3. О взаимоотношениях духовника и пасомых - Рассудительность, прелесть, правильная духовная жизнь
.RU

3. О взаимоотношениях духовника и пасомых - Рассудительность, прелесть, правильная духовная жизнь


3. О взаимоотношениях духовника и пасомых.

О послушании.

Что значит послушание? Это значит слушание наставлений о духовной жизни, о духовном возрастании, о борьбе со страстями и исполнение этих наставлений в своей жизни. А если мы только вверились в послушание кому-нибудь, и думаем, что это достаточно для нашего спасения, и сами не стараемся возрастать духовно, то это слепое безрассудное послушание.

Но совсем иное, послушание дисциплинарное – это беспрекословное выполнение разных приказов, благословений и проч. – это вншнее послушание. Такое послушание ничего общего с духовным послушанием не имеет.

Виды послушания.

Словом “послушание” могут обозначаться совершенно разные вещи.

1. Духовное послушание. С одной стороны “послушание” - это такой образ жительства послушника в древних монастырях, при котором он добровольно отказывался от любого проявления собственной воли и поступал в полное повиновение старцу - человеку, не только преуспевшему в духовной жизни, но и получившему от Бога дарование руководить других (этот момент особенно важен, ибо Св. Отцы указывают, что само по себе духовное преуспеяние без “дара рассуждения” недостаточно для руководства ближних в деле спасения). Такое послушание - удел древности, о чем пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): “Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его”.


2. Дисциплинарное послушание. В реальной церковной жизни, особенно в монастырях, слово “послушание” закрепилось за всеми видами работ в монастыре. Куда паломника или послушника не пошлют работать - всюду он “на послушании”. В такой терминологии нет ничего страшного, если помнить что такое духовное послушание (о чем было написано выше) и что такое дисциплинарное послушание, и не смешивать эти две разные вещи. А смешивают их нередко и сами настоятели для удобства управления приходом или обителью. К примеру: хочет батюшка чтобы прихожанка просфоры пекла. Если просто скажет: “Марья, просфоры испеки”, она может и отказаться, а если изречет: “Тебе, Мария, послушание: испечь к завтрашней службе просфоры” - успех гарантирован. К сожалению, этот успех может иметь положительный характер лишь в земном плане. В духовном плане он вреден, так как основан на лжи.

«Настоятели должны иметь в виду силы каждого из подчиненных… Но если приказанное не по силам нам, то воспротивимся приказанию игумена не с гневом, но просительно, умоляя жалобным голосом, представим настоятелю, что дело не по нашим силам… Потому, когда настоятели прикажут нам идти вместе с братией на работу, пойдем со всей готовностью. Если же угодно тебе сказать: "Тело мое не выносит труда, как у поселян", – то известно, что не все могут нести равную тяжесть. Однако ж всякому дана возможность быть послушливым и сговорчивым. Покажи истинное свое расположение, и всякий облегчит тебя от тяжести, увидев недостаток твоих сил. Но не попускай, чтобы совершенно сняли с тебя бремя, напротив того, упрашивай их, говоря: "И я хочу иметь с вами долю", – и трудись с ними по мере сил своих, данных тебе Господом» (Ефрем Сирин)

Если послушание тебе не под силу – со смирением откажись от него.


Идеал древнего послушания.

Послушание старцу – это отсечение своей воли. Это легкий и краткий путь ко спасению.

Поэтому говорят, что послушание превыше поста и молитвы. «^ Послушание паче жертвы» (1Цар.15:22)

Об этом очень много пишут святые отцы.

Ведь даже было такое понятие в старчестве, как «понести грех ближнего». Что это значило? 1) Понести немощь другого, потерпеть его: «Друг друга тяготы носите» (Евр.6.2). Но не это главное. А главное 2) Понести грехи ближнего – значит взять другого в полное послушание себе (усыновить), так что на старца ложилась полная ответственность за свое духовное чадо, т.к. это чадо полностью отдавало свою волю в послушание старца, так что уже двое составляют единое целое в Боге (подобно тому, как в браке двое становятся в плоть едину – «Мы двое составляем единое» - Варсануфий Великий). Например, Варсануфий Великий гворит: «Итак, ты должен слушаться во всем, хотя бы тебе и казалось, что дело будет не безгрешно. Авва, который назначает тебе оное, понесет и грех твой, ибо с него взыщется ответ за тебя» или «Ибо повинующийся повинуется во всем; и такой не заботится о своем спасении, потому что за него отвечает другой, - тот, которому он предал себя в повиновение и вверил себя».

Здесь было абсолютное беспрекословное послуашние. Но у одного старца сколько было таких послушников (духовных чад). Всего один, максимум три!!! И если они не слушались старца, для них это был тяжкий грех.

Безусловное послушание – дар Божий, имевший место в древности. «Святитель Игнатий часто подчеркивает эту мысль, что и правильно управлять, и правильно подчиняться свойственно мудрым и есть величайший дар Святаго Духа, что послушание в высшей своей форме, послушание безусловное, с полным вручением своего спасения в руки духоносного старца, есть особенное благодатное делание, которое не может совершаться по одному только человеческому измышлению, но и наставник, и послушник должны быть призваны к тому благодатию Божией… иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Обратим внимание: святитель Игнатий считает невозможным сегодня не «глубокое» послушание, но — при отсутствии Духоносного (святитель употребляет это слово с заглавной буквы) старца — он считает невозможным безусловное послушание старцам «в том виде, в каком оно было у древнего монашества». Он считает невозможным полное подражание «иноческому послушанию, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества», считает, что мы «неспособны наследовать делание отцов в полноте его и во всем обилии его»» (Архимандрит Лазарь Абашидзе)

«В нынешние времена священник не может взять на себя руководство человеком в такой степени, как это было, допустим, в древних монастырях, когда ученик жил при старце и каждое слово, каждое движение согласовывались, каждый помысел исповедовался. И если мы стараемся применить это в нашей жизни, то выходит подчас неуклюже, неловко, да и далеко не всегда полезно. А что практически возможно для нас: духовник дает какие-то общие советы — для назидания и даже не всегда, может быть, для исполнения; он может предлагать их в форме рекомендации, а чадо эти советы сопоставляет со своими жизненными обстоятельствами и, прилагая и свой духовный опыт и, как учат святые отцы, обязательно согласовывая все услышанное (да и всю свою духовную жизнь вообще) с Евангелием, смотрит, насколько для него этот совет выполним» (Алексий Поликарпов)

Однако такое безусловное послушание даже в то время предполагало тщательный выбор, поиск духоносного старца, а не вверение себя первому попавшемуся (см. «О выборе духовника»).

Даже в то время безусловное послушание предполагало в крайних обстоятельствах смену духовника. См. «^ Смена духовника» и о о разлучении со «слепым» духовником.

Однако, в наше время не стало таких духоносных старцев, у которых возможно было бы полное беспрекословное послушание. См. «Об отсутствии духоносных наставников».


Даже в то время видим, что было полное послушание, но не слепое и безрассудное. Во многих примерах видно, как ученик далеко не всегда слушался старца, превосходил старца, и потом старец учился у ученика.

Безусловного и слепого послушания никогда не было.

«Святые отцы, когда писали и говорили о послушании, не всегда имели в виду послушание безусловное и слепое. Так, святитель Василий Великий говорит, что если настоятель общины и всеми распоряжающийся говорит что или исполняет согласно заповеди Господней, то «тому надобно повиноваться, хотя бы угрожало смертию; а если что против заповеди, или нарушает заповедь, то хотя бы Ангел с неба, или кто из апостолов повелевал, хотя бы сопровождалось обетованием жизни или угрозою смерти, никак не должно повиноваться сему»6. Отвечая на вопрос, «должно ли оказывать послушание всякому, и приказывающему что бы то ни было», святитель Василий еще пространнее излагает ту же мысль: «Различие между теми, которые дают приказание, не должно препятствовать послушанию тех, кому дается приказание, потому что Моисей не преслушал Иофора, посоветовавшего ему доброе. Но поскольку есть не малая разность в самих приказаниях (потому что иные противны заповеди Господней, или нарушают ее, или разным образом искажают примесью запрещенного; а другие согласны с заповедью; иные же, хотя по видимому и не согласны, но содействуют ей и служат как бы пособием для заповеди), то необходимо помнить сказанное апостолом: Пророчествия не уничижайте. Вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя отгребайтеся (1 Фес. 5, 20–22). Итак, если нам приказывают что-либо согласное с заповедию Господнею, или содействующее ей, то надобно принимать сие усерднее и тщательнее, как волю Божию... Когда же приказывает нам кто-нибудь нечто противное Господней заповеди, нарушающее или искажающее оную; тогда благовременно сказать: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. 5, 29), помня Господа, Который говорит: по чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждаго гласа (Ин. 10, 5); и апостола, который для нашей безопасности осмелился коснуться и самых Ангелов, сказав: и аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). Из сего научаемся, что хотя бы и весьма был известен или чрезмерно славен препятствующий исполнять заповеданное Господом, или советующий делать запрещенное Им, всякий любящий Господа должен такового бегать и гнушаться им» (Архимандрит Лазарь Абашидзе)

«Вспомним историю из патерика, когда старец поручал послушнику не сжечь келию соседа, а только выпроводить из собственной же его келии задержавшегося гостя. Послушник нашел это приказание противоречащим заповеди Божией о любви к ближнему, счел, что это будет весьма вредно и старцу, и ему самому, и сделал все наоборот. За это, наконец, и сам старец был ему благодарен, и мы сегодня восхищаемся духовной мудростью этого послушника» (Архимандрит Лазарь Абашидзе)

Антоний Великий: "Подобает юному монаху совещаться со старцем о каждом шаге, который он делает даже в своей келье, о каждой капле воды, которую он выпивает. Если тебе будет что повелено согласно с заповедями Господа Бога нашего — соблюди и исполни это с тщательностью, чтоб совершалось над вами сказанное апостолом: повинуясь друг другу в страхе Божием (Еф.5;21). Напротив того, если будет приказано что-либо противное Божественным заповеданиям, тогда должно отвечать приказывающему: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян.5;29); судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян.4;19). Небесный Павел увещевает нас и говорит: если бы даже мы, или Ангел с неба, или кто бы ни был другой, стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал.1;8-9). Не примите его".

Авва Дорофей, описывая пользу послушания, замечает, что «это относиться к тому, в чем нет преступления заповеди Божией или отеческой».

В последнее время возникло убеждение, что должно слушаться любого старца и исполнять любые его благословения. Житие с недостойным старцем даже считается какой-то невиданной добродетелью. Так ли это? Зададим себе вопрос, кому должно оказывать послушание? Ответ прост до чрезвычайности: Богу и только ему. Но послушание Богу может быть и должно быть опосредованно через других лиц, через которых эта воля Божия является. Это и послушание старцу, и послушание мужу, и послушание царю - все эти случаи могут быть рассмотрены в отдельности. Но, если говорить и о границах послушания, то они несомненно есть. Границы послушания - это заповеди Божии. Ясно: то, что противоречит заповедям Божиим, не может быть от Бога и, следовательно, нельзя исполнять такое послушание.

«Некоторый старец, живший в пустыне Скита, пришел посетить святых Отцов, живших в месте, называемом Келлии, где множество монахов жило в отдельных келлиях. Так как в то время не случилось келлии, в которой бы он мог побыть, - один из старцев, имея другую келлию незанятую, предоставил ее скитянину, говоря: успокойся на время в этой келлии, пока не найдется, где бы тебе побыть. К скитянину начали ходить многие из братий, желая слышать от него слово о спасении вечном, потому что он имел духовную благодать преподавать слово Божие. Увидел это старец, предоставивший ему келлию, и уязвился завистию; он начал негодовать и говорить: столько времени я живу в этом месте, а ко мне не приходят братия, разве очень редко, и то в праздничные дни; к этому же льстецу почти ежедневно приходит множество братий. Затем он отдал такое приказание ученику своему: поди, скажи ему, чтоб он вышел из келлии, потому что она мне нужна. Ученик, пришедши к скитянину, сказал ему: отец мой послал меня к твоей святыне: передай ему через меня о себе; он слышал, что ты болен. Тот возблагодарил, говоря: моли Бога о мне, отец мой: я очень страдаю желудком. Ученик, возвратясь к старцу, сказал: очень просит твою святыню, чтоб ты потерпел его два дня, в которые он мог бы приискать себе келлию. По прошествии трех дней старец опять послал ученика к скитянину, говоря: поди, скажи ему, чтоб он вышел из моей келлии; если он и еще будет отсрочивать выход свой, я приду сам и жезлом моим выгоню его из келлии моей. Ученик пошел к скитянину и сказал ему: отец мой очень озаботился, услышав о твоей болезни: он послал меня узнать, чувствуешь ли себя лучше? Тот отвечал: благодарю, владыко святой, любовь твою! ты так озаботился о мне! за молитвы твои чувствую себя лучше. Ученик, возвратясь, сказал старцу своему: и теперь просит твою святыню, чтоб ты подождал до воскресного дня; тогда он немедленно выйдет. Наступил воскресный день, - скитянин спокойно оставался в келлии. Старец, воспламененный завистию и гневом, схватил жезл, пошел, чтоб побоями выгнать скитянина из келлии. Видя это, ученик подошел к старцу и говорит ему: если повелишь, отец, я пойду вперед тебя и посмотрю: может быть пришли к нему для посещения некоторые братия, которые, смотря на тебя, могут соблазниться. Получив дозволение, ученик пошел вперед, и, войдя к скитянину, сказал ему: вот, отец мой идет, чтоб посетить тебя. Поспеши выйти ему навстречу и поблагодарить его, потому что он делает это по побуждению великой сердечной благости и любви к тебе. Скитянин немедленно встал и в веселии духа пошел на встречу. Увидев старца, прежде нежели старец приблизился, пал перед ним на землю, воздавая поклонение и благодарение, говоря: да воздаст тебе Господь, возлюбленнейший отец, вечными благами за келлию твою, которую ты мне предоставил ради имени Его! да приуготовит тебе Христос Господь в небесном Иерусалиме между святыми Своими славную и светлую обитель! Старец, услышав это, умилился сердцем, и кинув жезл, устремился в объятия скитянина; они дали друг другу целование о Господе, и пригласил старец гостя в свою келлию, чтоб вместе вкусить пищу при благодарении Бога. Наедине старец спросил ученика своего: скажи мне, сын, передавал ли ты брату те слова, которые я приказывал передать ему. Тогда ученик открыл ему истину, говоря: скажу тебе, владыка, правду: по преданности моей, которою я обязан тебе, как отцу и владыке, я не осмелился сказать ему того, что ты приказывал, и ни одного из слов твоих не передал. Старец, услышав это, пал к ногам ученика, говоря: от сего дня ты - мой отец, а я - твой ученик: потому что Христос Господь избавил и мою душу и душу брата от греховной сети при посредстве твоего благоразумия и действий, исполненных страха Божия и любви. Господь даровал благодать Свою, и они все пребыли в мире Христовом, доставленном верою, святыми попечениями и благонамеренностию ученика, который, любя старца своего совершенною во Христе любовию, очень боялся, чтоб духовный отец его, увлеченный страстию зависти и гнева, не впал в проступок долженствующий уничтожить все труды его, подъятые с юности в служении Христу для получения награды в вечной жизни» (Отечник)


Взросление пасомого.

Взросление необходимо «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4.14)

См. также раздел «^ Три духовных возраста».


Образ Божий – в свободе и разуме. Младостарцы подавляют рзаум и свободу человека. А потому прекращается духовный рост человека. И не просто прекращается рост, но разрушается образ Божий в человеке. Происходит подавление личности. Человек перестает быть личностью, он становится животной природой. Там, где человека не воспринимают как личность, к нему начинают относиться как к природе — материалу, который можно использовать для каких-то целей. Происходит деградация человека. Таким человеком легче манипулировать. Такой человек – раб, робот. В этом опасность младостарчества.

Суть послушания – в духовном возрастании послушника, его духовное взросление.

При послушании чисто внешнем (выполнение советов или приказаний, касающиеся внешней стороны жизни, а не внутренней, духовной – борьбы сострастями) никакого духовного роста происходить не будет. Чисто внешнее послушание – это сваливание ответственности с себя на плечи другого, это признак духовной лени.

Есть одна крайне негативная тенденция у нас, стремящихся строить свою жизнь и свои отношения с Богом, так сказать, — «по благословению». Это нежелание (быть может, неосознанное) или неспособность самостоятельно нести ответственность за свои поступки. Ответственность перед своей совестью. Отсюда, думается, и все «ловушки», гарантирующие нам «застой».

Одного старца спросили: «Почему не стало старцев?». Он ответил: «Потому что не стало учеников». Верно. Нет искания духовной жизни. Люди к духовникам приходят с вопросами не о духовной жизни (как молиться, как избавиться от страстей), а с вопросами чисто земного плана (переезжать или нет, жениться или нет). Люди ищут оракула, предсказателя. Сами брать на себя ответственность не хотят, а возлагают ее на духовников. Учеников нет, но есть рабы, есть дети, которые не хотят взрослеть.

«Не стало ревностных послушников. Святитель Филарет Московский считал, что в его время нет послушников, которые проявляли бы послушание старцу без рассуждения, то есть «чрезвычайное и во всем» (см. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, М.2002, с.207). Недаром архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (+2006) писал, что сейчас «нет послушников, а только совопросники» (32,439). С этим мнением полностью согласен игумен Никон (Воробьев)(+1963), который в одном из своих писем отмечал: «К послушанию «во всем» теперь никто не способен» (31,113). Жизнь в послушании у старца, отсечение своей воли – это очень трудный подвиг. Отсутствие терпеливых и мужественных послушников объясняется тем, что мир стал слаб духом. Он рождает слабых духом послушников, которые становятся слабыми монахами. Прп. Варсонофий Оптинский говорил: «Слабый мир дает слабых монахов» (17,177). Слабые монахи становятся слабыми руководителями, к которым приходят немощные послушники. Так замыкается цепочка» (архиепсикоп Максимилиан)

«Братия пришли к авве Филиксу, в сопровождении некоторых мирян, и просили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал. Когда же они сильно упрашивали, сказал им: вы хотите слышать слово? - Так, авва! отвечали они. Старец сказал им: ныне нет слова. Когда братия спрашивали старцев и исполняли то, что старцы говорили им, тогда сам Бог наставлял их, как сказать слово; а ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова, и они не находят, что говорить; потому что нет исполняющего слова их. Братия, услышав это, вздохнули и сказали: помолись о нас, авва!» (Патерик)

«Апостол говорит, что младенец, пока еще мал, под повелители и приставники есть (Гал. 4, 1) лукавых духов. А духи сии не хотят, чтоб младенец возрастал; иначе, сделавшись мужем совершенным, начнет вникать в домашние свои дела и домогаться господства» (Макарий Великий)

«Конечно, Церкви нужно воспитывать христиан самостоятельных и «рассуждающих», которые не ходили бы с каждой мелочью к батюшке за благословением» (Чаплин)

Духовный руководитель крайне необходим неофиту, как родители нужны младенцу. Но с ростом младенец все меньше и меньше нуждается в родительской опеке. И уж совсем нехорошо будет выглядить, когда 30-летнего дядю родители кормят из ложечки фрутовым пюре.

Если березовое полено облачить в фелонь, а сверху надеть на него камилавку — у него сразу же появятся поклонники.


Игумен Петр (Мещеринов). «^ Нужнее всего духовник в новоначалии, когда человек только входит в Церковь и постигает азы духовной жизни. Здесь духовник — заботливый опекун и учитель. Цель этого учительства одна: дать новоначальному христианину правильное направление роста, чтобы он совершался именно церковно, не уклоняясь ни в около- и псевдоцерковные подмены, ни в лжеаскетический ригоризм, ни в релятивизм и т.д. Затем, по окончании новоначалия, отношения несколько меняются: они становятся как бы более "на равных" — не в смысле фамильярности или отмены иерархического чина, а внутренне: человек взрослеет, ему и большая свобода, и большее доверие, и меньшая опека, меньшее количество правил, советов, наставлений и проч.

Наблюдаю духовнические отношения людей в нашей Церкви и поражаюсь: насколько же они не взрослые! Никто не хочет взрослеть. Ни паства, которой оказывается удобно «застрять» в церковном детстве и смотреть на мир глазами своего духовника, в то время как Господь хочет от нас, чтобы мы стали именно самими собою, возрасли в меру возраста Христова. Ни духовники, которым, похоже, неуютно видеть рядом с собою повзрослевших людей. Они как-то не умеют с ними обращаться. Кажется, что многим пстырям нужно видеть свою паству исключительно в виде неразумных детей, с которыми можно разговаривать только «сверху вниз» - на языке приказаний, наставлений, поучений. За всем этим мне видится какое-то взаимное неуважение и забвение главного, – что Церковь - не детский сад, где есть авторитарные воспитатели и заведомо неразумные дети, а Тело Христово – то есть духовный органический союз во Христе зрелых, пришедших в свою меру свободных людей, имеющих от Бога каждый своё церковное служение.

Духовнические отношения должны быть выражением следующего церковного принципа: мы — Церковь, Тело Христово; мы вместе возрастаем в Бога. Старшие в Церкви помогают младшим — и преподанием благодати Божией, и примером жизни, и поучением. Но духовные отношения, если они правильны, никогда не заслоняют Того, ради Которого они и существуют. Как и все в Церкви, они являются одним из средств христианской жизни и не могут подменить собою цель ее, которая есть Христос.

^ Духовничество есть не что иное, как педагогика; его цель — научить человека Богу: жить Им и с Ним, выстроить свою жизнь по Евангелию. Подчеркиваю — научить человека делать это самому. Педагогический процесс везде одинаков: сначала педагог "плотно" учит человека азам, то есть начальным элементарным навыкам своего дела; затем ученик обретает все большее мастерство, творческую свободу, становится подмастерьем, а потом и мастером, способным уже и других учить. Именно это и должно быть смыслом духовных отношений.

Духовничество нужно, необходимо: чин пастырства установлен Самим Богом. Но нужно иметь в виду "объем действия" этой стороны церковной жизни. Он покрывает педагогическую сферу и в ней реализуется; когда же духовник делается главой семьи по всем вопросам или мнение духовника навязывается другим как директива и т.д., то есть духовник контролирует уже все стороны жизни, и не только моей жизни, но и людей, от меня зависящих — это уже бесчиние. Никто из нас не потерпит, когда, например, учительница математики нашего сына не ограничится обучением его данному предмету, но придет к нам домой и будет по своему усмотрению распределять наш семейный бюджет. Однако духовникам нашим мы сами охотно позволяем это делать. И не учимся на ошибках...» (иг. Петр Мещеринов)


«Не забывай, что духовный отец не должен думать за тебя, но только благословляет приносимое тобою на благословение» (Иоанн Крестьянкин)

«Некоторые люди спрашивают совета не по послушанию и смирению, а от своей духовной лени, от нежелания самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них перед Богом и людьми. Такими лицами руководит лукавое стремление переложить ответственность на другого, то есть на священника. Они рассуждают так: если священник ошибся, дал неверный совет, то он и несет ответственность за это, а я не виновен и не несу ответственности» (Алеский II).

«^ Безответственность, желание совершенно никаким образом не отвечать за свою жизнь часто приводит к поиску старчества. Многие люди в поиске сверхъестественного, ждут, чтобы старец что-то говорил, открывал, прозревал и волю Божию человеку показывал. А за неимением старца прихожане из многих священников насильно пытаются сделать некое уродливое подобие якобы старчества, духовнических якобы отношений старца и духовного чада. Вместо того чтобы жить духовной жизнью, человек приходит к священнику с тем, чтобы полностью взвалить на него всю ответственность за свою духовную жизнь. И поэтому эти бесконечные, - батюшка, благословите на то, на се, на пятое-десятое, - являются не желанием жить по воле Божией, а желанием вообще никогда ни за что не отвечать» (свящ. А. Уминский)

Иоанн Лествичник, говоря о выборе монашества, рекомендует пользоваться помимо совета духовника и собственным рассуждением: «Желающие истинно работать Христу прежде всего да приложат старание, чтобы при помощи духовных отцев и собственным рассуждением, избрать себе приличные места и образы жизни, пути и обучения».

«Человек должен сохранять свою волю и сам принимать решения. Потому что только сам человек может сделать в своей душе окончательный выбор» (схиарх. Илий)


В списке церковных болезней на особое место надо поставить геронтоманию – поиск старцев, а если быть точнее - вещунов и волхвов, которые удовлетворили бы жажду духовного рабства, взяв на себя заботу о чужом спасении. Тем более, что сейчас мы переживаем время очередного эсхатологического психоза в виде ИННенизма и авторитет т. н. «старцев», которые противопоставляют себя и свою доктрину Церкви и ее учению.

Неофит любит играть в послушание. Монашескими книгами о послушании завалены все церковные лотки. Разгорячённый своими быстрыми успехами в церковной жизни христианин желает возлететь “во области заочны”. Напитавшись подобной литературой, которую в прошлом в монастырях старец-духовник не каждому монаху давал, подвижник принимается устроять у себя собственный Афон. Наместник одного из монастырей, тогда игумен, отец N рассказывал, как однажды он заметил, что у молодых ребят-послушников от чтения "Добротолюбия" начала ехать крыша. И тогда он посоветовал им почитать что-нибудь другое. В тот день знакомая художница-полиграфист подарила ему свою последнюю работу: иллюстрации к Винни-Пуху. Вот, почитайте это. Ребята опешили. И до какого места читать? спросили они, думая, что это розыгрыш. До ловли Слонопотама. Этого вполне хватит. Средство оказалось верным - крыша встала на место. В данном случае послушание сыграло свою добрую роль. Но не всем везёт с духовниками. Думаю, что значительная часть той дичи, которую доводится слышать, исходит именно от дурных духовников. И не обязательно такому духовнику быть молодым.

Не наученные мыслить, разучившиеся читать, они страшатся отплывать на глубину, ленятся снова и снова закидывать сети и годами бесплодно существуют в ветхозаветном круге правил и запретов: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся: нельзя в праздник стирать, нельзя надевать чужую одежду и доедать чужой кусок, чтоб не перенять страсти, но можно и даже нужно допить благодатные остатки чая из посуды любимого батюшки, к нормированным поклонам следует прибавить вчерашние и позавчерашние, не исполненные по болезни, а отложенный сегодня канон завтра придется вычитать дважды, в возмещение долга.


Слепое послушание.

Полное, безоговорочное послушание старцу в наше время не выполнимо.

Слепое, безрассудное послушание никогда не одобрялось – не раньше, не сейчас. Более того, святые отцы говорят о непременном разлучении с духовниками, от которых пасомый не получает никакой пользы.

В случае слепого послушания невозможен духовный рост, взросление пасомого (см. выше).

Слепое послушание – безрассудное полное послушание любому человеку, любому батюшке, даже находящемуся в страстях. А какой тогда вэтом смысл, если слепой не может правиль вести слепого? Послушание – это все-таки не магизм какой-то.

Мы хвалимся, что мы не католики. Еще какие! Только у нас не один папа, а множество: в виде разных новоиспеченных старцев.

Ущербность слепого послушания в том, что в этом случае послушнику нужно подчинить свою волю кому-то. А кому – это не важно. Здесь исключается самое главное – не нужен хороший путеводитель. Главное кому-то подчиниться. А куда он тебя заведет – это не важно, на тебе отвественности не будет никакой. Это магизм! Это не православное учение! Нужно помнить, что только вера в истину спасает, а вера в ложь – губит.

Хотя многие именно такое имеют представление о послушании. Да и с Афона идет это веяние. Иосиф Исихаст (ум. 1959) поучает: «Сокруши выю свою под игом послушания и прилепись к дыханию твоего старца. На лету хватай исходящее из уст его слово и как на крыльях лети и исполняй его, не исследуя, хорошо оно или плохо. Без рассуждения и слепо исполняй, что велит тебе тот, кто несет за это ответственность, дабы не быть тебе ответственным за свои деяния. Повелевающий ответит за то, что хорошо или плохо он повелел. Ты же ответишь за то, хорошо или плохо ты его послушался». Ефрем Катунакский (1998) добавляет: «Не имеет значения, кто является старцем».

«Даже если что-то кажется тебе неправильным, — наставляют младостарцы по обыкновению, — ты все равно исполни послушание, и через это ты смиришься и получишь благодать». Хотя подобного рода сентенции по видимости напоминают святоотеческие заветы, на самом деле это принцип ислама (послушание ради послушания), ведь само слово ислам в переводе означает «послушание». По существу, такое понимание уводит человека от Христа к его врагу — антихристу

«Один современный, весьма почитаемый отец Элладской Церкви, архимандрит Епифаний Феодоропулос, дает такой совет человеку, у которого возникли «проблемы с выбором старца»: «У тебя проблемы не со старцем, а с самим собой. Если бы все дело было лишь в духовнике, то ты бы вышел на дорогу, свернул направо, прошел сто метров, затем свернул бы налево, прошел еще пятьдесят метров, остановился бы и ждал. И первому встреченному тобой духовнику оказал бы полное послушание без рассуждения. Нам не столько нужны святые старцы, сколько святое послушание». Затем отец Епифаний приводит в пример два случая из патерика о том, как «некий отец, взяв своего малолетнего сына, пошел с ним поступать в монастырь. Игумен обители, следуя посетившему его внутреннему извещению, дабы испытать послушание родителя, велел ему бросить ребенка в горящую печь. Но когда тот безоговорочно кинул дитя в печь, она немедленно погасла». И другой случай, подобный сему, когда отец (преподобный Мукий) готов был бросить своего сына в реку за послушание игумену. После этого отец Епифаний делает такой вывод: «Если оказывается послушание, пусть даже оно содержит в себе нечто противное закону Божию, как, например, убийство в описанных выше случаях, оно никогда не вызовет пагубных последствий». Но такое понятие разнится с тем, чему учил истинный старец последнего времени святой Паисий (Величковский), предлагая ученикам сверять ответы, данные им, «со Священным Писанием и истинным церковным разумом» и следовать советам этим только в том случае, если ученики не увидят в них чего-либо неправильного. Если же обнаружится, что он «в своих ответах как человек погрешил в чем-нибудь», то преподобный Паисий заповедует: «...вы моему погрешению не последуйте»… О случаях, подобных вышеописанной истории с преподобным Мукием, святитель Игнатий говорил: «Такие события — исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания». Он призывал: «

3-v-oblasti-planirovaniya-i-provedeniya-inzhenerno-tehnicheskih-meropriyatij-grazhdanskoj-oboroni.html
3-valyutnie-rinki-valyutnie-operacii-i-mezhdunarodnie-rascheti-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-03.html
3-varianti-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-informatika-sostaviteli-vikenteva-o.html
3-vedenie-hozyajstva-v-osoboohranyaemih-prirodnih-territoriyah-spravochnik-lesnichego-kazahstana.html
3-verno-ili-neverno-n-l-puzirevich-pod-obsh-red-l-f-mirzayanovoj-baranovichi-rio-bargu-2008-100-s-80.html
3-vibor-organizacionno-pravovoj-formi-predpriyatiya-15-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/muzh1-u-menya-vot-takoj-vopros-vi-sejchas-ochen-horosho-vse-rasskazali-muzh2-dmitrij-aleksandrovich-salkov.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-v-respublike-mordoviya-na-period-do-2020-goda-pravitelstvo-respubliki-mordoviya-postanovlyaet-stranica-20.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo-shpora-chast-16.html
  • university.bystrickaya.ru/forma-7-karelskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitetnaimenovanie-vuza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/37-oformlenie-illyustracij-standartpredpriyati-ya.html
  • writing.bystrickaya.ru/liberal-paternalist-psihoterapevt-tv-7-1-kanal-26-05-2004-novosti-18-00-00-kokorekina-olga-7.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-12302-40-ot-15092003-uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-2004-udk-recenzent-docent-kafedri-ekonomiki-i-upravleniya.html
  • student.bystrickaya.ru/22-nelinejnij-rezonansnij-usilitel-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-radiotehnicheskie-signali-i-cepi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rol-chteniya-i-biblioteki-v-grazhdanskom-masterskaya-chteniya-novie-idei-i-uspeshnie-tehnologii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-chukotskogo-avtonomnogo-okruga-postanovleni-e-ot-22-oktyabrya-2009-311-ob-ustanovlenii-gosudarstvennih-standartov-socialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-na-territorii-chukotskogo-avtonomnogo-okruga.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-transportnoe-pravo-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya-podgotovki-specialista-avtor-a-a-plahin.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-l-utchenko-reprintnoe-izdanie-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionnoj-kollegii-serii-literaturnie-pamyatniki-1994-g-stranica-18.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/proizvodstvennaya-logistika-logistika-i-internet-vizovi-elektronnoj-torgovli.html
  • school.bystrickaya.ru/karsak-f-begstvo-zemli.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-v-nalogooblozhenii.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-tolstoj-polnoe-sobranie-sochinenij-izdanie-osushestvlyaetsya-pod-nablyudeniem-gosudarstvennoj-redakcionnoj-komissii-seriya-vtoraya-dnevniki-tom-50-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/23-trebovaniya-konstrukcii-i-dizajna-dlya-mezhplanetnih-pilotiruemih-stancij-2-kosmicheskie-tehnologii-dnya-segodnyashnego.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liansheng-wang-administraciya-kurskoj-oblasti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhilishe-dom-v-kotorom-ya-zhivu-kafedra-teorii-i-metodiki-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-voipkipro.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-chelyabinskoj-oblasti-o-normativnih-pravovih-aktah-chelyabinskoj-oblasti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-sostavlena-na-osnove-primernoj-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-tehnologiya-programmi-nachalnogo-i-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/73-planirovanie-i-kontrolirovanie-n-d-eriashvili-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/eroticheskij-etyud-35-c-to-oskolkov-odnogo-chuvstva-eroticheskie-etyudi.html
  • klass.bystrickaya.ru/48-kontrol-za-ohranoj-truda-i-tehnikoj-bezopasnosti-analiz-uchebno-metodicheskoj-raboti-za-2008-2009-uchebnij-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-izucheniyu-disciplini-metodi-issledovanij-v-rabote-socialnoj-rabote.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-shkolo-bezopasnosti-7-klass-35-chasov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kod-dyavola-vstuplenie.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tipi-psihiki-prognozno-analiticheskij-centr.html
  • college.bystrickaya.ru/3-ya-mezhdunarodnaya-studencheskaya-olimpiada-po-ekonomike.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-rabochej-gruppi-po-globalnomu-partnerstvu-gruppi-vosmi-stranica-2.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soglashenie-o-sozdanii-povolzhskogo-avtomobilnogo-klastera.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-bezopasnosti-sostav-i-soderzhanie-otcheta-o-sostoyanii-radiacionnoj-bezopasnosti-na-radiacionno-opasnih-obektah-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/referat-vdannom-diplomnom-proekte-vsego-str-123-ris-29-tabl-27-pril-16-ispolzovannih-istochnikov-25-nazv-chertezhej-i-plakatov-8-listov.html
  • assessments.bystrickaya.ru/eposi-legendi-i-skazaniya-starshaya-edda-stranica-16.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-gomel-2010-ministerstvo-obrazovaniya-respubliki-belarus-uchrezhdenie-obrazovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.