.RU

§ 4. Культурная политика позднего сталинизма - Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену.


^ § 4. Культурная политика позднего сталинизма
После войны продолжала развиваться культура, укреплялась ее материальная база. Росло число библиотек, клубов, учреждений образования, научных институтов. В 1946 г. было полностью восстановлено местное радиовещание, появились новые радиостанции. Возобновили свою работу Московский и Ленинградский телецентры, был создан новый телецентр в Киеве. Советские ученые достигли успехов в развитии атомной науки и техники (И.В. Курчатов), велись исследования по люминесценции и ее практическому применению (С.И. Вавилов), была создана школа исследователей полупроводников (А.Ф. Иоффе), велись работы в области ракетостроения и космонавтики (С.П. Королев), геологии.

В то же время культурная жизнь страны была крайне идеологизирована. Велась борьба с явными или мнимыми отклонениями от сталинской генеральной линии по воспитанию «нового человека» — безропотного винтика в государственной машине. В 1946–1948 гг. была проведена идеологическая кампания против любых отступлений от партийных установок во всех областях творчества. Возглавил ее секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, а после его смерти в 1948 г. продолжил М.А. Суслов. Особое внимание было уделено литературе, так как именно она оказывала наибольшее влияние на формирование личности. Писателей в СССР называли «инженерами человеческих душ». В 1947 г. первый вариант романа «Молодая гвардия» А.А. Фадеева был подвергнут критике за слабое изображение руководящей роли партии в борьбе подпольщиков с гитлеровцами. Писатель вынужден был переписать свое произведение. Критике было подвергнуто творчество М.М. Зощенко и А.А. Ахматовой; композиторов Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А.И. Хачатуряна, Н.Я. Мясковского; кинорежиссеров С.М. Эйзенштейна, В.И. Пудовкина, Г.М. Козинцева и др.

ЦК ВКП(б) принял постановления «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», «О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме „Большая жизнь“», «Об опере В. Мурадели „Великая дружба“». Эти произведения осуждались за пессимизм и аполитичность, за изображение советского человека в искаженном виде, за неверное отображение прошлого, за отступление от норм социалистического реализма. От деятелей культуры требовалось активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся на боевых, революционных, трудовых традициях. Особое внимание уделялось произведениям, прославляющим героизм советских людей, их высокий моральный облик, духовное богатство. Утверждался незыблемый принцип партийности искусства. Критике подверглись «буржуазная» идеология, западная действительность и культура.

В литературе и искусстве было принято прославление партийных вождей, безграничное возвеличение роли Сталина, стремление к торжественности, парадности, созданию гигантских полотен. Нередко такие произведения были примитивны по содержанию, отличались декларативной прямолинейностью образов.

Буржуазными лженауками были объявлены кибернетика и генетика, «исправлениям» подверглись история, философия, языкознание и другие общественные науки. Каноном в этой сфере стали работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», «К вопросам языкознания», отдельные его высказывания. Лишь ученые физики, работавшие над усилением военной мощи государства, были оставлены в покое. Значительное развитие получила «тюремная наука». Заключенные советские интеллектуалы трудились в лагерных КБ («шарашках» — на лагерном жаргоне).

Однако деятелям советской культуры удавалось в этих условиях создавать выдающиеся для своего времени произведения: повести К.П. Паустовского, романы И.Г. Эренбурга («Буря»), Л.М. Леонова («Русский лес»); картины Ю.М. Непринцева, А.И. Лактионова, А.А. Пластова, П.Д. Корина; кинофильмы («Молодая гвардия», «Повесть о настоящем человеке»); музыку В.Я. Шебалина, И.О. Дунаевского, Н.Я. Мясковского, А.Г. Новикова и др.


^ ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 14. ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ НА ЕГЭ



Начало «холодной войны» относится к: 1) 1945 г. 2) 1946 г. 3) 1947 г. 4)1953 г.

Первое испытание атомной бомбы Советским Союзом относится к: 1) 1945 г. 2) 1946 г. 3) 1948 г. 4) 1949 г.

Совет экономической взаимопомощи был создан в: 1) 1947 г. 2) 1949 г. 3) 1951 г. 4) 1953 г.

Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и Запада в послевоенный период: 1) испытание ядерной бомбы. 2) идеологическая кампания против «тлетворного влияния Запада» 3) корейская война. 4) «ленинградское дело»

После Великой Отечественной войны в СССР был принят: 1) первый пятилетний план развития народного хозяйства. 2) второй 3) третий пятилетний план развития народного хозяйства. 4) пятилетний план развития народного хозяйства.

Пятилетний план развития народного хозяйства, принятый после Великой Отечественной войны не предусматривал: 1) восстановления пострадавших от войны районов страны. 2) восстановления довоенного уровня развития промышленности. 3) восстановления довоенного уровня развития сельского хозяйства. 4) начало освоения космического пространства.

Что не относилось к причинам тяжелого положения в советском сельском хозяйстве в послевоенные годы: 1) неэффективность колхозной системы. 2) последствия войны. 3) неблагоприятные климатические условия. 4)наличие приусадебных хозяйств колхозников.

Одним из последствий победы СССР в Великой отечественной войне было: 1) роспуск колхозов. 2) значительное повышение уровня жизни населения. 3)ужесточение коммунистического режима. 4) демократизация страны..

Смерть И. В. Сталина наступила в: 1) 1949 г. 2) 1950 г. 3) 1952 г. 4) 1953 г.

Какое событие произошло в 1953 г. 1) смерть Сталина. 2) очередной съезд коммунистической партии. 3) переименование коммунистической партии 4) улучшение советско-американских отношений.

Творчество какого писателя было подвергнуто критике со стороны власти: 1) Л. М. Леонова. 2) А. А. Ахматовой. 3) И. Г. Эренбурга. 4)4) К. П. Паустовского


Часть 2

А31-А40

Прочтите отрывок из постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 февраля 1949 г. «Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б)т. Кузнецова А. А. и кандидатов в члены ЦК ВКП(б) тт. Родионова М. И. и Попкова Р. С.» и ответьте на вопрос.

«Политбюро ЦК ВКП(б) считает, что отмеченные выше противогосударственные действия явились следствие того, что у тт. Кузнецова, Родионова, Попкова имеется нездоровый небольшевистский уклон, выражающийся в демагогическом заигрывании с … организацией, охаивание ЦК ВЕП(б), который якобы нее помогает ей …»

С каким политическим процессом связан этот документ?

1) «ленинградское дело». 2. «Дело врачей». 3) «Дело Еврейского антифашистского комитета». 4) кампании борьбы против «тлетворного влияния Запада».

Что не относится к мерам принятым советским руководством в послевоенный период: 1) отмена карточной системы распределения продуктов. 2) отмена обязательных сверхурочных работ. 3) денежная реформа. 4) разрешение индивидуального трудового предпринимательства.


В1-В10

Соотнесите имена отечественных ученых и области их деятельности.

1) И. В. Курчатов 5) исследование полупроводников

2)С. И. Вавилов 6) ракетостроение

3) А. И. Иоффе 7) атомная наука

4) С. П. Королев 8) исследования по люминесценции

Соотнесите имена отечественных деятелей культуры и сферу их творчества.

1) С. М. Эйзенштейн, Г. М. Козинцев 5) литература

2)Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян 6) киноискусство

3)К. П. Паустовский, И. Г. Эренбург 7) живопись

4) А. А. Пластов, П. Д. Корин 8) музыка

Расположите в хронологическом порядке: 1) 19 съезд КПСС. 2) Принятие 4-го пятилетнего плана развития народного хозяйства. 3) Образование Совета экономической взаимопомощи. 4) разрыв отношений с Югославией.

Установите связь между событием и датой.

1)1952 г. 5) Смерть Сталина

2)1953 г. 6) 19 съезд КПСС

3) 1949 г. 7) начало выполнения 4-го пятилетнего плана

4)1946 г. 8) образование СЭВ


С1-С5

Прочитайте отрывок из выступления председателя артели «Вперед» Лапова (ноябрь 1946 г.) и ответьте на вопросы.

«Сейчас при советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными … Если бы наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период нэпа, то теперь, в1945 г., каждый крестьянин-единоличник, имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались»

С1. В чем главная причина описанного положения

С2. Прав ли автор документа

С3.Почему этот документ появился именно после окончания Великой Отечественной войны. О чем это свидетельствует

С4.Был ли возможен возврат к НЭПу после войны.

С5. Автор документа был репрессирован. Чем Вы объясните такую реакцию властей.

С6-С7

Какие можно выделить характерные черты послевоенного развития СССР. Чем они объясняются.

ГЛАВА 15. СССР В СЕРЕДИНЕ 50-х – СЕРЕДИНЕ 60-х гг.

11-osnovi-teorii-baz-dannih-programmi-vstupitelnih-ispitanij-po-obsheobrazovatelnim-predmetam.html
11-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-molekulyarnoj-s-i-kuznecov-molekulyarnaya-fizika.html
11-osnovnie-tezisi-kvantovo-informacionnoj-koncepcii-qic-lokalnaya-ustojchivost-ortotropnih-obolochek-na.html
11-osobennosti-priema-dlya-obucheniya-po-sokrashennim-programmam-bakalavriata-na-baze-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
11-osvobozhdenie-ot-predelov-chego-zhe-ti-hochesh-l-m-shukin-po-izdaniyu-unlimited-power-by-anthony-robbins.html
11-payalshik-radiodetalej-spravochnik-rabot-i-professij-rabochih-vipusk-20-chast-2-razdeli-proizvodstvo-radiodetalej.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statya-otnosheniya-reguliruemie-nastoyashim-federalnim-zakonom-statya-zakonodatelstvo-rossijskoj-federacii-ob-osnovnih.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-kniga-priblizhaet-chitatelya-k-bolee-glubokomu-vospriyatiyu-esteticheskih-cennostej-yaponii-vnej-idet-rech.html
  • essay.bystrickaya.ru/cel-itogovoj-attestacii-po-osnovam-informacionnoj-kulturi.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-tezisov-tezisi-dokladov-sleduet-napravlyat-na-russkom-yazike-po-elektronnoj-pochte-v-vide-vlozhennogo-fajla-v-formate-ms-word-nazvanie-fajla-prisvaivaetsya-po-familii-pervogo.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-problemi-naznacheniya-nakazaniya-v-sokrashenii-vhodit-v-chislo-specialnih-disciplin-magisterskoj-podgotovki-sdm-r-06-k-sleduyushim-obrazovatelnim-professionalnim-programmam-podgotovki-magistrov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8-1-pokazatel-orudnogo-padezha-forma-uchebnika-klassicheskogo-tibetskogo-pismennogo-yazika.html
  • knigi.bystrickaya.ru/socialnie-funkcii-tenevoj-ekonomiki-v-institucionalnom-razvitii-postsovetskoj-rossii-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/carevna-lyagushka-hudozhestvennoe-oformlenie-oblozhki.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svyatitel-nikolaj-serbskij-velimirovich-missionerskie-pisma-2003.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-bitie-i-apokalipsis-sostavil-anri-volohonskij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendovannoe-transmissionnoe-maslo-rukovodstvo-po-ekspluatacii-dlya-traktorov-modeli-t603.html
  • lesson.bystrickaya.ru/realizaciya-administrativno-pravovih-norm-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-referatov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ds-r-politicheskie-kommunikacii-i-polittehnologii.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-uchetu-hraneniyu-i-peredache-fondovoj-informacii-na-mashinnih-nositelyah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-svojstva-metallov-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-metodicheskie-rekomendacii-k-laboratornim-rabotam-po-kursu-himiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-geneticheskij-determinizm-i-geneticheskij-selekcionizm-dokinz-r-rasshirennij-fenotip-dalnee-vliyanie-gena.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-voennaya-kampaniya-na-severe-porazhenie-iavina-i-carej-severa-11115.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nachalo-lampovoj-radiotehniki.html
  • institut.bystrickaya.ru/sushnost-i-vidi-predprinimatelskih-riskov-chast-7.html
  • school.bystrickaya.ru/imperiya-inkov.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raschet-stoimosti-territorialnoj-programmi-gosudarstvennih-rasporyazhenie-kollegii-administracii-kemerovskoj-oblasti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-koktejl-molotova-bernard-verber-revolyuciya-muravev.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-4-grafik-uchebnogo-processa-dlya-studentov-zaochnoj-formi-obucheniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sto-velikih-voenachalnikov-stranica-40.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kozerog-o-perovoelementah-zodiaka-2-tri-kresta-zodiaka-3-stihii-4.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-organizacionnoe-povedenie-cikl.html
  • testyi.bystrickaya.ru/assamblei-gosudarstvchlenov-vois-sorok-sedmaya-seriya-zasedanij-zheneva-22-sentyabrya-1-oktyabrya-2009-g-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ugmk-razdelit-udokan-s-kitajcami-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • books.bystrickaya.ru/bolshaya-morskaya-38-organizator-vremya-kukol-v-spb.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-obrazovatelnogo-processa-adaptirovat-obuchayushihsya-k-obrazovatelnoj-srede-shkoli.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tablica-10-deti-soderzhashiesya-v-centrah-vzyatiya-immigrantov-pod-strazhu-po-sostoyaniyu-na-27iyunya-2008goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-v-sokolov-filosofskij-sintez-gotfrida-lejbnica-stranica-13.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sokrashenie-oboronnih-yadernih-predpriyatij-i-obespechenie-ustojchivoj-zanyatosti-opit-velikobritanii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perumov-n-d-p-26-vojna-maga-tom-konec-igri-chast-pervaya-cikl-hranitel-mechej-kniga-4-nik-perumov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.