.RU

2.2. ИКТ для построения Информационного общества - Программа «Электронная Европа»


^ 2.2. ИКТ для построения Информационного общества 2.2.1. Глобальное позиционирование
В отличие от политики создания производств, ориентированных на внешние рынки, политика глобального позиционирования подразумевает не просто сборку ИКТ-техники, основанной на существующих технологиях, но и создание всего комплекса ИКТ, включая создание новых технологий и их вывод на рынок, а также ориентацию всего общества на занятость в сфере ИКТ. То есть, здесь речь идёт не только об увеличении экспорта ИКТ-продукции. В данном случае имеет место стратегия позиционирования страны на мировом рынке в качестве лидера по производству той или иной высокотехнологичной продукции, переход к Информационной Экономике. При этом большое внимание уделяется информатизации населения и максимально полного вовлечения граждан в ИКТ-сферу. Как правило, на первом этапе данная стратегия также не обходится без привлечения иностранных компаний и подготовки квалифицированной рабочей силы, однако в дальнейшем немалое значение уделяется тем эффектам, которые оказывает развитие производств в сфере ИКТ на экономику и общество.

Так, первоочередной целью реализации программы «Малазийского Мультимедийного Сверхкоридора» (^ Malaysia's Multimedia Super Corridor) было создание климата и инфраструктуры, способных привлечь крупных мировых инвесторов. Подобные крупные инвестиции в результате привели бы к эффекту «переливания через край» и оказали бы положительное влияние на всю малазийскую экономику, позволяя ей совершить скачок в развитии современных производств и выйти в лидеры среди стран азиатско-тихоокеанского региона в области информационных технологий. Предполагалось копирование модели Силиконовой Долины с дальнейшим использованием полученных преимуществ для информатизации общества путём увеличения использования ИКТ в образовании (дистанционное обучение), здравоохранении (телемедицина), государственном управлении (переход к электронному документообороту) и на производстве (электронные системы управления).

Копирование модели Силиконовой Долины в Малайзии было одной из первых попыток переноса американской схемы в развивающуюся страну и было связано с созданием инфраструктуры мирового класса, в основу которой и легла высокоскоростная информационная сеть, получившая имя Malaysia's Multimedia Super Corridor (MSC). Данная сеть связала Малайзию с основными развитыми странами – потенциальными инвесторами и потребителями продукции. Общий бюджет программы составил около 40 млн. долл., основные направления инвестиций – создание «физической» и информационной инфраструктуры, в частности, высокоскоростной сети, которая бы связала Малайзию с Японией, странами АСЕАН, США и Европой и одновременно удовлетворила бы потребности населения в получении информационных услуг.

Большое внимание было уделено увеличению плотности телекоммуникаций и их доступности для населения. Уровень плотности телефонной сети вырос с 16,6% в 1995 г. до 23,2% в 1999 г. (в сельских районах с 5,2% до 11%). Государством также планируется создать в ближайшие годы инфраструктуру, обеспечивающую не менее 25 точек доступа к сети Интернет, 25 мобильных и 50 фиксированных телефонных линий на 100 человек населения.

Помимо инфраструктуры, малазийское правительство предприняло меры по налоговому стимулированию привлечения в страну иностранных компаний для участия в программе MSC. Что наиболее важно, государство предприняло шаги по обеспечению ИКТ-сектора широким спектром специалистов, от техников до исследователей, так как создание MSC порождало значительные объёмы спроса на высококвалифицированную рабочую силу. Однако помимо программы по изменению университетских программ, в стране были созданы условия по временному привлечению иностранных специалистов. Это позволяло ликвидировать недостаток специалистов высшего уровня, который неизбежно появился бы в первые годы развития производств в сфере ИКТ (обучение хорошего специалиста требует времени).

С целью сокращения отставания в использовании ИКТ в других отраслях, был реализован ряд программ по повышению образования в области информационных технологий для работников различных отраслей промышленности; реализуются и программы повышения общей компьютерной грамотности.

Тем не менее, несмотря на достигнутые успехи, Малайзия может столкнуться с некоторыми трудностями на пути преобразования экономики страны в экономику, основанную на знаниях. Прежде всего, система образования может не справиться с постоянно растущим спросом на высококвалифицированную рабочую силу. Кроме того, не вполне ясно, будет ли политика развития капиталоинтенсивных мультимедийных технологий более успешной для вступления в информационное общество, чем стратегия, делающая акцент на максимальном развитии инфраструктуры и общего уровня грамотности. Ещё одна, связанная с этим проблема – возможность серьёзного разрыва между доходами занятых в ИКТ-секторе и тех, кто не имеет какого-либо доступа к информационным технологиям, в особенности, из-за высокой стоимости компьютеров в сравнении со средним доходом в Малайзии.

^ 2.2.2. Социально-экономическое развитие.
Использование ИКТ для социально-экономического развития подразумевает максимальное использование эффекта, оказываемого информатизацией страны. В данном случае задача создания крупных и конкурентоспособных на мировом рынке ИКТ-производств уже не является приоритетной, однако наибольшее значение приобретает использование ИКТ в других отраслях промышленности и в общественной жизни.

Первый из примеров такой политики – ЮАР. В противоположность малазийскому пути, направленному на глобальное позиционирование государства в мировой экономике, основной задачей правительства ЮАР был баланс между экономическим развитием и увеличением социальной защищённости населения. В результате инициативы в области ИКТ были направлены на одновременное достижение обеих этих целей.

Стратегический проект развития ИКТ, South Africa IT Strategy Project (SAITIS), был создан государством в тесном взаимодействии с частным сектором и населением. Основными целями SAITIS были создание жизнеспособного ИКТ-сектора, увеличение роли ИКТ для социально-экономического развития, создание постоянно растущей высококвалифицированной рабочей силы, а также создание инновационной экономики мирового уровня. Специфическими механизмами реализации стратегии были государственное финансирование предоставления доступа в Интернет в учебных учреждениях, создание учебных центров для обучения программистов и разработки программных продуктов, обеспечение общественного доступа к Интернет, установка общественных информационных терминалов для доступа к правительственным услугам.

В процессе разработки программы стало очевидно, что большую роль для достижения поставленных целей может играть внутренний рынок товаров и услуг сектора ИКТ, поэтому был предпринят ряд мер по стимулированию рынка, направленных на стимулирование внутреннего спроса, содействие разработке локализованных и локальных программных продуктов, развитие информационной инфраструктуры и обеспечение доступа к информационным сетям для максимального числа граждан.

Тем не менее, до 1996 года потребление ИКТ сконцентрировано в нескольких крупных городах и лишь среди небольшой части населения. С принятием некоторых новых законодательных актов в области регулирования телекоммуникационной инфраструктуры ситуация несколько улучшилась.

Для получения выгоды от использования ИКТ в экономике государство создало ряд специальных межведомственных комиссий («Эффективное госуправление», «Инвестиции и занятость», «Развитие человеческого капитала», «Международные отношения»), основной целью которых было поощрение использования новых технологий на производстве и снижение неэффективных затрат ресурсов путём совместных с частным сектором скоординированных действий по государственной поддержке новых технологий. Кроме этого, были созданы рабочие группы (в т.ч. международные), в которые вошли представители государства и бизнеса, для разработки наиболее оптимальной государственной стратегии в тех или иных областях.

Что касается создания специализированной рабочей силы, здесь также имеет место координация действий государства и частного сектора: основными направлениями здесь являются как обучение работников для работы с ИКТ, так и подготовка новых квалифицированных специалистов и поддержка увеличения преподавания компьютерных дисциплин в учебных заведениях.

Недостатком южноафриканской политики можно назвать неполноту её реализации. Недостаточно успешная реализация программы связана с ограничениями в области квалификации рабочей силы, доступа к информационным сетям, а также из-за высокой степени государственного регулирования в секторе ИКТ. Значительным является отток квалифицированных специалистов: около 25% ИКТ-специалистов покидают страну ежегодно, в то время как темпы роста спроса на них увеличиваются с темпами до 40% в год.

Кроме того, преимущество формирования многосторонних рабочих групп одновременно оказалось и их недостатком: большие различия в интересах различных участников привели к тому, что действия многих рабочих групп во многих случаях не вышли за рамки дискуссий, не было создано и реализовано необходимых совместных программ или рекомендаций для государственных органов.

Ещё один пример использования ИКТ для социально-экономического развития государства – Эстония. При этом в данном случае это не только попытка использовать преимущества глобальной информационной экономики. Обладая весьма ограниченными ресурсами, в условиях быстро снижающейся конкурентоспособности трудоинтенсивных товаров, Эстония пытается использовать ИКТ как основу для дальнейшего развития экономики и общества. Кроме того, большое внимание уделяется справедливости (equity) доступа к ИКТ: справедливости доступа к возможностям получения ИКТ-навыков и квалификации, справедливости в удовлетворении нужд и проблем сельского населения, а также справедливости в возможности получения информации.

Важный элемент эстонской политики – построение инфраструктуры. С начала 1990-х годов активно предпринимаются меры по увеличению плотности инфраструктуры. К концу 2002 года планируется иметь около 300 общественных пунктов доступа к Интернет, предоставляющих набор бесплатных услуг, включая взаимодействие с государственной администрацией. Для повышения уровня телефонизации удалённых районов заключено концессионное соглашение между национальной телекоммуникационной компанией и иностранными компаниями. С 1 января 2001 года полностью либерализован рынок телекоммуникаций, что практически сразу повлекло за собой снижение цен на услуги связи.

Рост инфраструктуры способствовал экономическому развитию. «Телекоттеджи», поддерживаемые местной администрацией, способствовали развитию экономики, образования и науки в сельских районах. Так, фермеры острова Hiiumaa реализуют свою продукцию при помощи локальной электронной торговой системы, а множество небольших фирм, специализирующихся на ИТ-услугах (в особенности, на веб-дизайне), выполняют контракты соседних стран, включая крупные компании Финляндии, Швеции и Норвегии.

Значительное число предпринимательских проектов в Эстонии превратилось в достаточно крупные компании. В частности, компания Microlink является крупнейшим ИТ-предприятием стран Балтии. Эстонии также удалось удачно использовать своё географическое положение и сильные исторические связи со скандинавскими странами, традиционно лидирующими в производстве и использовании ИКТ-товаров.

С целью удовлетворения потребности в ИКТ-рабочих, программы обучения в университетах были адаптированы в сторону подготовки студентов с адекватными знаниями и навыками в области ИКТ. В сентябре 2000 года был создан новый колледж, специализирующийся на подготовке ИКТ-специалистов. Кроме того, значительное число организаций предоставляет возможность обучения основам информационных технологий, что особенно важно для переобучения существующей рабочей силы. Для максимально быстрого повышения компьютерной грамотности эстонским правительством инициирован ряд программ под общим названием «Прыжок Тигра», направленный на повышение уровня преподавания ИКТ-дисциплин в школах. Результатом стало практически стопроцентное подключение школ к сети Интернет. Дополнительно к «прыжку Тигра» реализуется аналогичная программа, ориентированная на тех, кто имеет доступ к Интернет в школе, на работе или дома.

ИКТ в Эстонии также используется для более эффективной и прозрачной работы государственных органов. С конца 2000 года кабинет министров и государственные служащие получили возможность читать проекты законов в электронном виде, а также представлять свои мнения, комментарии и предложения он-лайн. Практически все документы правительства могут быть доступны для обычных граждан через Интернет, а заседания парламента транслируются в Сети в режиме реального времени.

В мае 2000 года была начата реализация долгосрочного проекта по информатизации здравоохранения (до 2015 года).

Проблемами, с которыми в настоящее время сталкивается Эстония, являются утечка квалифицированного персонала за рубеж, растущие противоречия между некоторыми из поставленных целей. Кроме того, фокусировка на либерализации экономики оказала в том числе и негативное влияние на уровень благосостояния населения, и абсорбировать этот эффект растущий ИКТ-сектор пока не в силах.


3-kompleksnaya-ocenka-i-problemi-razvitiya-territoriizonalnogo-rajona-3-kompleksnaya-ocenka-i-problemi-razvitiya-territorii.html
3-komplekt-postavki-i-otkritij-aukcion-2-razdel-i-soderzhanie-2-razdel-i-obshie-usloviya-provedeniya-aukciona-4.html
3-koncepcii-i-vzglyadi-issledovatelej-hh-veka-paradigma.html
3-koncepti-illogizmi-i-lakuni-predstavlenie-o-yazike-kak-sisteme-osnovnoe-teoreticheskoe-dostizhenie-yazikoznaniya.html
3-konfliktnie-situacii-psihologiya-obsheniya.html
3-konkurs-slaboe-zveno-plan-seminara-praktikuma-tema-pravovoe-obrazovanie-v-dou-cel.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-osobennosti-kompleksnogo-metoda-pravovogo-regulirovaniya-otnoshenij-gosudarstvennoj-sluzhbi.html
  • college.bystrickaya.ru/326-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-188300-rossiya-leningradskaya-oblast-g-gatchina-sobornaya-31-informaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-uteryan-kontakt-so-zritelem-bertold-breht.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raschet-godovogo-obema-rabot-remontnoj-masterskoj-po-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-i-remonta-mtp.html
  • doklad.bystrickaya.ru/votchetnom-doklade-s-kotorim-vi-vse-uzhe-oznakomilis-predstavleni-osnovnie-napravleniya-raboti-administracii-gorodskogo-okruga-gorod-joshkar-ola-za-2010-god-a.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-uchebnogo-plana-obrazovatelnaya-oblast.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-a-svechin-strategiya-aleksandr-andreevich-svechin-stranica-15.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekcij-prakticheskih-samostoyatelnaya-rabota-naimenovanie-disciplini-semestr-lekcij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rektordfn-kunanbaeva-telvn2002-pozdravlyaem-tebya-s-nachalom-studencheskoj-zhizni.html
  • literature.bystrickaya.ru/chastichnie-statisticheskie-dannie-perepisi-naseleniya-rassmotrenie-dokladov-predstavlennih-gosudarstvami.html
  • spur.bystrickaya.ru/m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin-n-m-gorchakov-p-a-markov-v-n-prokofev-n-a-abalkin-n-n-chushkin.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tak-chto-zhe-takoe-skazkoterapiya-pervoe-chto-prihodit-v-golovu-terapiya-ili-lechenie-skazkami-no-ne-putajte-skazka-eto-odno-a-skazkoterapiya-sovershenn-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-filosofii-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-i-kursantov-ochnoj-formi-obucheniya-vseh-specialnostej-murmansk-2009-stranica-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-principi-ustanovleniya-vzaimosvyazi-urovnya-rezultativnosti-professionalnoj-sluzhebnoj-deyatelnosti-sluzhashih-pravoohranitelnoj-sluzhbi-s-usloviyami-prohozhdeniya-pravoohranitelnoj-sluzhbi.html
  • klass.bystrickaya.ru/badarlamasi-zhaserekshelk-fiziologiyasi-zhne-mektep-gigenasi.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadachi-po-trudovomu-pravu-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osobennosti-zakona-ob-immigracii-v-germanii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvp-i-sistema-vzaimosvyazannih-pokazatelej-dinamika-vvp-v-ukraine-v-90-e-godi-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/tyazhelaya-postup-polkovnikov-ilya-stogoff-revolyuciya-sejchas.html
  • literatura.bystrickaya.ru/samostoyatelnaya-rabota-studenta-41-chasov.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-fotodelo.html
  • credit.bystrickaya.ru/pan-inli-u-sinchzhu-slovo-i-delo-denezhnaya-politika-po-kitajski1-.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-mezhdunarodnie-standarti-finansovoj-otchetnosti-dlya-napravleniya-080100-62-ekonomika-vtoraya-stupen-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-vvarlamova-l-d-petrova-redakcionnaya-kollegiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-pivovarova-n-a.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-studentov-syllabus-po-discipline-sovremennie-metodi-proektirovaniya-baz-dannih-dlya-specialnosti-050111-informatika-forma-obucheniya-ochnaya-vsego-2-kredita.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-22-iyulya-2010-g-stranica-21.html
  • college.bystrickaya.ru/15-adres-kompyutera-v-seti-vvedenie-v-internet.html
  • institut.bystrickaya.ru/svet-dobroti-issledovanie-obshestvennaya-podderzhka-nko-v-rossijskih-regionah-problemi-i-perspektivi.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-511100-ekologiya-i-prirodopolzovanie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/scenarij-v-treh-chastyah-i-48-seriyah-zadeponirovan-avtorom-v-rossijskom-avtorskom-obshestve-v-2007-godu-stranica-24.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-podgotovleno-na-kafedre-filosofii-sootvetstvuet-programme-disciplini-i-prednaznacheno-dlya-studentov-ido-obuchayushihsya-po-specialnosti-080505-upravlenie-personalom-udk-616-89-075-8.html
  • university.bystrickaya.ru/fizicheskie-uprazhneniya-estestvennij-sposob-izmeneniya-himicheskih-processov-mozga-i-maneri-povedeniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnoj-celyu-uroka-po-izucheniyu-kazahskogo-yazika-yavlyaetsya-zalozhenie-bazi-yazikovogo-obsheniya-to-est-prakticheskoe-ovladenie-ustnoj-razgovornoj-rechyu-eta.html
  • essay.bystrickaya.ru/devyataya-lekciya-trinadcat-lekcij-dlya-rabochih-geteanuma-v-dornahe-s-17-fevralya-po-9-maya-1923-goda-soderzhanie.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.