.RU

11. Комплексное сопровождение детей из малоимущих семей - Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры...



^ 11. Комплексное сопровождение детей из малоимущих семей.


По закону РФ и ХМАО- Югры малоимущая семья (малоимущий гражданин) – семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума. Проблема бедности населения решается правительством и муниципальными властями области, региона путем принятия и реализации соответствующей нормативной базы [2].

Основой правоприменительной деятельности в исследуемой области общественных отношений являются соответствующие федеральные законы, нормативные акты федеральных органов, применяемые на региональном уровне:

Учитывая, что одной из целей реализации в регионе проекта противодействия бедности и ее сокращения, является развитие эффективных моделей социальной помощи, сфокусированной на семье.К этой же группе федерального законодательства можно отнести и следующие нормативные акты:

Анализ соответствующих положений указанных нормативно – правовых актов позволяет определить бедность как состояние, при котором учтенные определенным образом доходы гражданина (социальной группы граждан) ниже рассчитанного определенным образом уровня величины прожиточного минимума.

Основными операционными понятиями (взаимосвязанными правовыми определениями), вводимыми вышеприведенными федеральными законами и нормативными актами федеральных государственных органов, являются «малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин)» и «среднедушевой доход». Отношение последнего к «величине прожиточного минимума» определяет, относится ли семья (одиноко проживающий гражданин) к малоимущим или нет [49].

Оказание материальной помощи малоимущим семьям с детьми в настоящий момент остается приоритетом управления социальной защиты населения. Как правило, в данной работе участвуют учреждения социального обслуживания. Существует перечень услуг, предлагаемых учреждением:

- экономические: оказание единовременной материальной помощи, назначение адресного социального пособия;

- юридические: консультации; помощь в оформлении документов; консультирование по вопросам, связанных с правом граждан на социальное обслуживание в государственной, муниципальной, негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов; оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением; консультирование по социально- правовым вопросам (гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное); оказание юридической помощи в оформлении документов для трудоустройства, получения паспорта и других документов, имеющих юридическое значение;

- психологические: социально- психологическое консультирование, обследование личности, беседы, общение, выслушивание, мотивация клиентов к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса;

- социально- бытовые: предоставление услуг проката средств технической реабилитации.

Экономические услуги оказываются гражданам РФ в виде:

1.Компенсации расходов на оплату коммунальных услуг (федеральная выплата) пользователям жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; нанимателям по договорам найма жилых помещений жилищных кооперативов; собственникам жилых помещений.

2. Государственной социальной помощи малоимущим семьям граждан РФ, имеющим место жительства на территории автономного округа, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе.

3. Единовременной помощи для выхода семьи на самообеспечение малоимущим семьям граждан РФ, имеющим место жительства на территории автономного округа в сельской местности и поселках городского типа (имеющих в своем составе двух и более детей), принявших решение о самостоятельном повышении семьей среднедушевого дохода путем ведения личного подсобного хозяйства и (или) оказания услуг населению.

4. Единовременной помощи при возникновении экстремальной жизненной ситуации гражданам РФ, имеющим место жительства на территории автономного округа, которые оказались в экстремальной жизненной ситуации, объективно нарушающейся жизнедеятельности семьи, возникшей по независящим от них причинам, с которой они не могут справиться самостоятельно, используя все имеющиеся в их распоряжении возможности и средства;

5. Ежемесячного пособия на ребенка (детей) гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории ХМАО- Югры, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в ХМАО- Югре на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения- до окончания им обучения, но не более, чем до достижения возраста 18 лет).

При обращении в территориальное подразделение Департамента труда и социальной защиты населения по месту жительства возможно получение единовременного пособия при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательного учреждения. Данное пособие выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов) - гражданину РФ - на совместно проживающего (их) с ним ребенка (детей), поступающего в первый класс общеобразовательного учреждения, расположенного на территории ХМАО- Югры - независимо от его типа и вида - при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину 1,5 прожиточного минимума, установленного в соответствии с действующим законодательством автономного округа на 1 сентября текущего года.

В образовательные учреждения могут обратиться граждане в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя - инвалида I группы, если семья является малообеспеченной при приеме в государственные образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, а также данными учреждениями учащихся, студентов, граждан РФ, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, находящемся в ведении ХМАО- Югры, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, малообеспеченных семей, инвалидов I и II групп, пострадавших в результате радиационных катастроф, нуждающихся в социальной помощи, выплачивается государственная социальная стипендия.

Департамент по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа осуществляет выплаты социального характера (пособия, компенсации, материальная помощь) учащимся, студентам из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, имеющих статус малоимущих граждан, обучающимся по очной и заочной формам обучения, получающим первое профессиональное образование в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию и лицензию на право ведения образовательной деятельности.

При рождении третьего ребенка семья приобретает статус многодетной и получает право (независимо от доходов семьи) на ежемесячные меры социальной поддержки.

В территориальных подразделениях Департамента труда и социальной защиты населения по месту жительства осуществляются следующие выплаты и меры социальной поддержки данной категории населения, осуществляемые за счет средств бюджета автономного округа:

1. Ежемесячное пособие многодетным семьям (на каждого ребенка из многодетной семьи)

- граждан РФ, имеющим место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающим трех и более детей, в том числе находящимся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенным в региональный регистр получателей мер социальной поддержки;

2. Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг семьям граждан РФ, имеющим место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающим трех и более детей, в том числе находящимся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенным в регистр получателей мер социальной поддержки;

Прием детей из семей граждан РФ, имеющих место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающих трех и более детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенных в регистр получателей мер социальной поддержки в учреждения дошкольного образования в первую очередь осуществляется при обращении в орган управления образованием по месту жительства.

Бесплатное питание в образовательных учреждениях детей, учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, находящихся на территории автономного округа, из семей граждан РФ, имеющих место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающих трех и более детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенных в регистр получателей мер социальной поддержки, предоставляется в виде завтраков и обедов в учебное время.

Бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха один раз в месяц при предъявлении удостоверения многодетной семьи граждан РФ, имеющих место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающих трех и более детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенных в регистр получателей мер социальной поддержки.

Дети в возрасте до 6 лет из семей граждан РФ, имеющих место жительства на территории ХМАО- Югры, воспитывающих трех и более детей, в том числе находящихся под опекой (попечительством) в возрасте до 18 лет, включенных в регистр получателей мер социальной поддержки бесплатно (по заключению врача- по медицинским показаниям) обеспечиваются лекарственными средствами в лечебно – профилактических учреждениях (детских поликлиниках) по месту жительства.

Малоимущим гражданам из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в автономном округе, предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение либо компенсация их стоимости не более 25000 руб. на одного человека один раз в два года на одного человека при обращении в Департамент по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа.

Материальная помощь оказывается в Департаменте по вопросам малочисленных народов Севера автономного округа семьям, проживающим в границах территорий традиционного природопользования, из числа коренных малочисленных народов Севера, имеющих статус малоимущих граждан, на различные нужды.

Специалистами служб сопровождения, осуществляющими основную работу по сопровождению детей из малоимущих семей, являются социальные педагоги. В деятельность данной категории педагогов входит информирование родителей о перечне доплат, льгот, компенсаций, которые предоставляют учреждения социального обслуживания.

Для этого необходимо создание системы раннего выявления данной категории детей. Сбором подобной информации занимаются социальные службы. Такую информацию необходимо получать в социально- педагогических центрах, социальные педагоги которых занимаются ее сбором.

Задачей социальных педагогов образовательного учреждения может стать сбор и предоставление информации о возможных формах организации внеурочной деятельности учащихся из малообеспеченных семей, проведение новогодних представлений для детей из малообеспеченных семей, организация летнего отдыха и летнего трудоустройства.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о слабой освещенности данной проблемы в литературе. Таким образом, к данной категории относятся дети из малоимущих семей, неполные семьи, многодетные семьи. Комплекс сопровождения таких детей должен осуществляться в тесном сотрудничестве специалистов социальных служб и учреждений образования. Активное участие в данной работе могут принимать общественные, религиозные организации.



  1. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

12.1. Категории детей с ограниченными возможностями здоровья

По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и семейного воспитания и многое другое.

К категории дети, с ограниченными возможностями здоровья относятся дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психофизическом развитии и дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств.

Таблица 12

Категории детей с ограниченными возможностями здоровья




^ Дети – инвалид�� – лица, которые имеют нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты [34].

^ Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии – дети, с нарушением речи; дети – слепые и слабовидящие; дети - слабослышащие и глухие; дети с ранним детским аутизмом; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич).

^ 12.2. Система сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья


Современными исследованиями показано, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Раннее выявление и комплексная психолого-медико-педагогическая помощь позволяют предупредить появление вторичных нарушений, скорректировать уже имеющиеся трудности, в результате значительно снизить степень социальной недостаточности детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, степени интеграции в обществе. Для детей, которые имели тяжелые нарушения в развитии и раньше были лишены возможности получать образование, ранняя помощь дает возможность быть включенными в соответствующую им форму специального образования. Своевременная диагностика и коррекция дают возможность уменьшить степень выраженности патологии, ее поведенческие последствия, а во многих случаях полностью устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала ребенка. Значительная часть детей, получивших раннюю специальную помощь, в дальнейшем может быть включена в общий образовательный поток.

Для нормального формирования личности ребенка и развития его психики очень важны отношения с матерью, другими близкими ребенка. В связи с этим работа специалистов в системе раннего выявления нарушений и коррекции развития направлена на помощь всей семье, имеющей ребенка с особыми потребностями. Своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и методическая помощь семье проблемного ребенка позволяют принципиально изменить в лучшую сторону всю дальнейшую жизненную траекторию ребенка, улучшить качество жизни семьи, предотвратить ограничения жизнедеятельности [40.].

В своей деятельности Система ранней помощи руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Россия, ратифицировав международные документы в области прав защиты детей, продекларировала осознание ею особых образовательных потребностей по отношению ко всем без исключения нуждающимся (а не только по отношению к тем категориям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые считались «обучаемыми» и уже находились в системе специального образования), причем, начиная с первых дней жизни ребенка, в условиях предоставления родителям права выбора форм обучения. Ратификация этих документов - важный демократический шаг государства, означающий, что Российская Федерация взяла курс на реформирование образовательной системы с целью ее перехода на принципиально новый этап развития.

Система специального образования нового типа предполагает:

Важнейшей задачей реформирования системы образования является достраивание нового структурного звена - системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка. С достраиванием базового звена - системы ранней помощи ребенку и семье - система образования принимает законченную форму [68]:

Рис. 9.

^ Образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья


0-3 года

Система ранней помощи (СРП)

(15% всех родившихся)





3-5 лет

Массовые ДОУ

(70% выпуска СПР)

Специальное ДОУ

(30% выпуска СПР




^ Массовая программа


Интегрированная программа




6-16 лет

(18) лет


^ Массовая школа

Специальное (коррекционное) учреждение (20% выпуска СПР)




^ Массовая программа

Интегрированная программа








Учреждение профессионального образования


Рабочей группой, созданной при отделе практической психологии и охраны здоровья Министерства образования РФ, подготовлен проект программы создания единой государственной системы раннего выявления нарушений и специальной помощи детям с отклонениями в развитии. В программе определены цели, задачи, этапы, сроки и основные направления развития федеральной системы ранней специальной помощи детям младенческого и раннего возраста с ограниченными воз­можностями здоровья и их семьям.

Деятельность Системы ранней помощи осуществляется на междисциплинарной основе, то есть в сопровождении ребенка и его семьи участвуют те специалисты (дефектолог, логопед, психолог, специальный психолог, сурдопедагог, тифлопедагог, семейный психолог и т.д.), в профессиональные функции которых входит работа с проблемами как ребенка, так и его семьи. Кроме того, деятельность системы ранней по­мощи осуществляется на межведомственной основе. В сопровождении ребенка могут принимать участие структуры органов здравоохранения, образования, социальные службы.

Первый этап реализуют учреждения здравоохранения. Именно на них лежит первичное выявление, абилитация и реабилитация детей средствами медицины, направление этой категории детей в службы ранней специальной помощи и БМСЭ.

Второй этап - ранняя специальная помощь ребенку и семье, осуществляемая службами ранней помощи, реабилитационными центрами, лечебно-профилактическими учреждениями системы здравоохранения.

Третий этап - психолого-педагогическая, медицинская, социальная коррекция нарушенного развития, подготовка к школьному обучению, которая может осуществляться в дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ)[18].

Расширение и повсеместное внедрение различных форм интегрированного образования позволят значительному количеству детей успешно адаптироваться в обществе, а вариативность получения общего образования детьми с отклонениями в развитии позволит гибко выстраивать образовательный маршрут каждого конкретного ребенка с особыми нуждами, переводя его с одной ступеньки на другую, учитывая его индивидуальные особенности и возможности.

В системе образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить специальную психолого-медико-педагогическую помощь в различных организационных формах. Самая распространенная форма - это, безусловно, дошкольные образовательные учреждения. Ребенок, имеющий отклонения в развитии, может получать помощь в дошкольном образовательном учреждении:

Обязательным условием эффективной коррекционно-развивающей помощи ребенку в условиях интегрированного воспитания и обучения является психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка.

Как в дошкольных образовательных учреждениях различных видов (компенсирующего, комбинированного, общеразвивающего), так и в других учреждениях системы образования, могут открываться группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.

В учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дошкольники с отклонениями в развитии также могут получить специальную помощь как в индивидуальном порядке, так и в условиях разновозрастных воспитательных групп.

Специальная психолого-медико-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии оказывается в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (для детей, нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного возраста), в учреждениях дополнительного образования (центры дополнительного образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.) [28].

^ Цель системы ранней помощи - обеспечение возможно более ранней и полной интеграции ребенка с проблемами в развитии в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье, предотвращение появления вторичных дефектов развития.

^ Задачами системы ранней помощи является:

Деятельность системы ранней помощи предполагает:

Раннее начало систематической коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает решение как общеразвивающих, так и коррекционных задач:

  1. Развитие характерных для данного возраста психологических новообразований, ведущей и типичных видов деятельности. Для ребенка раннего возраста это, прежде всего, развитие общения, предметно-игровых действий, самостоятельности в быту, развитие восприятия и наглядно-действенного мышления, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности и развитие речи.

  2. Создание условий для коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии. Это значит, что специальное обучение должно быть направлено на формирование тех психологических новообразований, видов детской деятельности и способностей, которые по возрасту уже должны быть, но еще не появились у данного ребенка.

При этом необходимо создать следующие педагогические условия:

  1. Предметно-развивающая среда. Для обеспечения полноценного развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми. При организации общения необходимо исходить из интересов и потребностей ребенка, его уровня развития, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия. Предметно-развивающая среда должна быть для ребенка информативной, удовлетворять его возрастные потребности в новизне, преобразовательной деятельности и самоутверждении.

  2. С детьми должен работать специалист (педагог-дефектолог), который должен уметь:

На начальном этапе коррекционной работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению способов передачи общественного опыта. Среди этих способов выделяют следующие: совместные действия взрослого и ребенка; указательные жесты; подражание действиям взрослого; действия по образцу и речевой инструкции; поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности (целенаправленные пробы, практическое примеривание, а позже и зрительная ориентировка).

  1. Содержание, методы и приемы работы должны отвечать развивающему характеру обучения, требованию единства диагностики и коррекции, строиться с учетом возрастных особенностей, знания генетического хода развития, основываться на деятельностном подходе к становлению личности ребенка.

  2. Включение родителей в коррекционно-педагогический про­цесс происходит поэтапно. Сначала важно сформировать у родителей установку на активную воспитательную позицию. В дальнейшем необходимо учить родителей наблюдать за своим ребенком и понимать его потребности и возможности, формировать у родителей адекватные способы общения и взаимодействия со своим ребенком.

5. Формирование у детей адекватных форм взаимодействия со сверстниками, включение ребенка в детский коллектив. При этом вначале уделяется внимание формированию представлений о себе, о своих близких людях, а затем – о сверстниках. Взрослый помогает ребенку воспринять и выделить сверстника в определенной ситуации и определенной деятельности (например, на музыкальных занятиях) [68].

В дальнейшем ребенок постепенно включается в совместные действия с другими детьми в различных ситуации

12.3.^ Особенности психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровь��

Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с вышеуказанными категориями нарушений строится по следующей схеме (рисунок 10). Рассмотрим данные этапы подробнее.

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в психолого-медико-педагогическом сопровождении. Для того чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или того дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для последующей коррекционной работы [67]

Рис. 10

Этапы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

22kompleksnaya-ocenka-territorii-derevni-po-planirovochnim-ogranicheniyam.html
22kvantovie-effekti-sovremennoe-sostoyanie-kosmologii.html
22meropriyatiya-po-sozdaniyu-ogir-rossii-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-provedennoj-po-zakazu-ministerstva.html
22nablyudeniya-i-kontrol-sostoyaniya-ekologicheskij.html
22obshie-uchebnie-umeniya-naviki-i-sposobi-deyatelnosti-obshaya-harakteristika-shkoli.html
22opisanie-metodiki-postroeniya-integralnogo-indikatora-kachestva-zhizni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-ftd-britanskaya-semya-v-hh-veke.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktikum-po-konfliktologii-2-e-izdanie-dopolnennoe-i-pererabotannoe-stranica-2.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fokusirovanie-obsuzhdeniya-s-a-belanovskij-metod-fokus-grupp.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-lot-2-enel-ogk-5-filial-centralnij-ofis.html
  • writing.bystrickaya.ru/dve-marii-aleksandra-tretego.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizm-razvitiya-predprinimatelskogo-potenciala-personala-razrabotka-organizacionno-ekonomicheskogo-mehanizma.html
  • urok.bystrickaya.ru/prakticheskie-zanyatiya-290300-270102-65-promishlennoe-i-grazhdanskoe-stroitelstvo.html
  • credit.bystrickaya.ru/perechen-ekzamenacionnih-voprosov-po-kursu-elektronnie-pribori.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-yazik-reklami-anglijskij-yazik-dlya-studentov-professionalnoj-obrazovatelnoj-programmi-dlya-polucheniya-dopolnitelnoj-kvalifikacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-zam-predsedatelya-nachalnika-upravleniya-kaznachejstva-mu-komitet-po-finansam.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5osnovnie-meropriyatiya-po-realizacii-programmi-razvitiya-pasport-programmi-razvitiya-shkoli-normativno-pravovaya.html
  • diploma.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-sbornik-statej-vipusk-1-tomsk-2006.html
  • pisat.bystrickaya.ru/theme-industrial-noise-and-vibration-their-influence-on-an-organism-obshie-voprosi-gigieni-i-ekologii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-aspekti-federalnogo-zakonodatelstva-kasayushiesya-deyatelnosti-politicheskih-partij.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-6-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
  • institut.bystrickaya.ru/trening-umenij-zadachi-i-vidi-professionalnoj-deyatelnosti-prakticheskih-psihologov-2-prakticheskaya-psihologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-14-mikroekonomika-s-cherkasova-tatyana-pavlovna-k-e-n-2006g.html
  • letter.bystrickaya.ru/mineralno-sirevaya-baza-resursnaya-politika-informacionnij-obzor-periodiki-i-postupivshih-knig.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauka-i-religiya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-409-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-na-2005-2010-godi-i-iv.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vid-raboti-stranica-5.html
  • composition.bystrickaya.ru/poishite-idei-s-maksvell.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-elektivnogo-kursa-i-opisanie-elektronnoj-metodicheskoj-razrabotki-po-informatike-dlya-nachalnih-klassov-adaptirovannaya.html
  • university.bystrickaya.ru/glokaya-kuzdra.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-realizacii-poslaniya-prezidenta-respubliki-kazahstan.html
  • school.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-velik-ti-gospodi-i-vsemernoj-dostoin-hvali-velika-sila-tvoya-i-neizmerima-premudrost-tvoya-stranica-11.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-stranica-2.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-9-noyabrya-2011-g.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-diklejmer-ili-otkaz-ot-otvetstvennosti-17.html
  • school.bystrickaya.ru/land-use-in-idaho-essay-research-paper.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-22-razrabotka-strategii-innovacionnoj-organizacii-na-rinkah-licenzij-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • tests.bystrickaya.ru/maslenica-dorogaya-beseda-razvlechenie-dlya-detej-starshej-i-podgotovitelnoj-gruppi-detskogo-sada.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/valerij-demin-tajni-vselennoj-stranica-27.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-7-provedenie-obshegorodskih-rajonnih-massovih-meropriyatij-prazdnikov-vistavok-i-tp.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stati-rechi-otkliki-zametki-vospominaniya-stranica-48.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.