innovacionnaya-deyatelnost-uchitelya-russkogo-yazika-i-literaturi-mou-sosh-2-g-saleharda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-literature-v-9-klasse.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-11-robin-s-sharma.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovij-analiz-na-predpriyatiyah-malogo-biznesa-kak-osnova-povisheniya-effektivnosti-deyatelnosti-na-primere-oao-elektromashina.html
  • institut.bystrickaya.ru/statya-otnosheniya-reguliruemie-grazhdanskim-zakonodatelstvom-statya-osnovnie-nachala-grazhdanskogo-zakonodatelstva-stranica-7.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-xx-veka-tematicheskoe-planirovanie-11-klass.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-provedeniem-sorevnovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/8-blm-beru-jimdarinda-blm-alushilara-memlekettk-stipendiyalardi-taajindau-tleu-aidalari-zhne-olardi-mlsherler.html
  • college.bystrickaya.ru/13-dinamika-cen-i-inflyacionnih-processov-nevelskij-municipalnij-rajon.html
  • university.bystrickaya.ru/gazeta-desyatina-3-4-36-37-2000g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/516-opalubochnie-raboti-nesushie-i-ograzhdayushie-konstrukcii-snip-03-01-87.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-socialnaya-podderzhka-invalidov-v-chelyabinskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-8.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vasilev-vyacheslav-vasilevich-stranica-5.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/putin-poruchil-mchs-i-ran-sozdat-centr-prognozirovaniya-zemletryasenij-na-altae-i-sayanah-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-18022012.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.