.RU

13.3. Причины возникновения экономических кризисов - Учебное пособие Под редакцией кандидата экономических наук,...


^ 13.3. Причины возникновения экономических кризисов. Типы экономических циклов и их материальная основа

Под кризисом вообще понимается резкий перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, воспринимаемое людьми, как нарушение непрерывности (кризис болезни, кризис ценовой, валютный, финансовый, кризис перепроизводства и др.).

Существует достаточно много теорий, пытающихся объяснить цикличность рыночной экономики и установить причины экономических кризисов перепроизводства, которые можно объединить в две группы.

Первая группа усматривает главные причины экономических кризисов в колебании факторов, лежащих за пределами экономики (экстернальные теории): революции и войны, открытие крупных месторождений золота, быстрые темпы роста населения и его миграция в неосвоенные районы, научные открытия и технические нововведения и даже появление темных пятен на солнце.

Другая группа пытается объяснить экономические кризисы причинами, лежащими внутри самой экономической системы (интернальные теории). Большинство экономистов этого направления сходится в том, что циклические колебания зависят от резкого изменения доходов населения, нормы процента, применяемых видов техники и технологии. Из этого следует, что проблема цикличности и кризисов – это прежде всего проблема соблюдения определенных пропорций в производстве и реализации продукции в ходе общественного воспроизводства.

Первая попытка исследования данной проблемы была предпринята в «Экономической таблице» Ф. Кенэ, опубликованной в 1758, а затем получила дальнейшее развитие в «Капитале» К.Маркса, вышедшем в свет во второй половине XIX в. Маркс разделил все общественное производство на два подразделения (производство средств производства и производство предметов потребления), исследовал натуральные и стоимостные потоки между ними и выявил условия равновесия, нарушение которых ведет к кризисам. По Марксу период процветания или подъема может кончиться и начнется кризис в силу действия двух причин: если произойдет резкое сокращение объема продаж потребительских товаров, которое может быть вызвано только сокращением доходов домашних хозяйств (в XX в. ученые «Римского клуба» сформулировали эту причину как нарушение корреляции в росте ВВП, заработной платы и прибыли); если произойдет резкое изменение объема инвестиций на основе принципа акселератора (акселератор – это отношение объема инвестиций в текущем периоде к приросту объема потребительского спроса в прошлом периоде). Большого практического значения исследования Ф. Кенэ и К.Маркса не имели, так как они рассматривали экономическую систему слишком укрупненно.

В XX в. были созданы модели экономического роста, имеющие практическое значение: модель «затраты–выпуск» В.Леонтьева, модель государственного регулирования экономики Д.Кейнса, производственная функция Кобба–Дугласа. Однако все попытки экономической науки найти определенный статистический индикатор, который служил бы своеобразным показателем приближения кризиса, пока не удались.

Единственное, что удалось установить с достаточной степенью точности, это то, что циклические колебания экономики связаны с обновлением различных элементов основного капитала. Причем, в зависимости от того, какие элементы основного капитала подлежат массовому обновлению, различают разные типы экономических циклов: краткосрочные, среднесрочные, длинные, структурные, строительные.

^ Краткосрочные циклы принято называть циклами Китчина. Д. Китчин (1861–1932) связывал продолжительность цикла, которую он принимал, равной трем годам и четырем месяцам, с колебаниями мировых запасов золота. Позже У.Митчелл (1874–1948) пришел к выводу, что причина циклов является более общей и лежит в сфере денежного обращения, а не только золота. Используя методику Митчелла, национальное бюро экономических исследований США пришло к выводу, что для экономики США характерен 40-месячный экономический цикл.

^ Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр (1819–1908) видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

^ Длинные циклы, которые называют длинными волнами Кондратьева. Н.Д.Кондратьев (1892–1938) выдвинул концепцию, в соответствии с которой, наряду с краткосрочными и среднесрочными экономическими циклами, существуют экономические циклы продолжительностью 50–60 лет. Большие экономические циклы Кондратьев объяснял длительным периодом функционирования объектов производственной инфраструктуры: дорог, мостов, зданий и т.п., для обновления которых требуется огромный капитал, накапливаемый десятилетиями. Кроме того, каждая новая волна длинного цикла, как правило, использует новые энергетические ресурсы и новые виды техники и технологии.

С началом рыночных реформ в России в 1990-е гг. наблюдается острый кризис экономики. За годы реформ объем производства уменьшился примерно наполовину, в еще большей степени сократились инвестиции в основной капитал. Однако этот затяжной кризис нельзя отнести к обычному циклическому кризису; он носит трансформационный характер, так как вызван переходом от плановой (социалистической) к рыночной (капиталистической) экономике.

Трансформационный кризис порождается совокупностью причин, таких как: 1) нарушение координации экономической деятельности (плановая система размещения ресурсов уже разрушена, а рыночная система – еще не создана); 2) ужесточение финансовой дисциплины предприятий в виде утраты их доступа к бесплатным государственным финансам; 3) отсталость банковского сектора и неразвитость кредитных отношений, отсутствие кредитных историй у предприятий; 4) быстрое обесценивание дорогостоящих и долгосрочных производственных инвестиций из-за утраты руководством предприятий уверенности в будущем; 5) переход от независимости производителя (продавца) к независимости потребителя (покупателя), так как в условиях рынка следует производить лишь то, что потребители смогут купить.

В России к этому комплексу причин добавились и другие, сделавшие кризис чрезмерно затяжным: 1) разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ); 2) неопределенность отношений собственности и прочие виды правовой неопределенности; 3) отказ государства от управления государственными предприятиями; 4) политическая нестабильность и криминализация хозяйственной жизни.

В итоге трасформационный спад в России оказался очень глубоким и продолжительным. Его усилили финансовые кризисы – 11 октября 1994 г. («черный вторник») и 17 августа 1998 г., которые выражались, в частности, в резком обесценении российской национальной валюты. Кризису содействовали и сокращение инвестиций, личного потребления населения, государственных расходов (произошло уменьшение эффективного спроса), а также вытеснение бартером и неплатежами «живых», реальных денег (произошло сжатие необходимой денежной массы, которая в 1998 г. обслуживала всего 30% сделок между предприятиями). Из-за падения сельскохозяйственного производства усилилась зависимость от импорта, а плохая собираемость налогов создавала проблемы бюджетного дефицита и погашения государственного долга.

При известной непоследовательности в проведении политики стабилизации в российской экономике всё же стали заметны положительные результаты: начиная с 2000 г. наблюдается экономический рост, снизились темпы инфляции, сократилась безработица и выросли реальные доходы населения. Трансформационный кризис хотя и медленно, но преодолевается. Однако формирование рыночной экономики неизбежно создает и предпосылки будущих циклических кризисов.


Заключение


Авторы выражают надежду, что, прочитав данный учебник, читатель не остановится в изучении экономики. Дальнейшее более углубленное освоение предмета предполагает обращение к специальным экономическим изданиям. Советуем обращать внимание на солидные издания отечественные авторов, например которые выходят под грифом институтов Российской Академии наук и крупнейших вузов. Не мало публикуется переводной экономической литературы. Всегда интересно знакомиться с различными точками зрения на один и тот же мировой экономический вопрос, а также, мы думаем, читателя заинтересует взгляд международных экономистов на российскую экономику.

Хочется отметить, что многое зависит от личного интереса, возможностей и сферы предполагаемой практической деятельности. Но так или иначе, «личных» экономических знаний не бывает. Полученные вами экономические знания становятся элементом вашей интеллектуальной собственности. При рациональном и позитивном использовании этого элемента, он принесет своим обладателям хорошие «дивиденды».


Рекомендуемый библиографический список


  1. Экономическая тория/Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2004.

  2. Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: Издательство «АСА», 2005.

  3. Сорокин А.В. Теория общественного богатства. Основания микро- и макроэкономики. – М.: Изд-во «Экономика», 2009.

  4. Водолазский А.А., Худякова В.П. Экономика. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005.

  5. Кобилев А.Г., Водолазский А.А., Худякова В.П., Тихоновскова С.А. Экономическая теория: курс лекций, - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009.

  6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. – М.: Изд-во «ИНФРА», 2007.

  7. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Изд-во «ЭКОНОМИСТЪ», 2006.

  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, - М.: Изд-во «НОРМА», 2008.

  9. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория: Изд-во «ПИТЕР», 2007.

  10. Большая экономическая энциклопедия. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2008.

  11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Изд-во «Проспект», 2005.

  12. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003.

  13. Микро-, макроэкономика. Практикум/ Под ред. Ю.А. Огибина – СПб.: «Литера плюс», 1994 и др. годы.

  14. Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Изд-во «ЭКОНОМИСТЪ», 2007.

  15. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория. / Под ред. А.А. Аузана. – М.: Изд-во «ИНФРА», 2005.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


^ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТИРОВАНИЮ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Основные вопросы программы курса «Экономика» по Государственному образовательному стандарту




2. Задания к тестовому контролю




3. Тематический словарь основных понятий курса «Экономика»




3.1. Экономическая теория как наука: предмет, метод, функции




3.2. Общие проблемы экономического развития




3.3. Рыночная организация экономики




3.4. Конкуренция и монополия




3.5. Спрос, предложение и принципы потребительского поведения на рынке




3.6. Издержки, цены и прибыль на рынках товаров и услуг в условиях совершенной конкуренции




3.7. Формирование спроса, цен и прибыли на рынках экономических ресурсов (факторов производства)




3.8. Рынок труда, заработная плата и безработица




3.9. Рынок капитала и процент




3.10. Рынок земли и рента




3.11. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов




3.12. Макроэкономическое равновесие и механизмы его обеспечения




3.13. Деньги, кредит, банки




3.14. Финансовая и налоговая системы государства




3.15. Инфляция и антиинфляционная политика




3.16. Доходы населения и социальная политика государства




3.17. Экономический рост и цикличность развития рыночной экономики




3.18. Международные аспекты экономического развития




3.19. Особенности переходной экономики России




4. Советы по самоорганизации процесса тестирования




5. Методические примеры поиска путей правильных ответов на тестовые задания




6. Ответы на тестовые задания




Литература для самоподготовки





ВВЕДЕНИЕ


Уважаемые студенты! Вам предстоит дополнительный контроль знаний по курсу «Экономика» в форме Интернет-экзамена, и данное методическое пособие предназначено помочь Вам в этом.

Привычная для Вас форма устного экзамена (в виде собеседования с преподавателем) позволяла после предварительного обдумывания экзаменационных вопросов и решения задач сделать все необходимые записи, расчеты, а главное подготовиться психологически для ответа на отдельные вопросы курса «Экономика». Кроме того, в процессе собеседования Вы могли как-то уточнять, дополнять и даже менять содержание ответа, что в итоге давало возможность получить, скажем, высший балл за представленные знания.

Однако мировой опыт показывает, что самой распространенной формой контроля качества знаний является тестирование (англ. test – испытание, проверка, проба), в том числе и в режиме реального времени (online). При всех достоинствах этого метода контроля – объективность, минимальные затраты времени, стандартизированная форма вопросов и пр. – проведение подобного экзамена у многих студентов порождает стрессовую ситуацию, блокирующую их интеллектуальные возможности в силу необычности самой формы проверки знаний как текущих, так и особенно остаточных. Поэтому каждому студенту важно подготовиться к такому экзамену не только содержательно, но и психологически.

Готовясь к сдаче Интернет-экзамена в режиме реального времени, испытуемый должен заранее знать, что перед ним будет стоять не 2-3 вопроса из курса «Экономика», ответ на которые он будет обдумывать в течение часа, а что ему предстоит дать ответы на 30 вопросов (заданий) теста за очень ограниченное время. При этом вопросы теста, как правило, охватывают весь курс «Экономики».

Для успешной сдачи Интернет-экзамена студент должен иметь целостные знания всех разделов курса «Экономика» в следующих аспектах:

Структурно данное пособие содержит необходимую для подготовки к экзамену информацию содержательного и методического характера по следующим направлениям:


^ 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ПРОГРАММЫ КУРСА «ЭКОНОМИКА»

по государственному образовательному стандарту


  1. Основные этапы развития экономической теории.

  2. Что изучает экономика и каковы ее функции?

  3. Собственность как экономическая категория. Формы и виды собственности в России. Экономические отношения и их структура.

  4. Методы изучения экономических явлений и процессов.

  5. Потребности и ресурсы, их взаимосвязь.

  6. Структура потребностей и структура ресурсов.

  7. Проблемы эффективного распределения и использования ресурсов. Закон возрастающих затрат или убывающей доходности.

  8. Понятие экономического роста. Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

  9. Экономическая эффективность и измеряющие ее показатели.

  10. Социально-экономические модели хозяйственных систем.

  11. Рыночная экономика: понятие, субъекты, принципы организации. Что такое «невидимая рука» А.Смита?

  12. Рынок, его элементы, виды и роль в товарном хозяйстве.

  13. Сущность и функции денег. Законы денежного обращения.

  14. Конкуренция и монополия, их виды и роль в экономике.

  15. Закон спроса; график спроса; факторы, определяющие цену спроса.

  16. Закон и график предложения; факторы, определяющие цену предложения.

  17. Индивидуальный и рыночный спрос. Цена спроса, цена предложения и равновесная цена.

  18. Эластичность спроса и предложения по цене.

  19. Теория предельной полезности и принципы потребительского поведения на рынке.

  20. Издержки производства, их виды и структура.

  21. Прибыль и рентабельность. Виды прибыли и рентабельности.

  22. Рынок труда, заработная плата и безработица.

  23. Капитал и процесс его движения. Основной и оборотный капитал.

  24. Рынок капитальных активов и процент. Простые и сложные проценты.

  25. Рынок природных ресурсов и рента. Виды ренты и цена земли.

  26. Роль государства в рыночной экономике.

  27. Провалы рынка, внешние (побочные) эффекты и трансакционные издержки.

  28. Система национальных счетов и ее основные показатели.

  29. Что такое добавленная стоимость и каковы ее основные элементы?

  30. Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение равновесия за счет сдвига кривых совокупного предложения и спроса.

  31. Разделение доходов на потребление и сбережение. Средняя и предельная склонность к потреблению и сбережению.

  32. Проблемы превращения сбережений в инвестиции. Мультипликатор инвестиций и парадокс бережливости.

  33. Кредит, кредитная система и банки. Основные операции банков.

  34. Понятие и виды ценных бумаг. Рынок ценных бумаг.

  35. Акции, дивиденды, курс акций.

  36. Денежно-кредитная политика и денежный мультипликатор.

  37. Финансовая система и бюджет государства. Доходы и расходы бюджета, дефицит и профицит бюджета.

  38. Налоги и налоговая система государства. Виды налогов.

  39. Чем различаются принципы кредитования и финансирования? Что в большей степени способствует росту эффективности производства?

  40. Инфляция, ее виды, причины и последствия. Связь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса.

  41. Доходы населения и их источники. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент.

  42. Необходимость социальной защиты населения в рыночной экономике.

  43. Экономический рост и развитие. Цикличность развития рыночной экономики.

  44. Промышленный цикл и его фазы. Длинные «волны» в экономике.

  45. Основные формы международных экономических отношений.

  46. Внешняя торговля и торговая политика.

  47. Торговый и платежный баланс страны.

  48. Валюта, ее виды и режимы установления валютных курсов.

  49. Какие глобальные экономические проблемы возникли в ХХ веке?

  50. Каковы основные центры мирового соперничества в мировой экономике? Каков характер их взаимоотношений?

  51. Переходная экономика и ее особенности в России.

  52. Какие формы разгосударствления экономики используются в России?

  53. Какие меры по регулированию экономики использует государство:

а) в период спада; б) в период подъема?

  1. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

  2. Какие антиинфляционные меры и меры по преодолению дефицита бюджета предпринимаются в переходной экономике?

  3. Предпринимательство и теневая экономика в современной России.

  4. Структурные сдвиги в экономике России и формирование открытой экономики.


^ 2. ЗАДАНИЯ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ


1. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они:

  1. действуют независимо от воли и сознания людей

  2. создаются людьми и используются ими в практической деятельности

  3. реализуются через практическую деятельность людей;

  4. устанавливаются государством для регулирования экономики


^ 2. Закон убывающей предельной производительности гласит, что:

    1. продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше при низких

    2. при увеличении затрат одного ресурса и при неизменности других ресурсов и технологий производится меньший предельный продукт

    3. при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;

    4. при увеличении затрат всех ресурсов количество произведенной продукции снижается


^ 3. К важнейшим элементам рыночной системы не относится:


а) наличие общей цели

б) спрос и предложение

в) конкуренция

г) цена


4. В краткосрочном периоде фирма производит 100 единиц товара, при средних постоянных издержках 5 руб. На какую величину изменятся общие издержки, если средние переменные издержки сократятся с 20 до 10 рублей?


а) на 10 руб. уменьшатся

б) на 10 руб. возрастут

в) на 1000 руб. сократятся

г) на 1000 руб. увеличатся


^ 5. Формирование рыночных цен происходит за счет конкуренции:

а) внутриотраслевой

б) межотраслевой

в) монополистической

г) неценовой


6. В результате инвестирования в производство 10 тыс. руб. в начале года ожидается прибыль в размере 1,5 тыс. руб. в конце года. Тогда ставка банковского процента, при которой инвестиции будут выгодны, равна:


а) 20% б) 25% в) 30% г) 10%


^ 7. Если состояние экономики характеризуется кейнсианским отрезком кривой AS, то рост совокупного спроса приведет к:

а) снижению уровня цен и росту реального ВВП

б) повышению уровня цен и сокращению реального ВВП

в) увеличению реального ВВП при неизменном уровне цен

г) повышению уровня цен и реального ВВП


^ 8. При росте доходов домохозяйств с 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. и увеличении потребительских расходов на 15 тыс. руб. мультипликатор расходов будет равен:

а) 4 б) 10 в) 3 г) 5


^ 9. Появление фрикционной безработицы связано с:

а) падением совокупного спроса

б) временем, необходимым для поиска новой работы

в) недостаточной квалификацией безработных

г) высокой реальной заработной платой


^ 10. Если введен пропорциональный налог, то:

а) происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

б) из каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

в) государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

г) из каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов


^ 11. К прямым налогам НЕ относится:

а) акцизный налог

б) подоходный налог с физических лиц

в) налог на прибыль предприятий

г) налог на прибыль предприятий


^ 12. Интенсивный тип экономического роста НЕ характеризует:

а) применение в производстве новых технологий

б) повышение квалификации кадров

в) увеличение применяемых материальных ресурсов

г) использование новых средств производства


^ 13. Основным инструментом приватизации в России был:

а) вексель

б) ваучер

в) акция

г) облигация


^ 14. Градуализм – это экономическая концепция:

а) возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения

б) считающая необходимым уменьшение государственного влияния на экономику с целью ликвидации бюджетного дефицита и либерализации цен

в) отводящая государству главную роль в формировании рынка и предполагающая проведение медленных и последовательных реформ

г) формирования самодостаточной экономической системы


^ 15. Закономерностью переходного периода и структурной перестройки экономики НЕ является:

а) финансовая стабилизация

б) бюджетный кризис

в) трансформационный спад экономики

г) утрата государством функций единого распорядителя экономическими ресурсами


^ 16.Экономисты считают, что полная занятость в стране достигается в том случае, если:

а) работают все, кто достиг трудоспособного возраста

б) число свободных рабочих мест полностью соответствует числу безработных

в) работают все, кто хочет работать

г) все трудоспособное население работает


^ 17. Номинальная ставка процента составляет 10%, а реальная – 4%. Тогда ожидаемый темп инфляции составит:

а) 4% б) 10% в) 14% г) 6% д) 7%


18. Если функция спроса на товар задана уравнением , а предложения , то равновесная цена и равновесный объем продаж соответственно составят:

а) 6 и 2 б) 5 и 5 в) 2 и 14 г) 4 и 8.


^ 19. Кривая производственных возможностей сдвинется вправо и вверх, если в экономике:

а) уменьшится количество используемых производственных ресурсов

б) увеличится импорт товаров и услуг

в) уменьшится добыча природных ископаемых

г) увеличится количество используемых производственных ресурсов


20. В 2006 г. номинальный ВВП страны увеличился по сравнению с прошлым годом на 500 млрд. руб. и оставил 3000 млрд. руб. Дефлятор ВВП составил 1,25. Какие изменения произошли в стране?

а) реальный ВВП снизился на 4%

б) номинальный ВВП увеличился на 25%

в) реальный ВВП увеличился на 20%

г) инфляция увеличилась на 20%


^ 21. Приватизация государственного предприятия, осуществленного через аукцион, новому владельцу предприятия:

а) запрещает увольнять наемных работников

б) позволяет осуществлять любые действия вплоть до его ликвидации

в) запрещает перепрофилирование предприятия

г) позволяет осуществлять действия лишь предусмотренные условиями приватизации


^ 22. Рынок совершенной конкуренции характеризует все, КРОМЕ того, что:

а) производители хорошо информированы о рыночной конъюнктуре

б) каждый производитель имеет мизерную долю данного рынка

в) производители могут свободно входить на рынок и выходить из него

г) каждый производитель устанавливает свою цену на товар


^ 23. Трансакционный спрос на деньги:

а) прямопропорционален росту номинальному ВВП

б) обратнопропорционален изменению ставки процента

в) обратнопропорционален росту номинальному ВВП

г) прямопропорционален изменению ставки процента


^ 24. Высшей формой международной экономической интеграции является:

а) экономический и валютный союз

б) общий рынок

в) таможенный союз

г) зона свободной торговли


11112010-tyumenskaya-oblast-informacionnij-byulleten-tpp-rf-po-voprosam-malogo-predprinimatelstva-v-rossijskoj.html
1112-regionalnij-opit-normativnogo-byudzhetnogo-podushevogo-finansirovaniya-obrazovatelnih-uchrezhdenij-rezultati-provedeniya-monitoringa.html
1113-centr-gidrometeorologicheskogo-monitoringa-galmati-struktura-rgp-kazgidromet.html
1113roditelskij-kontrol-instrukciya-po-ustanovke-cifrovoj-sputnikovij-priemnik-s-podderzhkoj-signala-visokoj-chetkosti.html
1114-strategicheskoe-planirovanie-na-gosudarstvennom-urovne-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme.html
1116-lechebnoe-pitanie-bolnih-rukovodstvo-poorganizaciirabot-i.html
  • lecture.bystrickaya.ru/akunin-b-proizvedenie-po-viboru.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-13-ograda-vokrug-zakona-duglas-rid.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kran-mashinista-394.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bergson-anri.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/b-tvorcheskaya-rabota-na-temu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ocr-nina-leon-dotan-03-2002.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-na-1-yanvarya-2002g-80-80-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/network-technologies-in-the-educational-process-about-creation-of-integrated-electronic-learning-means.html
  • school.bystrickaya.ru/concept-of-leadership-essay-research-paper-leadershipwhat.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-algebre-9-klass.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-mehanizaciya-i-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-v-zhivotnovodstve-i-rastenievodstve.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-10-mezhdunarodnoe-pravo-i-mezhdunarodnoe-pravosudie-uchebnik-dlya-vuzov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-p-gladkaya-mou-sosh-65-goroda-tomska-urok-provoditsya-v-8-10-klassah-na-bazovom-urovne-kak-variant-integrirovannogo-uroka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-i-evolyuciya-kroya.html
  • literature.bystrickaya.ru/boevoj-put-i-voenno-teoreticheskoe-nasledie-baurdzhana-momish-uli-istoricheskij-analiz-stranica-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-otchet-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-izuchenie-vozmozhnosti-ispolzovaniya-uvelichennih-norm-poletnogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-poseshaemosti-portala-ministerstva-ekonomicheskogo-razvitiya-rostovskoj-oblasti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uznik-usollaga1-nemci-v-prikame-hh-vek-sbornik-dokumentov-i-materialov-v-2-h-tomah-t-publicistika-mi-iz-trudarmii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-russkij-yazik-i-kultura-rechi-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-po-specialnosti.html
  • lesson.bystrickaya.ru/pristupi-udushya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/summary-talgat-smagulovich-zhumaganbetov-stanovlenie-i-razvitie-gosudarstvennosti-drevnih-tyurkov-vi-viii.html
  • learn.bystrickaya.ru/generalnaya-shema-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-a-glinkov-1729-1789-kupec-izobretatel-rodilsya-v-gorode-serpejske-i-vsyu-zhizn-bil-tesno-svyazan-s-etim-kraem-syunosheskih-let-zanimalsya-predprinimatelstvom-v-19-let-voshel-v-kompaniyu-svoego-brata-po-otku.html
  • testyi.bystrickaya.ru/42-sozdanie-uslovij-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-okruzhnaya-celevaya-programma-cherez-kachestvo-obrazovaniya-k-razvitiyu.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-ocenka-kachestva-i-edinij-ekzamen-strategiya-modernizacii.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchyonij-i-praktik-polkovnik-medicinskoj-sluzhbi-zapasa-uchastnik-likvidacii-mediko-sanitarnih-posledstvij-avarij-na-himicheski-opasnih-obektah-i-navodnenij-v-dal-stranica-36.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-ekonomicheskih-specialnostej-sankt-peterburg-2009.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predislovie-ot-lyuisa-kerrola-k-stoikam-stranica-10.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-okopah-stalingrada-stranica-16.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalinauskas-i-n-duhovnoe-soobshestvo-stranica-24.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/opisanie-nekotorih-zhukov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-gramotnosti-i-fakticheskoj-tochnosti-rechi-primernie-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-m-drofa-1999.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-usloviya-realizacii-osnovnih-professionalnih-obrazovatelnih-programm.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-teoreticheskie-osnovi-upravleniya-pribilyu-predpriyatiya-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-psiholingvistike-kniga-v-szhatoj-forme-izlagaet-osnovnie-predstavleniya-sovremennogo-yazikoznaniya-tradicionnie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.