.RU

3. 3. Закономерности и принципы обучения - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика


^ 3. 3. Закономерности и принципы обучения.
Понятия «закономерность» и «закон» нам уже извест­ны. Напомним еще раз, что закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устой­чивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда: 1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливает­ся связь; 2) исследованы вид, форма и характер этой связи; 3) установлены пределы действия (проявления) связи.

Закономерности и законы — главные компоненты научной теории. Представленная на рис. 19 наглядно-образная модель структуры дидактической теории отра­жает связь закономерностей и законов с другими ком­понентами теории — аксиомами, принципами и прави­лами, через которые теория соединяется с практикой.

В отечественной дидактике вплоть до 70-х годов избегали употреблять понятие «закон», а понятие «закономерность», трактуемое как частное проявление закона, использовалось лишь при рассмотрении наиболее общих проблем обучения.

Исследования последних нескольких лет мало, чем отли­чаются от общей картины изучения закономерностей в про­шлом. Некоторые педагоги, все еще задаваясь вопросом, установлены ли педагогикой закономерности и законы, при­ходят к отрицательному заключению и по-прежнему не при­знают педагогику наукой.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Законо­мерности, охватывающие своим действием всю систему, на­зываются общими, те же, действие которых распространяет­ся на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей про­цесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибер­нетические, социологические, организационные.

^ Общие закономерности процесса обучения характеризу­ются:

а) выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обу­чения;

б) вполне определенным, не допускающим ложных толко­ваний выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними;

в) лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие законо­мерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уров­ня развития и возможностей педагогической науки и практи­ки.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) об­щественных потребностей и целей обучения; б) темпов со­циального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и эконо­мических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит

от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материа­ла; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; 0 материально-техни­ческого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности

обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних сти­мулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, эко­номических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учеб­ного процесса. Современной науке известно большое коли­чество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.

История дидактики характеризуется настойчивым стрем­лением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидак­тических категорий закономерности, принципа, правила проходило в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существова­ло четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествля­ются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П. Н. Груздев).

Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют истори­ческий характер, некоторые принципы утрачивают свое зна­чение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Про­исходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые при­нципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что при­нципы обучения исторически конкретны и отражают насущ­ные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере' выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учите­лей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формиро­ванию содержания, выбору форм и методов, стимулиро­ванию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единст­ве, образуя некоторую концепцию дидактического процес­са, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой осно­вой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К. Д. Ушинский определил необходимые условия хороше­го обучения так: своевременность, постепенность, органич­ность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодея­тельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) проч­ность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидакти­ческих принципов в работах исследователей нового време­ни. Их анализ позволяет выделить в качестве основополага­ющих, общепризнанных следующие принципы:

1. Сознательности и активности;

2. Наглядности;

3. .Систематичности и последовательности;

4. Прочности;

5. Научности;

6. Доступности;

7. Связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических при­нципов.

23-audit-nematerialnih-aktivov-tema-1-sushnost-i-znachenie-auditorskoj-deyatelnosti-6.html
23-avtomatizaciya-informacionnih-processov-upravleniya-personalom-metodicheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-sistemi.html
23-avtosinhronizaciya-processov-v-supersistemah-psihologicheskij-aspekt-istorii-i-perspektiv-nineshnej-globalnoj-civilizacii.html
23-biograficheskij-metod-kak-kachestvennij-metod-analiza-zhiznennogo-puti-lichnosti.html
23-blok-deshifratora-adresov-pamyati-i-portov-vvodavivoda-1-liniya-antikorrozionnogo-zashitnogo-pokritiya-trub-kak.html
23-centralnaya-laboratoriya-mikrofotokopirovaniyai-restavracii-dokumentov-nacionalnogo-arhivnogofonda-respubliki-belarus.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-epohi-vozrozhdeniya-vozrozhdenie-v-italii-dante-ponyatie-vozrozhdenie-stranica-5.html
  • university.bystrickaya.ru/evropejskaya-politika-dobrososedstva-strategiya-pred-rasshireniya-ili-demarkaciya-predelov-evropi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostaviteli-vp-pugachev-aisolovev-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-politologiya-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-kazan-kgtu-2007-udk-364-bbk-65-272-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-shpengler-zakat-evropi-ministerstvo-selskogo-hozyajstva-rf-fgou-vpo-kubanskij-gosudarstvennij-agrarnij-universitet.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnogo.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-po-biologii-i-medicine-po-teme-nasledstvennie-zabolevaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/arhitektura-v-stile-rokoko.html
  • college.bystrickaya.ru/162-podzemnie-virabotki-pravila-razrabotani-vzamen-pravil-bezopasnosti-pri-stroitelstve-metropolitenov-i-podzemnih.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-kostromskoj-oblasti-kontrolnoe-upravlenie-informacionnij-obzor-materialov-interneta-stranica-5.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vtoraya-mezhdunarodnaya-konferenciya-ierarhiya-i-vlast-v-istorii-civilizacij-stranica-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/andrej-pligin-stranica-4.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/xi-o-trafaretah-i-zhivom-cheloveke-don-kihoti-20-h-godov-pereval-isudba-ego-idej-m-sovetskij-pisatel-1989-400-s.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sostavlyayushie-etogo-sindroma-lekciya-1-03-09-09-psihiatriya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nalogooblozhenie-imushestva-fizicheskih-lic-chast-4.html
  • report.bystrickaya.ru/izuchenie-geografii-svoego-rajona-predstavlyaet-soboj-izuchenie-maloj-po-razmeram-territorii-s-pozicii-geograficheskoj-nauki-nedarom-a-s-barkov-v-state-o-nauchno.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-3-tak-mi-nachinali-pravi-li-mi-1963-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-13-roman-glushkov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-27-maya-2011-goda-492-ob-uchastii-v-antinarkoticheskom-tematicheskom-mesyachnike-znat-chtobi-zhit.html
  • university.bystrickaya.ru/gennadij-dyachkov-zdravstvuj-dedushka.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-05-23-05-stroitelnie-materiali-i-izdeliya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sigurnost-ili-svoboda-godishen-otchet-200-9-ul-lyuben-karavelov-15-sofiya-1142-tf-359-2-9888188.html
  • shkola.bystrickaya.ru/servis-v-mashinostroenii.html
  • znanie.bystrickaya.ru/akcizi-chast-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-seminara-vniiinstrument-istoriya-sozdaniya-instituta-osushestvlennie-proekti-za-poslednie-2-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modernizm-v-rimo-katolichestve-spravochnik-religii-i-sekti-v-sovremennoj-rossii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/14-formi-kontrolya-po-discipline-ekzamen-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-en-r-02-ekologiya-i-flora.html
  • credit.bystrickaya.ru/podpisi-predstavitelej-storon-zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sleduyushij-rej-duglas-bredberi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-poznakomit-uchashihsya-s-legendami-narodov-mira-o-cvetah-i-s-osobennostyami-stroeniya-cvetka-kak-osobogo-organa-rastenij-razvivat.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-hode-provedeniya-sploshnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.html
  • student.bystrickaya.ru/1-portativnie-kompyuteri-kak-kategoriya-personalnih-kompyuterov-5.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-administrativnim-pravonarusheniyam-soderzhanie.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-vtoraya-urok-logiki.html
  • learn.bystrickaya.ru/forma-obucheniya-ochnaya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-08-01-09-buhgalterskij-uchet-analiz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.