.RU

§ Познание и язык. Проблема определения - страница 2


В современных языках большинство слов – это предельно обобщённые понятия, каждое из которых обозначает целый класс сходных объектов. Поэтому, если мы хотим сказать нечто определённое о чём-либо конкретном, мы вынуждены соединять вместе несколько слов, пересечение областей значений которых (в математическом – взятом из теории множеств – смысле) даёт более или менее определённый, достаточно узкий и точный смысл: этот стол, коричневый стол, стол на трёх ножках, круглый стол, письменный стол и т.д.
В связи с этим нами было предложено следующее разведение значений терминов «значение» и «смысл»:

«Значение» можно было бы отнести к отдельному термину (слову). Значение слова (термина, понятия) – это обозначаемое этим словом представление (чувственный образ, схематическая модель). «Смысл» же – это результат пересечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в словосочетание, высказывание, предложение, фразу, текст.

Таким образом, смысл словосочетания, высказывания, предложения, фразы, текста – это представление (чувственный образ, схематическая модель), являющееся результатом пересечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в данное словосочетание, высказывание, предложение, фразу, текст.

Тогда определение термина, с одной стороны, – это процесс уточнения значения этого термина, с другой же стороны в определении следует учесть и хотя бы основные контекстуальные смысловые оттенки определяемого термина – только основные, поскольку учесть все оттенки и нюансы, как было показано выше, – практически невозможно.

В случае «не остенсивного» определения, когда нет прямого соотнесения слова и обозначаемого им реального феномена, – приходится говорить о «языковом», вторичном познании, которое, несмотря на его вторичность, всё чаще выходит в современной познавательной деятельности на первый план. Изучение такого познания – чрезвычайно сложная и запутанная проблема, – тем сложнее и запутаннее, чем тоньше и опосредованней связь используемой в нём терминологии с реальной действительностью.

И единственная возможность «распутать» эту проблему – это кропотливое восстановление реального, предметно-чувственного содержания отвлечённых понятий. Задаче такого содержательного анализа некоторых ключевых понятий теории познания и была посвящёна значительная часть настоящего параграфа.

276 Цит. по: Барчугов А.П. Язык сознания и язык самосознания (Проблема выявления и единства) // Культура: соблазны понимания: Материалы научно-теоретического семинара (24-27 марта 1999 года): В 2 ч. / Отв. ред. А.М. Сергеев. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. – Ч. 1., С. 104.

277 Gergen K. J. An Invitation to Social Construction. Sage Publications, London, 1999. Цит. по: Дерри Д. Фундаментализм и антифундаментализм. Пер. Д.Г. Лахути // Вопр. философии. – М., 2002. – № 6. – С. 89.

278 Микешина Л.А Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопр. философии. – М., 2001. – № 4. – С. 81.

279 Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Новое в эпистемологии и хорошо забытое старое // Вопр. философии. – 2004. – № 5. – С. 101.

280 Johnson W. People in Quandaries. New York, 1946. P. 91.

281 Johnson W. People in Quandaries. New York, 1946. P. 113.

282 См. Wuchterl, Kurt: Methoden der Gegenwartsphilosophie. Bern, Stuttgart: Haupt, 1987. S. 27-29 u. a.

283 Rapoport A. What is Semantics? // Language, Meaning and Maturity. New York, 1954. P. 14.

284 Резников Л.О. К критике гносеологии общей семантики // Современная идеалистическая гносеология: критические очерки. Под ред. Г.А. Курсанова. – М.: «Мысль», 1968. – С. 124-130.

285 Hayakawa S.I. Language in Thought and Action. London, 1952. P. 27.

286 Поппер К. Об источниках знания и незнания // Вопросы истории естествознания и техники. – 1992. – № 3. – С. 19. Цит. по: Овчинников Н.Ф. Парменид – чудо античной мысли, и непреходящая идея инвариантов // Вопр. философии. – 2003. – № 5. – С.82.

287 Korzybski A. Science and Sanity. // Language, Meaning and Maturity. New York, 1954. P. 21.

288 Hayakawa S.I. Language in Thought and Action. London, 1952. P. 173.

289 Rapoport A. What is Semantics? // Language, Meaning and Maturity. New York, 1954. P. 9-10.

290 Тульчинский Г.Л. О существенном // Мысль: Философия в преддверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А.И. Бродский и др. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 1997. – С. 114-139.

291 Рассел Б. Человеческое познание: его сферы и границы. – М., Изд. иностр. лит., 1957. – С. 343.

292 Тульчинский Г.Л. О существенном // Мысль: Философия в преддверии XXI столетия: Сб. статей / Редкол.: А.И. Бродский и др. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета. 1997. – С. 122.

293 Пушкин А.С. Полн. собрание сочинений. В 10-ти т. Изд. 3-е. – Т. 10. Письма. – М., «Наука», 1966.

294 Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – С. 104.

295 См. Кемеров В.Е. О философской моде в России // Вопр. философии. – М., 2000. – № 11. – С. 10.

296 Локк Дж. Избр. филос. произв. – М.: Мысль, 1969. – Т. 1. – С. 430.

297 Петров Ю.А. Принципы идеализации и относительность истинности // Полигнозис. – 2001. – № 2. – С. 33.

298 Гусейнов А.А. Философия: между знаниями и ценностями // Философские науки. – М.,2001. – № 2. – С.50-51.

299 См. Бэкон Ф. Сочинения. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 18-24.

300 См. Попа К. Теория определения. – М.: «Прогресс», 1976. – С. 123.

301 См. Wittgenstein, Ludwig: Philosophische Untersuchungen (Mit einer engl. Übers. von G. E. M. Anscombe. Hg. v. R. Rhees u. G. E. M. Anscombe. Oxford 1953, 2. Aufl. 1958. §§ 27-30, 32-34;

См. также Flor, Jan Riis: Der junge Wittgenstein: Sprache und logische Form // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg 1996, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. S. 216-217.

302 Popper K.R. The Logic of Scientific Discovery. London, 1959. P. 74. Цит. по: Садовский Г.И. Диалектика мысли: Логика понятий как теория отражения сущности развития. – Мн.: Выш. школа, 1982. – С. 116.

303 См. Горский Д.П. Определение. – М., «Мысль», 1974. –С. 83-90.

304 «Простец об уме» (Idiota de mente) // Николай Кузанский. Сочинения. – М., Мысль, 1979. – Т. 1. – С. 392.

305 Хахлвег К., Хукер К. Эволюционная эпистемология и философия науки // Современная философия науки. – М.: Наука, 1994. – С. 107.

306 Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997. – С. 142.

307 Микешина Л.А Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопр. философии. – М., 2001. – № 4. – С. 75.

308 См. Шехтер М.С., Потапова Л.Я. О возможной роли прототипов в опознавательном процессе // Психологический журнал. – 1999, том 20. – № 2. – С. 66; см. также: Anderson J. R. The adaptive nature of Human categorization // Psychol. Rev. 1991. V. 98. № 3. P. 409-429 и др.

309 См. Husted, Jorgen: Gottlob Frege: Der stille Logiker // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg 1996, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. S. 98.

310 Лессинг Г. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Общ. ред., вступ. статья и примеч. Г.М. Фридлендера. – М., Гослитиздат, 1957.

311 Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли // Вопр. философии. – М, 2001. – № 2. – С.133.

312 О проблеме смысла см., например: Айдукевич К. Язык и смысл (Aidukiewicz K. Sprache und Sinn // Erkenntnis. 1934. № IV. S. 100-138) // Логос. – 1999. – № 7(17). – С. 67-93.

313 Чернейко Л.О. Металингвистика: хаос и порядок // Вестник московского университета. Сер. 9. Филология. – 2001. – № 5. – С. 45.

314 См. Фреге Г. Смысл и значение. Пер. с нем. В.А. Куренного (Frege, Gottlob: Über Sinn und Bedeutung // Funktion, Begriff, Bedeutung. Fünf logische Studien. Hrsg. Günter Platzig. Vandenhoeck & Ruprecht. Göttingen 1962) // Фреге Г. Избранные работы: Пер. с нем. В.В. Анашвили, В.А. Куренного, А.Л. Никифорова, В.А. Плунгяна / Сост. В.В. Анашвили и А.Л. Никифорова. – М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. – С. 25-49.

315 Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. Вып. 35. – М., 1997. – С. 354.

316 Залевская А.А. Некоторые проблемы теории понимания текста // Вопр. языкознания. – 2002. – № 3. – С. 68.

317 Пирс Ч. Логические основания теории знаков. – СПб., 2000. – С. 317.

318 Чернейко Л.О. Металингвистика: хаос и порядок // Вестник московского университета. Сер. 9. Филология. – 2001. – № 5. – С. 45.

319 Кравченко А.В. Классификация знаков и проблема взаимосвязи языка и знания // Вопр. языкознания. – 1999. – № 6. – С. 10.

320 Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – С. 368.

321 См. Чернейко Л.О. Металингвистика: хаос и порядок // Вестник московского университета. Сер. 9. Филология. – 2001. – № 5. – С. 51, 46.

322 Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – С. 193.

323 Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. – Л., 1978. – С. 50.

324 Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. – Л., 1978. – С. 51.

325 Кобозева И.М. Две ипостаси содержания речи: значение и смысл // Язык о языке. – М., 2000. – С. 358; Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М., 2000. – С. 13.

326 См., например: Lanz, Peter: Vom Begriff des Geistes zur Neurophilosophie. Das Leib/Seele-Problem in der angelsächsischen Philosophie des Geistes von 1949 bis 1987 // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg 1996, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. S.283-284;

Kripke S. Naming and Necessity. Oxford 1972 / 1980;

Kripke S.: Name und Notwendigkeit. Frankfurt / M. 1981;

327 См. Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола») / Огурцов А.П. Выступление на «круглом столе» в редакции журнала «Вопросы философии» // Вопр. философии. – М., 2001. – №6. – С. 18.

328 См., например: Bentham J. Works. Ed. by J. Bowring. Bd. 8. S. 188;

Scholz, Oliver R.: Willard Van Orman Quine: Naturalisierter Epistemismus // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg 1996, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. S. 403.

329 Булгаков С. Н. Философия имени. – СПб.: Наука, 1998. – С. 19.

330 Копотев М.В. Концепты Софии и Любви в русских философских текстах ) // Культура: соблазны понимания: Материалы научно-теоретического семинара (24-27 марта 1999 года): В 2 ч. / Отв. ред. А.М. Сергеев. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999. – Ч. 2., С. 133.

331 Цит по: Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. – 2000. – № 4. – С. 39.

332 Айдукевич К. Язык и смысл / Ajdukiewicz K.: Sprache und Sinn // Erkenntnis IV B, 1934. Verlag von Felix Meiner in Leipzig. S. 100-138. Пер. с нем. Б. Домбровского. Пер. дополнен и испрален В.Л. Васюковым с учётом изменений, внесённых Айдукевичем в текст книги: Ajdukiewicz K. Język i poznanie, PWN, Warszawa, 1985. S. 145-174 // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999. – С. 309.

333 См. Mayer, Verena: Semantischer Holismus. Eine Einführung. Berlin 1997. Akademie. S. 116;

Bertram, Georg W. / Liptow (Gießen), Jasper: Bausteine einer Theorie sprachlicher Bedeutung. Rezeptionen der (post)analytischen Sprachphilosophie // Philosophische Rundschau. Band 47. Heft 4. Dezember 2000. Tübingen: J.C.B. Mohr (Paul Siebeck). S. 311.

334 Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – С. 413.

335 Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – С. 419.

336 Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – С. 425.

337 Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола») / Гусев С.С. Выступление на «круглом столе» в редакции журнала «Вопросы философии» // Вопр. философии. – М., 2001. – №6. – С.30

338 Хоцей А.С. Теория общества. Философская проза. II том: Становление бюрократии. Цивилизации. – Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 2000. – С. 233.

339 Горский Д.П. Определение. – М., «Мысль», 1974. – С. 95.

340 Яскевич Я.С. В поисках идеала строгого мышления. – Мн.: Изд-во «Университетское», 1989. – С. 8.

341 См. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. – М.: Изд.-во МГУ, 1997. – 320 с.

342 См., например Carnap, Rudolf: Logische Syntax der Sprache. Wien 1934, Wien / New York 1968. S. 210 ff;

См. также Flor, Jan Riis: Rudolf Carnap: Philosophie als logische Syntax // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg 1996, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. S. 205

343 Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы «круглого стола») / Огурцов А.П. Выступление на «круглом столе» в редакции журнала «Вопросы философии» // Вопр. философии. – М., 2001. – № 6. – С. 17.

344 Гегель. Соч.: В 14 т. Т. 4. – М.: Соцэкгиз, 1938. – С. 95.

345 См. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. – Спб., 1904.

346 См. Кассирер Э. Познание и действительность. – Спб., 1912.

347 См. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. – М., 1960.

348 См. Библер В.С. Понятие как элементарная форма движения науки (Логическая постановка проблемы) // Арсеньев С.А., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. – М., 1967.

349 См. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

350 См. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1984. – 320с.

351 См. Бондалетова О.Б. Представление знаний: фреймы и понятия // Философские науки. – М., 1989. - № 4;

Алексеева И.Ю. Трактовка А.Ф. Лосевым и С.Н. Булгаковым понятия в философии имени // Философские науки. – М.: «Гуманитарий», 1998. – № 3-4. – С. 112-125. и др.

352 Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С. 61.

353 Локк Дж. Избр. филос. произв.: В 2 т. Т.1. – М.: Соцэкгиз, 1960. – С. 75.

354 Leibniz G. W. Einleite in die geheime Enzyklopedie. Fragment zur Logik. Berlin, 1960. S. 74.

355 Кант И. Логика. – Пг., Тр. Петроградского философского об-ва, Вып. II, 1915. – С. 27, 83.

356 Милль Дж. Система логики силлогистической и индуктивной. – М., Изд. Г. А. Лемана, 1914. – С. 390.

357 Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford, 1978. P. 31-32.

358 Садовский Г.И. Диалектика мысли: Логика понятий как теория отражения сущности зазвития. – Мн.: Выш. школа, 1982. – С. 120.

359 Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 91.

360 Кохановский В. П. Гл. XI. Познание // Философия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 461;

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТЕИС, 1996. – С. 213.

361 Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С. 61.

362 Гегель. Соч. Т. 1. – М.-Л., Гослитиздат, 1929. – С. 271.

363 Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. – М., Изд-во Акад. наук СССР, 1960. – С. 13-29.

364 Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. – М.: Политиздат, 1976.

365 См. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. – М.: Изд-во МГУ, 1987. – С. 90-91.

366 См. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. – М.: ИФРАН, 1993. – С. 87-103.

367 Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления // Вопр. философии. – 1969. – № 8. – С. 26-27.

368 Гуревич П.С. Философский словарь. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – С. 204-205.

369 Кохановский В.П. гл.XI. Познание// Философия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1996. – С. 419.

370 Ильенков Э.В. Диалектическая логика. – М.: Политиздат, 1984. – С. 115.

371 См. Овчинников Н.Ф. Знание – болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопр. философии. – М., 2001. - № 1. – С. 102 и др.

372 См. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997. – С.96.

373 Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. – М., «Аграф», 1998. – С. 100.

374 Андреев В.Н. Информация и моделирование в управлении производством. – Л., 1985. – С. 5; Цит по: Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопр. философии. – 2001. – № 3. – С. 3.

375 См. Большой экономический словарь. – М., 1994. – С. 164.

376 См. Лопатников Л.И. Популярный экономико-математический словарь. – М., 1979. – С. 151.

377 См. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. – М., 1963. – С. 67.

378 См. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. – Пущино, 1996. Цит. по: Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопр. философии. – М., 2000. - № 11. – С. 97.

379 Жданов Г.Б. Информация и сознание // Вопр. философии. – М., 2000. - № 11. – С. 97.

380 См. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997. – С. 97-99.

381 Zachorik J. Constructivist Teaching. Bloomington, 1995. P. 8. Цит. по: Малькова З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы // Педагогика. – М., 2000. – № 1. – С. 83.

382 Зинченко В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика. – М., 2000. – № 2. – С.30-31.

383 Халаджан Н.Н. Авторизованное образование – ответ новационной педагогики на вызов времени // Философские науки. – М., 2001. – № 2. – С. 119-120.

384 Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. – М., «Мысль», 1964. – Т. 3. – С. 192, 193.

385 См. Розин В.М. Мышление в контексте современности // Обществ. науки и современность. – 2001. – № 5. – С. 132-133.

386 См. Розин В.М. Мышление в контексте современности // Обществ. науки и современность. – 2001. – № 5. – С. 135-142.

387 Вербицкий А.А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. – 1987, № 5. –

С. 32-33.

388 Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – С. 51.

389 Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – С. 50.

390 Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С.181.

391 Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. – М., 1968. – С. 417.

392 Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М.: Политиздат, 1977. – С. 22;

Recher N. The coherence theory of truth. Oxford, 1973. P.40.

393 Aidukiewicz K. Problems and theories of philosophy. Cambridge, 1973. P. 16-17.

394 Хилл Т.И. Современные теории познания. – М., «Прогресс», 1965. – С. 292.

395 Казютинский В.В. Истина и ценность в научном познании // Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. – СПб.: РХГИ, 1999. – С. 69-123.

396 Цит. по: Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно. Доклад на 19 Всемирном философском конгрессе. Бостон, 13 августа, 1998 г. / Пер. с англ. Н.С. Юлиной: Dennet Daniel. Why Getting It Right Matters. Postmodernism and Truth // Free Inquiry. Vol. 20. № 1. Winter 1999 / 2000. P. 40-43 // Вопр. философии. – 2001. – № 8. – С. 97.

397 См. Шинкарук В.И. Теория познания, логика и диалектика И. Канта. – Киев, «Наук. думка», 1974. – С. 77.

398 Рокмор Т. Математика, фундаментализм и герменевтика // Вопросы философии. – 1997 г. – № 2. – С.82-92.

399 Николай Кузанский. Об учёном незнании // Курбатов В.И. История философии. Конспект. – Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 1997. – С. 187-188.

400 Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. – М.: Путь, 1914.

Цит. по: Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – С. 441.

401 См. Stefansen, Niels Christian: Charles Sanders Peirce: Der Stammvater der Pragmatismus // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1996. S. 47.

402 См. Бродский Б.Е. Категория истины в контексте современного структурализма // Вопр. философии. – 1998. – № 4. – С. 119.

403 См. Николаев И.В. Логика: дедуктивная, индуктивная, диалектическая. – СПб.: Возрождённая Россия, 1996. – 282 с.

404 См., например Петров Ю.А. Принципы идеализации и относительность истинности // Полигнозис. – 2001. – № 2. – С. 31-36.

405 Липкин А.И. Фр. Бэкон, Г. Галилей и современная философия науки // Философские науки. – М., 1999. – № 3-4. – С. 122.

406 См. Бродский Б.Е. Категория истины в контексте современного структурализма // Вопр. философии. – 1998. – № 4. – С. 119.

407 Нарский И.С. Проблема теории истины // Ленинская теория отражения и современная наука: В 3 т. Т. 1. – София, Наука и искусство, 1973. – С. 298.

408 Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С. 213-215.

409 Шкатов Д.П., Коняев С.Н. Логика на пороге нового тысячелетия: к итогам второй Международной конференции «Смирновские чтения» // Вопр. философии. – М., 2000. – № 1. – С. 169.

410 См., например: Rorty R.: Wahrheit und Fortschritt. Frankfurt a.M. 2000. Suhrkamp. 514 S.;

Rorty R.: Philosophie und die Zukunft. Essays. Frankfurt a.M. 2000. Fischer Taschenbuch Verlag. 191 S.;

Rosefeldt, Tobias (Heidelberg): Die Rechtfertigung von Wahrheit. Richard Rorty und seine Kritiker // Philosophische Rundschau. Band 48. Heft 3. September 2001. S. 196-207.;

Brandom, Robert B. (Hrsg.): Rorty and His Critics. Malden, Oxford 2000. Blackwell Publishers. 410 S. и др.

411 Бродский Б.Е. Категория истины в контексте современного структурализма // Вопр. философии. – 1998. – № 4. – С. 119. О концепции Х. Патнэма подробнее см. Патнэм Х. Введение к книге «Реализм и разум» // Современная философия науки. – М.: Наука, 1996. – С. 219 и др.

412 См., например: Nagel Th. The Last Word. New York, Oxford, 1997. P. 28-32. Цит. по: Юлина Н.С. Деннет о вирусе постмодернизма. Полемика с Р. Рорти о сознании и реализме // Вопр. философии. – 2001. – № 8. – С.92.

413 См. Schmidt, Nicole D.: Philosophie und Psychologie: Trennungsgeschichte, Dogmen und Perspektiven. Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH. Reinbek bei Hamburg, 1995. S. 128;

Apel, Karl-Otto: Die Erkären-Verstehen-Kontroverse in Transzendental-pragmatischer Sicht. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1979;

Schnädelbach, Herbert: Philosophie in Deutschland 1831-1933. Frankfurt/M.: Suhrkamp, 1983. S. 139.

414 См. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М.: РОССПЭН, 1997. – С. 22-23.

415 Гусев С.С., Пукшанский Б.Я. Обыденное мировоззрение: структура и способы организации. – СПб.: «Наука», 1994. – С. 33-34.

416 См., например: Dummett M.A.E.: Truth and Other Enigmas. London 1972. P. 216;

Husted, Jorgen: Michael Anthony Eardley Dummett: Realismus und Antirealismus // Hügli, Anton / Lübcke, Poul (Hg.): Philosophie im 20. Jahrhundert. Band 2: Wissenschaftstheorie und Analytische Philosophie / Übersetzungen aus dem Dänischen von Ralf Marquardt und Gunnar Nielsen. Reinberg bei Hamburg, Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1996. S. 456-457.

417 Пинкер С. Языковой инстинкт // Логос. – 1999. – № 9 (19). – С. 49.

418 Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика, 1991. – С. 109.

419 См. Иванов Вяч. Вс. Нечет и чет. Асимметрия мозга и динамика знаковых систем // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том I. – М.: «Языки русской культуры», 1999. – С. 431.

420 Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопр. философии. – М., 2001. – № 6. – С.68

421 См. Серль Дж. Косвенные речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Теория речевых актов. Вып. 17. – М., 1986.

422 См., например: Chafe W. Verbal and nonverbal thought // Intuitive formation of meantng: Symp. Held in Stockholm, Apr. 20-21, 1998. Stockholm, 2000. P. 53-64.

423 Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 108. См. также Цветкова Т.К. Проблема сознания в контексте обучения иностранному языку // Вопр. психологии. – 2001. – № 4. – С. 68.

424 Иваницкий А.М. Главная загадка природы: как на основе работы мозга возникают субъективные переживания // Психологический журнал. – 1999. Том 20. – № 3. – С. 96.

425 Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопр. философии. – М., 2001. – № 6. – С.69-70.

426 См. Кубрякова Е.С. Определение основных понятий в структуре речепорождающего процесса (превербальные этапы) // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. – М., 1991. – С. 51.

427 Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопр. философии. – М., 2001. – № 6. – С.75

428 Пинкер С. Языковой инстинкт // Логос. – 1999. – № 9 (19). – С. 45-46.

429 Шмелёва И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге XXI века // Прикладная психология. -–1999. – № 1. – С. 35.

430 Донцов А.И., Баксанский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. – 1998, № 11. – С. 81.

431 Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 111.

432 Аренхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 103.

433 Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – С. 142.

434 Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1981. – С. 172; см. также Гамезо М. В. Знаки и знаковое моделирование в познавательной деятельности: Автореф. докт. дис. – М., 1977.

435 Аренхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – С. 103.

436 См. Wittgenstein L.: Philosophische Untersuchungen. Frankfurt, 1960. §§ 73, 139/140, 143;

Wuchterl, Kurt: Methoden der Gegenwartsphilosophie. Bern, Stuttgart: Haupt, 1987. S. 70.

437 Аристотель. Метафизика. 982а. – М.-Л., Соцэкгиз, 1934.

438 Кант И. Сочинения. Т. 3. – М., «Мысль», 1964. – С. 302.

439 См. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991. – С. 77.

440 Автономова Н.С. Метафорика и понимание // Загадка человеческого понимания. – М.: Политиздат, 1991. – С. 111.

441 Платон. Государство. 524е // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С. 307.

См. также: Платон. Государство. 525d // Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1994. – С. 308.

442 Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. – М.: Наука, 1981. – С. 6.

443 Купер Л. Физика для всех. Введение в сущность и структуру физики. Т. 2. Современная физика / Cooper Leon N. An Introduction to the Meaning and Structure of Physics. Harper & Row, Publishers. New York, Evanston, London, 1968, 1970. / Пер. с англ. С.Н. Бреуса. Под ред. Ю.А. Кравцова. – М.: «Мир», 1974. – С. 270-271.

444 Райл Гилберт. Понятие сознания. Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С.62.

445 См. Райл Гилберт. Понятие сознания. Пер. с англ. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. – С. 59-68.

446 Bühler K. Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Leipzig, 1923. S. 54.

2-mesto-disciplini-v-strukture-oop-vpo-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-inostrannij-yazik-dlya-specialnih.html
2-mesto-disciplini-v-strukture-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego.html
2-mesto-i-sroki-provedeniya-sorevnovanij.html
2-mesto-praktiki-v-strukture-oop-vpo-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
2-metod-kapitalizacii-dohodov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini.html
2-metodi-akmeologicheskih-issledovanij-k-a-abulhanova-doktor-psihologicheskih-nauk-professor-akademik-rao.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-anketirovaniya-kniga-i-biblioteka-v-zhizni-semi-na-territorii-goroda-na-9-l-v-1-ekz.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iv-konceptualnie-idei-programmi-razvitiya-gimnazii-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-1-kniga-izdana-pri-sodejstvii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-fizicheskaya-kultura-10-klass-sostavitel-semkin-a-g-uchitel-fizicheskoj-kulturi-mou-sosh-49-s-uglublennim-izucheniem-otdelnih-predmetov-goroda-belgoroda.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmnij-produkt-sunsystems-otchet-o-programmnom-obespechenii-dlya-vedeniya-ucheta-i-sostavleniya-otchetnosti-soglasno-msfo-8.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-akusherstvo-i-ginekologiya-dlya-studentov-4-5-kursa-napravlenie-podgotovki-specialnost.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-predmet-izobrazitelnoe-iskusstvo-2-klass-uchitel.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-komiteta-po-pravam-invalidov.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativnie-pravovie-akti-i-dokumenti-rossijskoj-federacii-mezhdunarodnie-pravovie-akti-i-dokumenti-1.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/andrej-karenin-viktor-pelevin-o-faulze-pro-et-contra.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-baziruetsya-na-znaniyah-poluchennih-studentami-v-ramkah-sleduyushih-kursov-mikroekonomika-annotaciya.html
  • books.bystrickaya.ru/dalnij-vostok-kak-ptk.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-o-vozlozhenii-obyazannostej-t-e-naznachenie-otvetstvennogo-po-ohrane-truda-za-provedenie-instruktazhej-st-217-tk-za-elektrohozyajstvo-p-3-7-pteep-po-pozharnoj-bezopasnosti-ppb-01-03-p-8-materiali.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovleniya-pravitelstva-rossijskoj-federacii-zakonodatelnie-akti-subektov-rossijskoj-federacii-77.html
  • desk.bystrickaya.ru/paromam-dayut-dobro-rbk-daily-lebedev-denis-22092008-178-pervij-kanal-novosti-19-09-2008-sharafutdinov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-horoshaya-poluchilas-peredishka-antroposarij-osinushki-saga-o-treh-pokoleniyah.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kazhdoj-zhenshine-deputatu-yubku-do-pyat-tv-9-1-kanal-14-05-2004-novosti-18-00-00-15-00-00-12-00-00.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vopros-dnya-komsomolskaya-pravda-avtor-ne-ukazan-02072008-096-str-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/planirovanie-raboti-i-dokumentaciya-shkolnogo-metodicheskogo-obedineniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/proekt-dostojnij-otdih-gorozhan-g-a-gricenko-socialnoe-proektirovanie-v-rabote-s-molodezhyu.html
  • student.bystrickaya.ru/343725--antropogenetika-343731-alfavitno-predmetnij-ukazatel.html
  • studies.bystrickaya.ru/5-osnovnie-ispolniteli-plan-realizacii-strategii-regionalnogo-razvitiya-avtonomnoj-respubliki-krim.html
  • college.bystrickaya.ru/13-vzaimootnosheniya-predpriyatiya-s-kreditnoj-sistemoj-vidi-kredita-kreditnij-dogovor.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zamechaniya-k-prilozheniyu-1-kompleksnoe-osvoenie-shtokmanovskogo-gazokondensatnogo-mestorozhdeniya-faza-1-predstavlennoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-negosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sushnost-neprerivnogo-obrazovaniya-chuvashskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet-im-i-ya-yakovleva.html
  • crib.bystrickaya.ru/hochesh-bit-zdorovim-bud-im-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/32-poryadok-soglasovaniya-promezhutochnogo-likvidacionnogo-balansa-territorialnimi-uchrezhdeniyami-banka-rossii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strategiya-rasshireniya-deyatelnosti-plan-zhiznennij-cikl-i-disbalans-predpriyatiya-kak-ekono-micheskoj-sistemi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viii-zaklyuchenie-obrazovanie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tarif-v-odnu-storonu-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-elektivnogo-kursa-po-geografii-moj-kraj-avtor-programmi.html
  • grade.bystrickaya.ru/mifi-o-podrostkah-kak-subektah-professionalnogo-samoopredeleniya-sovremennoe-obrazovanie-ne-mozhet-polnocenno.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mentalnie-lovushki-andre-kukla.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-o-racionalizme-nashego-vremeni-svyatogorec-tom-i-s-bolyu-i-lyubovyu-o-sovremennom-cheloveke.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.