.RU

3. [ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИИ СОЮЗА АРТИСТОВ] - Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания


^    3. [ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДИИ СОЮЗА АРТИСТОВ]   
   Мы, артисты, нетерпимы в вопросах нашего искусства; мы -- партийны. И у нас есть свои черносотенцы, октябристы, кадеты, эсдеки, большевики и проч. Казалось бы, чем больше направлений, способов, приемов и форм творчества, тем лучше, а не хуже для искусства, задачи которого чрезвычайно широки. Ведь искусство призвано создавать "жизнь человеческого духа".

   Эта жизнь бесконечно разнообразна, как и сама душа человека. И сколько бы ни было приемов и средств для выявления жизни духа, -- их все-таки будет слишком мало, чтоб в достаточной мере исчерпать душу человека. Поэтому следует приветствовать всякие творческие возможности в нашем искусстве, конечно, если они создаются живым чувством артиста. И реализм, и импрессионизм, и стилизация, и футуризм (если только он уже существует в нашем искусстве) нужны нам, раз что они применяются с умением и к месту, раз что они передают те оттенки чувствований, которые они призваны выражать.

   К сожалению, многие из артистов признают только одно свое направление и отвергают все остальные. Отсюда -- партийность, обособленность отдельных лиц, направлений, целых театров; отсюда и взаимное непонимание.

   Я думаю, что оно нередко происходит по недоразумению. Мы принуждены судить о принципах чужого искусства лишь по сплетням, понаслышке, по ученым лекциям теоретиков, которые не понимают нашего искусства, а умеют лишь красиво говорить о нем.

   Мы не изучаем практически принципов чуждых нам направлений. Мы даже не можем их изучать практически, если б даже и хотели этого, так как мы работаем в разных, конкурирующих друг с другом театрах. Неудобно расспрашивать у конкурентов о тонкостях их искусства, раз что и в нашем деле существуют патенты.

   Непонимание и недоговоренность создают рознь там, где люди могли бы, может быть, сговориться и понять друг друга.

   Союз артистов должен создать свою студию, которая могла бы соединить людей всех направлений для более близкого практического изучения всех сторон и глубин нашего искусства.

   Было бы наивно думать, что такая студия примирит все направления. Конечно, нет. Но зато она выяснит многие недоразумения путем общих практических опытов. Ведь о нашем деле можно говорить, спорить и судить только на опыте, на практике. Студия поможет бороться с косностью, которая благодаря обособленности театров и разрозненности артистов так часто встречается в нашем искусстве. Она не уничтожит, а сгладит шероховатости и пропасти, которые разъединяют отдельные направления и артистов, и внушит уважение к их творческой работе.

   Таким образом, главная задача студии сводится не к тому, чтоб убеждать людей другого лагеря и переводить их в свою партию. Нет. Было бы большой ошибкой посягать на артистическую свободу и индивидуальность. Задача студии гораздо скромнее и практичнее. Студия должна лишь открыть возможность своим членам проявлять себя в творчестве. Она должна облегчить сценические пробы и эскизы артистов, режиссеров и других творческих деятелей театров всех толков и направлений.

   Художник, прежде чем писать большую картину, делает очень много этюдов. Не удался один, он рвет его и делает другой; пропадет небольшой холст и немного красок. Но в театре не разорвешь больших декоративных полотен и многочисленных костюмов, необходимых для всякой сценической пробы. А огромный труд живых людей?!

   Наше искусство -- коллективно, громоздко. Его эскизы требуют много жертв и денег. Студия благодаря своим скромным размерам хоть и не уничтожит совершенно трудностей и дороговизны сценического эскиза, тем не менее она сделает его возможным. Спектакли, повторяющие эти пробы для небольшого кружка лиц, окупят расходы.

   В этих практических пробах -- пропаганда отдельных направлений, почва для сближения, когда оно возможно, и лучший способ изучения и понимания искусства. Ведь в нашем практическом деле понимать -- значит чувствовать принципы и технику искусства.

   При наличии студии ее задачи могут быть значительно расширены, что даст ей возможность не только окупить свои расходы, но и давать хорошую прибыль в общую кассу Союза артистов.

   В каждом театре есть способные артисты, которым по тем или иным причинам не хватает работы в своем театре. Они томятся от безделья. Пусть же такие артисты и режиссеры идут в студию и ставят ряд спектаклей. Со всех театров можно будет собрать большую и прекрасную труппу. Общая художественная атмосфера студии сгладит пестроту и разнохарактерность принципов и приемов творчества артистов, сошедшихся с разных сторон для общего дела.

   Я думаю, что не один, а очень много спектаклей создадутся таким образом. Возможно, что создадутся и целые специальные студийные труппы из молодежи по примеру уже существующих, которые образуют свое маленькое автономное дело. Кто знает, может быть, из многих маленьких автономий создастся и большая федеративная артистическая республика, которая распространится не только на Москву, но и на всю Россию. А может быть, среди этих студий будут отделения и от народностей, живущих в России, и от иностранных артистических учреждений. Ведь до войны возникала же речь о такой интернациональной студии1. Она поможет до известной степени если не самому сближению, то по крайней мере взаимному духовному познаванию народов через их литературу и искусство. Я верю, что и эта важная миссия взаимного сближения и познавания назначена нам.

   Искусство, точно самые чуткие щупальца, зондирует и открывает родственные черты отдельных людей и целых народов. Если это так, то наша обязанность работать и в этом направлении.

   В студиях Союза могут быть приготовлены повторения наиболее удавшихся спектаклей из репертуара московских театров. Отдельная группа свободных артистов, руководимая одним из создателей или участников такого вновь воспроизводимого спектакля, повторяет постановку, применяя ее, конечно, к индивидуальностям своих артистов. Из таких спектаклей может со временем образоваться целый ряд гастрольных передвижных театров для провинции.

   Я не сомневаюсь, что только таким образом возможно поднять дело в провинции и избавить ее от тех творческих выкидышей и недоносков, которые выбрасываются зрителям с одной или двух репетиций по сто и более пьес в сезон.

   Если многочисленная армия артистов Москвы поверит выставляемым нами задачам и примется дружно за их осуществление -- сбудется сон, который кажется несбыточным наяву.

   Мне представляется большая площадь -- несравненно больше, чем наша Театральная... 2.

  

- - -

  

   Студия Союза сама собою, естественно создаст целый ряд ядер, из которых можно будет постепенно формировать отдельные автономные труппы со своей самостоятельной физиономией, направлением, репертуаром. Конечно, нужен общий соответствующий этой задаче план при составлении труппы, репертуара, общей организации, общей администрации и проч.

   Каждая из этих трупп будет автономна, а все вместе создадут федеративный строй, центр управления которого будет сконцентрирован в Правлении Союза. Каждая из трупп, смотря по отделу студии, где формировалась труппа, будет, естественно, иметь свою самостоятельную индивидуальную физиономию, свой самостоятельный оригинальный репертуар, свою администрацию. Мало того, автономность труппы может быть распространена и на материальную сторону. Все доходы, расходы, бюджет могут остаться на ответственности самой труппы, которая выплачивает лишь известный процент центру, то есть Союзу. Общее руководство, эксплуатация, монтировка, внешняя постановка, режиссура, художественное направление также остаются за Художественным советом Союза.

   Вероятно, в большинстве случаев труппы эти не будут в состоянии оплачивать дорого артистов, и потому состав этих трупп будет из хороших интеллигентных, знающих, хорошо подготовленных артистов, но степень их таланта -- лишь средняя, так как чуть явится настоящий талант, чуть он вырастет художественно и в материальных своих требованиях, его возьмут в столичные труппы Союза, и таким образом студийные труппы лишатся своих наиболее талантливых питомцев. Это несправедливо, обидно для студий, может лишать их энергии и, главное, разжижать и уменьшать их художественную ценность... Но и тут Союз придет на помощь. У главной центральной труппы всегда остаются на сезон то одни, то другие артисты без работы. Их можно будет посылать на гастроли или на определенные роли на целый сезон или на известный срок.

   Как же эксплуатировать эти труппы с их самостоятельным репертуаром, не повторяющимся в других труппах? Ими можно пользоваться и в самой Москве, для порайонных и других спектаклей, для иногородних гастролей, наконец, для провинциального дела. Лучший и единственный способ упорядочить провинциальное дело и повысить художественную сторону провинции -- только с помощью центра, то есть московского Союза, с помощью автономных отдельных трупп при их федеративном строе и взаимной и общей художественной связи, направлении.

   В чем гибель настоящего искусства в провинции? В необходимости ставить много пьес, в невозможности при таких условиях ставить их тщательно, успевать пережить и обставлять. Плохо поставленный спектакль неинтересен. Его нельзя повторять. Это условие еще больше увеличивает количество постановок, а количество постановок еще больше, уменьшает их качество. Беда в том, что бюджет провинциального театра не позволяет держать хороший ансамбль. Несколько премьеров, на которых, собственно говоря, держится весь театр, съедают весь бюджет и заставляют экономить и назначать скромное жалованье всем другим артистам. Наконец, нельзя требовать от частного антрепренера больших затрат и расходов на хорошую срепетовку и внешнюю обстановку. Это стоит очень больших денег.

   При Союзе и той системе, которая рекомендуется, все эти неразрешимые затруднения сами собой устраняются. Хорошая труппа, хорошие артисты в главных ролях, хорошая срепетовка и художественная постановка, хороший литературный репертуар, хороший режиссер, художник и центральный театр Союза повысят интерес к таким спектаклям настолько, что пьесы можно будет повторять много раз. Это доказывает сама жизнь. Стоит тщательно поставить пьесу в провинции, стоит приехать из столицы в провинцию хорошей труппе -- и пьеса выдержит многие и многие повторения. Но этого мало, предлагается постоянный обмен трупп в течение сезона: два месяца труппа играет в одном городе, два -- в другом. При наличности десяти пьес у каждой труппы, при повторении их пять-шесть раз получится репертуар на хороший сбор на целых два месяца. Для больших городов, вроде Одессы, Киева, Петрограда, конечно, это слишком скромный подсчет. В таких городах труппа могла бы гастролировать значительно больше.

   На это возразят, что переезды трудны и беспокойны. Правда. Но ведь и сейчас провинциальные артисты ведут полубродяжническую жизнь. При большом деле, каким будет Союз, при его капитале легко облегчить эту неприятную сторону жизни артистов таких передвижных провинциальных и порайонных театров. Снимая театры, можно снимать и приспособлять и квартиры для труппы, обставлять их прилично, с хорошим домашним столом. Это и дешевле и семейнее. Артисты приживутся к этим квартирам. От них отпадет необходимость искать жилище, устраиваться после каждого переезда, они избавятся от гостиниц, счетов, холодных закусок ресторанного стола, катарра желудка и проч.

   При расширении дела, при дальнейших выпусках школ и студий дело провинциальных театров будет расширяться... 3.

  

3-vibor-tipa-diagrammi-ot-sravneniya-k-diagramme-posobie-po-vizualnim-kommunikaciyam-dlya-rukovoditelej-institut.html
3-videoregistraciya-1-avtomatizirovannie-rabochie-mesta-komplekt.html
3-vidi-nir-zadachi-i-soderzhanie-rabot-po-konstruktorskoj-podgotovke-proizvodstva-20-10-stadii-razrabotki-konstruktorskoj.html
3-vint-uchebnoe-posobie-dlya-letnih-uchilish-grazhdanskoj-aviacii-m-transport-1978-s-illyustraciyami-i-tablicami.html
3-virobnich-sistemi-pdprimstvo-yak-virobnicha-sistema.html
3-visshie-funkcii-i-obrabotka-informacii-kniga-kanadskogo-avtora-uchebnik-obshej-psihologii-s-osnovami-fiziologii.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chtenie-osho-mozhet-izmenit-vsyu-tvoyu-zhizn-on-vstryahivaet-tebya-i-zastavlyaet-prosnutsya-moe-poslanie-ne-doktrina-i-ne-filosofiya-moe-poslanie-alhimiya-nauka-stranica-2.html
  • write.bystrickaya.ru/figdor-g-f-49-deti-razvedennih-roditelej-mezhdu-travmoj-i-nadezhdoj-psihoanaliticheskoe-issledovanie-stranica-4.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/opticheskie-illyuzii-formi-izdeliya.html
  • literature.bystrickaya.ru/botanika-viberite-pravilnie-otveti-na-voprosi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-15-posleslovie-mir-cherez-kulturu.html
  • student.bystrickaya.ru/1-psihologiya-kak-nauka.html
  • tasks.bystrickaya.ru/13-razrabotka-obshej-konstruktivno-komponovochnoj-shemi-stancii-i-vibor-sostava-modulej.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yubilej-velikogo-novgoroda-polgoda-spustya-opit-analiza-kontenta-novgorodskih-sajtov.html
  • reading.bystrickaya.ru/koksharov-a-belkina-e-novij-glava-fsfr-obojdetsya-bez-bembi-hulhachieva2.html
  • spur.bystrickaya.ru/mergaliev-b-k-e-k-docent.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3obem-disciplini-tabl-1-31-obem-disciplini-i-vidi-uchebnoj-raboti.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-administracii-rostovskoj-oblasti-obshie-polozheniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/proektirovanie-lokalno-vichislitelnoj-seti-chast-10.html
  • notebook.bystrickaya.ru/error404.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-ochnoj-formi-obucheniya-specialnosti-090303-65-informacionnaya-bezopasnost-avtomatizirovannih-sistem.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poryadok-ischisleniya-i-uplati-ndfl-po-viigrisham.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-razvitie-melioracii-selskohozyajstvennih-zemel-v-respublike-mordoviya-na-period-do-2020-goda-pravitelstvo-respubliki-mordoviya-postanovlyaet-stranica-18.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultat-ispolneniya-gosudarstvennoj-funkcii-sbornik-rukovodyashih-dokumentov-gosudarstvennoj-inspekcii-po-malomernim.html
  • teacher.bystrickaya.ru/finansi-v-sisteme-denezhnih-otnoshenij-rinochnogo-hozyajstva-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplina-fizika-tvyordogo-tela-chelyabinsk.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-prakticheskim-zanyatiyam-po-mdk-02-03-teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovi-organizacii-produktivnih-vidov-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-19-dmitrij-gluhovskij-metro-2033.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-konstruktivnogo-roditelskogo-otnosheniya-k-narkozavisimim-yunosham.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-aktivov-i-obyazatelstv-stoimost-kotorih-virazhena-v-inostrannoj-valyute.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-obshaya-sociologiya-dlya-napravleniya-080504-65-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-podgotovki-specialistov-avtori-e-r-yarskaya-smirnova-d-s-popov-e-mail-elena-iarskaiasocpolicy-ru.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-udk-bbk-a-rekomendovano-k-izdaniyu-uchebno-metodicheskim-sovetom-instituta-socialnih-i-gumanitarnih-znanij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovershennaya-konkurenciya-opredelenie-konkurencii-kak-ekonomicheskogo-yavleniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskij-reglament-stranica-6.html
  • student.bystrickaya.ru/14-parametrov-kak-nauchno-tehnicheskaya-disciplina-izuchaet-opasnosti-ugrozhayushie-cheloveku-v-srede-obitaniya-zakonomernosti.html
  • composition.bystrickaya.ru/pl-lenina-1-ot-20-marta-2012goda.html
  • klass.bystrickaya.ru/balaaj-balabashasi-tairibi-ata-analarmen-zhrgzletn-zhmis-trler-ata-analarmen-zhrgzletn.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/vozrastnaya-periodizaciya-db-elkonina.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-povisheniya-kvalifikacii-nauchno-pedagogicheskih-rabotnikov-poprioritetnomu-napravleniyu-problemi-podgotovki-kadrov-po-prioritetnim-napravleniyam-nauki-tehniki-i-kriticheskim-tehnologiyam.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhenski-polovi-organi-za-priemane-na-naredba-za-medicinskata-ekspertiza.html
  • literature.bystrickaya.ru/borba-chelovechestva-prohodit-prezhde-vsego-v-duhovnom-plane-predislovie-perevodchika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.