.RU

1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ - 1. экскурсия и экскурсионное обслуживание


^ 1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕМАТИКА ЭКСКУРСИЙ
Классификация — система распределения тех или иных

предметов, явлений в соответствии с их существенными при-

знаками.

Классификация экскурсий — это распределение поездок по

однородным группам в соответствии с присущими этим груп-

пам признаками. В процессе развития экскурсионного дела из-

менение содержания работы находило отражение и в класси-

фикации экскурсий.

В настоящее время в работе экскурсионных учреждений

может использоваться классификация, в основу которой поло-

жены следующие признаки:

состав участников; содержание; тематика; место проведе-

ния; форма проведения; способ передвижения; цикличность.

По составу участников экскурсии делятся на:

для детей и школьников; взрослых (студенты, учащаяся

молодежь и т.д.); городских жителей; сельских жителей; мес-

тного населения; приезжих туристов; для индивидуалов.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно-

гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии затрагива-

ют несколько тем.

Обзорные экскурсии строятся на показе объектов, раз-

личных по форме и содержанию. Используемый в экскурсии

исторический и современный материал помогает получить об-

щее представление о городе, области, республике. Хронологические рамки обзорной экскурсии, в основном всегда — от пер-

вого упоминания в летописи данного города (селения) до сегод-

няшнего дня. Особая черта обзорных экскурсий — глубина

раскрытия материала.

Тематические экскурсии посвящены событию или

группе событий, объединенных одной темой. Четкое определе-

ние темы позволяет сделать рациональный подбор материала.

Тематические экскурсии в свою очередь делятся на несколько

групп, а каждая из них классифицируется на подгруппы.

К экскурсиям на природоведческие темы относятся:

географические (география — наука о Земле); геологичес-

кие (о недрах Земли); гидрогеологические (о водных ресурсах);

ландшафтные (сады и парки, живописные природные места).

Экологические экскурсии имеют подгруппы: экология го-

рода, определенной местности и т. д. В свою очередь подгруп-

пы делятся на классы:

экология и человек; экология водного бассейна; экология

воздушного бассейна; экология животного и растительного

мира.

Исторические экскурсии по своему содержанию имеют

подгруппы:

историко-краеведческие; археологические; этнографичес-

кие.

Предметом изучения историко-краеведческих экскурсий

является значительное событие или несколько событий, или

определенный период времени в историческом развитии края.

Источником археологических экскурсий являются памят-

ники, ставшие доступными для изучения в результате поисков

и находок археологов: постройки древних поселений, горо-

дищ, погребений, оружие, орудия труда, утварь, украшения

и т. д.

Этнографические экскурсии позволяют изучить быт,

культуру, народные промыслы в их историческом развитии.

Искусствоведческие экскурсии направлены на воспитание

чувства прекрасного, способствуют развитию художественного

вкуса. Основой для их классификации являются различные

виды искусства. Искусствоведческие экскурсии делятся на

группы:

экскурсии, знакомящие с произведениями изобразительно-

го искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное

искусство), а также театрально-музыкальные экскурсии.

Литературные экскурсии подразделяются на:

литературно-биографические (по местам, связанным с жиз-

нью и творчеством какого-либо поэта, писателя); историко-ли-

тературные (раскрывающие определенный исторический этап

развития литературы); литературно-художественные (по местам событий или подвигов героев, нашедших отражение в про-

изведениях).

Архитектурно-градостроительные экскурсии имеют сле-

дующее деление:

освещение памятников архитектуры определенных стилей;

творчество отдельных архитекторов; историческая и современ-

ная застройки города.

Производственные экскурсии подразделяются на:

производственно-исторические; производственно-экономи-

^еские: производственно-технические.

Производственно-исторические раскрывают оп-

ф-метенные этапы развития предприятий. В содержании

и р о и зводственн о-э к оно м и чески х экскурсий осве-

щается деятельность предприятия. Производственно-

технические посвящены современным технологиям, дос-

т»ж«ииям науки и техники, их использованию на производ-

стве. В отдельную подгруппу выделяются производственные

.экскурсии с целью повышения квалификации кадров, а также

с целью профориентации молодежи.

Производственные экскурсии могут включаться также в

классификационную группу по месту проведения.

Кроме этого, экскурсии по месту проведения принято де-

лать на следующие группы:

музейные, городские, загородные, в пути следования.

Музейным экскурсиям свойственно обслуживание турис-

тов согласно профилю музея, т. е. его отношению к определен-

во5 отрасли производства, культуры, искусства и др.

Городские экскурсии могут быть обзорными и темати-

ческими, посвященными показу частей или всего города в целом.

Загородные экскурсии могут проводиться:

в конечном пункте следования; в сочетании экскурсии в пу-

ти с экскурсией в конечном пункте.

По содержанию загородные экскурсии делятся на обзорные

и тематические.

Экскурсионная информация в пути следования группы в

отличие от экскурсии имеет особенности:

первоочередность рассказа по сравнению с показом; ин-

формация носит интересный справочный характер о районе,

области, республике, жизни и деятельности людей данного

края; в информации не используется материал тех экскурсий,

которые предусмотрены в конечных пунктах назначения.

По форме проведения выделяют следующие экскурсии:

обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; эк-

скурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогул-

ка и др.

Учебные экскурсии следует рассматривать как часть учебно-воспитательного процесса. Их проведение особенно акту-

ально для слушателей различных курсов, семинаров, учащей-

ся молодежи. Проведение данного типа экскурсий служит

средством закрепления знаний, содействует более глубокому

изучению дисциплин. Для того, чтобы экскурсия действитель-

но стала органической частью учебно-воспитательного процес-

са, в начале и конце каждого этого мероприятия вводятся не-

обходимые логические переходы, связывающие их между со-

бой. По окончании экскурсии подводятся итоги, формулиру-

ются новые задачи.

Рекламные экскурсии проводятся с целью включения в об-

служивание населения новых маршрутов, презентации турис-

тских предприятий.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной ра-

боты для различных групп туристов. В этом качестве могут

выступать: экскурсия-лекция, экскурсия-массовка, экскур-

сия-консультация, экскурсия-демонстрация.

К примеру, экскурсия-лекция представляет собой форму

получения знаний в аудитории в четком соответствии с учеб-

ной программой. Для проведения этого мероприятия в ка-

честве аудитории используются явления действительности и

естественные условия (природа, предприятия, музеи, выс-

тавки и т.д.). Причем для их проведения можно привлекать

специалистов.

Экскурсия-массовка носит характер массовости, ее учас-

тники передвигаются по маршруту одновременно на 2 автобу-

сах и более или на других транспортных средствах. Примера-

ми в наше время может быть организация маршрутов для посе-

щения массовых мероприятий: для городских жителей — вы-

езд на праздник-фестиваль народного творчества "Дожинки",

сельские жители могут выехать на праздник города; посеще-

ние фестивалей: "Славянский базар" (Витебск), "Золотой шля-

гер" (Могилев), театральный фестиваль (Брест) и др. Эти же

экскурсии можно рассматривать как экскурсии-спектакли,

экскурсии-концерты.

В качестве экскурсии-прогулки выступают маршруты с

элементами отдыха, участия в празднествах (например, в Зас-

лавль по случаю праздника Купалы).

По способу передвижения экскурсии подразделяются на

пешеходные, транспортные и комбинированные.

Пешеходные экскурсии становятся все более популярными

вследствие ряда их особенностей: они обеспечивают маневрен-

ность группы на маршруте, дают возможность участникам это-

го мероприятия глубже изучить, исследовать объекты, пред-

ставить себя участником событий. Маршрут пешеходной экскурсии — логический, последова-

тельный зрительный ряд. Длина маршрута пешеходных город-

ских экскурсий не должна превышать 6 км, а загородных —

10—12 км. Пешеходную экскурсию не следует превращать в

прогулку с элементами пассивного отдыха. Незначительные

денежные затраты для организации и проведения пешеходных

экскурсий готовит им хорошее будущее.

Для проведения экскурсий с использованием транспорта

могут применяться автобусы, наземный и подземный тран-

спорт (трамвай, троллейбус, метро), электрички, вертолеты и

ДР-

Экскурсии с использованием транспортных средств носят

характер массовости и требуют тщательной проработки мар-

шрута, оценка полезности которого может быть получена с по-

мощью коэффициента познавательности.

Комбинированные экскурсии позволяют сочетать в себе два

их вида: в экскурсию с использованием транспортных средств

включаются пешеходные. Такое сочетание чаще всего прису-

ще обзорным и загородным, не исключая и все другие виды эк-

скурсий.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на

единичные (охватывают одну тему) и тематические (объеди-

ненные общим названием). Такая их классификация имеет

большое значение для организации экскурсионной деятель-

ности туристскими предприятиями, способствует специализа-

ции экскурсоводов, содействует качественной подготовке, раз-

работке мероприятий и их проведению.

Тематика экскурсий — это совокупность тем, позволяю-

щих туристскому предприятию поставить организацию мероп-

риятий от эпизодических к цикловым Создание новых тем

обусловлено различными причинами: дифференцированным

подходом к обслуживанию разных групп, спросом на опреде-

ленные экскурсии, дальнейшим развитием деятельности в

этом направлении.

Подготовка новой экскурсионной темы — сложный и про-

должительный процесс. Работа считается завершенной, когда

по теме будут подготовлены все необходимые материалы. К

ним относятся.

1. Список литературы по теме (перечисляются все источни-

ки — книги, брошюры, статьи, использованные при подготов-

ке экскурсий);

2. Карточки (паспорта) экскурсионных объектов с их ха-

рактеристикой: вид памятника; его наименование; если извес-

тен автор — дата, событие, с которым он связан; местонахож-

дение; краткое описание; источники сведений, в каких экскурсиях используются; сохранность; охраняется ли памятник го-

сударством.

3. Контрольный текст — материал экскурсии, тщательно

подобранный и выверенный по источникам, раскрывающий

тему, все подтемы и основные вопросы; служит основой вступ-

ления, логических переходов, заключения.

4. Индивидуальный текст экскурсовода — материал, изло-

женный в соответствии со структурой экскурсии, ее маршру-

том, дающий характеристику объектов и событий. По фор-

ме — это готовый рассказ экскурсовода.

5. Схема маршрута — путь следования экскурсионной

группы, вычерченный на отдельном листе. В ней обозначены

начало маршрута, объекты показа, остановки, места выхода

группы к объектам, конец маршрута.

6. Наглядные пособия ("портфель экскурсовода") — папка

с фотографиями, схемами, рисунками, репродукциями, копи-

ями документов и др.

7. Методическая разработка — основной документ экскур-

сии, где излагаются рекомендации, как провести мероприя-

тие, последовательность и продолжительность демонстрации

объектов, наглядных пособий; называются и описываются ме-

тодические приемы показа и рассказа; излагаются указания

по ведению экскурсии, по дифференцированному подходу к

группам туристов.

8. Материалы экскурсии — справки, цифровой материал,

картотеки источников, объектов (основных и дополнитель-

ных), рефераты, копии документов, цитаты из литературных

произведений и др. Эти материалы должны систематически

пополняться.

9. Список (картотека) экскурсоводов. В нем содержатся све-

дения, когда проведена и кем принята пробная экскурсия, кто

одобрил индивидуальный текст, а также документ о допуске

экскурсовода к проведению этого мероприятия.

10. Организация экскурсий для различных групп туристов

требует коррективов текстов их проведения (как контрольно-

го, так и индивидуального), методической разработки, других

материалов. А новые темы — это и есть важное направление

экскурсионной деятельности, ее закономерность.

В основе проведения экскурсии лежит принцип: от показа

к рассказу. Наличие показа, его главенствующая роль являют-

ся основой экскурсии.

В практике получили распространение следующие приемы

показа:

предварительный осмотр; экскурсионный анализ; зритель-

ная реконструкция и монтаж; локализация событий; зритель-

ное сравнение; показ наглядных пособий. Экскурсоводу, кроме этих приемов, необходимо владеть ме-

тодикой показа объектов по ходу движения автобуса и методи-

кой показа мемориальной доски.

Предварительный осмотр дает возможность направить

внимание туристов на объект, продолжается не более 1,5—2

мин, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно ис-

пользуется при показе панорамы города, архитектурного ан-

самбля, живописного ландшафта и т. д.

Экскурсионный анализ — это прием показа, с помощью ко-

торого происходит детальное наблюдение объекта в целом или

отдельных его частей. Зрительно воспринимаемый в данный

момент объект мысленно расчленяется на составные части для

более глубокого изучения их свойств. Существуют следующие

виды экскурсионного анализа: искусствоведческий, историчес-

кий, естественнонаучный и производственно-экономический.

Прием зрительной реконструкции необходим для мыслен-

ного восстановления первоначального объема объектов. Дан-

ный прием используется при показе: памятных мест, где про-

исходили знаменательные события; зданий и мест, связанных

с жизнедеятельностью выдающихся личностей. По отдельным

сохранившимся деталям экскурсовод восстанавливает перво-

начальный облик объекта. Если постройка вообще не сохрани-

лась, экскурсовод может использовать наглядные пособия: фо-

тографии, схемы, репродукции картин и т.д.

Одним из вариантов методического приема реконструкции яв-

ляется прием зрительного монтажа, когда объект создается пу-

тем суммирования внешнего облика нескольких зданий или нес-

кольких памятников, а также их отдельных элементов, частей.

Прием локализации событий — это способ показа истори-

ческого события, явления в точной локальной обстановке, в

которой они протекали.

Прием зрительного сравнения основывается на сравнении

объектов по сходству или различию между ними.

Показ наглядных пособий позволяет восполнить недоста-

ющий зрительный ряд или более конкретно воспринять эк-

скурсионный объект и связанные с ним события. В трехчасо-

вой экскурсия не должно использоваться более 15 наглядных

пособий. Наглядные пособия должны быть четкими, ясными,

аккуратно выполненными. Размеры схем, рисунков, фотогра-

фий должны быть: 18 х 24 см, 24 х 30 см.

Наглядные пособия можно классифицировать следующим

образом:

естественные пособия: коллекции насекомых, минералов;

отдельные растения и т. д.;

изобразительные: карты, схемы, открытки, рисунки и т.д.;

технические средства: диапозитивы, кинофильмы и т.д. Показ объекта по ходу движения требует предварительной

подготовки экскурсантов.

При показе мемориальной доски читать надпись на ней,

если она находится в пределах видимости экскурсантов, не ре-

комендуется.

Все перечисленные приемы показа в отдельности почти не

применяются и в экскурсии всегда тесно связаны с рассказом.

Средствами показа экскурсионных объектов являются рас-

сказ и жест. Главная особенность жеста на экскурсии состоит в

том, что он не связан с рассказом, а является составной частью

показа объекта. В экскурсии жесты имеют самый разнообраз-

ный рисунок: вертикальное и свободное движение руки, пере-

числение по пальцам, движение указательного пальца по кру-

гу, в сторону объекта, движение одной руки, скрещивание рук

и др. Жест несет смысловую и эмоциональную нагрузку.

В экскурсионной практике принята следующая класси-

фикация жестов:

основная группа — жесты указательного характера. Указа-

тельный жест может быть прямым, дугообразным, ломаным и

производиться в разных направлениях: снизу вверх, сверху

вниз, слева направо и наоборот. Жест-указка обычно направ-

лен в сторону объекта;

иллюстративные жесты, дают представление о границах

осматриваемых объектов, размерах показываемой террито-

рии. Жест словно очерчивает объект, останавливается на от-

дельных деталях;

подчеркивающие (пространственные) жесты дают нагляд-

ное представление о размерах и форме экскурсионных объек-

тов;

реконструирующие жесты помогают зрительно восстано-

вить несохранившиеся части зданий, сооружений, т. д.;

побудительные жесты, которые позволяют экскурсоводу

правильно размещать группу у экскурсионного объекта;

наглядные жесты дают возможность правильно демонстри^

ровать пособия;

эмоциональные жесты, выражающие эмоции экскурсово-

да, его психологическое состояние в момент проведения эк-

скурсии.

Неотъемлемая часть экскурсии — рассказ экскурсовода.

По отношению к показу он вторичен, подчинен показу.

Рассказ имеет следующие особенности:

зависимость рассказа от движения экскурсионной группы.

Вне маршрута и вне конкретных объектов показа экскурсион-

ный рассказ не существует;

убедительность рассказа птсту-тяетс.я с. прмот,ью зритель-

ных доказательств;

последовательность представления объектов определяет

последовательность и логичность рассказа;

ограниченность рассказа во времени и по подтемам.

Лимит времени определяется рядом обстоятельств: коли-

чеством и сохранностью объектов; удаленностью объектов

друг от друга; историко-художественной ценностью объектов.

Приемы рассказа должны соотноситься с приемами пока-

за. Задача любого приема рассказа — обеспечение лучшего

уяснения экскурсантами сути демонстрируемых объектов.

Существует несколько приемов рассказа: прием цитирова-

ния; прием комментирования; характеристика объекта; бесе-

да; прием вопросов и ответов.

Цитирование — это введение в рассказ выдержек из худо-

жественных произведений, исторических документов, мемуа-

ров. Прием употребляется, когда цитируемый отрывок совпа-

дает с конкретным экскурсионным объектом и дополняет зри-

тельные впечатления туристов.

Комментирование используется в тех экскурсиях, в кото-

рых объект показывается в движении, изменяется во время

наблюдения.

При характеристике экскурсионных объектов подчерки-

вается их специфика, приводятся наиболее характерные их

особенности.

Прием беседы требует детального, продуманного подхода к

каждому объекту и экскурсантам.

Прием вопросов и ответов должен употребляться уместно.

Вопросы экскурсовода должны отличаться доступностью, точ-

ностью, конкретностью. Этот прием является ступенькой в лес-

тнице логического перехода. Кроме того, общие правила методи-

ки устанавливают, что в конечной точке маршрута экскурсовод

должен обратиться к группе с просьбой задавать ему вопросы.

Однако давать ответы на вопросы, не имеющие отношения к теме

экскурсии, не входит в его обязанности. Он может дать совет, на

каких экскурсиях, в каких литературных или других источни-

ках можно найти ответ на интересующие экскурсантов вопросы.

3210-dopolnitelnie-trebovaniya-k-emitentam-osnovnoj-deyatelnostyu-kotorih-yavlyaetsya-okazanie-uslug-svyazi.html
321015-nh-olimov-2008-annotacii-statej.html
3211postroenie-form-s-dialogovimi-oknami-kompyuternoe-deloproizvodstvo.html
3213-fizicheskaya-kultura-i-sport-otchyot-ob-ispolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-udmurtskoj.html
3219-kadrovaya-politika-otchyot-ob-ispolnenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-udmurtskoj-respubliki-na-20052009-godi.html
322-bezopasnoe-usinovlenie-i-patronat-pri-polnomochnom-predstavitele-prezidenta-rossijskoj-federacii-v-privolzhskom.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-2011-glm-garsaev-nauchno-issledovatelskij-klub-paradigma.html
  • reading.bystrickaya.ru/literatura-menedzhment-turistskoj-i-gostinichnoj-animacii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rezultati-uchebnoj-deyatelnosti-doklad-direktora-mou-algashinskaya-sosh.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-metodicheskie-rekomendacii-obsuzhdeni-i-rekomendovani-k-publikacii-nauchno-metodicheskim-sovetom-sluzhbi.html
  • nauka.bystrickaya.ru/utverzhden-prikazom.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ivan-sergeevich-turgenev-stranica-16.html
  • literature.bystrickaya.ru/chehlova-e-v-vospitatel-mdou-423priobshenie-detej-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-cherez-sozdanie-razvivayushej-sredi.html
  • report.bystrickaya.ru/kak-mi-oshibalis-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • studies.bystrickaya.ru/4dokumenti-reglamentiruyushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa.html
  • school.bystrickaya.ru/artikl-stranica-22.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-36-bezvozmezdnoe-polzovanie-pervaya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tyazhyolij-neschastnij-sluchaj-informacionnij-byulleten-po-ohrane-truda-za-ipolugodie-2009-goda.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polozhenie-o-poryadke-predostavleniya-subsidij-innovacionnih-grantov-innovacionnim-kompaniyam-na-podderzhku-nauchno-prakticheskih-razrabotok.html
  • literature.bystrickaya.ru/efirnoe-energeticheskoe-telo-l-g-puchko-biolokaciya-dlya-vseh.html
  • university.bystrickaya.ru/fqe1cvb.html
  • composition.bystrickaya.ru/ponyatie-zadachi-i-metodi-upravleniya-finansami-glava.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-povisheniyu-kachestva-podgotovki-k-ent-uchashihsya-11-klassov-mo-uchitelej-biologii-i-himii.html
  • writing.bystrickaya.ru/aleksandr-1-chast-3.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-urokam-irakskogo-krizisa-2003-goda-chast-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-geoinformacionnie-i-zemelno-informacionnie-sistemi-specialnost-stranica-4.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogo-otmostka-tehnicheskoe-zadanie-razdel-1-obshie-trebovaniya-predmet-konkursa-nachalnaya-maksimalnaya-cena-kontrakta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tkan-kosmosa-prostranstvo-vremya-i-struktura-realnosti-stranica-11.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maloe-predprinimatelstvo-generalnij-plan-parfenevskogo-selskogo-poseleniya-parfenevskogo-municipalnogo-rajona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-sokrasheniya-sistema-menedzhmenta-kachestva-obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-izlozheniyu-i-oformleniyu-dokumentov-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/soderzhanie-tem-uchebnogo-kursa-prikaz-ot-201-g-rabochaya-programma-kursa-russkogo-yazika-v-9-klasse-pedagoga-karpenko-anni-yurevni.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-2-metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-po-discipline-finansi-organizacij-dlya-studentov.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoe-obshee-obrazovanie-licenziya-na-pravo-osushestvleniya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-seriya-a-345657.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-ocenka-byudzhetnih-i-socialno-ekonomicheskih-posledstvij-reformi-socialnoj-zashiti-detstva-sravnenie-bazovogo-scenariya-i-scenariya-reform.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/proekt-dokumenta-poziciya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-po-yuvenalnoj-yusticii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-razreshenie-sporov-i-instrukciya-uchastnikam-razmesheniya-zakaza.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-semantika-glagolov-ispanskij-yazik-v-kontekste-dialoga-kultur-issledovaniya-i-prepodavanie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iv-otnoshenie-studentov-uchebnih-zavedenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-sankt-peterburga-k-obshestvennoj-zhizni.html
  • crib.bystrickaya.ru/igra-umniki-i-umnici-petr-i-i-ego-vremya-cel-igri-proverit-uroven.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nablyudenie-kak-nauchnij-metod.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-svtovo-bankvsko-sistemi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.