.RU

3. 3. Закономерности и принципы обучения - Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс педагогика


^ 3. 3. Закономерности и принципы обучения.
Понятия «закономерность» и «закон» нам уже извест­ны. Напомним еще раз, что закономерность отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устой­чивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи. Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда: 1) четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливает­ся связь; 2) исследованы вид, форма и характер этой связи; 3) установлены пределы действия (проявления) связи.

Закономерности и законы — главные компоненты научной теории. Представленная на рис. 19 наглядно-образная модель структуры дидактической теории отра­жает связь закономерностей и законов с другими ком­понентами теории — аксиомами, принципами и прави­лами, через которые теория соединяется с практикой.

В отечественной дидактике вплоть до 70-х годов избегали употреблять понятие «закон», а понятие «закономерность», трактуемое как частное проявление закона, использовалось лишь при рассмотрении наиболее общих проблем обучения.

Исследования последних нескольких лет мало, чем отли­чаются от общей картины изучения закономерностей в про­шлом. Некоторые педагоги, все еще задаваясь вопросом, установлены ли педагогикой закономерности и законы, при­ходят к отрицательному заключению и по-прежнему не при­знают педагогику наукой.

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные (конкретные). Законо­мерности, охватывающие своим действием всю систему, на­зываются общими, те же, действие которых распространяет­ся на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными). В числе конкретных закономерностей про­цесса обучения выделяются закономерности: собственно дидактические, гносеологические, психологические, кибер­нетические, социологические, организационные.

^ Общие закономерности процесса обучения характеризу­ются:

а) выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием продуктивность обу­чения;

б) вполне определенным, не допускающим ложных толко­ваний выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними;

в) лаконичностью и точностью формулировок.

Этим требованиям отвечают следующие общие законо­мерности процесса обучения.

1. Закономерность цели обучения.

Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уров­ня развития и возможностей педагогической науки и практи­ки.

2. Закономерность содержания обучения.

Содержание обучения (образования) зависит от: а) об­щественных потребностей и целей обучения; б) темпов со­циального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и эконо­мических возможностей учебных заведений.

3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит

от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материа­ла; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.

4. Закономерность методов обучения.

Эффективность дидактических методов зависит от: а) зна­ний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных воз­можностей (обучаемости) учащихся; 0 материально-техни­ческого обеспечения; ж) организации учебного процесса.

5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности

обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.

6. Закономерность стимулирования обучения.

Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних сти­мулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, эко­номических, педагогических) стимулов.

Сфера действия частных (конкретных) закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учеб­ного процесса. Современной науке известно большое коли­чество конкретных закономерностей. Приведем часть их без комментариев.

История дидактики характеризуется настойчивым стрем­лением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидак­тических категорий закономерности, принципа, правила проходило в упорной борьбе взглядов.

Вплоть до недавнего времени в дидактике не существова­ло четкого разграничения понятий закона, закономерности, принципа и правила. «Указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другим или отождествля­ются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П. Н. Груздев).

Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют истори­ческий характер, некоторые принципы утрачивают свое зна­чение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Про­исходит перестройка содержания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и появляются новые при­нципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

В современной дидактике устоялось положение, что при­нципы обучения исторически конкретны и отражают насущ­ные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере' выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учите­лей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формиро­ванию содержания, выбору форм и методов, стимулиро­ванию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Принципы обучения выступают в органическом единст­ве, образуя некоторую концепцию дидактического процес­са, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения?

Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой осно­вой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся.

К. Д. Ушинский определил необходимые условия хороше­го обучения так: своевременность, постепенность, органич­ность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодея­тельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4) проч­ность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидакти­ческих принципов в работах исследователей нового време­ни. Их анализ позволяет выделить в качестве основополага­ющих, общепризнанных следующие принципы:

1. Сознательности и активности;

2. Наглядности;

3. .Систематичности и последовательности;

4. Прочности;

5. Научности;

6. Доступности;

7. Связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических при­нципов.

23-audit-nematerialnih-aktivov-tema-1-sushnost-i-znachenie-auditorskoj-deyatelnosti-6.html
23-avtomatizaciya-informacionnih-processov-upravleniya-personalom-metodicheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-sistemi.html
23-avtosinhronizaciya-processov-v-supersistemah-psihologicheskij-aspekt-istorii-i-perspektiv-nineshnej-globalnoj-civilizacii.html
23-biograficheskij-metod-kak-kachestvennij-metod-analiza-zhiznennogo-puti-lichnosti.html
23-blok-deshifratora-adresov-pamyati-i-portov-vvodavivoda-1-liniya-antikorrozionnogo-zashitnogo-pokritiya-trub-kak.html
23-centralnaya-laboratoriya-mikrofotokopirovaniyai-restavracii-dokumentov-nacionalnogo-arhivnogofonda-respubliki-belarus.html
  • nauka.bystrickaya.ru/viyavlennya-zakonomrnost-formuvannya-spozhivacko-vartost-yuvelrnih-virobv-na-suchasnomu-rinku.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/model-vipusknika-pyatogo-klassa-struktura-programmi-obosnovanie-razdeli-programmi-informacionno-analiticheskie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-2-problemi-prozrachnosti-i-obshestvennoj-podotchetnosti-organov-fas-obshestvennij-dogovor.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tema-3-urovni-zashiti-informacii-zadachi-disciplini.html
  • znanie.bystrickaya.ru/47-programma-razvitiya-fbfo-predislovie.html
  • bystrickaya.ru/v-chem-volshebstvo-skazov-ppbazhova.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/municipalnoe-pravo-kompleksnaya-otrasl-prava-chast-7.html
  • urok.bystrickaya.ru/proektirovanie-lokalnih-sistem-kontrolya-i-avtomatiki-uchebnoe-posobie-napisano-v-sootvetstvii-s-programmoj-kursa.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-tretya-informacionnie-vojni-znanie-bogatstvo-i-sila-na-poroge-xxi-veka.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-080100-62-ekonomika-profilya-strahovanie-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/primenenie-kognitivno-povedencheskoj-terapii-v-lechenii-bolnih-s-zavisimostyu-ot-kokaina.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-rezultati-obsherossijskogo-monitoringa-narkosituacii-1-pervij-etap-obsherossijskogo-monitoringa-narkosituacii-bil-proveden-v-2003-godu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-socialno-psihologicheskoe-psihologiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/operator-kotelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-zritelnij-analizator-i-stroenie-zritelnoj-kori-aleksandr-romanovich-luriya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/n-a-samostroenko-v-i-anisimov-doktor-pedagogicheskih-nauk-professor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sistemi-upravleniya-kadrami.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-vichislitelnie-mashini-sistemi-i-seti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodichka-49-farmaciya-stranica-81.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnogo-predmeta.html
  • tests.bystrickaya.ru/konvenciya-o-mezhdunarodnoj-grazhdanskoj-aviacii-chikago-1944-god-prilozheniya-118-kommentarii.html
  • holiday.bystrickaya.ru/na-zlatom-krilce-sideli-sverdlovskij-oblastnoj-gosudarstvennij-filmofond-anotirovannij-katalog-kinovideofilmov.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-35-organizaciya-ohrani-truda-k-trudovomu-kodeksu-rossijskoj-federacii.html
  • credit.bystrickaya.ru/pomenshe-glasnosti-vedomosti-anastasiya-kornya-vedomosti-05122008-231-str-a2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/postanovlenie-ot-10-sentyabrya-2009-g-n-720-ob-utverzhdenii-tehnicheskogo-reglamenta-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv-v-red-postanovleniya-pravitelstva-rf-ot-10-09-2010-n-706-stranica-6.html
  • occupation.bystrickaya.ru/moskovskij-energeticheskij-institut-tehnicheskij-universitet-institut-teplovoj-i-atomnoj-energetiki-itae.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-predelah-i-opasnostyah-psihologii-v-i-dobrenkoe-predsedatel-zamdekana-po-nauchnoj-rabote-professor.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-o-rezultatah-samoobsledovaniya-filiala-rossijskogo-gosudarstvennogo-gumanitarnogo-universiteta-v-g-tveri-direktor-filiala-rggu-v-g-tveri.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3poznavatelnie-uchebnik-novogo-veka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rasskaz-o-supermarafone-v-invalidnih-kolyaskah-moskva-kiev-krivoj-rog-stranica-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzikalnaya-estetika-srednevekovya-i-vozrozhdeniya-stranica-5.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie2-alternativni-scenarii-ot-doklada-za-ustojchivostta-za-2009-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/katalizatori-sinteza-metanola.html
  • tests.bystrickaya.ru/liderstvo-eto-sklonnost-s-kotoroj-nado-nauchitsya-zhit-n-i-k03l0v-semnadcat-mgnovenij-uspeha-strategii-liderstva-vnimanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/mobilnij-marketing-kak-sposob-prodvizheniya-tovarov-i-uslug.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.