.RU

2.4. Методологические основы выявления закономерных связей в изучаемых явлениях и выявление противоречий


^ 2.4. Методологические основы выявления закономерных связей в изучаемых явлениях и выявление противоречий
Изучение педагогических процессов и явлений в их развитии является важным условием исследования. Педагогические процессы и явления непрерывно изменяются, развиваются, что необходимо учитывать при организации исследования. Следует выявлять не только те процессы, явления и закономерности, которые уже сложились, но и те новые, которые ещё только зарождаются. Это особенно важно при изучении личности школьника, когда внимание учителя должно быть направлено на предвидение будущего развития ребёнка, без чего невозможно целенаправленное построение учебно-воспитательной работы.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтетическим принципом при построении исследования. Аналитическое изучение позволяет познать элементы явления или процесса, а синтетическое – даёт возможность выявить взаимосвязи всех отдельных элементов.

Выявление противоречий в изучаемых явлениях и процессах – необходимое условие эффективности педагогического исследования. В современной педагогике описано множество противоречий, однако, нет ещё их единой систематизации, поэтому необходимо вести поиск существенных противоречий.

Для поиска противоречий следует выделить элементы структуры изучаемого объекта, рассмотреть внутренние и внешние противоречия для каждого из элементов, отобрать характеристики изучаемого явления, связанные с рассмотренными противоречиями.

Чаще всего учителю приходится решать задачи повышения эффективности учебного процесса в конкретном классном коллективе. В этом случае можно выделить не менее трёх взаимодействующих элементов: учитель, ученики, учебный материал. Выделение слишком большого числа элементов значительно усложняет задачи исследования, что неприемлемо для условий дипломной работы. Даже для названных трёх элементов приходится рассматривать 6 различных противоречий:

  1. Между реальными и необходимыми учебными возможностями учеников.

  2. Между возрастанием объёма учебного материала и ограниченными возможностями его передачи.

  3. Между решаемыми дидактическими задачами и реальными учебными возможностями учеников.

  4. Между реальным и необходимым уровнем активности психических процессов.

  5. Между имеющимся и необходимым арсеналом приёмов работы учителя.

  6. Между имеющимся и необходимым набором средств обучения.

В других случаях существенными противоречиями будут иные.

В современной педагогике раскрыто множество противоречий, но нет их единой классификации. Тем не менее, обычно выделяют следующие группы противоречий:

  1. Между знанием и незнанием. Здесь часто имеет место не только отсутствие знаний у одной части учащихся, но и нежелание приобретать новые знания.

  2. Между реальными и необходимыми учебными возможностями учащихся. Например, с позиций развивающего обучения здесь следует иметь в виду множество различных показателей, которые могут быть объектом исследования. Это, во-первых, характеристики общеучебных и специальных умений: скорость чтения, быстрота письма, темп вычислений и др. Во-вторых, показатели воспитанности: доброта, отзывчивость, обязательность, авторитетность, сформированность нравственного идеала и др. В-третьих, показатели развития психики: объём памяти, устойчивость внимания, нешаблонность мышления, умение обобщать и др.

  3. Между ростом объёма учебного материала и ограниченными возможностями учащихся в его восприятии.

  4. Между решаемыми дидактическими задачами и реальными учебными возможностями учащихся.

  5. Между ограниченным арсеналом педагогических приёмов учителя и большим числом решаемых дидактических задач.

  6. Между коллективом учащихся и коллективом учителей.

Имеются и другие противоречия, которые учителю следует выявлять и находить пути их разрешения.
^ Контрольные вопросы и задания

  1. Приведите примеры современных проблем педагогики.

  2. Для чего учителю необходимы знания методологии педагогических исследований?

  3. Дайте определение методологии.

  4. Зачем учителю необходимо знание методологии педагогического исследования?

  5. Какие вопросы необходимо решать при организации педагогического исследования?

  6. Опишите философский уровень методологии.

  7. Опишите общенаучный уровень методологии.

  8. Опишите конкретно-научный уровень методологии. Приведите примеры.

  9. Дайте характеристику лонгитюдного метода исследования. Когда он применяется? Приведите примеры его применения.

  10. В чём состоит суть сравнительного метода исследования? Приведите примеры его применения.

  11. Приведите алгоритм организации педагогического исследования, построенного на идее цикличности.

  12. Почему изучать педагогические процессы и явления следует в их развитии?

  13. Почему необходимо руководствоваться аналитико-синтетическим принципом при построении педагогического исследования?

  14. Что является необходимым условием эффективности педагогического исследования?

  15. Приведите примеры противоречий, которые следует рассматривать при изучении взаимодействия в ходе обучения между учителем, учениками и учебным материалом.

  16. Приведите примеры противоречий процесса обучения из своей практики учёбы и преподавания в школе.
^ Лекция 3. Методы педагогических исследований
3.1. Понятие метода исследования.

3.2. Наблюдение педагогических явлений.

    1. Анализ документации и продуктов деятельности учащихся.

    2. Методы беседы, опроса, интервьюирования, анкетирования, тестирования.

    3. Метод экспертной оценки.

    4. Изучение литературных источников.

    5. Теоретические методы исследования.

    6. Педагогический эксперимент.

    7. Изучение передового педагогического опыта.

    8. Математическая обработка и анализ результатов исследования.
^ 3.1. Понятие метода исследования
Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Единой классификации методов нет, но есть различные подходы к ней. Обычно выделяют следующие группы методов:

Содержательные – они предполагают непосредственное обращение к фактам, данным наблюдений и опытов. К ним относят: педагогическое наблюдение, собеседование и анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент, изучение школьной документации и др.

Формализованные – они характеризуются большей степенью абстрагирования и такими приёмами познания, которые основаны на отвлечении от содержания и на обобщение формы различных педагогических явлений и процессов. К ним относят количественное моделирование педагогических явлений и процессов. В настоящее время всё более часто применяется компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов.

Теоретические – они включают в себя: теоретическое рассмотрение задач и предмета исследования, определение логики исследования, рассмотрение необходимых методов изучения и предполагаемых результатов, теоретический анализ и синтез результатов исследования.

Выделяют также группы методов по другим критериям:

По цели исследования – это методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики.

По источникам информации – к ним относят:

К методам изучения в естественных условиях относят: наблюдение, беседу, анкетирование, интервьюирование, анализ документации и продуктов деятельности, анализ опыта работы учителей. К методам изучения в специально организованных условиях относят: педагогический эксперимент в естественных и лабораторных условиях, опытная проверка в условиях массовой школы.

По логике исследования выделяют методы: изучения состояния проблемы, экспериментальный поиск новых решений проблемы, обработки результатов эксперимента и др.

По способам обработки и анализа данных исследования выделяют методы: качественного анализа, количественной обработки результатов (статистические и нестатистические).

Кроме того, по форме причинности различают детерминистские и вероятностные методы.

При выборе метода следует не столько формально перебирать весь их набор, а нужно для каждого этапа исследования определить свой оптимальный их комплекс. При этом надо руководствоваться следующими требованиями к выбору методов исследования:

1-osnovnie-harakteristiki-kitajskoj-filosofii-stranica-5.html
1-osnovnie-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
1-osnovnie-makroekonomicheskie-pokazateli-razvitiya-strani-za-poslednie-10-let.html
1-osnovnie-makroekonomicheskie-pokazateli.html
1-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-v-nastoyashee-vremya-nomenklatura-vipuskaemoj-produkcii.html
1-osnovnie-opredeleniya-upravleniya-proektami.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliograficheskoe-opisanie-i-tehnicheskie-harakteristiki-stranica-5.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vostochnij-pohod-aleksandra-makedonskogo.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sabati-ataui-i-altinsarin-ata-zheme-hat-masati.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizirovannie-informacionnie-tehnologii-formirovaniya-obrabotki-i-predstavleniya-dannih-v-nalogovoj-sluzhbe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-visokourovnevie-metodi-informatiki-i-programmirovaniya-kod-i-nazvanie-disciplini-po-uchebnomu-planu-specialnosti.html
  • crib.bystrickaya.ru/iisozdanie-uslovij-dlya-funkcionirovaniya-i-razvitiya-ou-otkritij-doklad.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sekretnaya-dusha-veshej-karl-gustav-yung.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/simhat-tora-kantonista-polnaya-istoriya-tishrej.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-mezhd-sotr-za-2006-tablica-1.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-poroge-tmi-andrej-kruz-mariya-kruz-stranica-9.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mifi-i-sovremennoe-obshestvo.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-uroka.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-proizvedeniya-s-k-kalyaeva-1-knigi-nauchno-prakticheskoe-spravochnoe-posobie-sandzhi-kalyaevich-kalyaev-biobibliograficheskij.html
  • testyi.bystrickaya.ru/418-proverka-chislovih-virazhenij-blok-test-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-080801-65-prikladnaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/novij-kurs-anglijskogo-yazika-6-klass-uchebnik-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-avtori-o-v-afanaseva-i-v-miheev.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-18-669-17-maya-2010-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/paragraf-2-vidi-kulturnih-cennostej-po-zakonodatelstvu-rossii-grazhdansko-pravovoj-rezhim-kulturnih-cennostej.html
  • student.bystrickaya.ru/-zichno-skazal-voevoda-sofiya.html
  • institute.bystrickaya.ru/fiskalnij-samosud-gazeta-galina-lyashenko-01072008-120-str-9-11-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-25-t-dzhefferson-parker-bezmolvnij-dzho.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-sinip-aza-debiet-1-tosan-aptasina-3-saattan-barlii-27-saat-zhil-boji-102-saat.html
  • report.bystrickaya.ru/hozyajstvennoe-pravo-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-instrumentarij-osnovnie-metodi-imidzhmejkera.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-po-provedeniyu-administrativnoj-reformi-v-tomskoj-oblasti-v-2009-godu-.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-8-gosudarstvennoe-regulirovanie-turistskoj-deyatelnosti-ekonomicheskie-i-administrativnie-mehanizmi-podderzhki-razvitiya-turizma.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnoe-pismo-ob-itogah-kursovoj-podgotovki-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-po-centru-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-menedzherov-obrazovaniya-v-20052006-uchebnom-godu.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/6-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-080504-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-harakteristika-kranio-osteologicheskih-materialov-iz-mogilnika-bolshogo-olenego-o-va.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vlashtuvannya-peregorodki-za-sistemoyu-w111-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-integralov-tablica-differencialov-ii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-s-polyami-uchebnoe-posobie-dlya-slushatelej-kursov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tipi-zdanij-stranica-8.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-filist-georgij-mihajlovich.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-arhitektura-s-ispolzovaniem-servera-prilozhenij-trehzvennaya-arhitektura-21.html
  • institut.bystrickaya.ru/spravochnie-materiali-zakon-daltona-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.