2.2.4. Тестирование остаточных знаний студентов в рамках самообследования факультетов
.RU

2.2.4. Тестирование остаточных знаний студентов в рамках самообследования факультетов


^ 2.2.4. Тестирование остаточных знаний студентов в рамках самообследования факультетов
Одним из элементов внутреннего мониторинга качества образовательной деятельности вуза является самообследование факультетов и образовательных программ. В отчетном 2007/2008 учебном году самообследование образовательных программ проводилось на Отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии (бакалавр); факультете Государственного и муниципального управления (специалист); факультете Философии (бакалавр); Психологии (магистр); отделении Прикладной математики и информатики (магистр). Для оценки учебных достижений студентов, результатов и качества обучения была использована методика проведения тестовых срезов остаточных знаний по учебным дисциплинам всех циклов образовательных программ.

Перед факультетами ставилась задача создания комплексных оценочных материалов по аттестуемым образовательным программам. Преподаватели университета проделали значительную работу по конструированию тестовых заданий по своим учебным дисциплинам. Наряду с учебно-методическим комплексом, тесты обеспечивают методическое сопровождение и объективную оценку освоения учебного курса. Тесты по учебным дисциплинам были сформированы в комплекты. Каждый такой комплект тестов в совокупности является инструментом для измерения образовательного уровня подготовки выпускников ГУ-ВШЭ. В УМУ были сданы комплекты тестов по аттестуемым образовательным программам для проведения экспертизы соответствия содержания и качества образования требованиям ГОС. Несомненной заслуг руководства и преподавателей обследуемых факультетов является разработка тестовых материалов по магистерским программам. В РФ опыт самообследования магистерских образовательных программ, в частности, по Прикладной математике и информатике и Психологии, очень незначительный, разработка методических материалов, в данном случае тестов, безусловно, инновационный вклад ГУ-ВШЭ в развитие высшей школы.

На факультете Государственного и муниципального управления используется большое разнообразие форм итогового и промежуточного контроля: экзамены, зачеты, курсовые работы, рефераты, контрольные работы, эссе, домашние задания, коллоквиумы. Каждая из этих форм имеет свое назначение, специфику, по-разному организует самостоятельную работу студента.

Итоговые формы контроля на факультете проводились как в виде письменных контрольных заданий, тестов, так и устно. В программах дисциплин, экзамен по которым принимался в устной в форме, содержались вопросы для подготовки к экзамену. Результаты рубежного контроля учитывались при оценке знаний по дисциплине в целом. Уровень требований, предъявляемых к студенту, в целом достаточно высокий.

Оценка степени усвоения студентами программного материала проводилась на основе контрольных опросов. В ходе самообследования был проведен контроль знаний студентов по отдельным дисциплинам федерального компонента учебного плана в форме тестирования. Выбор дисциплин был осуществлен таким образом, чтобы охватить все циклы (ГСЭ, ЕН, ОПД и СД) учебного плана. В качестве опрашиваемых были выбраны студенты 2, 3 и 4 курсов следующих групп: 292, 391, 392, 49УУК. Присутствие студентов на процедуре тестирования в соответствии с требованиями составляло: в гр. 292 - 100%; в гр. 391 - 96%; в гр. 392 - 100%; в гр. 49 УКК - 93%. Достоверность этих сведений подтверждена протоколами тестирования, оформленными на каждую дисциплину и подписанными ответственными за проведение тестирования, а также внешним экспертом - Лопаревым А. В., к.ф.н., доцентом кафедры Государственного управления и политики Государственного и муниципального института ГУУ.

Тестирование проводилось с использованием банка тестовых заданий по дисциплинам федерального компонента учебного плана направления 080504.65 Государственное и муниципальное управление. Тестовые задания разработаны преподавателями кафедр ГУ-ВШЭ, обеспечивающих подготовку специалистов по данному направлению. Анализ результатов тестирования зафиксировал в целом достаточно высокую степень усвоения студентами факультета ГиМУ программного материала. Тестирование показало, что студенты факультета ГиМУ успешно прошли испытания по всем циклам дисциплин учебного плана. ГСЭ –56% отличных оценок, 35% - «хорошо» и 9% - «удовлетворительно». По циклу ЕН – 44% «отлично»; 36% – «хорошо»; 20% – «удовлетворительно». По циклу ОПД – 42% «отлично»; 54% – «хорошо»; 4 % –«удовлетворительно». Специальные дисциплины, как показало тестирование, 93% студентов освоили на «отлично» и 7% – «хорошо».

Необходимо отметить исключительную добросовестность преподавателя Т.С. Вещугиной в организации тестовых срезов и подготовки оценочных материалов (тестов) для обеспечения качества проверки знаний студентов факультета ГиМУ. Т.С. Вещугина, будучи ответственным организатором самообследования на факультете, представила в УМУ комплект тестовых материалов, объем которых превышает 800 страниц по учебным дисциплинам данной образовательной програмы.

На Отделении деловой и политической журналистики факультета прикладной политологии используются следующие формы итогового и промежуточного контроля: экзамены, зачеты, курсовые работы, рефераты, контрольные работы, эссе, домашние задания.

Итоговые формы контроля на Отделении проводятся как в виде письменных контрольных заданий, тестов, компьютеризированных тестовых форм контроля, так и устно. По всем дисциплинам, экзамен по которым принимается устно, имеются экзаменационные билеты, утвержденные заведующим кафедрой или заведующим Отделением, в программах этих дисциплин содержатся вопросы для подготовки к экзамену. Результаты рубежного контроля учитываются при оценке знаний по дисциплине в целом.

В ходе самообследования был проведен контроль знаний студентов по отдельным дисциплинам федерального компонента учебного плана в форме тестирования. Выбор дисциплин был осуществлен таким образом, чтобы охватить все циклы (ГСЭ, ЕН, ОПД и СД) учебного плана.

В качестве опрашиваемых были выбраны студенты 2-4 курсов бакалавриата. Тестирование проводилось с использованием банка тестовых заданий по дисциплинам федерального компонента учебного плана направления 030600.62 «Журналистика». Тестовые задания разработаны преподавателями кафедр ГУ-ВШЭ, обеспечивающих подготовку специалистов по данному направлению. Анализ результатов тестирования показал в целом достаточно высокую степень усвоения студентами программного материала. От 45% до 54% студентов по ГСЭ и ОПД получили отличные и хорошие оценки. Однако, тестовые срезы выявили отдельные недостатки в подготовке. Тестирование по циклам специальных и общепрофессиональных дисциплин, количество студентов, имеющих неудовлетворительные оценки не превышает 5%; что при выявлении остаточных знаний является нормой, и только подтверждает добросовестность организаторов тестирования. Но срез по высшей математике показал, что 17% опрошенных студентов основательно забыли материал и получили неудовлетворительные результаты.

Подготовка специалистов на факультете Философии ГУ-ВШЭ ведется по профессиональной образовательной программе (ПрОП) 030100.62 «Философия».

В структуре базового учебного плана на цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» отводится 2180 часов общей трудоемкости в соответствии с ГОС (1800 часов). Превышение объема часов по данному блоку обуславливается реализацией факультетом концепции подготовки философов, обладающих широким кругозором и владеющих двумя иностранными языками как рабочими инструментами, что предполагает необходимость расширения спектра и объема преподаваемых гуманитарных дисциплин. При проведении тестовых срезов остаточных знаний по данному циклу 50% студентов показали отличные результаты, 34% - хорошие; 8% - удовлетворительные.

На цикл «Общие математические и естественно-научные дисциплины» отводится 756 часов (в ГОС ВПО 700 час.) и в полной мере соответствует перечню включенных в него дисциплин. По результатам тестирования 2 курса в ходе самообследования 15% студентов показали отличные результаты; 75% - хорошие; и 10% - неудовлетворительные. Третий курс бакалавриата оказался более подготовленным – 47% отличников, 35% освоили математический и естественно-научный блок на оценку «хорошо»; 18% - удовлетворительно; оценок «неудовлетворительно» - не было.

Цикл «Общепрофессиональные дисциплины» включает в себя все дисциплины федерального компонента, предусмотренные ГОС, и занимает 3162 часа (3300 час. по ГОС ВПО). Сокращение часов в рамках данного блока обусловлено перераспределением учебной нагрузки в пользу дисциплин гуманитарного цикла. Студенты 3 и 4 курса по ОПД, как показал срез остаточных знаний, в основном получили оценки «хорошо»: 3 курс - 83%; 4 курс –45%. Одна четверть студентов - 25% -«удовлетворительно» освоили дисциплины ОПД. Неудовлетворительных оценок – нет.

Цикл «Специальные дисциплины» включает обязательные для всех студентов дисциплины (для каждой кафедры – свои), формирующие у последних навыки и компетенции, необходимые для освоения профессии философа, и дисциплины специализации.

Блок дисциплин специализации рассчитан на 180 часов (ГОС – 200 часов) и разработан в соответствии с существующими на факультете специализациями. При оценке остаточных знаний75% студентов 4 курса, участвующих в тестировании показали освоение учебных курсов с оценкой «хорошо».

Необходимо отметить, что комплект тестовых материалов по 29 дисциплинам учебного плана по образовательной программе бакалавриата философии содержал таблицы спецификации и тезаурусы по каждой дисциплине.

Тестирование остаточных знаний студентов магистратуры факультета Бизнес-информатики, обучающихся по образовательной программе 010500.68 «Прикладная математика и информатика» показало, что в целом абсолютное большинство студентов хорошо освоило материал дисциплин циклов ДНМ И СДМ учебного плана. Комплект тестов по образовательной программе охватывает 14 учебных курсов. Тестирование остаточных знаний было проведено по 3 дисциплинам. В качестве опрашиваемых были выбраны студенты 2 курса магистратуры. Тестовые задания разрабатывались преподавателями кафедр факультета. Использование информационных технологий при проведении тестирования позволило значительно сократить время на организацию тестовых срезов. 30% студентов магистратуры получили баллы соответсветствующие оценке отлично. Неудовлетворительных оценок нет. Наиболее неблагоприятный результат - 40% оценок «удовлетворительно» по дисциплине «Современные компьютерные технологии для математического моделирования». Учитывая сложность курса и особенности преподавания дисциплины в ГУ-ВШЭ, этот результат нельзя расценивать как недостаточный. На комплект тестов получено положительное заключение УМО.

Студенты магистратуры факультета психологии прошли тестирование остаточных знаний по дисциплинам федерального компонента по направлению 030300.68. Психология. Оценка степени усвоения студентами программного материала проводилась на основе контрольных опросов. Выбор дисциплин был осуществлен таким образом, чтобы охватить все циклы (ДН и СД) учебного плана. В качестве опрашиваемых были выбраны студенты 2 курса. Тестирование проводилось с использованием банка тестовых заданий. Тестовые задания разработаны преподавателями кафедр ГУ-ВШЭ, обеспечивающих подготовку специалистов по данному направлению. Фонд контрольных заданий утвержден Ученым советом факультета психологии. Анализ результатов тестирования показал в целом достаточно высокую степень усвоения студентами программного материала.

Наиболее большой процент отличников по учебному курсу «Преподавание психологии в высшей школе» – 83%; по дисциплине «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии» 55% студентов, прошедших тестирование получили баллы, соответствующие оценке «хорошо». Более 50% опрошенных студентов получили оценки «хорошо» по всем дисциплинам. В УМУ сданы комплекты тестовых материалов как по образовательной программе бакалавриата, так и комплект по образовательным программам магистерского уровня.

В целом тестирование остаточных знаний студентов показало хороший уровень подготовки студентов и качества образовательного процесса в университете. При проведении самообследования факультетов профессорско-преподавательский состав активно участвовал в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки качества образовательного процесса. Деканаты и кафедры проделали огромную организационную и методическую работу.

Основной проблемой проведения тестирования в процессе самообследования остается обеспечение достаточного количества студентов (90%) на тестовых срезах. Необходимо единое программное обеспечение, которое позволит в едином формате разработать базу тестов университета и сделать проведение тестовых срезов менее затратным с точки зрения их проведения.


2.2.5.Состояние формирования системы менеджмента качества в ГУ-ВШЭ

В текущем учебном году в соответствии с приказом Минобрнауки № 304 от 03.12.2004 года «О разработке и внедрении внутривузовской системы управления качеством в высших учебных заведениях» в ГУ-ВШЭ разработан план по внедрению менеджмента качества, который учитывает новые стратегические цели развития, а также основные пути достижения поставленных целей.

В университете проводилась работа по исследованию рынка образовательных услуг, которая включала рейтинг вузов и специальностей, требований абитуриентов, а также предложения службы занятости г.Москвы.

Значительная работа по исследованию качества подготовки специалистов и позиционирование направления «Менеджмент» проведена на факультете менеджмента под руководством А.Г. Эфендиева. Исследование рынка образовательных услуг, востребованности специалистов на рынке труда, анализ преимуществ других вузов, изучение требований работодателей студентов и их родителей дали возможность руководству факультета и профессорско-преподавательскому составу сформировать представление о требованиях на рынке образовательных услуг и о том, чем можно привлечь в ближайшие годы потенциальных абитуриентов.

В 2008-2009 учебном году необходимо:




35-dochernie-i-zavisimie-hozyajstvennie-obshestva-emitenta-mesto-nahozhdeniya-emitenta-rossiya-191186-sankt-peterburg.html
35-dopolnitelnoe-obrazovanie-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-zavolzhskaya.html
35-ekonomika-feodalnoj-indii-i-n-shapkina-i90-istoriya-ekonomiki.html
35-elektronnaya-cifrovaya-podpis-i-osobennosti-ee-primeneniya-v-n-yasenev-informacionnaya-bezopasnost-v-ekonomicheskih-sistemah.html
35-finansovie-vlozheniya-poyasnitelnaya-zapiska-razdel-i-svedeniya-ob-organizacii-1-obshie-svedeniya-ob-oao-nauchno.html
35-geometricheskij-raschyot-kursovoj-proekt-po-kursu-osnovi-konstruirovaniya-priborov-i-mashin.html
  • books.bystrickaya.ru/chto-takoe-kurenie-smogu-li-ya-brosit-kurit-voprosi-i-otveti-stranica-41.html
  • control.bystrickaya.ru/ciolkovskogo-kafedra-dokumentacionnoe-obespechenie-upravleniya-i-prikladnaya-lingvistika-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/parametri-planiruemogo-razvitiya-territorii-generalnij-plan-derevni-parshino-selskoe-poselenie-derevnya-alekino.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-na-2011-2015-g-g-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-socialnih-rashodov-i-ih-istochnikov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-anglijskij-yazik-dlya-specialnosti-080506-65-logistika-i-upravlenie-cepyami-postavok-dlya-specialnosti-080507-65-menedzhment-organizacii-podgotovki-specialista-1.html
  • college.bystrickaya.ru/15-kontrol-za-vipolneniem-kollektivnogo-dogovora-poryadok-vneseniya-v-nego-izmenenij-i-dopolnenij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svoj-potencial-dlya-dostizheniya-uspeha-stranica-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vliyanie-gidrouzlov-na-socialno-ekonomicheskoe-razvitie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rekomendacii-k-zashite-raboti-podgotovka-teksta-vistupleniya.html
  • write.bystrickaya.ru/fizicheskaya-kultura-i-sport-pasport-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-batirevskogo-rajona-na-2010-2012-godi.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-lica-fizicheskie-i-yuridicheskie-teoreticheskie-i-prakticheskie-harakteristiki.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vidi-voinskoj-deyatelnosti-i-ih-osobennosti-v-razlichnih-vidah-vooruzhyonnih-sil-i-rodah-vojsk.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-celyu-osvoeniya-biotestirovanie-i-bioindikaciya.html
  • klass.bystrickaya.ru/alishev-bs-vzaimodejstvie-v-sisteme-subekt-obekt-i-problema-cennostej-uchenie-zapiski-kazanskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2009-075-pl.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-instrukciya-smk-ri-2-minskij-filial.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya-predmetnoj-oblasti-informatizaciya-obrazovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/skolko-lyudej-ivse-zhivie-otzivi-chitatelej-o-zapiskah-ob-anne-ahmatovoj-lidii-chukovskoj-predislovie-primechaniya-i-publikaciya-e-c-chukovskoj-versiya-dlya-pe-stranica-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-proishozhdenie-differencialnoj-differencialnaya-psihologiya-individualnie-i-gruppovie-razlichiya-v-povedenii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-avtomaticheskoj-stabilizacii-pnevmokolesnoj-platformi-dlya-transportirovki-krupnogabaritnih-gruzov.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-22-pn-malm-kairbekova-rajgl-urkinbaevna-sabati-tairibi.html
  • institute.bystrickaya.ru/franchajzing-chast-3.html
  • school.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-bileti-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/primenenie-specialnih-mer-federalnie-smi-informacionnie-agentstva-10-28-01-2011-ria-novosti-dalnij-vostok.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nekotorie-osobennosti-proyavleniya-anomalij-elektricheskogo-polya-v-prizemnoj-atmosfere-pered-zemletryaseniyami.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istochnik-tns-gallup-media-reprezentiruyutsya-goroda-s-naseleniem-100-tis-chel.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkursa-izdanij-iii-festivalya-kraevedcheskoj-knigi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnastoyashee-vremya-v-oblasti-vzrivatelnoj-tehniki-sushestvuet-problema-razrabotki-miniatyurnogo-istochnika-pitaniya-ip-dlya-elektromehanicheskih-vzrivatelej-v-sostav.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-mladshih-shkolnikov-tema-meropriyatiya.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-gosgortehnadzora-rf-ot-9-fevralya-2004-g-n-20-ob-otchetnosti-po-osnovnoj-deyatelnosti-v-sisteme-federalnogo-gornogo-i-promishlennogo-nadzora-rossii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-27-iyunya-n479-ob-utverzhdenii-pravil-podpisano.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-literaturi-iyul-sentyabr-2004-matematika-inv-62991-v-1-a-841.html
  • learn.bystrickaya.ru/fakultet-tehnologij-i-dizajna-fgbou-vpo-rgutis-resheniya-zasedaniya-nauchno-metodicheskogo-soveta-fgbou-vpo-rgutis.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nasos-rabotaet-mirovoj-okean-privedet-li-parnikovij-effekt-k-novomu-lednikovomu-periodu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-v-botvin-gou-vpo-vologodskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.