.RU

2.2 Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей на национальном уровне


^ 2.2 Регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей на национальном уровне

    1. Поскольку государства-участники несут ответственность за охрану собственного национального культурного достояния, некоторые из них сохраняют свои национальные системы охраны, при условии, что они не противоречат правилам Договора Европейского Сообщества. Национальные системы несколько различаются по отношению к перемещениям в пределах Европейского Союза культурных объектов, не защищенных на национальном уровне и не включенных в контрольный список. Некоторые страны, например, Германия, установили режим свободного перемещения таких объектов в пределах Европейского Союза, без необходимости в получении разрешения на вывоз. Другие страны приняли решение сохранить свой внутригосударственный режим получения разрешений на перемещение объектов в пределах Европейского Союза и выработали собственные национальные критерии: это Франция, Соединенное Королевство, Италия и некоторые другие страны. В Италии система очень строга, и требования к перемещению объекта в пределах Европейского Союза практически те же, что необходимы для получения лицензии на вывоз культурного объекта за пределы ЕС.

    2. Европейские страны, входящие в ЕС, сильно различаются по количеству лицензий, запрошенных и выданных в период с 1993 по 1998 год. Особенно большой разброс существует между Соединенным Королевством (всего 38 000 лицензий (6 408 в год) для всех категорий в целом), Францией (более 8 000 лицензий) и Италией (2 800 лицензий) и Германией 1800 лицензий); в других государствах-участниках ситуация по этому вопросу более равномерная, причем число разрешений на вывоз, выданных Сообществом, намного меньше19. Только в период с 1 мая 2004 года по 30 апреля 2005 года в Соединенном Королевстве было выдано 9 990 заявок на получение индивидуальных разрешений20.

    3. Соединенное Королевство остается крупным центром приобретения и продажи произведений искусства, куда стекаются культурные ценности из других государств-участников. В 2002 году вывоз предметов, относящихся к культурному наследию, из Соединенного Королевства достиг 1 052 550,0, а ввоз – 673 242,6. Это составляет контраст с ситуацией в России, где вывоз культурных ценностей за тот же период составил 1 282,7, а ввоз – 533,2 (данные по другим странам можно найти в приложении VI).

2.2.1 Правовая структура и объем регулирования

    1. Задачи регулирования Во всех странах Европейского Союза цель системы охраны культурных ценностей национального значения аналогична соответствующей цели российской системы. Однако некоторые европейские страны к тому же дополнительно определяют вторую цель системы, состоящую в поддержании баланса между охранными мероприятиями и культурным обменом между странами.

    2. В Соединенном Королевстве цель надзора за вывозом состоит в том, чтобы способствовать оставлению в стране культурных ценностей, рассматриваемых как объекты исключительного национального значения. Система ориентирована на установление разумного баланса в каждом случае подачи заявки на экспортную лицензию между противоречивыми интересами разных сторон: охраной национального наследия государством; правами собственника, продающего культурные ценности; интересами экспортера или заокеанского покупателя; статусом и репутацией Соединенного Королевства как международного рынка произведений искусства.

    3. Законодательство по охране культурного наследия в разных странах различно. Большинство европейских стран приняли две важные инициативы: (1) археологические находки классифицируются как государственная собственность, - как в случае Швейцарии, Италии, Испании и Греции; и (2) ведется перечень особо важных культурных объектов страны, в отношении которых действуют специальные законодательные акты, например, касающиеся продаж или вывоза.

    4. Исследование, проведенное в государствах-членах Европейского Союза,21 показало, что система охраны культурного наследия в каждой стране различает:

- предметы, составляющие основу национального достояния, которые не должны навсегда покидать территорию государства;

- культурные ценности, для перемещения которых за границу требуется получение государственного разрешения.

- прочие предметы, которые могут свободно и бесконтрольно перемещаться ввиду их относительно малой культурной значимости.

    1. В большинстве стран Европейского Союза определение категорий культурных ценностей, охраняемых национальными системами, основано на времени их создания и их денежной стоимости, как в Соединенном Королевстве, Франции, Швеции и Дании. Государственная система культурных ценностей других стран (меньшинства) относит культурные объекты к разным категориям только по времени их создания (Норвегия) или объединяя этот критерий с критерием ценности для культурного наследия (Финляндия), или ориентируясь на то, жив ли или уже нет изготовитель данного культурного объекта (Италия).

    2. Соединенное Королевство запрещает вывоз предметов, представляющих культурную ценность, без получения лицензии в отношении любых предметов, созданных более чем за 50 лет до даты предполагаемого вывоза, за некоторыми исключениями22. Во Франции существует такая же система регулирования, с установлением нескольких категорий культурных ценностей с предельной давностью создания предметов от 50 до 200 лет. Возможность вывоза культурных объектов в некоторых странах зависит также от времени, в течение которого эти объекты находятся в стране.

    3. Чтобы сделать эффективным сохранение культурного наследия, относящегося к первой категории, страны Европейского Союза используют несколько подходов, в том числе:

- Составление перечня охраняемых объектов (Германия, Бельгия, Нидерланды, Италия);

- Принятие критериев для установления национальной значимости (Соединенное Королевство) и рассмотрение объектов дифференцированно, в зависимости от конкретного случая.

    1. Италия имеет долгую традицию недопущения незаконного вывоза археологических объектов. Объекты, обладающие особой важностью для культурной истории страны, вносятся в реестр, содержащий приблизительно 36 миллионов объектов. В процессе принятия решения о включении культурного объекта в этот список проводится оценка "общественного интереса" .23.

    2. В Германии решение о том, какие культурные ценности следует вносить в реестр, принимают земельные власти, а представитель Федерального правительства по культуре и массовым коммуникациям (бывший Министр Внутренних дел) может попросить внести те или иные культурные ценности в реестр как представляющие государственный интерес. Для вывоза культурных ценностей, внесенных в реестр, необходима лицензия.

    3. Нидерланды ведут перечень объектов культуры национального значения, находящихся под защитой Закона об Охране Культурного наследия. Если такой культурный объект предложен зарубежному покупателю, государству предоставляется первоочередная возможность купить этот объект, разумеется, по разумной цене. Перечень содержит преимущественно объекты, находящиеся в частной собственности, поскольку государственные музеи не имеют права продавать культурные объекты, и подразумевается, что региональные и муниципальные музеи их тоже не продают. В этом вопросе, однако, в законодательстве существует слабое место, поскольку на практике закон реально не препятствует им в этом.

    4. По оценкам национального законодательства, проведенного Международным советом музеев ICOM24, Италия, Испания и Греция располагают очень строгим законодательством с точки зрения профилактики незаконной торговли культурным наследием. Немецкая система упоминается как довольно слабая в плане защиты от незаконной торговли культурных ценностями, главным образом потому, что разные провинции (земли) в пределах Федеративной республики в вопросах охраны культурных ценностей сохраняют автономию 25. Политика Соединенного Королевства и Нидерландов занимает промежуточное положение по этим показателям. Краткая характеристика национальных систем вывоза культурных ценностей и национального законодательства приводится в приложении 1.

2.2.2 Административные механизмы

    1. В этом разделе будет дан обзор административных механизмов охраны культурных ценностей и проведения экспертизы как составной части этой системы.

    2. Ответственные органы на национальном уровне. Можно выделить три подхода к организации процесса рассмотрения заявок и выдачи лицензий на вывоз и ввоз культурных ценностей в странах Европейского Союза. Эти три модели таковы:

- обязанность рассматривать заявки и выдача лицензий на вывоз лежит на правительственной структуре (Нидерланды, Франция);

- существуют уполномоченные разрешительные организации, которые могут принимать решения по выдаче лицензий по заявкам определенных типов (Швеция, Финляндия);

- объединенная модель, когда уполномоченные разрешительные организации, обладающие необходимой компетенцией, рассматривают заявки, а правительство берет на себя ответственность за принятие решения.

    1. Некоторые страны, первоначально принявшие последнюю модель, после оценки ее эффективности решили переключиться на вторую. Например, в Соединенном Королевстве вплоть до 2005 года отделы вывоза и выдачи лицензий находились в ведомстве Министерства культуры, средств информации и спорта, пока недавно обязанность осуществлять режим контроля вывоза культурных ценностей не была возложена на Отдел приобретения, вывоза и предоставления во временное пользование культурных ценностей Совета по делам музеев, библиотек и архивов (MLA). Если же в ходе экспертизы установлено, что сделана заявка на вывоз объекта, относящегося к национальному культурному достоянию, заявка передается в Комитет по надзору, консультативный орган при государственном секретаре.

    2. Система Соединенного Королевства считается довольно сложной, поскольку ее подход к регулированию основан не на составлении перечня, а на принятии решений по отдельным конкретным культурным ценностям. В то же время в плане административных процедур она считается наиболее эффективной среди всех европейских стран. На схеме 1 представлен пример порядка рассмотрения заявки в Соединенном Королевстве.


^ Схема 1. Порядок рассмотрения заявки Советом по делам музеев, библиотек и архивов, Соединенное Королевство (MLA).

Лицензия на вывоз выдается в течение 5 рабочих дней

Эксперт-консультант решает не оспоривать критерии Вейверли, поскольку лицензия временная


1. Заявка получена и рассмотрена MLA








^ 2. Заявка передана на рассмотрение эксперту-консультанту для оценки в соответствии с критериями национального значения

Обычно выдается лицензия на вывоз






Заявка не передается на рассмотрение эксперту-консультанту либо нет доказательств, что объект попал в Соединенное Королевство не ранее последних пятидесяти лет
Возражений нет

Возражение эксперта-консультанта

31-uchenie-o-bitii-filosofiya-prirodi-uchebnoe-posobie-k-kursu-filosofiya.html
31-upravlenie-kapitalom-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2008-goda-6-otchet-ob-izmeneniyah.html
31-vektornie-avtoregressii-dispersionnij-analiz.html
31-vibor-i-utverzhdenie-rukovoditelya-diplomnoj-metodicheskoe-posobie-po-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov.html
31-virtualnaya-realnost-kak-sociokulturnij-fenomen-informacionnogo-obshestva-kompyuternaya-revolyuciya-v-socialnom-kontekste.html
31-vnimanie-kak-umstvennoe-usilie-dormashev-yu-b-romanov-v-ya-psihologiya-vnimaniya-dormashev-yu-b-romanov.html
  • letter.bystrickaya.ru/mitrohina-a-l-priznaki-rejnina-v-intertipnih-otnosheniyah-kvestimnostdeklatimnost-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-programmnoe-obespechenie-uchebno-vospitatelnogo-processa-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-2011god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-monitori-istoriya-vidi-svojstva-parametri-bezopasnosti.html
  • education.bystrickaya.ru/09-fevralya-2012-goda-v-11-00-v-aktovom-zale-au-chuvashii-respublikanskaya-stomatologicheskaya-poliklinika-minzdravsocrazvitiya-chuvashii-sostoitsya-respublikanskoe-sov.html
  • turn.bystrickaya.ru/oulipen-zhmis-26-27-bet-trtnsh-degej-taldau.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prakticheskie-zadaniya-grafika-i-orfografiya.html
  • student.bystrickaya.ru/13-spravochnik-esedo-dolzhnosti-spravochniki-edinoj-sistemi-elektronnogo-dokumentooborota.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/15-4-8-20-reakciya-organizmov-na-dejstvie-prirodnih-atmosfernih-vzvesej-eksperimentalnoe-issledovanie-03-02-08-ekologiya.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-konferencii-vklyuchaet-v-sebya-plenarnoe-zasedanie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/iskusstvennaya-deformaciya-golovi-kak-istoricheskij-istochnik-na-primere-dzhetiasarskoj-arheologicheskoj-kulturi-vostochnogo-priaralya-konca-i-tis-do-n-e-viii-v-n-e.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-tridcat-shestaya-pravdivaya-istoriya-pro-lyubov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zachetnie-zadaniya-po-sistemnoj-ekologii-2013.html
  • writing.bystrickaya.ru/assistent-iv-kazakov-sbornik-statej-posvyashen-nauchnim-i-metodicheskim-issledovaniyam-po-problemam-rossijskogo-obshestva.html
  • crib.bystrickaya.ru/iz-pisem-v-pg-parlamentskaya-gazeta-avtor-ne-ukazan-28022008-012-013-str-38.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-yuridicheskogo-fakulteta-g-nizhnij-novgorod.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-4-mezhdunarodnie-aspekti-prodovolstvennoj-bezopasnosti-nauchno-obrazovatelnij-kompleks-po-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/32-poleti-na-predelno-malim-visotah-kniga-prednaznachena-dlya-rukovodyashego-i-letnogo-sostava-aviacii-metodistov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mathanov-pn-teoreticheskie-osnovi-elektrotehniki.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-albomi-kalendar-znamenatelnih-i-pamyatnih-dat-po-buryatii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-ustanovlenii-plati-za-obuchenie-v-municipalnom-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-elnikovskaya-detskaya-muzikalnaya-shkola-stranica-4.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-makroekonomicheskoe-planirovanie-i-prognozirovanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhgosudarstvennij-sovet-po-standartizacii-metrologii-i-sertifikacii.html
  • essay.bystrickaya.ru/egor-letov.html
  • writing.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-v-rossii-osnovnie-napravleniya-razvitiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-ispolneniya-ugolovnih-nakazanij-za-rubezhom.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/antropologiya-evolyuciya-i-adaptaciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/knigi-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/5-sh-klass-oushilarini-orta-buina-bejmdelu-mseleler-tairibinda-tkzlgen-pedkonsililium-oritindisi-turali-anitama.html
  • write.bystrickaya.ru/filippov-mihail-mihajlovich-stranica-37.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istinnoj-sociolizaciej-lichnosti-yavlyaetsya-stanovlenie-obraza-ya-che.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-4-proekti-gosudarstvennih-kontraktov-dokumentaciya-ob-aukcione-na-postavku-uchebnoj-literaturi-dlya-nuzhd-universiteta.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnenie-k-sleduyushemu-razdelu-s-v-gippius-trening-razvitiya-kreativnosti-gimnastika-chuvstv-spb-izdatelstvo-rech-2001.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnevostochnie-civilizacii-osnovnie-cherti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/municipalnie-finansi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-solovev-vera-tariverdieva-biografiya-muziki.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.