.RU

1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ 6


Содержание


Введение 3
1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ 6 1.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда 6
1.2. Охрана труда молодежи 12

1.3.Социально-правовое регулирование труда беременных женщин 17

1.4. Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте

до 3-х лет 26

2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин и молодежи 32

Заключение 40

Список использованной литературы 44


Введение


Проведение социально-экономических реформ в нашей стране привело к активному развитию различных форм собственности хозяйствующих субъектов, что в свою очередь сказалось на трудовых отношениях между работниками и работодателями.

До 1 февраля 2002 года регулирование трудовых отношений между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях (в дальнейшем организации) всех форм собственности (частной, государственной, муниципальной и собственности общественных организаций) осуществлялось на основе безнадежно устаревшего Кодекса законов о труде РФ (КЗоТ РФ), утвержденного Верховным Советом РСФСР 9 декабря 1971 года.

С 1 февраля 2002 года введен в действие новый Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 № 197-Ф3. Одновременно с этим утратил силу КЗоТ РФ с его многочисленными поправками. Среди прочих вопросов в Трудовом кодексе РФ рассматривается охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Следует подчеркнуть, что в ходе экономических преобразований последнего десятилетия охране труда не было уделено должного внимания. Это не замедлило проявиться высоким уровням производственного травматизма и аварийности, причем зачастую со смертельным исходом.

Известно, что охрана труда тесно связана с состоянием экономики, техническим состоянием производства и сферой социальной поддержки в государстве. На их неблагоприятном фоне проблемы, связанные с охраной труда решаются медленно. Охрана труда женщин и молодежи требует должного внимания со стороны законодателей.

Россиянкам и ранее было не привыкать везти на себе всю черновую работу. Кого чаще всего можно было встретить в оранжевых жилетах с киркой на железнодорожных путях или с метлой и лопатой во дворах и на улицах? Конечно же, представительниц слабого пола.

На рынке труда молодежь – категория многочисленная. Ее готовность к производительному труду является жизненно важной составляющей успешного экономического развития общества в будущем.

Значимость этого ресурса неуклонно возрастает. В то же время те, кому кроме молодости и амбициозности зачастую нечего предложить работодателю, испытывают острую потребность в особом внимании со стороны общественных и государственных структур.

Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально – экономических, организационных, технических и лечебно – профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Охрана труда выявляет и изучает возможные причины производственных несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий, взрывов, пожаров и разрабатывает систему мероприятий и требований с целью устранения этих причин и создания, безопасных и благоприятных для человека условий труда.

Объектом исследования является охрана труда женщин и несовершеннолетних.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как. Гапоненко В.Ф., Михайлов, Ф.Н. Какаулин, Колобова С., Лыгин Р.Н., Толмачев А.П., Муцинова Н.А. Сыроватская Л.А. и др.

Тема данного исследования актуальна на сегодняшний день, так как главным объектом охраны труда является человек в процессе труда, то при разработке требований к труду женщин и молодежи используются результаты исследований ряда экономических и медицинских дисциплин.

Сложность стоящих перед охраной труда задач требует использования достижений и выводов многих научных дисциплин, прямо или косвенно связанных с задачами создания здоровых и безопасных условий труда.

Цель курсовой работы – изучить и проанализировать систему охраны труда женщин и молодежи и показать роль социального работника.

Задачи:

  1. Дать понятие и значение охраны труда

  2. Рассмотреть законодательство об охране труда

  3. Изучить особенности правового регулирования труда беременных женщин и молодежи

  4. Исследовать экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин



^ 1. Общая характеристика охраны труда женщин и молодежи в РФ
1.1. Основные направления государственной политики в области охраны труда


Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1 ФЗ «Об основах охраны труда в РФ»). Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности различными средствами. В зависимости от последних, охрану труда различают в широком и узком смысле слова. В широком понятии охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.1

В узком смысле охрана труда представляет собой комплекс мер по направлениям: правовому, экономическому, организационно-техническому, лечебно-профилактическому и т.д. Поэтому в соответствующих вузах изучают и соответствующее в узком понятии направление охраны труда. В юридических - правовой институт охраны труда как систему правовых норм, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, закрепленных в указанном Законе об охране труда и в разделе X, отдельных статьях XII, XIII разделов нового Трудового кодекса РФ, а также в других законах и нормативных актах, в коллективных договорах и соглашениях.

Но лишь охрана труда в широком ее понятии способна обеспечить здоровые и безопасные условия труда. Если хотя бы какой-то ее компонент (то есть охрана труда в узком понятии) не обеспечивается должным образом, то и вся охрана труда плохо обеспечена. Так, если станки, оборудование, инструмент, машины (технический компонент) не соответствуют требованиям безопасности, сделаны небезопасно для жизни и здоровья работающих на них, то неизбежны несчастные случаи, производственный травматизм, который, кстати, за последние годы значительно вырос и во многом из-за организационно-технического компонента охраны труда.

В дореформенный период, начиная с 1933 года, охраной труда от имени государства управляли профсоюзы. Им были предоставлены широкие права в области управления, надзора и контроля за охраной труда, они обладали правом законодательной инициативы, организовали разработку и утверждали нормативные правовые акты по охране труда, занимались вопросам обучения, пропаганды, им предоставлялось право приостанавливать работу производственных участков, машин и оборудования, а при явной угрозе жизни и здоровья работающих и запрещать деятельность предприятий, они могли отстранять от должности руководителя любого ранга.

С принятием в августе 1993 г. Верховным Советом РФ Основ законодательства РФ об охране труда функции управления охраной труда передавались государственному органу, полномочия которого должен был определять Президент РФ или по его поручению Правительство РФ (в частности Минтруд РФ).

После вступления в силу закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Минтруд России подготовил с учетом результатов практики и представил в Правительство РФ общую концепцию системы государственного управления охраной труда. В ней конкретизировались положения Федерального закона в части осуществления управления охраной труда, определялись основные задачи и принципы функционирования системы, а также задачи и функции конкретных органов государственной власти, т. е. субъектов системы управления охраной труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда согласно новому Трудовому кодексу являются:

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда.

«Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности….»1

Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, Трудового кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации.

В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»2. В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований.

Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока.

При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия.1

На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ, должностные инструкции, положения коллективных договоров и трудовых контрактов.

Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данных утвержденных государственных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам. К сожалению, до настоящего момента единой актуализируемой системы не существует. Более того, в системе Минтруда РФ нет даже официального перечня действующих нормативных актов в области охраны труда.

^ 1.2. Охрана труда молодежи

Ситуация на молодежном рынке труда довольно сложная. Заметно повысился интерес к работе в свободное от учебы время у молодежи, в том числе и у несовершеннолетних подростков.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости в условиях структурной перестройки экономики привел к возникновению принципиально новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для молодежи, которая в силу специфики социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка труда. Это требует от государства разработки и реализации особой системы мер, обеспечивающих не только представление тех или иных гарантий занятости для молодежи, но и оказание поддержки в адаптации данной группы населения к современной экономической системе общества. Государство и общество не должны пассивно ожидать самонастройки молодежного рынка труда: требуется научно обоснованная политика регулирования молодежной занятости и достижения ее эффективного уровня.

Участие в труде 14 – 15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идет о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Поэтому федеральные и региональные программы занятости должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении образования. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отличается у 16 – 17-летних молодых людей. Это связано с расширением объема их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Успешность этого выбора зависит от того, насколько широко может ознакомиться подросток с миром профессий и специальностей, насколько реальны его представления о будущей собственной трудовой деятельности. На первый план по отношению к данной группе молодежи выходят работа по профессиональной ориентации и консультированию, а результатом становится выбор профессии.

Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18 – 20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21 – 24-летних. В этих рамках большинство молодежи заканчивает профессиональное обучение и стремиться уже не к эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

Именно в возрасте 21 – 24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. Специальные адаптационные молодежные программы призваны помочь молодым сотрудникам адекватно воспринять существующее в социально трудовой сфере положение вещей. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней.

Для того, чтобы молодые специалисты не испытывали проблем, связанных с их первым назначением, организация, по нашему мнению, может предпринять следующие действия: предоставлять претендентам еще на стадии найма максимально реалистическую информацию о будущих условиях труда; поддерживать первоначальную инициативу новичков, давая им возможность проявить свои профессиональные способности в полном объеме; обеспечить выбор руководителей-наставников, способных направить новичка в его профессиональных устремлениях; увязать притязания новичка на высокую оценку его способности и возможности с реальными трудовыми достижениями.

К 29 годам процесс социализации молодежи завершается, и общество вправе ожидать от полноценной сформировавшейся личности самостоятельного и ответственного поведения в сфере социально-трудовых отношений.

Законодатель выделил специальные нормы, регулирующие охрану труда молодежи. Трудовое законодательство учитывает психофизиологические особенности организма и характера несовершеннолетних. Система специальных норм (в дополнение к общим) представляет молодежи (особенно работникам до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда, что позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу с продолжением образования, саморазвитием.

Запрещено применять труд молодежи в возрасте до 18 лет на тяжелых работах с вредными или опасными условиями труда. Перечень таких работ утвержден правительством РФ от 25 февраля 2000 г. № 162. Нормы предельно допустимых нагрузок подъема и перемещения грузов на работе.1 Подъем и перемещение вручную груза постоянно в течение рабочей смены для юношей предельно допустимая масса груза 14 лет – 3 кг; 15 лет – 3 кг; 16 лет – 4 кг. Для девушек 14 лет – 2 кг; 15 лет – 2 кг; 16 лет – 3 кг; 17 лет – 3 кг. Подъем и перемещение груза вручную в течение не более 1/3 рабочей смены: для юношей 1) постоянно более 2-х раз в час; 2) при чередовании с другой работой до 2-х раз в час.(Приложение №2) Запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Например: игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсичными препаратами. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижении возраста 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. Работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. За исключением творческих работников, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями профессий, установленными Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Расторжение договора с работниками по инициативе работодателя допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Нормы выработки устанавливаются пропорционально (для этих работников) сокращенной продолжительности рабочего времени.

Для работников в возрасте до 18 лет поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в случаях и порядке, которые установлены законами и иными нормативными актами могут утверждаться простейшие нормы выработки.

При повышенной оплате труда заработная плата работникам выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы. Труд несовершеннолетних допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время на которое сокращается производительность их ежегодной работы. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяется Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.


^ 1.3. Социально-правовое регулирование труда беременных женщин

Правовое регулирование труда названной категории женщин в ТК РФ не претерпело существенных изменений. Трансформировано содержание лишь отдельных норм, касающихся приема на работу, направления в командировки, установления режима труда и увольнения с работы, с учетом изменений, происходящих в сфере труда в связи с реформированием экономики. В соответствии с ч. 5 ст. 64 ТК РФ по требованию любого лица, которому отказано в приеме на работу, в том числе по требованию беременной женщины, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. (ч. 6 ст. 64 ТК РФ) Кроме того, при необоснованном отказе в приеме на работу беременной женщине должностное лицо, на которое возложена обязанность приема на работу, может быть привлечено к уголовной ответственности. (ст. 145 УК РФ)

Трудовой договор с беременными женщинами в целях охраны их здоровья не может заключаться только в случаях, указанных в законодательстве. Например, нельзя принимать на работу беременных женщин для выполнения труда вахтовым методом. (ст.298 ТК РФ)

Беременность и период лактации, невынашивание и аномалии плода в анализе у женщин, планирующих деторождение, являются общими противопоказаниями к допуску к контактам с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а так же к приему на работы.

Беременным женщинам может быть отказано в приеме на работу по совместительству, если при рассмотрении этого вопроса будет выявлено, что дополнительная работа может повлечь за собой последствия, которые отразятся на состояние их здоровья.1

Испытание при приеме на работу, допускаемое по соглашению сторон в целях проверки соответствия работников поручаемой работе, для беременных женщин не устанавливается (ст. 70 ТК РФ).

Беременных женщин в целях охраны их здоровья по-прежнему запрещается направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам, работам в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 1 ст. 259 ТК РФ). Следовательно, отказ этих женщин от выполнения перечисленных работ не может рассматриваться как нарушение ими дисциплины труда.

При решении вопроса об освобождении беременных женщин от ночных работ необходимо учитывать, что названные категории женщин не могут привлекаться к работе в ночное время и в тех случаях, когда на ночное время приходится только часть рабочего времени, например в вечерних сменах, заканчивающихся позже 22 часов.

Сохраняется в ТК РФ и норма, позволяющая беременной женщине при необходимости работать неполное рабочее время. Так, согласно ч. 1 ст. 93 ТК РФ по просьбе беременной женщины работодатель обязан установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю с оплатой пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Традиционно беременным женщинам при наличии у них соответствующего медицинского заключения облегчались условия труда: снижались нормы выработки, нормы обслуживания, либо осуществлялся их перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов с сохранением среднего заработка. К сожалению, в суровой действительности нашей жизни беременные женщины вынуждены ездить в командировки, работать сверх нормы и т.д. для того, чтобы удержаться на рынке труда. Тем самым, рискуя не только своим, но и здоровьем будущего ребенка.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, она подлежала освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств организации (ст. 164 КЗоТ РФ). Подобная норма закреплена также в ч.1 и в ч. 2 ст. 254 ТК РФ. При ее применении, как и до принятия ТК РФ. При ее применении, как и до принятия ТК РФ, необходимо руководствоваться Гигиеническими рекомендациями к рациональному трудоустройству беременных женщин, утвержденных Госкомсанэпиднадзором России и Минздравом России 21-23 декабря 1993 г.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением должны устанавливаться дифференцированные нормы выработки со снижением в среднем до 40 % от постоянной нормы. Беременные женщины должны освобождаться от выполнения работ, превышающих критерии оптимальной трудовой нагрузки. Должны освобождаться при несоблюдении требований к технологическим операциям, оборудованию, рабочим местам, где будет применяться труд беременных женщин. В частности, предусмотрено, что беременные женщины не должны выполнять операции, связанные с подъемом предметов труда выше уровня плечевого пояса, с подъемом предметов с пола, с преобладанием статического напряжения мышц ног и брюшного пресса, вынужденной рабочей позы (на корточках, на коленях, согнувшись, с наклоном туловища более 15 градусов и др.). Для беременных женщин должны быть исключены операции на конвейере с принудительным ритмом работы, сопровождающемся нервно-эмоциональном напряжением.

Беременные женщины не должны трудиться в условиях воздействия инфракрасного излучения, вибрации, ультразвука, ионизирующего излучения, в условиях резких перепадов барометрического давления, воздействия промышленных аэрозолей, потенциально опасных химических веществ, без естественного освещения и т.д.1

Оптимальная масса груза при подъеме и перемещении тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) не должна превышать 2,5 кг; при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены – 1,25 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочей смены на расстояние до 5 метров с рабочей поверхности, не должна превышать 60 кг. Технологические операции для выполнения женщинами в период беременности выбираются из числа имеющихся на данном предприятии при условии, что они удовлетворяют профессиграфическим критериям оптимальной трудовой нагрузки: труд должен быть механизирован полностью, рабочая поза – свободна. Ходьба за смену – до 2-х км. Темп движения – свободный и т.д.

Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятный производственных факторов, работодателям рекомендуется с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа, по согласованию с органами санитарного надзора устанавливать в соответствии с медицинскими требованиями рабочее место и определять вид работ, на которое могут переводиться беременные женщины, либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах.1 Создание таких цехов не осталось благим пожеланием.

Отказ работодателя беременной женщине в переводе ее на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, может быть обжалован ею в судебном порядке. Если суд признает отказ необоснованным, может быть принято решение, обязывающее работодателя перевести заявительницу на другую работу. При этом за все рабочие дни. Пропущенные с момента представления медицинского заключения до исполнения решения суда, беременной женщине должна быть выплачена заработная плата из расчета среднего заработка за счет средств работодателя.

При переводе на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет за ними сохраняются некоторые льготы, которыми они пользовались до перевода, например; время выполнения указанной работы включается в стаж работы для пенсии в связи с особыми условиями труда в случаях, когда работа до перевода давала право на такую пенсию. Если беременная женщина, получающая лечебно-профилактическое питание, в соответствии с медицинским заключением переводится на другую работу с целью устранения контакта с продуктами, вредными для здоровья, до наступления отпуска по беременности и родам, то лечебно-профилактическое питание выдается ей до отпуска по беременности и родам и в период этого отпуска.

Воспроизведена в ТК РФ и норма о сохранении за беременными женщинами среднего заработка в случаях, когда они проходят обязательное медицинское обследование в медицинских учреждениях в рабочее время (ч. 3 ст. 254 ТК РФ).

Неизменными остались также продолжительность отпусков по беременности и родам и порядок их предоставления. В частности, в соответствии со ст. 255 ТК РФ работающим женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляется отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух и более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Пособия по беременности и родам, работающим женщинам выплачиваются в течение всего отпуска по беременности и родам в размере среднего заработка. Однако максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не может превышать 11 700 рублей. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью не зависимо от числа дней, фактически использованных до родов.1

Продолжительность отпуска по беременности и родам для отдельных категорий женщин увеличена. Женщинам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселения, а так же женщинам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, дородовой отпуск предоставляется продолжительностью 90 календарных дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения.

Такой же продолжительности дородовой отпуск предоставляется женщинам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 м 3 в (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).

Продолжительность отпуска по беременности и родам может быть увеличена также в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации. Отпуск по беременности и родам предоставляется на основании больничного листка, выданного соответствующим медицинским учреждением. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 дней до родов и 70 календарных дней после родов).

При осложненных родах, в том числе иногородним, листок нетрудоспособности выдается дополнительно на 16 календарных дней лечебно профилактическим учреждением, где произошли роды. В этих случаях общая продолжительность дородового и послеродового отпуска составляет 156 календарных дней. При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается с 28 недель беременности. При этом общая продолжительность дородового и послеродового отпуска составляет 194 дня.

При родах, наступивших до 30 недель беременности, и рождении живого ребенка листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти – в течение первых 7 дней после родов – на 86 календарных дней (п. 8.1-8.3 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утв. приказом Минздравмедпрома России от 19.10.94 № 206 и постановлением Фонда социального страхования 19.10.94 № 21.)

Отпуск по беременности и родам засчитывается в общий непрерывный стаж работы и, в частности, стаж, дающий право на ежегодный отпуск (ст. 121 ТК РФ).

Сохранены за женщинами и гарантии при установлении очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. Согласно ст. 260 ТК РФ перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком, женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы в данной организации. В соответствии со сложившейся практикой в случаях, когда женщина не использовала отпуск за истекший год, а отпуск по беременности и родам охватывает часть следующего года работы, по ее просьбе к отпуску по беременности и родам либо к отпуску по уходу за ребенком должны быть присоединены оба неиспользованных ежегодных отпуска. При совпадении ежегодного отпуска по беременности и родам ежегодный отпуск по желанию женщины предоставляется после окончания послеродового отпуска или переносится на другой срок.

В ТК РФ отсутствует норма, содержащаяся в части 3 ст. 171 КЗоТ РФ, предусматривающая, что беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается единовременное пособие. Однако это не означает, что такое пособие не будет выплачиваться. Законодатель установил, что при уходе в отпуск по беременности и родам, беременным женщинам в случае соблюдения указанных выше условий такое пособие будет выплачиваться в размере 300 рублей.

Гарантии беременным женщинам, предоставляемые при расторжении с ними трудового договора, претерпели некоторые изменения. Так, расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, трудовой договор с которыми заключен на неопределенный срок, как и прежде, не допускается, за исключением случаев ликвидации организации (ч. 1 ст. 261 ТК РФ). Что касается женщин, с которыми заключался срочный трудовой договор, и если срок такого договора истек в период беременности, то в соответствии с ч. 2 ст. 261 ТК РФ работодатели обязаны по заявлению этих женщин продлевать с ними трудовые договоры до наступления у них права на отпуск по беременности и родам, а не трудоустраивать их, как предусматривалась в прежнем законодательстве (ч. 2 ст. 170 КЗоТ РФ).

При рассмотрении судами исковых требований женщин, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в период беременности, они восстанавливаются судом на работе независимо от того, было ли работодателю известно о беременности и сохранилась ли она на время рассмотрения дела.1

При увольнении беременных женщин в случае ликвидации организации оказание им помощи в подыскании подходящей работы и трудоустройстве осуществляется органами государственной службы занятости населения в соответствии с действующим законодательством. Трудоустройство женщин, у которых срок трудового договора истек в период беременности, срок трудового договора продляется по их заявлению до наступления права на отпуск по беременности и родам. Эта норма дает дополнительную гарантию женщинам в период беременности. Работодатель в связи с этой нормой не может уволить женщину лишь на том основании, что истек срок трудового договора.


^ 1.4.Особенности регулирования труда женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет
Особенности регулирования труда женщин в связи с выполнением ими функции не исчерпываются закреплением в законодательстве гарантий для беременных женщин.

В целях создания женщинам условий, позволяющих сочетать труд с материнством, для них законодательством установлен дополнительный комплекс гарантий. Наиболее существенные гарантии установлены женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет.

Вступление в силу ТК РФ не принесло значительных изменений в объем этих гарантий. Так, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 258 ТК РФ работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, предоставляются, как и прежде, помимо перерыва для отдыха и питания, дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) продолжительностью не менее 30 минут каждый. При наличии у работающей женщины двух или более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее 1 часа.

Из приведенной нормы следует, что дополнительные перерывы для кормления детей предоставляются не только матерям, кормящим грудью, а всем женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, в том числе усыновившим над ним опеку. Причем число предоставляемых перерывов и конкретная продолжительность каждого из них законом не установлены, поскольку частота и длительность этих перерывов зависит от состояния здоровья детей и их количества, режима труда женщины и других факторов.

Обычно продолжительность перерыва для кормления ребенка составляет 30 минут. Однако с учетом конкретных обстоятельств (состояние здоровья, место кормления) получасовой перерыв может оказаться недостаточным. Поэтому в соответствии с медицинским заключением его продолжительность может быть увеличена. При наличии двух и более детей в возрасте до 1,5 лет продолжительность перерыва в зависимости от указанных обстоятельств также может увеличиваться и составлять более 1 часа.

Вместе с тем порядок предоставления названных перерывов внесены некоторые изменения. Так, если согласно ч. 2 ст. 169 КЗоТ РФ перерывы предоставлялись не реже, чем через 3 часа, точнее не реже чем через 3 часа астрономического времени, включающего время работы, перерывы в работе, относящиеся к рабочему времени, перерывы для отдыха и питания, то в соответствии с ч. 1 ст. 258 ТК РФ перерывы для кормления ребенка (детей) должны предоставляться не реже чем через каждые 3 часа непрерывной работы. При этом не поясняется, что следует понимать под непрерывной работой и как она должна исчисляться.

Допустим, что через 3 часа непрерывной работы женщина использует перерыв для кормления ребенка (30 минут), затем свой обеденный перерыв (30 минут), тогда следующий перерыв для кормления ребенка (с учетом предстоящих 3-х часов непрерывной работы) будет предоставлен не через 3 часа, а только через 4 часа (при 8-часовом рабочем дне). Таким образом, при 7-часовом рабочем дне с обеденным перерывом у женщины будет только один перерыв для кормления ребенка (3 часа + 30 минут + 30 минут от начала рабочего дня), т.к. после последующих 3-х часов непрерывной работы рабочий день уже заканчивается, а необходимость предоставления такого перерыва отпадает. Что касается времени предоставления перерывов для кормления детей, то по заявлению женщины они могут присоединяться к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносится как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением.

Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка (ч. 3, 4 ст. 258 ТК РФ).

Женщины, имеющие детей в возрасте до 1,5 лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работы до достижения ребенком возраста 1,5 лет (ч. 4 ст. 254 ТК РФ). Эта норма действовала и раньше (ст. 164 КЗоТ РФ). Невозможность выполнения прежней работы женщинами, имеющими детей в возрасте до 1,5 лет, имеет место в случаях, когда эта работа в силу воздействия на мать неблагоприятных факторов несовместима с кормлением ребенка и уходом за ним, что при необходимости подтверждается медицинским заключением, либо связана с разъездами, не допускает отлучек в рабочее время и т.п. Согласно ст. 260 ТК РФ сохраняется право женщины, родившей ребенка, использовать свой ежегодный оплачиваемый отпуск непосредственно после отпуска по беременности и родам независимо от стажа работы в данной организации. причем предоставление ежегодного отпуска непосредственно после отпуска по беременности и родам осуществляется работодателем лишь по заявлению женщины. При отсутствии такого заявления работодатель не в праве приурочивать ежегодный отпуск женщины к ее отпуску по беременности и родам.

Даже при отсутствии 6-месячного стажа работы ежегодный отпуск женщине, усыновившей ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев, должен быть предоставлен в полном размере, а не пропорционально проработанному времени. В этом случае отпуск предоставляется авансом за первый год работы, в счет которого включается также отпуск по беременности и родам (ст. 122 ТК РФ). При совпадении ежегодного отпуска с отпуском по беременности и родам ежегодный отпуск должен быть предоставлен после окончания послеродового отпуска или перенесен на другой срок по желанию женщины. В случаях, когда женщина не использовала свой ежегодный отпуск перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него, она вправе использовать ежегодный отпуск после отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет (ст. 260 ТК РФ). По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста 3-х лет.

Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период отпуска определяются федеральным законом (ч. 1 ст. 265 ТК РФ). Ежемесячное пособие по их уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается женщинам из фонда социального страхования России в размере 500 рублей независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. В период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет ей выплачивается денежная компенсация в размере 50 рублей за счет средств, направленных на оплату труда. На период отпуска по уходу за ребенком за женщиной сохраняется место работы (должность) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а так же в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях) (ч. 4 и 5 ст. 256 ТК РФ).

В связи с тем, что время отпуска по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на получение ежегодного отпуска, не засчитывается, предоставление ежегодного отпуска отодвигается на время, равное продолжительности отпуска по уходу за ребенком. Разумеется, это не лишает работника, использующего отпуск по уходу за ребенком, если он работает на данном предприятии не первый год, права пользоваться полным (а не пропорциональным отработанному времени) ежегодным отпуском в любое время года авансом согласно установленному графику (ст. 123 ТК РФ).

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или частями также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком. В этих случаях на них распространяется все указанные выше гарантии которые предоставляются женщинам. В частности, согласно ч. 2 ст. 259 ТК РФ направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. При этом, женщины имеющие детей в возрасте до 3 лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться. Ряд гарантий предусмотрен законодательством для работников имеющих детей старше 3 лет: дополнительные выходные дни лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет (ст. 262 ТК РФ). Порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней регулируется разъяснением Минтруда России и Фонда социального страхования.1 Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы работникам имеющим 2-х и более детей в возрасте до 14 лет или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет, одинокой матери, воспитателей ребенка в возрасте до 14 лет, устанавливаемые коллективным договором (ст. 263 ТК).

Государство и работодатели в целях увеличении прибыли, ликвидации инфляции разрешили женщинам, имеющим детей, продавать рабочую силу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Так, норма ст. 259 Трудового кодекса запрещает направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни только беременных женщин. Тогда как в силу требований ст. 161, 162 КЗоТа РСФСР все женщины не допускались к работам в ночное время, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывалось особой необходимостью. А женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет, не допускались не только к ночным сверхурочным работам, но и работам в выходные дни, а также им запрещалось ездить в командировки. Нормы права ст. 163 КЗоТа РСФСР не разрешали привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет без их согласия. Ст. 259 нового Трудового кодекса допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с их письменного согласия и при наличии положительной медицинской рекомендации. В силу ст. 196 нового Трудового кодекса к работе в ночное время работодателю разрешено привлекать женщин, воспитывающих без супруга детей в возрасте до 5 лет, с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.


^ 2. Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин


Экономико-правовая концепция, лежащая в основе нового Трудового кодекса, родилась во время промышленной революции XVIII века и основана на получении прибыли за счет увеличения числа женской рабочей силы, а так же за счет увеличения рабочего времени простого физического труда за нормальными его пределами.

Нормативно-правовая конструкция нового трудового закона представляет собой худший вариант старого КЗоТа РСФСР.

Правовая политика нового кодекса направлена на то, чтобы страна, где больше половины нищих специалистов, ученых, инженеров, учителей составляют женщины, превратилась в державу продавщиц, уборщиц, проституток с высшим образованием.

Настоящий Трудовой кодекс в первую очередь ужесточит положение женщин в наукоемких оборонных отраслях промышленности, где низкая оплата труда и напряженная экономическая ситуация, что повлечет увольнение женщин из этих отраслей.

В нормах статьи 253 нового Трудового кодекса законодатель отказался от запрета применения труда женщин на тяжелых работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах и вместо этого ввел ограничение, добавив к этому еще и работы с опасными условиями труда, что не было предусмотрено ст. 160 КЗоТа РСФСР. Таким образом, законодатель, отказавшись от запрета, допустил применение женского труда на самых опасных участках.

Это означает, что законодательная власть допустила увеличение рабочей силы за счет женщин, что повлечет обесценивание стоимости труда, уменьшение заработной платы тех же шахтеров. В условиях безработицы женщины не по доброй воле будут лезть в шахты, соглашаясь на самый суровый труд, а своих детей оставлять без присмотра на улице, так как индустрия детских дошкольных и иных учреждений существенно подорвана. Требования ст. 172 КЗоТа РСФСР о создании яслей и детских садов не восприняты новым Трудовым кодексом.

Кроме того, в ст. 253 ТК РФ законодатель указал, что перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Как известно мнение Российской трехсторонней комиссии не имеет обязательного правового характера и представляет собой лишь декларацию. В силу требований нормы права ст. 160 КЗоТа РСФСР список тяжелых и вредных работ утверждался в порядке, установленном законодательством, что защищало работников труда от произвола ведомств, министерств, работодателей.

Норму ст. 253 ТК, допускающую женщин к работе с опасными условиями труда, нельзя считать правовой нормой, так как она противоречит требованиям части 3 ст. 37 Конституции РФ, где прямо сказано, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Реализация опасных условий труда запрещена Конституцией РФ. В ч.2 и 3 ст. 55 Конституции РФ законодатель указал, что не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободу человека и гражданина. Они могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как видно, права женщин на безопасные условия труда ограничены не в этих перечисленных целях, а только для получения большей прибыли собственниками частных и государственных организаций. Следует отметить, что законодатель в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ предусмотрел, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровье людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Однако такая ответственность для законодателей не предусмотрена.1

Требованиями ст. 254 ТК РФ для беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет как и прежним кодексом, предусмотрен перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе, а также снижение норм выработки обслуживания. Однако новым Трудовым кодексом прекрасной половине человечества физические лица мужского пола законодательных властей отказали в переводе на другую, более легкую работу, как было предусмотрено ст.164 КЗоТа РСФСР. Этим законодатель показал, что не намерен снижать тяжесть работы как для будущих матерей, так и для женщин, имеющих маленьких детей.

Нормы права ст. 261 нового Трудового кодекса о гарантиях беременным женщинам и имеющих детей, при расторжении трудового договора воспроизводят требования ст. 170 КЗоТа РСФСР, но в ухудшенном варианте. Законодатель в новом Трудовом кодексе сохранил норму права, запрещающую расторжение трудового договора с беременными женщинами по инициативе работодателя.

Однако допустил увольнение беременных женщин при ликвидации организации без трудоустройства. Нормы права КЗоТа РСФСР всегда запрещали выгонять беременных женщин на «улицу», оставлять их без средств к существованию. Но, как видите, в нашем демократическом государстве это стало возможным.

Если норма права ст. 170 КЗоТа РСФСР увольнение женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, а также работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижении ими возраста 18 лет, одинокой матери или одинокого отца, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя не допускалось (кроме случаев ликвидации организации, когда можно было уволить с обязательным трудоустройством), но в силу требований ст. 261 нового Трудового кодекса указанных выше лиц можно уволить по п. 1, подп. «а» п.3, п. 5-8, 10 и 11 ст. 81 нового кодекса. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с указанными выше лицами действующий Трудовой кодекс допускает в случае ликвидации организации, если работник не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья и в соответствии с медицинским заключением, а также если работник без уважительных причин не выполняет порученные обязанности и имеет дисциплинарные взыскания.

Трудовой договор и расторгается при однократном грубом нарушении работником трудовых обязанностей, например, при прогуле (отсутствии на рабочем месте без уважительных причин более 4-х часов подряд в течение рабочего дня), при появлении на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения. И еще в ряде случаев, связанных как с разглашением охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной), так и с совершением по месту работы хищения чужого имущества, в том числе и мелкого.

Совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, также несовместимо с продолжением данной работы.

Как видим, даже у этого неполного перечня оснований для увольнений законодатель предоставил работодателю более чем достаточно. А увольнение женщин, имеющих детей, расчистил дорогу для избавления изношенной неэффективной работы женщин. И вместе с тем работодатель получил механизм выжимания и присвоения прибавочного продукта из наемных работниц, имеющих детей.

Нормы права ст. 170 КЗоТа РСФСР запрещало снимать заработную плату работникам по мотивам, связанным с наличием детей, а женщинам также – по причине беременности. Новый Трудовой кодекс уже не содержит таких гарантий для беременных женщин и матерей.

Если во время действия правового режима, регулируемого КЗоТом РСФСР, женщина по причине беременности или наличия у нее детей не выполнила нормы труда и объемы работ, то это не вело к снижению з/п, потому что запрещалось законом. Тем самым государство брало под свою защиту материнство, детство и семью. Новый Трудовой кодекс не содержит таких гарантий, напротив, идет вразрез с требованиями ч. 1 ст. 38 Конституции РФ.

Еще раз заметим, что экономико-правовая концепция нового Трудового кодекса направлена на выжимание и присвоение работодателями результатов прибавочного труда с целью увеличения прибыли за счет увеличения рабочего времени женщин за его нормальным пределом, а также за счет привлечения дополнительной женской рабочей силы на рынок труда. Это общее экономическое положение нашло юридическое воплощение в нормах права ст. 97, 98, 99, 259 нового Трудового кодекса, которые допускают женский наемный труд за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по соглашению сторон трудового договора. Такая норма в законе предусмотрена в интересах исключительно работодателя. С юридической точки зрения указанные нормы статей, разрешающие работу за пределами нормативов продолжительности рабочего времени, противоречат требованиям ч. 5 ст. 37 Конституции РФ и ст. 91 Трудового кодекса РФ, где установлена юридическая гарантия нормальной продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю.

В силу требований норм права ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепивших положение о том, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, указанные нормы нового кодекса, разрешающие женщинам работать за пределом нормальной продолжительности рабочего времени, должны быть признаны антиконституционными. Иначе государство не отражает интересы всего гражданского общества , а поддерживает узкой части населения России – работодателей.

Государство и работодатели в целях увеличении прибыли, ликвидации инфляции разрешили женщинам, имеющим детей, продавать рабочую силу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Так, норма ст. 259 Трудового кодекса запрещает направлять в служебные командировки, привлекать к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни только беременных женщин. Тогда как в илу требований ст. 161, 162 КЗоТа РСФСР все женщины не допускались к работам в ночное время, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывалось особой необходимостью. А женщины, имеющие детей в возрасте до 3-х лет не допускались не только к ночным сверхурочным работам, но и работам в выходные дни, а также им запрещалось ездит в командировки. Нормы права ст. 163 КЗоТа РСФСР не разрешали привлекать к сверхурочным работам и направлять в командировки женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет без их согласия. Ст. 259 нового Трудового кодекса допускает как направление в служебные командировки, так и привлечение к сверхурочной работе и в ночное время, в выходные и праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет, с их письменного согласия и при наличии положительной медицинской рекомендации. В силу ст. 196 нового Трудового кодекса к работе в ночное время работодателю разрешено привлекать женщин, воспитывающих без супруга детей в возрасте до 5 лет, с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Теперь нет жесткой границы между рабочим временем и временем отдыха женщин. Такой подход законодателя повлечет жесткий режим в трудовых правоотношениях между работодателями и работницами, которые вынуждены будут превратить время отдыха в рабочее время, их семьи станут существовать для работы, для увеличения прибыли работодателя. Если женщина не согласиться с указанной экономико-правовой концепцией, то работодатель всегда найдет основания для ее увольнения (ст. 81 ТК РФ).

Новый ТК установил авторитарный способ регулирования рабочего времени женщин при установлении перерыва для кормления ребенка, который теперь зависит только от воли работодателя, и произвол последнего не может быть ограничен решением профсоюзного органа, как было предусмотрено ст. 169 КЗоТа РСФСР. Таковы требования ст. 258.

Время отдыха женщины, по существу законодатель не изменил. Так нормы права ст. 255, 256, 257, 260, 262, 263 нового ТК РФ воспроизводят требования ст. 163.1, 165, 166, 167, 168 КЗоТа РСФСР. Однако в новом кодексе право женщины на отдых связано с ее волеизъявлением, а с заявлением, которое может совпадать с желанием работницы. В судебной практике известна масса трудовых споров, когда женщины вынуждены писать заявления об увольнении «по собственному желанию», об уходе в отпуск без сохранения з/п не на основании добровольного волеизъявления, а по принуждению со стороны работодателя. Руководитель, обладая широким и сильным авторитетом, под давлением всегда может поставить работницу в условия, когда ей предстоит выбирать более лучшее положение среди худшего, т.е. кормиться крохами с барского стола. Такая конституция норм права, регулирующих отдых женщин, ставит и их в ущемленное положение по отношению к работодателю и не гарантирует им судебную защиту нарушенных трудовых прав на отдых. Суд уже не будет допрашивать свидетелей, исследовать иные доказательства для установления подлинного волеизъявления женщины и обстоятельств написания заявления, а ограничиться ее письменным заявлением.

Так, допустим, право женщин на отпуск по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком, на дополнительные выходные дни для осуществления ухода за детьми-инвалидами возникает только после их заявления. КЗоТ РСФСР таких формальных ограничений прав женщин на отдых не предусматривал.

Аналогичный способ ограничения прав женщин заложен в ст. 254, 258, 259 нового Трудового кодекса. Так, только по заявлению беременным женщинам снижают нормы выработки и нормы обслуживания, а также переводят на другую работу. Перевод женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу тоже допускается только по их заявлению, как и присоединение перерывов для кормления ребенка к перерыву для отдыха и питания, либо перенос в суммированном виде на начало или на конец рабочего дня или рабочей смены. Направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в служебные командировки и привлечение их к сверхурочным работам в ночное время, выходные и праздничные дни допускается только с их письменного согласия. Следовательно, законодатель связал наступление указанных прав не с желанием женщин, их волеизъявлением, а с формой. Юридическое значение и законное положение законодатель придал форме волеизъявления – заявлению, письменному согласию, а не существу волеизъявления, добровольности трудовых отношений, свободе труда и трудового договора, как требуют нормы права частей 1, 2 статьи 37 Конституции РФ. Такой способ изложения прав следует признать антиконституционным.


Заключение


Экономико-правовая концепция Трудового кодекса о регулировании труда женщин взята из далекого прошлого, когда промышленная революция XVIII века началось со средства труда – с машины, а мануфактура, основная на применении физической силы мужчин, осталось в историческом прошлом.

Внедрение паровых машин, заменивших физическую рабочую силу, повлекло снижение стоимости самой рабочей силы. Однако потребность в физическом труде рабочих по обслуживанию машин не только сохранилось, но и увеличилось. Простой труд по обслуживанию машин стал доступен женщинам и детям. Они были вовлечены в производство и увеличив объем простой рабочей силы на рынке труда, обесценили ее. Так для существования семьи за уже меньшую зарплату вынуждена была работать жена, которая также как ее муж, должна была значительную часть времени отдать работодателю.

Семейную культурную жизнь потеснило а порой заменило полностью рабочее время. Фактором, влияющим на увеличение прибыли работодателя, стало удлинение рабочего дня.

Эти экономические закономерности, способствующие получению прибыли при изъятии и присвоении результатов прибавочного труда, как правило, ложились в основу фабричного законодательства о труде. Коллективные выступления работников, проходящие в защиту своих трудовых интересов, направленных на ограничения рабочего времени, породили законодательство восьмичасовом рабочем дне. При таких обстоятельствах работодатель, лишенный возможности увеличивать рабочее время за пределами его нормальной продолжительности, вынужден был совершенствовать средства производства ради увеличения прибыли. Этим характерен XVIII век для Европы. Советская Россия в XX веке за достаточно короткий исторический отрезок времени сумела перейти от фабричного к заводскому и индустриальному способам производства. В 80-х годах наука заняла господствующее положение в новом способе производства товаров. Учителя, ученые, инженеры, специалисты составили новую производительную силу. Они стали производить товары, знания, идеи. Так, в 80-90-х годах женщина в общей численности специалистов с высшим образованием составляли больше половины. Работодатели в лице государства первыми кредитовали женщину, поддерживая развитие ее физических и интеллектуальных сил.

На время выполнения ее материнских обязанностей законодатель предусмотрел сокращение рабочего времени, предоставив возможность работать в более удобный период с сохранением заработной платы и в более комфортных условиях. Это было сделано потому, что инновационная экономика основана на способе производства, где господствующее положение занял умственный труд.

В начале XXI века общественно необходимые потребности в физической силе женщин и детей остались в историческом прошлом. Интеллектуальный труд детей не пользуется спросом, не имеет потребительной стоимости. В отличии от воспроизводства простой рабсилы на производство интеллектуальной силы требуется гораздо больше времени и затрат. Например, ребенок, мать которого выполняет сложную умственную работу, допустим, инженера-программиста, в силу экономических закономерностей воспроизводства приращения умственной силы, должен, пройдя все общественно необходимые образовательные уровни, достичь высокого образовательного ценза. В настоящее время образовательные уровни включают: дошкольное, начальное, среднее (полное), профессиональное высшее и полувузовское профессиональное образование. А на все это нужен социально-экономический кредит родителям для развития семьи в виде хорошей зарплаты для обеспечения материального достатка.

Новый способ производства – инновационная экономика – требует сокращения рабочего времени женщины, занятой умственным трудом, при росте заработной платы и увеличении общественно необходимого времени для самообразования и воспитания детей. Объективное развитие новых социально- экономических отношений в США и в европейских странах, образовательный «бум» ведет к тому, что женщины к 30 годам своей жизни получают по два университетских образования, и «забывают» создать семью, родить ребенка. А потом вынуждены путем международного усыновления обзаводиться потомством за счет российских женщин, ставших донорами.

Несмотря на принимаемые меры, обстановка в стране с охраной труда и техникой безопасности по-прежнему остается напряженной.

Занятость и безработица являются наиболее острыми экономическими и социальными проблемами рыночной экономики. В целом ситуацию в сфере занятости в России специалисты характеризуют как кризисную. Это вызвано развалом финансовой системы, падением объемов производства и т.д. Безработица в России приобрела массовый характер, представляет реальную угрозу для развития общества, является основным фактором рассмотрения бедности и деградации населения. Наибольшие потери реальных рабочих мест наблюдаются на предприятиях военно-промышленного комплекса, в машиностроении, в легкой промышленности, в сельскохозяйственном секторе и др. В первую очередь пополняют армию безработных граждане с ограниченной возможностью трудоустройства: женщины, имеющие детей, молодежь, лица предпенсионного возраста, военнослужащие, уволенные из армии и не имеющие гражданской специальности, инвалиды и др.

Многие работодатели и руководители предприятий и организаций в погоне за прибылью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порождает производственный травматизм. Более того, в ряде регионов на предприятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допускаются неединичные случаи скрытия от учета и расследования несчастных случаев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом. В результате общее состояние с охраной труда на предприятиях и в организациях РФ продолжает оставаться крайне тревожным.

В настоящее время мы столкнулись с несколькими принципиальными разночтениями и противоречиями в законодательстве РФ. Данные противоречия вызваны крайней запутанностью в Законах РФ, поскольку принимая закон, он вступает в противоречие с предыдущим. Но по общим правилам, хотя и действуют нормы более позднего закона, суд не всегда выносит решение в соответствии с данным правилом.

Таким образом, я считаю, что государственную политику по охране материнства и детства стоит развивать далее, определив конкретные механизмы (гарантии) реализации трудовых прав женщин, а также видна необходимость систематизировать нормы, регулирующие особенности труда женщин.


Список используемой литературы


  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп.

  2. ФЗ от 17 июля 2005 г. № 181 «Об основах охраны труда в РФ».

  3. Федеральный закон от 19.05.2005 № 81. Ст. 10. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»

  4. Комментарии к Трудовому Кодексу Российской Федерации. – М.: ТОН-ИКФ ОМЕГА-Л, 2007.

  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  6. Указ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

  7. Распоряжение Правительства РФ от 28.06.01 № 855-р. «План действий по улучшению положения женщин в РФ и повышение их роли в обществе на 2006- 2007 гг.».

  8. Постановление Правительства РФ от 25.02.00 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

  9. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 25.12.2000 № 6 «О некоторых вопросах, возникающих при применении судами законодательства, регулирующего труд женщин».

  10. Гапоненко В.Ф., Михайлов Ф.Н. Трудовое право, – М.: «ЮНИТИ», 2002. – 463 с.

  11. Какаулин С.П. Система управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95.

  12. Колобова С. «Как защитить трудовые права?».Российская юстиция. 2000 г. № 10.

  13. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право /конспект лекций/, – М.: «ПРИОР», 2001. – 112 с.

  14. Муцинова Н.А. «Правовая организация охраны труда на промышленных предприятиях ». Автореферат канд. дисс. – М., 2000, с.6.

  15. Российская газета. 12 марта 2007 г. «Программа социальных реформ».

  16. Сорокин Ю.Г. На основе достигнутого – к новым решениям в области охраны труда. № 1 С. 7.

  17. Сыроватская Л.А. Трудовое право: учебник /2-е издание, доп. перераб. М., «ЮРИСТЪ», 2001.

  18. Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. И дополн./, – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с.

  19. Шугаев А.А. «Замечания на проект Трудового кодекса РФ». Адвокат, июль 2008, № 7 с. 19.




1 Комментарий к Кодексу законов о труде Российской Федерации. Издание шестое, переработанное и дополненное. / Под ред. Гусова К.Н.. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. c.576.

1 Трудовой кодекс Российской федерации. от 30.12..2001 N 197-ФЗ. ст. 211 // Российская газета. 2001. 31 декабря.

2 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». // Российская газета. 2000. 31 мая.

1 Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда. // Практический журнал для руководителей и менеджеров. М.: Законодательство. 2001. N 7. с.15

1 Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. И дополн./, – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с.


1 Шугаев А.А. «Замечания на проект Трудового кодекса РФ». Адвокат, июль 2008, № 7 с. 19.

1 Какаулин С.П. Система управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95.

1 Постановление Правительства РФ от 25.02.00 г. № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»

1 Какаулин С.П. Система управления охраной труда // Справочник специалиста по охране труда, 2003 г., № 3. С. 95

1 Колобова С. «Как защитить трудовые права?».Российская юстиция. 2000 г. № 10

1 Трудовое право /Под ред. О.В. Смирнова, учебник, изд. 3-е, перераб. И дополн./, – М.: Издательская группа «Проспект», 2000. – 447 с

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изм. и доп

-fevral-dostat-chernil-i-plakat-stranica-6.html
-finansirovaniya-innovacionno-investicionnih-proektov-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-na-vozvratnoj-osnove-finansovij-lizing.html
-fiziko-matematicheskie-nauki-stranica-12.html
-fiziko-matematicheskie-nauki.html
-formi-gruppovoj-deyatelnosti-metodicheskie-rekomendacii-k-provedeniyu-vospitatelnih-meropriyatij-4-ustnij-zhurnal-4.html
-forum-goszakaz-ostraya-diskussiya-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programmi-professionalnoj-perepodgotovki-i-povisheniya-kvalifikacii-srednego-i-starshego-nachalstvuyushego-sostava-fps-voennosluzhashih-rabotnikov-i-specialistov-mchs-rossii-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-severoamerikanskogo-rinka-vozmozhnosti-rasshireniya-eksporta-rossijskih-tovarov-na-rinki-ssha-i-kanadi.html
  • thescience.bystrickaya.ru/investment-proposals-glavnoe-upravlenie-vneshneekonomicheskoj-deyatelnosti-i-evropejskoj-integracii-odesskoj-oblastnoj-gosudarstvennoj-administracii-stranica-15.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-doktora-psihologicheskih-nauk-stranica-18.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-dzhordzhii-garret-billu-skott-kerru.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tolstoj-vojna-i-mir-tom-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/regulation-of-international-trade-within-the-framework-of-the-world-trade-organization-wto.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-jshk-oris-ertegs-sabati-masati-a-oris-ertegsn-tsnp-oua-baulu-ertegn-mnn-ashu.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-himicheskaya-kinetika-i-kataliz-cikl-ds.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gubernator-novosibirskoj-oblasti-postanovlenie-ot-3-dekabrya-2007-g-n-474-o-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2025-goda-stranica-20.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-mchs-vernetsya-tuda-otkuda-prishel-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-25-yanvarya-2010-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igra-fant-proshla-bistro-i-vse-igrayushie-vipolnili-svoi-zadaniya-samim-smeshnim-nomerom-bila-skazka-repka-v-ispolnenii-uchashihsya-5-6-klassov-klassnij-rukovoditel-dorohina-i-n.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-ponyatiya-i-klassifikacii-funkcij-prava-p-v-anisimov-redakcionnij-sovet.html
  • college.bystrickaya.ru/-54-dozirovshik-pishevoj-produkcii-edinij-tarifno-kvalifikacionnij-spravochnik.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-stranica-20.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-uchashihsya-v-olimpiadah-konkursah-professionalnogo-masterstva-osnovnie.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovogo-gosudarstvennogo-mezhdisciplinarnogo-ekzamena-teoriya-i-metodika-doshkolnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu-podgotovki-magistrov-540600-pedagogika.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-uroki-russkoj-slovesnosti-7-9-klassi.html
  • student.bystrickaya.ru/4-dokumenti-reglamentiruyushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa-pri-realizacii-oop-bakalavriata-po-napravleniyu-podgotovki-08020062-menedzhment.html
  • college.bystrickaya.ru/12-biznes-sobstvennost-i-prirodnie-resursi-programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozheniya-9-predmet-aukciona-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primorskij-kraj-monitoring-sredstv-massovoj-informacii-1-noyabrya-2010-goda.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-vneseniya-prihodnoj-zapisi-po-schetu-depo-pervogo-priobretatelya-v-depozitarii-osushestvlyayushem-centralizovannoe-hranenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-lisva-2009.html
  • klass.bystrickaya.ru/aeroflot-i-suhoj-podpisali-kontrakt-na-postavku-30-rrj-pervij-kanal-novosti-07-12-2005-neroznak-vsevolod.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/letayushaya-platforma-dlya-foto-i-video-semki1.html
  • lecture.bystrickaya.ru/8-struktura-vorovskogo-soobshestva-monografiya-professionalnaya-prestupnost-vori-v-zakone-posvyashena-odnoj.html
  • studies.bystrickaya.ru/-pesnya-sneg-snezhok-slmuz-emakshancevoj-metodicheskie-materiali-po-organizacii-obrazovatelnoj-deyatelnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dopolnitelnoe-chtenie-rukovodstvo-po-gigiene-i-sanitarii-v-aviacii-trete-izdanie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/qrs--qrs-rol-pereraspredeleniya-biologicheskih-zhidkostej-i-izmeneniya-elektroprovodnosti-organov-i-tkanej-grudnoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/83trebovaniya-k-materialno-tehnicheskomu-obespecheniyu-obrazovatelnij-standart-respubliki-belarus.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/terri-pratchett-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-konferenciya-obedinila-vseh-zainteresovannih-uchastnikov-rinka-predstavitelej-kompanij-operatorov-ekspeditorov-gorno-metallurgicheskih-kompanij.html
  • letter.bystrickaya.ru/normativno-pravovaya-reglamentaciya-zemelnih-pravootnoshenij-v-germanii-chast-5.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-istoriya-o-medicine-uchenom-i-sfinkse-graham-hancock-robert-bauval-grem-henkok-robert-byuvel.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.