.RU

10. Тенденция развития и возможности применения информационных систем поддержки принятия решений на объекте управления 10


^ 10. Тенденция развития и возможности применения информационных систем поддержки принятия решений на объекте управления 10
      10.1. Система поддержки принятия решений DSS

Так что же такое система поддержки принятия решений (Decision Support Systems — DSS)?

Можно найти следующее ее определение: 11

Decision Support Systems (DSS) является классом компьютеризированных информационных систем, которые поддерживают деятельность по принятию решений.

Однако это определение мало что проясняет и абсолютно не дает возможности идентификации в широком перечне классов информационных систем. Иногда в данного типа определениях присутствует фразы: «система должна облегчать принятие решений», «… анализировать данные и представлять их в удобной для принятия решений форме» и т.п.

Дэниель Пауэр (Daniel Power) в 2002 году идентифицировал пять типов DSS-систем как систем, оперирующих связями, данными, документами, знаниями и моделями.

Вот его определение: 12

DSS-система — это интерактивная компьютерная система, предназначенная для помощи лицу, принимающему решения, в использовании связей, данных, документов, знаний и моделей для идентификации и решения проблем и формирования решений.

Это уже, по крайней мере, конструктивно, хотя под данное определение попадают опять очень многие классы систем: ERP, GIS, DocFlow, Business Modeller, SCADA/ DCE, Project Management и др.

А вот еще одно определение:13

DSS-система должна помогать лицу, принимающему решение, в решении непрограммируемых, неструктурированных (или полуструктурированных) проблем; DSS-система должна предлагать возможности формирования интерактивных запросов в естественном языке, близком к предметному и легко изучаемому.

Это определение, безусловно, сужает область идентификации.

И наконец, еще одно:14

DSS-система помогает менеджеру или лицу, принимающему решение, использовать и манипулировать данными, использовать проверки и эвристики, а также строить и использовать математические модели.

В данном определении ссылка на «математические модели» — наиболее сильное место, но это противоречит высказанному ранее требованию легкости формирования языка запросов.

В некоторых определениях упоминается возможность: включения в состав DSS-системы функциональных возможностей искусственного интеллекта.

Ну, в искусственный интеллект, наверное, так сразу лучше не лезть — как минимум, интуитивно понятного языка, близкого к естественному, там нет или нет в большинстве задач.

Упоминаются также как необходимые возможности графического представления данных.

Мало чему помогает в смысле той же идентификации.

^ Инструментальные средства бизнес-интеллекта
Существует связное понятие — Business Intelligence Tools (инструментальные средства бизнес-интеллекта) — программное обеспечение, которое дает возможность пользователям наблюдать и использовать большие объемы сложных данных.

Выделяют три типа таких инструментальных средств: 15

Средства многомерного анализа — также известные как OLАР (On-Line Analytical Processing) — программное обеспечение, которое дает пользователю возможность наблюдать данные в различных измерениях, направлениях или сечениях.

Инструментальные средства запросов (Query Tools) — программное обеспечение, позволяющее формировать запросы к данным по содержанию или образцу.

Инструментальные средства поиска данных (Data Mining Tools) — программное обеспечение, которое осуществляет автоматический поиск важных образцов (моделей), или зависимостей в данных.

Под приведенное определение Пауэра это попадает и, наверное, к рассматриваемой теме относится. Но давайте пока отвлечемся от прикладной лингвистики. К ней мы вернемся позже — после рассмотрения целей, назначения и конкретных реализаций, которые должны прояснить дело.
      ^ 10.2. Цели, назначение и практика систем класса DSS


Что можно считать предметом для систем класса DSS? В качестве такого предмета на основании анализа уже сложившейся практики можно назвать:

финансовый анализ и прогнозирование;

маркетинг реализации и закупок;

анализ стереотипов клиентского поведения и выявление скрытых закономерностей;

анализ рисков;

управление активами.

Каким образом данные задачи соотносятся с общей задачей информационного обслуживания бизнеса? К информационному обслуживанию бизнеса можно отнести:

увязку стратегических задач бизнеса и ИТ;

распределение и контроль прикладного программного обеспечения;

оперативную поддержку пользователей; а также управление:

проектами;

производственными мощностями;

изменениями;

проблемами;

издержками;

непредвиденными ситуациями;

вспомогательными службами;

взаимоотношениями с клиентами;

взаимоотношениями с поставщиками.

Более укрупнено можно говорить о том, что информационные технологии сосредоточены на обслуживании процессов, связанных с:

людьми;

процессами;

стратегиями;

технологиями.

Как можно видеть, в сферу приложения систем DSS попадает почти половина структурных задач, возлагаемых на ИТ-службы. Это находит подтверждение при анализе рынка прикладных информационных систем. Так, мировой рынок, например, ERP-систем оценивается в настоящее время оборотами порядка 25 млрд. долларов. Рынок DSS-cистем, который возник только в середине 90-х годов, сейчас оценивается суммой порядка 10 млрд. долларов и растет существенно большими темпами, чем рынок корпоративных систем управления. Его рост порядка 30% в год против 10-15% роста ERP-рынка, и можно предположить, что в течение ближайших пяти лет можно ожидать достижения паритета. С другой стороны, если рынок систем DSS в настоящее время в основном связан с финансовым сектором, крупноформатной торговлей и телекоммуникациями, то можно ожидать постепенной ассимиляции функциональных возможностей DSS-систем в существующие системы ERP-класса, что, по-видимому, приведет к оживлению процессов обновления версий ERP-систем в корпоративном секторе.

Анализируя тенденции развития функциональности ERP-систем, можно уверенно говорить о том, что этот процесс уже идет. Так, практически во всех ведущих ERP-системах уже имплементированы функциональные возможности прогнозирования с использованием разнообразных статистических методов. Представляется очень перспективным развитие подходов DSS-систем в управлении активами, в частности, в организации эксплуатации и ремонтов оборудования. Это связано с постепенной миграцией подходов, а именно, от управления ремонтами по состоянию, к управлению на основе прогнозирования будущего состояния производственных мощностей. В Украине в данной сфере еще превалируют календарные подходы и управление эксплуатацией на основе учета наработки. Эти подходы были присущи промышленности развитых стран мира в 80-е годы и являются избыточными по издержкам содержания производственных мощностей.

Рассматривая деятельность корпораций в конкурентном окружении, Майкл Портер, например, выделяет следующую шестифакторную модель (см. рис.).




^ Диаграмма сравнительной конкурентоспособности по Майклу Портеру

Можно быть уверенным, что в усилении данных конкурентных позиций и лежит основной предмет DSS-систем. Существенным фактором их развития является то, что к настоящему времени в транзакционных системах управления оперативной деятельностью компаний накоплен огромный объем данных, значение которых в настоящее время во многом не осознано и не используется.
^ Крупноформатная торговля и компании электронной коммерции
Крупноформатная торговля и компании электронной коммерции (B2C, B2B) явились первыми институциональными заказчиками на DSS-системы. Основными задачами, решаемыми в данном секторе, являются:

анализ ассортимента (селективный маргинальный доход, оборачиваемость запасов, статистическое управление запасами, фондоотдача);

распределение площадей, раскладка;

анализ эффективности деятельности менеджеров и мотивация персонала;

планирование и анализ эффективности рекламы, акций, распродаж и т.п.;

управление ценообразованием.

В части управления раскладкой можно привести известный пример с корреляцией покупок пива и памперсов. Или так называемая «ловушка на кассе» — это мелкие товары, которые выкладываются непосредственно в кассовой зоне. Площадь этой зоны ограничена. Что туда положить? Опять «нет ничего практичнее хорошей теории» — нужен анализ потребительских предпочтений, который, в частности, дает многомерный статистический анализ чеков.

В мелкооптовой торговле ситуация попроще, т.к. там потребитель идентифицирован и учтен в базе данных торговой компании, что позволяет непосредственно анализировать клиентское поведение. В розничной торговле покупатель анонимный, хотя многие компании изначально это исключают, например, METRO Cash & Carry.

Вообще основная тенденция развития прикладных информационных систем в последние пять лет — это ассимиляция систем управления взаимоотношениями с клиентами, возникших в качестве самостоятельных, в контур ERP, причем обе при этом только выигрывают.
^ Банки и финансовые компании
Рынок DSS-систем в финансовых институтах сейчас самый емкий. Сфера применения DSS-систем в банках касается прежде всего:

банковского ритейла (платежные пластиковые карты и чеки);

анализа рисков;

предотвращения мошенничества (прежде всего с пластиковыми картами);

анализа потребительского поведения и проектирования новых финансовых услуг.

Последнее, прежде всего, основано на анализе и формировании потребительских групп, которые характеризуются сходным поведением. Результатом этой работы являются проекты, например, молодежных жилищных кредитов, условия овердрафтов, VIP-программы клиентского обслуживания. При этом надо отвечать на вопросы: что такое «молодежь»?, кто такой VIP-клиент? и т.д.

Предотвращение мошенничества — это перспективная зона использования методов искусственного интеллекта, которая никогда не будет исчерпана, как никогда не будет исчерпано воображение у мошенников.

В страховых компаниях DSS-системы еще не имеют такого широкого распространения, но это только подчеркивает потенциальную перспективность данного рынка.
^ Телекоммуникационные компании
В телекоммуникационных компаниях, прежде всего мобильной связи, роль DSS-систем связана с проектированием новых услуг, которое основано на выявлении устойчивых клиентских групп и преимущественного клиентского поведения. Этот рынок по времени жизни можно считать неисчерпаемым.
^ Применение в промышленности
В промышленности к сферам применения можно отнести:

управление взаимоотношениями с клиентами;

статистическое управление запасами;

финансовое и бюджетное планирование и управление;

анализ и управление рисками.

Какие изменения в парадигме управления промышленностью произошли за последние 50 лет? До 60-х годов промышленное производство развивалось главным образом за счет развития технологии, что выражалось тезисом: «производить и продавать». В тот период, безусловно, предложение явно формировало спрос. При этом основные производственные фонды были преимущественно материальными: здания, сооружения, оборудование, за которым стояли патентованные технологии.

К концу 20-го века признанным тезисом, выражающим рациональное рыночное поведение, стала парадигма «воспринимать и реагировать». Темп появления новых революционных технологий замедлился, технологии в основном находятся на этапе эволюции. А фронт конкурентной борьбы переместился в область проектирования новых продуктов и услуг. При этом превалирующим стали намерения и пожелания клиентов: явно или неявно выраженные. В качестве примеров можно привести практически полный переход на заказное конфигурирование автомобильной промышленности, постоянно возрастающий спектр предложений услуг в сфере телекоммуникаций при том же самом оборудовании и т.д.

Все большее и большее значение приобретает информация и методы работы с ней. Это тем более актуально в развитых странах мира на фоне сохраняющейся тенденции переноса непосредственно материального производства в развивающиеся страны с низкой стоимостью рабочей силы, энергетических и сырьевых ресурсов. Концепция DSS-систем прямо соответствует задаче информационного обеспечения данной парадигмы.

Каковы сегодня основные промышленные тенденции? Это:

глобализация;

укрупнение;

специализация (для средних компаний);

интеграция в поставочные сети;

фокусировка на разработке новых продуктов и услуг;

необходимость одновременно конкурировать как по качеству, так и по цене.

Анализируя причины отставания США в промышленном развитии, Комиссия Министерства внешней торговли США считает, что для подъема конкурентоспособности, в частности, необходимо (автор приводит только те пункты рекомендаций, которые имеют отношение к предмету рассмотрения, сам исходный перечень немного шире):

уделять больше внимания стратегическому планированию и больше инвестировать в исследования и разработки;

изучать стратегию иностранных конкурентов и совершенствовать собственную;

уделять больше внимания производственной функции и больше инвестировать в оборудование и кадры;

устранить коммуникативные барьеры в пределах организации;

признать ценность развития информационных связей с поставщиками и потребителями.

Информационная поддержка реализации вышеперечисленных рекомендаций со стороны DSS-систем может выглядеть следующим образом:

«уделять … внимание стратегическому планированию…» — анализировать исторические данные по структуре себестоимости, динамике цен;

«изучать стратегию иностранных конкурентов» — анализировать динамику рынков;

«уделять больше внимания производственной функции» — анализировать затраты по управлению активами, динамику тарифов, эффективность использования оборудования и фондоотдачу;

«устранить коммуникативные барьеры» — анализировать исторические данные по параметрам реализации внутренних бизнес-процессов и эффективность результатов;

«признать ценность развития информационных связей» — анализировать исторические данные взаимоотношений с клиентами и поставщиками.

Эффективное решение данных задач требует углубленного анализа как рыночного окружения, так и динамики использования всех внутренних ресурсов.

Особое значение в конкурентной борьбе при практически равной ситуации по возможности доступа к технологиям приобретает персонал и подходы к управлению. В развитых странах мира персонал, по крайней мере, ведущий в стратегическом планировании, переместился из категории «Затраты» (Cost) в категорию «Фонды» — первые надо неуклонно сокращать, а вторые надо развивать и инвестировать.

Также следует отметить, что в настоящее время в мире действует общая глобальная тенденция преимущественного развития рынка услуг по сравнению со сферой непосредственно производства. Экономика все более и более становится информационной, а не материальной.

Рассматривая корпоративный рынок, очень показательным является анализ того, что могут и чего не могут наследуемые системы, прежде всего типов ERP и Project Management.
^ В государственном строительстве
В области государственного строительства роль DSS-систем пока невелика. Потенциально их область использования связана с оценкой эффективности государственных и муниципальных программ. Это связано, прежде всего, с тем, что государственные и муниципальные программы не сводятся к экономическому эффекту как таковому. Развитие информационных систем в данной сфере в большой мере зависят от философского осмысления роли и места государства в будущем мире, т.е. основополагающую роль в данном процессе имеет выработка критериев и подходов к их оценке.

      2-hanti-mansijskij-rajon-opublikovano-v-gazete-novosti-yugri-09-02-2010-19-podano-70-zayavok-dopusheno-44-otkloneni-26.html
      2-harakteristika-i-klassifikaciya-analiticheskih-metodov-optimizacii.html
      2-harakteristika-kadrovogo-obespecheniya-obrazovatelnogo-processa-stranica-8.html
      2-harakteristika-problem-razvitiya-potrebitelskogo-rinka-i-uslug-na-reshenie-kotorih-napravlena-programma-i-ocenka-slozhivshejsya-situacii.html
      2-harakteristika-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika-vuza-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
      2-harakteristika-socialno-ekonomicheskogo-potenciala-doklad-glavi-goroda-pokachi.html
    1. writing.bystrickaya.ru/bubnovskij-m-zhizn-rabochih-po-splavu-breven-v-arhangelskoj-karelii-izvestiya-arhangelskogo-obshestva-izucheniya-russkogo-severa-1911-19-s596-604.html
    2. letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-dlya-domashnej-kontrolnoj-raboti-1-po-discipline-sistemi-avtomatizirovannogo-proektirovaniya-neftehimicheskih-proizvodstv.html
    3. letter.bystrickaya.ru/o-polozhenii-na-blizhnem-vostoke-v-gosudarstvennoj-dume.html
    4. grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-metodicheskie-ukazaniya-po-discipline-mikroekonomika.html
    5. assessments.bystrickaya.ru/endokrinologiya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
    6. lektsiya.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rostovskoj-oblasti.html
    7. tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-skazke-a-platonova-neizvestnij-cvetok.html
    8. uchebnik.bystrickaya.ru/verhoglazenko-vladimir-nikolaevich-1963-grr-predislovie-sostavitelya.html
    9. lecture.bystrickaya.ru/5-soderzhanie-disciplini-primernij-uchebnij-plan-prilozhenie-2-primernie-perechni-disciplin-dlya-formirovaniya-variativnoj.html
    10. desk.bystrickaya.ru/organizaciya-rezhima-i-ohrani-v-ispravitelnih-uchrezhdeniyah-materiali-dlya-podgotovki-k-sessii-slushatelej-6-ogo-kursa.html
    11. zadachi.bystrickaya.ru/mirovoj-finansovij-krizis.html
    12. composition.bystrickaya.ru/politika-bezopasnosti-pri-rabote-v-internete-tehnicheskoe-rukovodstvo.html
    13. books.bystrickaya.ru/chyornaya-peshka-utopiya-stranica-4.html
    14. vospitanie.bystrickaya.ru/zheldeg-kez-kelgen-kompyuterden-moj-dokumenti-bumasinan-mtndk-fajldi-aship-oidar.html
    15. thesis.bystrickaya.ru/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-29.html
    16. notebook.bystrickaya.ru/kniga-1-annotaciya-vknigu-voshli-pervij-i-vtoroj-toma-romana-vojna-i-mir-stranica-72.html
    17. laboratornaya.bystrickaya.ru/rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami-stranica-4.html
    18. occupation.bystrickaya.ru/mi-predlagaem-sleduyushie-programmi-izucheniya-anglijskogo-yazika-kursi-razgovornogo-anglijskogo.html
    19. literatura.bystrickaya.ru/rossii-mozhem-posluzhit-i-ya-prishla-menya-zovut-pobeda-4.html
    20. testyi.bystrickaya.ru/8b-pokazateli-raboti-organizacii-po-povisheniyu-udovletvorennosti-obshestva.html
    21. institut.bystrickaya.ru/svodnij-spisok-medicinskoj-tehniki-organizatorom-zakupa-kotoroj-vistupaet-too-sk-farmaciya-v-ramkah-celevih-tekushih-transfertov-oblastnim-byudzhetam-byudzhetam-g.html
    22. knigi.bystrickaya.ru/shkolnij-psihologo-mediko-pedagogicheskij-konsilium-godovoj-otchet-za-2008-2009-uchebnij-god-municipalnogo-uchrezhdeniya.html
    23. shkola.bystrickaya.ru/programma-reformirovaniya-regionalnih-finansov-respubliki-tatarstan-na-2007-2009-godi-perspektivi-realizacii.html
    24. school.bystrickaya.ru/m-a-bulgakov-posobie-dlya-nefilologov-dlya-starsheklassnikov-i-studentov-zanimayushihsya-dopolnitelnim-samoobrazovaniem.html
    25. kontrolnaya.bystrickaya.ru/proshaj-shkola-uroki-nachinayutsya-148.html
    26. desk.bystrickaya.ru/otchet-otdela-vichislitelno-matematiki-za-2007-god.html
    27. esse.bystrickaya.ru/promishlennie-lokalnie-seti-ethernet-tcpip-ip.html
    28. shkola.bystrickaya.ru/menedzhment-chast-2.html
    29. knowledge.bystrickaya.ru/municipalnih-unitarnih-predpriyatij-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-gorodskogo-okruga-gorod-ufa-respubliki.html
    30. upbringing.bystrickaya.ru/l-z-zevin-m-p-strepetova-35-stranica-16.html
    31. vospitanie.bystrickaya.ru/yuzhnaya-amerika-11-03-2010-g.html
    32. obrazovanie.bystrickaya.ru/poryadok-razrabotki-soglasovaniya-i-utverzhdeniya-zadaniya-na-proektirovanie-sistem-pozharotusheniya-i-signalizacii-stranica-4.html
    33. shpora.bystrickaya.ru/zasedaniya-postoyannih-komissij-gosudarstvennogo-soveta-udmurtskoj-respubliki.html
    34. holiday.bystrickaya.ru/nikto-ne-mozhet-nauchno-dokazat-chto-hrizotil-asbest-opasen-dlya-zdorovya-no-zarubezhnie-konkurenti-trebuyut-povsemestno-zapretit-ego-primenenie-vostorzhestvuet-li-spravedlivost.html
    35. control.bystrickaya.ru/elektricheskie-ispitaniya-ka-fobos-grunt-aerokosmicheskie-novosti3.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.