.RU

2.5.Методы по сохранению и повышению качества парфюмерной продукции в ООО «Ламзурь»


^ 2.5.Методы по сохранению и повышению качества парфюмерной продукции в ООО «Ламзурь»
Несколько лет ОАО «Ламзурь» ассоциируется с хорошим производителем. Однако не вся продукция соответствует понятию «качественный продукт». Дело не в том, что завод – плохой конкурент, а в устаревшей системе контроля за качеством. К последней уже привыкли на ОАО «Ламзурь» и эта привычка мешает рационально взглянуть на разлад в старом механизме. На мысль о его устранении в декабре 1998 г. натолкнул руководство завода Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, когда провел в Московском центре стандартизации, метрологии и сертификации цикл занятий по книге Крейга «Руководство по получению сертификата по ИСО 9000». И здесь позиция комитета полностью совпадает с моей. Для того, чтобы завоевать рынок потребителей за рубежом и увеличить его объем внутри страны, необходим общепризнанный в мире стандарт. Самым целесообразным, по-моему, является ИСО 9000.

Система качества создается на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей в области качества. Первичным является формирование и документальное оформление руководством предприятия политики в области качества.

Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия. Система качества ИСО 9000 призвана обеспечить качество конкретной продукции, и поэтому на одном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, система качества предприятия может включать подсистемы качества по определенным видам продукции. Система качества должна охватывать все стадии жизненного цикла продукции, который называется «петлей качества » и разделен на более мелкие этапы.

Обеспечение качества продукции представляет собой совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа петли качества таким образом, чтобы продукция удовлетворяла определенным требованиям по качеству.

Для определения планируемых мероприятий обеспечения качества целесообразно формировать целевые научно-технические программы повышения качества продукции. Программа разрабатывается на конкретную продукцию и должна содержать задания по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требования к ресурсному обеспечению всех этапов петли качества, а также мероприятия на всех этапах петли качества, обеспечивающие реализацию этих требований.

К систематически проводимым мероприятиям обеспечения качества относятся те работы, которые выполняются предприятием постоянно или с определенной периодичностью. Особое место среди них занимают мероприятия, связанные с предупреждением различных отклонений. В соответствии с идеологией стандартов ИСО 9000 система качества должна функционировать таким образом, чтобы обеспечить уверенность в том, что проблемы предупреждаются, а не выявляются после возникновения.

Управление качеством представляет собой методы и деятельность оперативного характера. К ним относятся: управление процессами, выявление различного рода несоответствий в продукции, производстве или в системе качества и устранение этих несоответствий, а также вызвавших их причин.

В методологии систем качества меры по выявлению и устранению отклонений и их причин известны как «замкнутый управленческий цикл», который включает контроль, учет, анализ (оценку), принятие и реализацию решения. Решения могут приниматься по результатам текущей информации, получаемой при контроле, учете и анализе, а также по результатам обработки и анализа накапливаемой информации.

При проектировании систем качества управление качеством необходимо предусматривать как обязательный принцип по отношению ко всем элементам системы качества на всех этапах петли качества.

Улучшение качества – это постоянная деятельность, направленная на повышение технического уровня продукции, качества ее изготовления, совершенствование элементов производства и системы качества.

Объектом процесса улучшения качества может стать любой элемент производства или системы качества. Данное направление деятельности связано с решением задачи получения результатов, лучших по отношению к первоначально установленным нормам.

Идеология постоянного улучшения качества прямо связана и вытекает из тенденции повышения конкурентоспособности такой продукции, которая обладает наиболее высоким уровнем качества при более низкой цене.

Развитие деятельности по улучшению качества требует специальной организации. Характерной организационной формой работ по улучшению качества являются группы качества (за рубежом - кружки качества). Кроме этой формы могут использоваться также организация рационализаторской деятельности, создание временных творческих коллективов, в которые в практике многих зарубежных фирм при решении определенных задач входят и руководители фирм, и так далее.

Требования к основным этапам жизненного цикла продукции:

Качество в рамках маркетинга. Маркетинг должен играть ведущую роль в определении требований, предъявляемых к качеству продукции. Он призван: определять потребности в продукции (услуге) давать определение рыночного спроса, требований потребителя, оценки стоимости и сроков производства, обеспечивать предприятия подробным официальным отчетом о требованиях, предъявляемых к продукции. Такое описание содержит пожелания и требования потребителей в виде перечня технических условий, которые послужат основой для выполнения последующих работ по проектированию. Маркетинг должен устанавливать постоянную систему обратной связи и контроля получаемой информации.

Качество при проектировании и разработке технических условий. Система качества призвана обеспечить создание проекта, отвечающего требованиям потребителя и лучшим мировым образцам. Краткое описание продукции, полученное в результате маркетинга, используется как исходные требования к проекту.

Качество при материально- техническом снабжении. Для обеспечения качества поставок система качества как минимум должна включать: четкое установление требований к покупным материалам, полуфабрикатам, комплектующим деталям и узлам; входной контроль; процедуры решения сложных вопросов по качеству покупной продукции и т.д.

Качество в процессе подготовки производства и производства продукции. Подготовка производства должна осуществляться таким образом, чтобы технологический процесс и состояние всех элементов производства обеспечили изготовление продукции в соответствии с требованиями технической документации.

Качество на после производственных этапах. Цель системы качеств на после производственных этапах состоит в обеспечении качества продукции при погрузочно-разгрузочных работах, хранении, транспортировании, монтаже.

Учет и анализ затрат на качество. В условиях формирования рыночных отношений, перехода предприятий на хозрасчет и выхода их на международный рынок качество продукции и затраты, связанные с ними, становятся важным фактором экономического положения предприятия и, в частности, такого показателя как прибыль.

Интенсивная эффективность системы качества может проявляться в снижении себестоимости продукции за счет минимизации суммарных затрат по всем группам затрат.

Для практического решения этой задачи целесообразно первоначально определять все потери, связанные с дефектами продукции, затем определять мероприятия по предотвращению дефектов и усилению (или ослаблению) контроля.

^ Глава 3. Мировой опыт управления качеством продукции 3.1.Системное управление качеством продукции, его современные особенности и развитие
На протяжении более трех десятилетий задачи создания вы­сококачественной продукции решаются путем системного управ­ления качеством. Принципы управления качеством, на форми­рование которых оказывает влияние история развития эконо­мики, культуры, политической системы страны, на сегодняшний день довольно разнообразны. Что же касается методов обеспе­чения качества, то многолетняя мировая практика показывает, что во многом они сходны и можно проследить определенные тенденции в этом деле.

Г. Тагучи сконцентрировал современные методы обеспече­ния качества в следующих положениях:

1. Необходимо оценивать тот ущерб, который некачествен­ная продукция может причинить обществу. При этом учитыва­ется ущерб от готовой продукции (отказы, травмы, аварии, не­возможность выполнить свои функции, несоответствие требова­ниям заказчика и т. п.) и ущерб в процессе производства нека­чественной продукции (непроизводительные затраты времени, энергии, сил, токсичность некоторых производств).

В расчете предупредительных затрат на качество следует учитывать величину такого ущерба.

2. Чтобы продукция фирмы была конкурентоспособной, не­обходимо постоянно повышать ее качество и снижать себестои­мость. Не забывать, что требования заказчика постоянно воз­растают.

Все это учитывается при разработке стратегии фирмы.

3. Основной целью программы повышения качества на фир­ме должно быть постоянное уменьшение расхождений между показателями качества изделия и характеристиками, заданными заказчиком. С этой задачей связано постоянное совершенство­вание метрологической службы.

4. Ущерб, который терпит заказчик из-за несоблюдения его требований, пропорционален квадрату величины отклонения по­казателей качества. Это надо учитывать, устанавливая требо­вания к качеству производственных процессов.

5. Качество и себестоимость готового изделия в основном оп­ределяются качеством проекта и технологии. Поэтому при проек­тировании, планировании производства и методов контроля надо ориентироваться на требования к качеству готовой продукции.

6. На этапе разработки и испытаний опытных образцов необ­ходимо уменьшать отклонения характеристик изделия от задан­ного качества.

7. Нужно выявлять зависимость эксплуатационных характе­ристик от других параметров изделия и технологического про­цесса и, используя установленную зависимость, проводить пла­нирование эксперимента на основе статистических расчетов.

На современном этапе нельзя не отметить повышения роли государства в решении вопросов качества продукции. В капи­талистических странах все чаще наблюдается непосредственное участие и поддержка правительством кампаний по повышению качества, усиливается роль обязательных государственных стан­дартов. Так, Американский национальный институт стандартов за 1986 г. утвердил 638 новых обязательных национальных стан­дартов, пересмотрел 594 стандарта, что на 30% больше, чем в 1985 г. Издан первый государственный стандарт на безопасность промышленных роботов. Усилилась работа института по сертификации, аккредитации ис­пытательных лаборатории, оценке и регистрации систем управ­ления качеством на производственных предприятиях.

Надо отметить и такую особенность сегодняшнего дня, как формирование уровня качества изделия с учетом рыночных фак­торов качества: требований покупателей, претензий потребите­лей, изменения доли рынка, стратегии и тактики конкурентов. Практика обеспечения качества в современных условиях внесла существенные коррективы и в концепцию качества. Если несколько десятилетий назад под качеством понимали совокуп­ность технических показателей свойств товара, то сейчас этого мало: необходимо, чтобы совокупность свойств удовлетворяла чьи-то потребности.

Понятие «хорошее качество» сегодня складывается из вы­полнения изделием требуемых функций, поддержания экономи­чески оправданной цены и целесообразного уровня эксплуата­ционных расходов, защиты окружающей среды, безопасности из­делия, обеспечения качества на стадии сбыта и послепродаж­ного сервиса.

Международная организация по стандартизации (ИСО) трак­тует качество как совокупность свойств и характеристик про­дукции (или услуги), которая обеспечивает удовлетворение ус­тановленных или предполагаемых потребностей. Если учесть, что потребности могут быть общественными и индивидуальными (заказчика, потребителя), то и в управлении качеством долж­ны осуществляться разные подходы к ним. В капиталистичес­ких странах обеспечение таких общественных потребностей как охрана окружающей среды, экономия энергии и материалов, без­опасность практически всегда находится в руках правительства и проводится через технические регламенты и разного рода ру­ководства и правила, обязательные к выполнению.

При организации системного управления качеством фирма задается вопросом, что же она вкладывает в понятие «качество» и каковы его критерии. Обобщая накопленный опыт, профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин определяет пять наи­более существенных критериев качества: соответствие стандар­ту; соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов; степень точности соблюдения всех производственных про­цессов; соответствие качества требованиям покупателей; соот­ветствие качества платежеспособному спросу.

Для поддержания уровня качества нельзя нарушать ни один из выбранных критериев. Несоблюдение этого правила приво­дит к коммерческому провалу. Опираясь на принятую концепцию качества и его критерии, фирма разрабатывает стратегию качества. Работа начинается с комплексного исследования рынка, которое обычно фирма за­казывает специализированным консультационным центрам. Стра­тегия строится в соответствии с выбранным сегментом рынка или рыночной «нишей».

Стратегическое планирование качества считается настолько важным, что оно стало частью общего стратегического планиро­вания деятельности фирмы. При разработке стратегии качества устанавливаются конкретные цели и сроки их выполнения. Стратегия реализуется в программах повышения качества. Программа, как правило, рассчитана на различные сроки (2— 18 месяцев и более).Некоторые фирмы используют готовые (как бы типовые) программы, разрабатываемые специализированными организа­циями, или заказывают их.

Отношение к таким программам в разных странах неодноз­начно. В ФРГ, например, небольшие фирмы, применяют такие программы, а ведущие компании принципиально против принци­па «ноль дефектов». Отказ от подобных программ мотивируется тем, что «работник, не совершающий ошибок, вряд ли желателен на предприятии. Кто работает много, тот ошибается больше». Незаинтересованность работников в повышении качества вы­пускаемой продукции рассматривается как свидетельство низ­кого уровня руководства предприятием (фирмой). Обязательное наличие группы менеджеров по качеству га­рантирует как разработку программы, так и контроль за ее реа­лизацией. В обязанности менеджера по качеству входит обширный круг вопросов. Это и контроль за сырьем и полуфабрикатами от субпоставщиков, и анализ всех собранных материалов испытании выпускаемых изделий, чтобы сделать выводы о необходимости внесения изменений в конструкцию и технологию производства. Менеджеры обязаны проводить оценку действующей системы обеспечения качества на ее соответствие современным принци­пам и нормам. На менеджеров по качеству возложена и работа с потребителями: они обязаны анализировать рекламации, про­водить уточнения и конкретизацию возникающих проблем и предлагать пути их решения (например, удовлетворенность по­требителя послепродажным обслуживанием и повышение его эффективности). Важным аспектом работы менеджеров по каче­ству является составление программ повышения качества про­дукции. Специалист по качеству на фирме-то полноправный член управляющего звена, а ни в коей мере не работ­ник вспомогательной службы.

Приоритетность программ определялась на основе экспертных оценок. С этой целью каждая программа оценивалась в баллах (от 1 до 5) до пяти критериям: сильна ли фирма в этой области; насколько улучшения в этой области необходимы; какое воздей­ствие окажет программа на последующие этапы; степень удов­летворения нужд потребителя; экономическая эффективность.

Выявляются сильные и слабые стороны той или иной про­граммы, проводится анализ ее совместимости с действующей си­стемой управления качеством, а совместимость между собой не­скольких программ служит основанием для их одновременного внедрения. Такую практику можно рассматривать как метод непрерывного улучшения качества и совершенствования дейст­вующей системы управления качеством продукции.

Продолжая анализировать опыт западногерманских фирм, следует отметить, что работа по внедрению систем обеспечения качества ведется поэтапно, на каждом этапе реализуется опре­деленная программа, подготовленная группой менеджеров по качеству. Каждый этап завершается внедрением конкретных мер, повышающих эффективность работы по качеству, что мо­жет быть выражено, например, через снижение расходов на ка­чество.

На первом этапе в задачу менеджеров входит детальное изу­чение всех случаев нарушения предусмотренных нормативов. На втором этапе уже возможно составить калькуляцию расходов на качество, причем задача должна решаться таким образом, чтобы снизить их на данный момент хотя бы на 2%, доказав тем самым действенность и эффективность начатой работы. На по­следующих этапах группа менеджеров решает проблему качества более углубленно и масштабно, добиваясь значительного сни­жения расходов на качество. Заключительным этапом следует считать внедрение комплексной системы управления качеством продукции как органической части производства.

Качество оказывает влияние на главные показатели работы предприятий их рентабельность, перспективы производства, долю на рынке. Так, специалисты ФРГ уделяют наиболь­шее внимание качеству сырья, конструкторской обработке, уров­ню технологии, отлаженной работе складов, материалопотоков, всех вспомогательных служб.

В настоящее время отказа­лись от идеи установления единой нормированной системы обес­печения качества: каждое предприятие должно найти свою фор­му организации работы по качеству, учитывающую его специ­фику. Главную ответственность за качество про­дукции несет руководство предприятия, которое устанавливает систему обеспечения качества, формулирует принципиальные це­ли предприятия в области качества.

Активная политика, направленная на обеспечение качества, считается одной из важных задач предпринимательской полити­ки. Общая концепция обеспечения качества должна быть убе­дительной как внутри предприятия, так и для партнеров. Для этого недостаточно создать хорошо оснащенную контрольно-испытательную лабораторию, так как качество изделия не форми­руется посредством испытаний и контроля - оно должно созда­ваться проектированием, конструированием, производством.

В управлении качеством надо придерживаться принципа, что дорогостоящее производство не должно оснащаться ненадлежа­щими средствами обеспечения качества. Необходима оптими­зация общих расходов на качество и себестоимости изготовления изделия. Общая цель предприятия-производителя должна сво­диться к трем важным положениям: цена продукции должна отражать конъюнктуру рынка, продукция будет предложена вовремя, качество продукции отвечает требованиям рынка. Связь между установлением сроков, оптимизацией расходов н соразмерным обеспечением качества определяется анализом так называемого цикла «QTK» («качество—сроки—расходы»). В период производства продукции и предоставления услуг учиты­вают: на стадии начала проектирования — проектирование рас­ходов, проектирование сроков, проектирование качества; на стадии начала реализации—управление расходами, управле­ние сроками, управление качеством; на стадии начала пользо­вания — расходы в период гарантийного срока, после чего риск переходит на покупателя. По результатам использования поку­патель может предъявлять свои требования к изделию, после изучения, которых изготовитель вырабатывает конкретные мерь: по совершенствованию качества изделия.

Специалисты немецкого общества по качеству (DGQ) пред­ставляют общий цикл обеспечения качества состоящим из двух контуров. «Внешний» контур: качество изделия - качество про­ектирования - качество производственных заданий - качество заготовок - качество изготовления - качество испытания - ка­чество храпения на складе и при отгрузке - качество монта­жа - качество технического обслуживания - качество изделия. «Внутренний» контур: уровень требований к изделию - рекла­ма на рынке - разработка – конструирование - подготовка производства - закупка - склад материалов - изготовление - испытательная станция - склад товаров - отгрузка - перевоз­ка - монтаж у потребителя - техническое обслуживание - уро­вень требований к изделию.

Служба по качеству на крупном предприятии складывается из трех подразделений, решающих крупные блоки проблем, свя­занных с техникой обеспечения качества, контролем качества, содействием обеспечению качества.

К технике обеспечения качества относятся: планирование качества и контроля (планирование качества до реализации, включая надежность, проектирование контроля, проектирова­ние поверочных средств); управление качеством (управление качеством изделий, поставляемых субпоставщиками, и управ­ление качеством собственного производства); информация о ка­честве (расходы на качество, обработка и анализ данных о ка­честве, документация). Блок контроля качества включает ла­боратории для контроля надежности, испытаний материалов, типовых испытаний и проверки опытных образцов и для серий­ных испытаний. Под содействием обеспечения качества понимаются обучение и повышение квалификации, мотивация каче­ственного труда, специальные задачи службы по качеству.

На современном этапе считается, что службы качества должны отвечать требованиям, изложенным в стандартах ИСО 9000—9004

Отличительной особенностью японских программ повышения качества н системной) управления качеством является их на­правленность на предотвращение дефектов, a нe обнаружение их путем контроля. Результатом этого является то, что отказы у японских автомобилей возникают в 10 раз реже, чем у амери­канских. Японские автомобили прочно завоевали американский рынок (доля их доходит до 70%), то же самое можно сказать о японских станках (доля США в их экспорте из Японии около 40%), спорттоварах, радиоприемниках, мотоциклах. Но такие успехи в достижении высокого качества товаров не были для Японии результатом внезапного скачка. Путь к ним длился де­сятилетия, а сегодня весь мир изучает и пытается использовать японский опыт комплексного управления качеством Uw4. Программы повышения качества, разрабатываемые в 80-е годы фирмами США, обычно учитывают японский опыт.

Всемирный конгресс по качеству 1987 г., состоявшийся в То­кио, характеризуя специфику японского опыта, отметил и такие его черты, как постоянное совершенствование организации про­изводства и повышения производительности труда. Например, в автомобильной промышленности Японии производительность труда в 2,5 раза выше, чем в этой отрасли США.

Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества про­дукции. Велика роль ответственности за качество непосредственного исполнителя. Каждый на своем рабочем месте трудится по принципу: исполнитель следующей операции — твой потре­битель. «Нормальному человеку стыдно работать плохо»- ха­рактерная философия, усвоенная сотрудниками всех фирм. Ко­нечно, такую философию может исповедовать человек с твор­ческим отношением к своему труду, которое реализуется у него, как правило, через «кружки качества». И, конечно же, громад­ное значение придается компетентности специалистов всех ран­гов в вопросах управления качеством продукции.

Для японской экономики последних десятилетий присущ, принцип поиска в управлении качеством новых методов, кото­рые учитывали бы изменения экономических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них. В современ­ной экономической ситуации ключевыми моментами в обеспе­чении качества считается соответствие товара требованиям по­требителя и экономичность системы. А система обеспечения ка­чества, согласно японскому стандарту—это совокупность средств, позволяющих экономично создавать товары и предо­ставлять услуги, удовлетворяющие потребности покупателя.

Новые методы обычно последовательно вводятся в уже дей­ствующую систему управления качеством, и практика показы­вает, какие из них наиболее эффективны. Путем совершенство­вания методов и средств добиваются как можно более полного удовлетворения требований потребителей при соблюдении усло­вия повышения экономичности производственного процесса.

Для стратегического планирования качества на японской фирме характерным является то, что ответственность за разра­ботку долгосрочного плана управления качеством продукции несет руководство высшего звена, оно же контролирует сроки выполнения принятого курса и принимает при необходимости корректирующие меры. Эта работа осуществляется по циклу Деминга («планирование — исполнение — контроль — корректи­рующее действие») и носит название «хосин канри» («развер­тывание политики»).

В начале каждого финансового года фирмы проводят анализ проблем и разрабатывают свои долгосрочные планы и задачи на 3—5 лет вперед. Эти планы учитывают при разработке крат­косрочного плана (на 6—12 месяцев). При подготовке кратко­срочных планов сочетаются принципы «сверху вниз» и «снизу вверх». Проект плана готовит руководство высшего звена, за­тем обсуждает его с руководителями подразделений фирмы. В результате обсуждения готовятся проекты планов для каж­дого подразделения. Руководители подразделений обсуждают их с линейными руководителями вплоть до руководителей круж­ков качества.

Такая процедура позволяет детализировать проекты планов, подготовить окончательный вариант плана фирмы, который ут­верждается руководством высшего звена. Таким образом, пла­нирование качества распространяется на все подразделения фирмы и уровни управления (такой метод в Японии называют «перебрасывание мяча»). Важной особенностью такого способа планирования считается возможность для каждого работника фирмы включить в план действий «свою» задачу, которая, как правило, обязательно учитывается руководителем фирмы, что стимулирует творческие возможности сотрудников.

Система современных средств управления качеством вклю­чает изучение рынка, НИОКР, планирование и проектирование изделия, подготовку производства, обоснование закупок, обес­печение заказов, изготовление продукции, контроль качества, сбыт, послепродажный сервис, кадровые вопросы, обучение пер­сонала II Т. Д,

Казалось бы, в этом нет ничего нового, но содержание от­дельных элементов меняется во времени, обеспечивая системе гибкость. Например, японские специалисты считают, что сегод­ня учитывать лишь существующие потребности явно недоста­точно, необходимо выявлять скрытые потребности и брать их за основу при планировании качества и разработке товара. При этом нужно учитывать потребности не только групп покупате­лей, но и фирм, деловых кругов, как самой Японии, так и других стран, потенциальных покупателей будущих изделии.

Сложность современного производства приводит к тому, что на каждом отдельном предприятии фирмы должна создаваться своя система обеспечения качества, учитывающая его специфи­ку, но в то же время она должна быть частью (звеном) фир­менной системы обеспечения качества продукции, как совокуп­ности таких гибко взаимодействующих систем.

Японский подход к управлению качеством наглядно виден на примере организации обеспечения качества цветных теле­визоров, а также других видов электронной бытовой техники.

Эти отрасли называют в Японии зрелыми, для них харак­терно полное обновление моделей через каждые 4—5 лет. Здесь явно прослеживаются две категории причин: во-первых, даль­нейшее приспособление к спросу потребителей и, во-вторых, удовлетворение требований радио- и телевизионных корпора­ций. Например, к запросам потребителя можно отнести увели­чение размера экрана, разделение экрана и «управляющей ча­сти» телевизора, совмещение телевизоров с домашними ком­пьютерами снижение влияния повышенной этажности жилых домов на качество изображения и др. Удовлетворение новых потребностей приводит к созданию новых интегральных схем, что, в свою очередь, должно согласовываться с разработкой но­вых моделей телевизоров. Что касается телевещательных корпораций, то их влияние на обновление моделей телевизоров связано с такими факторами, как возникновение стереотелевидения, двуязычного вещания, использование спутниковой транс­ляции, передач с субтитрами. Все это вызывает необходимость совершенствования конструкции и создания телевизионных при­емников супервысокого качества изображения. Одновременно возникает проблема обеспечения надежности телевизионной ап­паратуры.

Решение этой проблемы начинается с проектирования теле­визора, когда учитываются его функциональные возможности, себестоимость, срок службы, безопасность, климатические усло­вия, техническое обслуживание, уровень потребителей. С дру­гой стороны, принимаются во внимание состояние технологии производства, конъюнктура рынка.

Большое значение придается не только разработке проекта, но и оценке технического уровня н качества изделия на до производственной стадии. С этой целью опытный образец прохо­дит испытания на надежность в условиях, близких к эксплуатационным, и в среде повышенной активности. Установлено, что примерно 80% отказов связано с дефектами в интеграль­ных схемах.

В то же время, проверки причин неисправности в процесс использования телевизоров потребителями показали, что до 40% поломок связано с качеством проекта, до 65% — с плохим ка­чеством отдельных узлов, до 30% причин связано со стадией производства (нарушение технологии и др.). Детальное иссле­дование видов неисправностей при использовании телевизоров показало, что существует семь основных причин отказов: исте­чение срока службы отдельных компонентов; скрытые дефекты электронных компонентов; нарушения при сборке; перегрузки схемы из-за высокого напряжения (электрошок); пользование телевизором в условиях повышенной активности окружающей среды (температура, влажность); ошибочное применение ком­понентов на этапах проектирования и сборки; повреждения по вине потребителей.

Практика показала, что число отказов вследствие износа связано, в сущности, со сроком службы электронной трубки, а отдельные электронные компоненты не успевают изнашиваться за это время, если они исправны. Поэтому на скрытые дефекты электронных компонентов обращается главное внимание, и уст­ранение причин скрытых дефектов значительно повышает срок службы и надежность изделия.

Поскольку создание новых видов телевизионных приемников связано все с большей степенью использования в них электрон­ных компонентов, японские специалисты пришли к выводу, что в дальнейшем основными причинами отказов будут дефекты я электронных компонентах и, чтобы обеспечить надежность готового изделия, необходимо придерживаться принципа «один де­фект на миллион компонентов», иначе производство телевизо­ров теряет смысл. Отсюда вытекают два вывода: во-первых, не­обходимость предъявления повышенных требований к постав­щикам электронных компонентов, а во-вторых, усиление контро­ля качества электронных компонентов, что привело к переходу,) выборочного контроля к сплошной проверке всех электрон­ных компонентов. Обнаружение дефектов с указанной выше точностью возможно только при систематическом контроле ком­понентов на всех этапах технологического процесса. В связи с этим возникает вопрос: как его осуществить? Установлено, что за одну проверку не удастся обнаружить все дефекты, требует­ся делать это 2—3 раза, а если этим будет заниматься человек, то потребуются слишком большие затраты труда, да и в силу природных возможностей человека чем ниже степень дефект­ности, тем меньше вероятность обнаружения дефекта. Так, если доля дефектных изделий составляет 10%, возможность обна­ружения практически полная; при 1% дефектности проявляют­ся случаи обнаружения, а при 0,01% дефектности практически невозможно выявить дефект. Эта же закономерность сохраня­ется и при увеличении многократности проверок. Поэтому ши­роко используется автоматизированная контрольная аппарату­ра с высокой надежностью обнаружения неисправности прове­ряемого компонента; причем па практике доказано, что много­кратность автоматизированных проверок приводит к увеличению числа выявленных дефектов. Таким способом, возможно, осущест­вить сплошной контроль электронных компонентов.

На сегодняшний день все японские фирмы-производители электронных компонентов используют тотальный контроль, но, несмотря на это, случаи отказов бывают. Анализ их причин по­казал, что наибольшая доля (примерно 30% из них) связана с недостатками работы по стандартизации н унификации (отсут­ствие стандарта, непонимание работником содержания стандар­та, ошибки в содержании стандартов, не отработана процедура внесения изменений в стандарты и др.). 15% причин связаны с оборудованием и инструментом (ненадлежащее использование оборудования из-за недостаточной изученности инструкций, не укомплектованность инструментом н дополнительными приспо­соблениями; несвоевременный профилактический осмотр и ре­монт). Ожидается увеличение доли этого вида причин по мере развития автоматизации производства.

15% приходится на дефекты, связанные с отсутствием по­рядка в производственном помещении (беспорядок на рабочем месте, нерациональное размещение материалов, сброс отходов и бракованных деталей на пол, а не в предназначенные для них емкости). Например, если бракованная деталь не выброшена в Урну для отбраковки, ее могут использовать при сборке, что приведет к дефекту в готовом изделии. На японских предприя­тиях существует порядок проведения уборки в нерабочее время.

На снижение интереса к работе и недостаточную обратную связь приходится по 10% отказов. Снижение интереса объясняют, прежде всего, недостатком системы обучения работников, отсутствием чувства профессиональной гордости за предприя­тие и сознательного стремления создать доброкачественное из­делие, недостаточной организацией работы кружков качества.

Именно эти кружки, как считают японские специалисты, спо­собствуют появлению интереса к работе. Для создания обрат­ной связи необходимо, чтобы каждый рабочий обязательно со­общал о выявленных им дефектах, что позволяет четко опреде­лить «горячие» точки технологического процесса, систематизи­ровать и анализировать информацию о дефектах. Примерно по 5% отказов приходится на ненадлежащий контроль поставки, недостатки в организации работы (рабочий график, учет стене ни трудности операции, порядок перемещения материалов, смен­ность, окружающая обстановка и пр.); недостатки в метроло­гическом обеспечении (правильность использования методов и средств измерений, своевременная проверка измерительной ап­паратуры, контроль состояния инструмента и т. д.). Предпола­гается, что доля этой причины отказов будет увеличиваться с усложнением технологии производства.

К прочим причинам: отказов относят недостатки в хранении материалов и компонентов, ошибки при испытаниях на надеж­ность и др.

Большое значение в обеспечении надежности придается взаи­модействию производителя готовых изделий и поставщиков элек­тронных компонентов. Прежде всего, надо отметить, что в Япо­нии существует порядок одобрения фирмой-изготовителем прак­тически всех изменений в производственном процессе фирмы-поставщика, так как считается, что они могут стать причиной выпуска дефектных изделий. Но надо отметить, что такая си­стема не должна ограничивать самостоятельность деятельности поставщика, поэтому одобрению подлежат, в основном, те ново­введения, которые по оценке фирмы-потребителя в наибольшей степени могут повлиять на качество конечной продукции. На­ряду с этим принято правило об обмене информацией между фирмами-изготовителями электронных компонентов о доле де­фектных изделий в партиях. На основании анализа таких дан­ных разрабатываются межфирменные стандарты, которые уста­навливают предельную долю дефектных изделий в партии. Пар­тия компонентов, отвечающая требованиям таких стандартов, принимается, а та партия, в которой уровень дефектов превы­шает стандартный предел, подлежит доработке, чем обеспечивается надежная преграда появлению дефекта в готовом из­делии.

Еще одно мероприятие в обеспечении надежности изде­лий—система инспектирования фирмой-изготовителем гото­вой продукции технологического процесса производства элек­тронных компонентов фирмы-поставщика. Для этой цели созда­ются группы специалистов (по видам электронных компонен­тов), которые направляются на заводы, где осуществляют си­стематический, несколько раз в год, надзор за всеми стадиями технологического процесса, принимают меры по устранению раз­личного рода нарушений и неисправностей, а по результатам ра­боты составляют контрольные карты, подтверждающие способ­ность технологического процесса обеспечить стабильный уро­вень качества компонентов. Система инспектирования с при­знанием высокого качества продукции фирмы-поставщика по­вышает ее престиж, что, в свою очередь, заставляет се постоян­но заботиться об обеспечении надежности изделий.

Для того, чтобы точнее выявлять причины дефектов исполь­зуется такая мера, как хранение выборки компонентов от каж­дой партии. Изготовителю компонентов вменяется в обязан­ность хранить некоторое количество компонентов, сгруппирован­ных по видам и партиям в течение определенного срока, бла­годаря чему облегчается исследование и анализ причин отка­зов и принятие необходимых мер.

На основе претензий по качеству компонентов используется система штрафных оценок. Это дает возможность ранжировать изготовителей электронных компонентов по качеству их това­ров, регулировать закупки.

В результате использования всех мероприятий по обеспече­нию надежности нередко наблюдается образование группиро­вок фирм-субпоставщиков и фирм-изготовителей готовой про­дукции. Но и в этом есть своя положительная сторона, так как, преследуя все ту же цель-обеспечение надежности изделии, фирма-изготовитель оказывает в ряде случаев финансовую по­мощь субпоставщику для совершенствования технологии про­изводства и повышения качества электронных компонентов.

Гарантийный срок на цветные телевизоры и другие элек­тронные бытовые товары равен одному году; в течение этого срока мастера отделов технического обслуживания Фирмы-изготовителя исправляют любые отказы на дому бесплатно.

Но надо отметить, что японские специалисты вовсе не считают, что сплошной контроль качества электронных компонентов сразу обеспечивает успех. Для этого необходимо прежде всего понимание со стороны изготовителей, насколько важна эта мера, какую пользу они принесет фирме.

Ядром деятельности по контролю качества является цен испытаний. Крупнейшие производители электронной техник такие как «Сони», «Панасоник» считают, что высокое качество изделий и снижение их себестоимости обеспечивают центры испытаний. Крупнейшим поставщиком испытательных камер, им тирующих различные атмосферные среды, в том числе экстремальные условия, камер для ускоренного испытания на долг-вечность, надежность и т. п. является фирма «Табаи-Еспек» Фирма предоставляет также свои услуги и консультации по созданию и обеспечению работы центров.

В целом роль центра испытаний более широкая, чем контроль качества. В его обязанности входят: сбор и анализ информации о методах контроля качества; обучение методам контроля качества работников всех уровней; выяснение причт. претензий, поступающих от потребителей, и принятие мер по их предотвращению; сбор и анализ информации об отказах из­делий в процессе эксплуатации и при техническом обслужива­нии для осуществления обратной связи с производством; накоп­ление «ноу-хау» в области испытаний; участие в проектирова­нии при разработке новых изделий; оценка и утверждение по­казателей надежности существующих компонентов и изделий;

исследование системы контроля качества у субподрядчиков и оценка уровня качества поставляемых ими компонентов и др.

Для успешной работы центр должен иметь достаточную но­менклатуру испытательного оборудования с учетом вида произ­водимой продукции. Так, «Табаи-Еспек» предлагает для завода, производящего телевизоры, комплект испытательного оборудо­вания, включающий термокамеру (для испытания компонентов), камеру с переменной температурой и влажностью; камеру " переменной температурой, влажностью и давлением; установку для испытания на виброустойчивость; установку для испытана на удар; устройство для испытания на воздействие газов; уста­новку для испытания на воздействие центробежных ускорений; камеру для испытания на воздействие песка и пыли; устройст­во для испытаний на тепловой удар или воздействие низкой и высокой температур; камеру для комплексных испытаний на воздействие окружающей среды; камеру для испытания на воз­действие солнечного излучения.

Один центр может обслуживать 2—3 завода. Для эффектив­ности испытаний центр должен иметь стандартную схему по­следовательности испытаний; необходима также разработка спе­циальных программ и методов испытаний. Обслуживать центр должны специалисты по технике обеспечения надежности.

Как правило, последовательность, условия и методы испы­таний должны соответствовать стандартам МЭК пли национальным стандартам. Однако японские специалисты считают, что если даже при испытаниях на соответствие стандарту полу­чились хорошие результаты, это не всегда означает, что на­дежность изделий обеспечена; необходимо, кроме учета требо­ваний национальных и международных стандартов, проводить испытания в таких условиях, которые соответствуют уровню требований потребителей.

Японские специалисты считают, что, поскольку качество в основном создается в технологическом процессе, то и в системе контроля качества центр испытаний является «скрытым помощ­ником», который анализирует методы обеспечения качества в технологическом процессе, а полученную информацию с четки­ми выводами передает на стадию производства.

По данным фирм «Табаи-Еспек» при отсутствии на заводе центра испытаний количество дефектных изделий достигает 30%, а внедрение на предприятии испытательного оборудова­ния приводит к снижению этих потерь до 10%, что означает получение большего количества качественных изделий из того же количества исходных материалов.

Большое значение придается роли центра при разработке нового изделия, так как считается, что трудно разработать из­делие высокого качества с низкой себестоимостью без контроля качества на стадии планирования. В системе управления качеством на японских предприятиях реализован принцип заинтересованности и участия каждого ра­ботника в процессе улучшения качества товаров на основе про­граммы «5 не». Смысл ее в том, что на каждом рабочем месте:

131-modernizaciya-programm-podgotovki-bakalavrov-i-magistrov-po-napravleniyu-biologiya-s-celyu-sovmesheniya-ih-s-programmami-evropejskoj-sistemi-visshego-obrazovaniya.html
131-ozdorovlenie-i-otdih-detej-za-gorodom-administraciya-goroda-kemerovo-postanovlenie.html
131-raspredelenie-zemel-selskohozyajstvennogo-naznacheniya-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel.html
131-svedeniya-o-shtatnoj-chislennosti-rabotnikov-upravleniya-otchet-o-rezultatah-deyatelnosti-upravleniya-roskomnadzora.html
1310-besplatnie-zarubezhnie-geoservisi-programma-google-earth-iznachalno-bila-vipushena-kompaniej-keyhole-a.html
1311-meri-stimulirovaniya-russian-original-english-konferenciya-storon-konvencii-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • education.bystrickaya.ru/24zakon-obratnih-kvadratov-a-f-zavalnyuk-zav-kafedroj-d-t-n-professor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/spisok-turoperatorov-svedeniya-o-kotorih-isklyucheni-edinogo-federalnogo-reestra-turoperatorov.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnie-uslugi-i-resursi-razvitiya-municipalnoj-obrazovatelnoj-seti-goroda-kirovo-chepecka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osmotr-ognestrelnogo-oruzhiya-i-sledov-vistrela.html
  • education.bystrickaya.ru/1-organizacionno-pravovoe-obespechenie-deyatelnosti-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-6.html
  • tests.bystrickaya.ru/lot-1-52-500-rublej-00-kopeek-pyatdesyat-dve-tisyachi-pyatsot-rublej-00-kopeek.html
  • control.bystrickaya.ru/celi-i-zadachi-menedzhmenta-na-predpriyatii-metodicheskoe-posobie-dlya-izucheniya-razdela-struktura-ekologicheskogo-menedzhmenta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-himii-v-8-klasse-sostavlena-na-osnove-programmi-kursa-himii-dlya-8-11-h-klassov-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-bazovij-uroven-avtor-o.html
  • school.bystrickaya.ru/-ugadajte-s-treh-raz-chto-u-nas-na-povestke-mesyaca-pravilno-novij-god.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-raboti-press-centra-gosudarstvennoe-oblastnoe-obedinenie-po-organizacii-vneshkolnoj-raboti-s-detmi.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-16-darya-doncova.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-magistra-po-napravleniyu-050300-filologicheskoe-obrazovanie.html
  • crib.bystrickaya.ru/integrirovannie-marketingovie-kommunikacii-v-konsaltingovih-kompaniyah.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-centrah-informacionnih-tehnologij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strukturnaya-shema-ariz-82-vladimir-petrov-istoriya-razvitiya-algoritma-resheniya-izobretatelskih-zadach-ariz-informacionnie.html
  • grade.bystrickaya.ru/na-otdihe-f-ya-gulamova.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-28-ot-3-fevralya-2012-goda--konkursnaya-dokumentaciya-po-gosudarstvennim-zakupkam-okazaniya-uslug-po-pomivke-v-bane-kursantov.html
  • school.bystrickaya.ru/k-semenov-sotni-tisyach-chitatelej-uzhe-znakomi-s-nashej-pervoj-knigoj-pod-nazvaniem-deti-indigo-ona-ne-tolko-probudila-u-mnozhestva-lyudej-so-vseh-ugolkov-plane-stranica-2.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennaya-istoricheskaya-nauka-novie-podhodi-koncepcii-metodi-fenomenologicheskaya-koncepciya-istochnikovedeniya-v-poznavatelnom-prostranstve-postpostmoderna.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodi-statisticheskogo-analiza-uchebnoe-posobie-2004-meshkov-n-a-issledovanie-sistem-upravleniya-uchebnoe-posobie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ulibnulos-bilo-schaste-hudajberdi-tuhtabaev-volshebnaya-shapka.html
  • university.bystrickaya.ru/ezhova-n-v-rusakova-e-m-kasheeva-g-i-pediatriya-uchebnik-8-e-izdanie-dopolnennoe.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-izuchayushih-ekonomicheskuyu-teoriyu-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-aspirantov-prepodavatelej-a-takzhe-vseh-teh-kto-interesuetsya-teoreticheskoj-ekonomikoj-soderzhanie.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-4-doverennost-modelnie-selskie-biblioteki.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-9-dogovor-ob-uchrezhdenii-evropejskogo-ekonomicheskogo-soobshestva.html
  • essay.bystrickaya.ru/danil-arkadevich-koreckij-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/30dvadcat-vosmoj-lunnij-den-s-drevnejshih-vremen-lyudi-pridavali-ogromnoe-znachenie-gadaniyam-gadali-ob-urozhae.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-okruzhayushego-mira-4-klass-tema-poleznie-iskopaemie-ih-dobicha.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-esli-bludnij-sin-vorotitsya-v-dom.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/psihologiya-socialnoj-raboti-oblast-professionalnoj-deyatelnosti-vipusknika.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-proizvodstva-koksa-i-peka-iz-neftyanogo-sirya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-municipalnogo-etapa-hv-oblastnogo-konkursa-sredi-uchashihsya-uchrezhdenij-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-mi-vibiraem-budushee-v-20112012-uchebnom-godu.html
  • reading.bystrickaya.ru/m-yu-zelenkov-politologiya-dlya-yuristov-stranica-18.html
  • turn.bystrickaya.ru/patrioticheskoe-vospitanie-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vodosnabzhenie-zdaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.