.RU

300-летию образования Московской губернии посвящается


Муниципальное учреждение культуры

«Лотошинская ЦБС

Методико-библиографический отдел

Микулинская сельская библиотека-филиал №9


300-летию образования Московской губернии посвящается


«МИКУЛИНСКАЯ СТОРОНА,

КАК ЖЕМЧУЖИНА ОНА»


Исследовательские и методико-библиографические материалы.


Лотошино

2008г.


Юбилею села посвящается.

СЕЛО НАД ШОШЕЙ


Родословная села уходит корнями в глубокую древность. В 2008 году селу исполняется 640 лет. В 1368 году, оно упоминается впервые в летописи как город. Несомненно, Микулино существовало гораздо раньше.

Надо сказать, что в те стародавние времена в слово «город» вкладывалось совсем другое понятие, чем в наши дни. Городом, а вернее городищем, у славян называлось поселение, укрепления которого состояли из рва, земляного вала и частокола. В случае любой военной опасности, жившие в окрестностях городища крестьяне, укрывались за его стенами.

В начале XIV века, а скорее всего намного раньше, на берегу тогда ещё судоходной реки Шоши стоял небольшой городок Микулин. Назван он был в честь другого города Галицко-Волынского княжества. В то время Микулин представлял хорошо укреплённый город, стоящий на перекрёстке важных дорог ведущих в Волоколамск, Тверь, Старицу. Микулинская крепость (детинец), входившая в систему тверских оборонительных сооружений, играла важную роль во многих средневековых войнах. Расположенная на левом берегу реки, она была окружена мощным крепостным валом и имела трое ворот. Рядом с валом был вырыт глубокий ров, заполненный водой. Поверх вала тянулись рубленные стены (тын) с несколькими глухими и двумя проездными башнями с воротами. Были ещё третьи ворота, хозяйственные, которые выходили к ручью, впадавшему в Шошу. В древних документах Микулинский детинец назывался «осыпью» или «городовою осыпью», что указывало на искусственное происхождение земляного вала. Внутри города стояла деревянная церковь. Тут же находились княжеские палаты и хозяйственные постройки. По сути это был феодальный замок. В случае военной опасности крепость служила убежищем для населения посада и городских слобод. Люди брали с собой в крепость несложный домашний скарб, запасы пищи, всё не6обходимое для обороны и даже пригоняли сюда домашний скот. Среди историков существует версия, что на случай осады крепости существовали подземные ходы к реке для снабжения осаждённых водой.

До сих пор сохранились в Микулине часть рва и высокий насыпной вал более 5 метров высотой и 600 метров в окружности. Площадь самого городища сравнительно небольшая – около 1 гектара.

Микулин охранял дорогу на Волоколамск из Твери и Старицы и судоходство, хоть и не особенно значительное, по реке Шоше. В документах XV века упоминаются дороги, ведшие через Микулин в Новгород и Смоленск. Дороги содействовали развитию в Микулине посадских поселений и слобод, население которых занималось ремеслом и торговлей. Такое соседство сулило князьям значительные выгоды.

В середине XIV века Микулино-Городище становится стольным городом, центром удельного Микулинского княжества. Здесь чеканили даже собственную монету. Оно было вотчиной князя Михаила Александровича Тверского, внука Михаила Тверского, казнённого в Орде в1319 году. По словам летописца «бе муж страшен, и сердце его яко сердце льву», враждовал с самим Дмитрием Донским, хотя и был им посажен на княжение. В XIV - XV веках Микулинское княжество становится ареной борьбы между великими Московским и Тверским княжествами. Феодальные войны обрушивались в первую очередь, на города. Деревянные крепости сжигались, имущество жителей подвергалось грабежу. А сами они уводились в плен. Несколько раз Микулин был осаждён. При осаде Твери в августе 1375 года великий князь Московский Дмитрий Иванович (тогда ещё не Донской) в первую очередь постарался разорить города Зубцов и Микулин. Сохранились записи летописцев о том, что Микулин был взят войсками Московского княжества: «Микулин взят, а людей из города в полон повели». В 1463 году осаду города предпринял князь Василий Кашинский, но города он не взял и был вынужден отступить.

Перед смертью Михаил Александрович пожаловал Микулин младшему из шести своих сыновей Фёдору, женатому на дочери московского боярина Фёдора Андреевича Кошки. Фёдор оставил удел своему сыну Александру, у которого было два сына – Борис Микулинский и Фёдор Телятьевский (по уделу), давший начало роду князей Телятьевских.

Около 1490 года князья Андрей Борисович, Михаил и Андрей Фёдоровичи разделили вотчину на три равные части.

Никоновская летопись сообщает о том, что в 1477 году Иван III повёл своё войско для покорения Новгорода через Микулин к Торжку. Его хлебом-солью встретил микулинский князь Андрей Борисович. Но не угощения хотел князь московский, а требовал присоединения к своему войску тверских полков. Великий тверской князь Михаил Александрович не решился ссориться с серьёзным соперником. Присоединившееся к Ивану III тверское войско возглавил Михаил Фёдорович Микулинский. В том же году удельный микулинский князь Андрей Борисович поступил на службу к московскому князю. С тех пор микулинские князья находились при Московском дворе, являясь наместниками городов и военачальниками. Среди них выделялся князь Семён Иванович Микулинский-Пунков, сподвижник Ивана Грозного, участник Ливонской войны и похода на Казань.

В 1579 году при взятии польским королём Стефаном Баторием Полоцка, воевода города князь Василий Телятьевский был пленён. После этого род Микулинских попал в опалу. Все его представители были сосланы и заточены в темницу. Город Микулин был у них отобран и отдан Иваном Грозным во владение царевичу Ивану. Но царь Фёдор вернул Микулин Андрею Андреевичу Телятьевскому, бывшему его рындой, то есть оруженосцем и телохранителем.

В 1600 году Андрей Андреевич был произведён в бояре. Во время польско-литовской интервенции, в 1605 году, он, не желая признавать самозванца, уехал в Москву к Борису Годунову. После восшествия на престол Василия Шуйского, считая себя законным наследником русского престола, Андрей Телятьевский поднял мятеж, действуя согласовано с крестьянским войском Ивана Болотникова, 5 июня 1607 года войска Болотникова и князя Телятьевского были разбиты. Умер князь Андрей Андреевич в 1612 году, в боярском чине.

При царе Михаиле Фёдоровиче в Микулине правили наместники. Последним микулинским князем был Фёдор Андреевич, находившийся на царской службе в качестве стольника и воеводы Тобольска, а затем Астрахани. Ему принадлежала оставшаяся от князя Андрея Андреевича вотчина – треть Микулина-Городища, а две трети были за ним же в вотчине по купчей из Поместного приказа. После смерти Фёдора Андреевича в 1645 году по его завещанию эти земли отошли Троице-Сергиеву и Кириллову монастырям.

С 1838 года Микулино-Городище принадлежало Николаю Гавриловичу Головину, считавшего себя потомком князей Микулинских, так как одна из дочерей последнего князя микулинского княжна Ирина Андреевна была замужем за его предком стольником Яковом Никитичем Головиным. Головин, большой любитель старины, собрал исторические материалы о Микулине и издал их под названием «Микулинская летопись». Но не все сведения, по мнению историков, являются достоверными.

В конце XV века Микулин потерял своё стратегическое значение, так как граница Московского княжества отодвинулась далеко на запад. Имевший широкую известность в средневековом мире, во времена сильного Тверского княжества, постепенно Микулин пришёл в упадок и стал селом, но селом, по тем масштабам, значительным, игравшим заметную роль в округе. Оно было вотчиной поместных владельцев, начиная с князя Ивана Андреевича Голицына и кончая последним владельцем Александром Фёдоровичем Бухмеером, и находилось в его собственности до Октябрьской революции 1917 года. Долгое время, вплоть до 1929 года, когда был образован Лотошинский район, Микулино сохраняло статус волостного центра.

Упадку Микулина и потере его стратегического значения способствовала польско-литовская интервенция 1605-1612 годов. Тверской регион Русского государства сильно пострадал, Обезлюдели города и деревни, были уничтожены пожарами дворы и церкви. На месте деревень и посадов появлялись пустоши. В результате этого Микулин как город прекратил своё существование. В Тверских отказных книгах он назван «Пустым городищем, что был город Микулин». Так некогда процветающий удельный княжеский город превратился просто в большое село с богатым историческим прошлым.

На основании исторических источников и археологических раскопок учёные сделали вывод, что к концу XVI века в Микулине было 4 монастыря и 5 (точно известных, их по разным источникам было от 8 до 12) посадских церквей.

В Микулине, на территории древнего городища сохранился старинный храм – стройный белокаменный пятиглавый собор, гордо возвышающийся среди живописного пейзажа поймы реки Шоши. По стройности форм и изящной простоте отделки храм может быть отнесён к наиболее выдающимся сооружениям подобного типа. По свидетельству историков он сооружён на городище в 1559 году на месте ещё более древнего храма Михаила Архангела, построенного в 1398 году. В настоящее время микулинский собор Михаила Архангела внесён в список архитектурных памятников Московской области.

О древности Микулинской земли напоминают и клады, в разное время найденные в окрестностях городища. По крайней мере, в официальной сводке учтённых кладов Москвы и Подмосковья Микулино упоминается четырежды (см. книгу А.Г.Векслера «Московские клады», 1988г.). Согласно той же сводке нигде больше в Лотошинском районе кладов не находили.

Из объектов социального и культурно-образовательного назначения в Микулине до 1917 года были церковь, школа, открытая в 1870 году, чайная да лавка - «магазейн».

На этом мы закончим знакомство с древней историей нашей микулинской земли. Но её история ещё не закончена. Вас ждут интересные легенды и были о знаменитых кладах и археологических находках, история создания собора Михаила Архангела, рассказ о жизни Великого князя Тверского и Микулинского Михаила Александровича и много других историй.


Юбилею собора

Святого Михаила Архангела

посвящается

^ СОБОР ГЛУБОКОЙ СТАРИНЫ…


Отшумели ветры истории, пронёсшиеся над Микулинской древней землёй. Памятником тем далёким и славным временам на берегу Шоши, среди земляной насыпи, стройно возвышается древняя церковь во имя Святого Михаила Архангела. Великий князь Михаил Александрович (внук Михаила Тверского) построил перед своей смертью храм, как место погребения князей Микулинских. И было это в 1398 году. Храм строился подобным Московскому Архангельскому собору. Этот храм не сохранился до наших дней в первоначальном виде, так как несколько раз подвергался частичному разрушению, перестраивался и доделывался. Строители и реставраторы старались сохранить изначальный вид храма. Храм создан неизвестными русскими зодчими, но он до сих пор поражает стройностью форм, простотой отделки, величием и торжественностью. Зодчие построили храм в лучших классических традициях того времени. В наше время судьба храма была печальной. После революции в его стенах был устроен клуб. В годы Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации села Микулина там располагались немецкие конюшни. В настоящее время храм Михаила Архангела признан памятником архитектуры и охраняется государством. В 1990 году организован православный приход, возобновилось богослужение. Каждое воскресенье и праздничные дни совершаются богослужения и таинства. За свою более чем шестисотлетнюю историю храм многое повидал и мог бы рассказать людям. Но сегодня мы будем говорить о самом храме, его древней истории.

…Собор глубокой старины

Стоит державно, величаво

Создателям своим во славу.

Он шесть веков уже стоит

И тайны многие хранит.

А.А.Ефимов


Самыми ранними историческими источниками, в которых говорится о существовании в Микулине, внутри крепостного вала, собора Михаила Архангела, являются Тверские писцовые книги первой половины XIV века и некоторые другие акты феодального землевладения.

Официально временем постройки Микулинского храма считается 1398 год. Эта дата основывается на записи в Тверских летописях и на надписи, находящейся на западной стороне храма: «В год 6904 (1397) заложена церковь святого Архангела Михаила в Городке великим Михаилом. Здесь речь может идти как о постройке храма в Микулине, так и в Старице. Михаил Александрович практически одновременно строил два храма в честь своего ангела-хранителя. В соборе до наших дней сохранилась надпись, сделанная рельефными буквами на небольшой плитке известняка с возвышающимися бедно орнаментированными краями. Она говорит о том, что «в лето 6906 года построен собор сей Архистратига Михаила Великим князем Тверским Михаилом Олександровичем при Владыке Орсенье». Некоторые учёные сомневаются в достоверности этой надписи и считают, что она появилась во время первой реставрации храма. Единственным источником, которому, по мнению учёных-историков, можно доверять, являются Тверские писцовые книги. Во второй Писцовой книге, составленной до 1550 года, содержатся сведения, что собор существовал в первой половине 16-го столетия.

Мы уже говорили, о том, что построенный князем Михаилом в конце XIV века в Микулине не сохранился. Во второй половине XVI века он был выстроен вновь. В это время Микулином владел один из потомков микулинских князей – князь Семён Иванович Микулинский-Пунков. Он хорошо известен в истории как сподвижник Ивана Грозного в военных операциях того времени. После взятия Казани князь Семён участвовал в Ливонский войне и был смертельно ранен. В 1599 году он был похоронен во вновь отстроенном Микулинском соборе. Эти данные являются достоверными, так как на гробнице князя сохранилась надпись о дате его смерти: «в лето 7065 (1559) августа 2-го дня». Брат Семёна Ивановича князь Дмитрий Иванович Пунков был убит при взятии Казани в 1565 году. В память о нём жена Софья устроила в соборе приделы Дмитрия Солунского и Григория Богослова. Таким образом, существующий в Микулине-Городище храм датируется серединой XVI века и построен он на месте более древнего храма. Ведь недаром в «Истории о Казанском царстве» подчёркивается, что Семён Иванович был похоронен в «новосозданной» церкви, то есть в церкви перестроенной.

Собор Архангела Михаила, согласно византийскому плану церквей, представляет равносторонний квадрат со стороной 7 саженей. С восточной стороны к нему примыкают три аспиды. Стены сложены из хорошо обожжённого кирпича, причём кладка не сплошная: кирпич облицовывает стены только снаружи и внутри, середина же засыпана булыжником, строительным мусором и залита известковым раствором. Стены толщиной более 1,5 аршин, снаружи разделены четырьмя пилястрами на три части. Прочность здания обеспечена фундаментом из известняка, отделанного выступами, валиками и полочками. Цоколь возвышается над поверхностью земли на 13,5 вершков. Раньше он был выше, но при реставрации храма в 1887 году он был засыпан землёю с целью укрепления прочности. Покрытие Микулинского собора, как и теперь, было по сводам и образовывало византийские комары или кокошники.

Квадрат здания увенчивается пятью куполами, из которых центральный больше остальных четырёх. Все купола украшены сложным орнаментом. Внизу купола идёт поясок из килевидных арок, к которому на центральном барабане добавлены полуколонки, окаймляющие окна. Несколько выше находится двойной поясок из прямоугольных выемок, образованных расположением кирпичей на небольшом расстоянии друг от друга. Для поддержки покрытия куполов мастера сделали карниз, который, расширяясь к верху, подходит к пояску зубчиков и также служит для поддержания главы. На центральном куполе добавлен другой поясок из зубчиков, который идёт сразу после пояска прямоугольных выемок. Вся эта орнаментация одновременно является и украшением собора. Развитая форма барабанов встречается и в современных собору памятниках архитектуры Тверского края. Внешний вид собора отражает и его внутреннюю конструкцию. Собор освещался пятнадцатью окнами, из которых три находились на аспидах, а двенадцать в самом храме, по четыре на каждой стороне. В настоящее время в соборе имеется по три окна на каждой стороне.

Во внешнем облике здания виден священный символизм. Основание храма представляет собой квадрат, с каждой из трёх сторон разделённый на три арки, соединён тремя дугами – символ Святой Троицы. Этот же символ заметен в освещении здания тремя окнами с трёх сторон. Девять сводов и девять окон в фонаре средней главы соответствуют девяти чинам ангельским. Пять глав, как знамение Иисуса Христа, верховная глава Церкви и четырёх евангелистов, увенчивают квадрат храма.

Просматриваются священные символы и во внутреннем устройстве храма. Двенадцатью столпами он образует четырехконечный крест, служащий основой греческой церкви, как бы в память о двенадцати Апостолах.

В четырёх поясах древнего алтарного иконостаса, заменивший древнейший, по 12 образов, древнего новгородского письма иконописи. И это ещё одно напоминание о двенадцати Апостолах. Внутри алтаря также выполнено тройное деление, освещение идёт через три окна с востока. Престол и жертвенник были выполнены из кирпича, на верхней стороне престола выложен четверо конечный крест из белого камня с резьбой. Вход в церковь был с трёх сторон: западной, северной и южной. Входные отверстия находились на значительной высоте от поверхности земли, так как под храмом был устроен нижний этаж, в котором находилась усыпальница князей Микулинских. Такие склепы-подвалы встречаются во многих храмах, в том числе и в Старицком Успенском соборе. Археологические работы в храме в XIX-XX веках подтверждают наличие княжеских захоронений. В северо-западном углу храма, под кирпичной гробницей был найден высеченный из известняка гроб. Он принадлежал князю Семёну Ивановичу Микулинскому, умершему в 1599 году. На нём прочитывается надпись: «Лета 7067г. августа 12 преставился раб Божий князь Семён Иванович Микулинский в иноках Сергий на память святых мучеников Фотия и Аникиты». Сохранились надписи и на других надгробиях: «Помяни, Господи, души усопших раб Твоих князей Тверских и Микулинских, здесь лежащих: князя Фёдора Михайловича, и сына его Александра, и внука Фёдора Александровича, и правнука Фёдоровича, и праправнука Ивана Михайловича». Сохранилась надпись и на надгробии князей Пунковых и Телятьевских: «Помяни, Господи, князя Семёна Ивановича Пункова и его жену Овдотью, и брата его Дмитрия Ивановича и его жену Софью. Князя Петра Ивановича Микулинского-Телятьевского и сына его Ондрея и внука Ондрея Ондреевича и правнуков Ирину Головину и Федосью Головину».

До 1602 года древний храм был благоустроен, иконостас и стены были богато украшены иконами, в ризнице находилась ценная церковная утварь и книги. Это подтверждает описание имущества, сделанное на основании грамоты, составленной Микулинской княгиней Ксенией и её детьми от 1602 года.

В Смутное время Микулинский собор был разграблен поляками, стоял пустой, без совершения богослужения. Только в 1635 году был вновь освящён только главный престол. Только к 1678 году, по сведениям Тверских епархиальных ведомостей, он оправился от разорения.

Время, войны, разорения беспощадны не только к людям. Древний Микулинский собор Михаила Архангела сопротивлялся разрушению. Но всёсокрушающее время не пощадило и его. Первые следы повреждения были обнаружены в начале XIX века. 12 ноября 1811 года прихожане подали прошение Преосвященному Мефодию о дозволении им поправить обветшавшие купола на их церкви, главы, а также каменные стены, как внутри, так и снаружи имевшие трещины. Владыка подписал указ о разрешении 14 июня 1812 года. Но начавшаяся Отечественная война против Наполеона отодвинуло ремонт на неопределённое время. Только в 1818 началась работа по «исправлению собора». Но проведённые работы желаемого результата не дали.

К 1847 году повреждения собора стали настолько сильными и серьёзными, что была запрещена служба. Находиться в соборе было небезопасно: на стенах и своде появились трещины, от осадки внутренней алтарной стена покосилась одна из глав, от неправильного устройства водостока появилась значительная сырость. В 1849-1850 годах собор был вновь отремонтирован. В ремонтных и реставрационных работах в соборе самое активное участие принял помещик Николай Гаврилович Головин. На его пожертвования был устроен новый иконостас и отреставрированы древние образа.

17 сентября 1850 года собор был освящён Архиепископом Тверским и Кашинским Гавриилом. В пастырском обращении он сказал: «От Господа вы приняли все дары и Ему посвящаете во славу Имени Его. Ваше усердие Ваше усердие перед очами нашими; ваша щедрость на благое богоугодное дело так благолепно устроила сей дом Божий, что он, блистая новостию, соответствует и сединам давно прошедшего времени, в котором храм основан…».

После Архиепископа Гавриила Вера Петровна Головина, жена князя Николая Гавриловича, прочитала стихотворение, написанное ею ко дню освящения храма. Ценно оно тем, что содержит много исторических сведений.

Ликуй и радуйся, Сион!

Дань воздаём твоей святыне.

Наш древний храм возобновлён,

И освящает его ныне

^ Преосвященный Гавриил

Среди молитв, среди курений,

Как в первый раз его святил

Угодник Господа Арсений!

Была доступна небесам

Мольба святого человека,

И существует древний храм

Четыре с половиной века!

И мы, усердием горя,

Стеклися в храм возобновлённый

^ Семнадцатого сентября

В тот самый день благославлённый,

Когда и Вера, и Любовь,

София с кроткою Надеждой

Одели с Гавриилом вновь

Престол священною одеждой!

Возрадуйтесь на небесах,

^ Владыки древнего княженья,

Которых здесь хранится прах,

Которых дух поминовенья

Обряд церковный сохранил:

Князь Пётр, княгиня Евдокия

И благоверный Михаил,

Димитрий, Александр,

София, Ирина, Фёдор, Симеон,

Вы здесь в Микулине княжили,

Вы чтили здесь Творца закон,

^ И здесь же с миром вы почили.

А ты, Святой князь Михаил –

Заступник всех и утешитель!

Твой внук нам храм соорудил –

Будь нашей церкви покровитель!


Но уже через 14 лет обнаружились новые повреждения. Это связано с тем, что реставрационные работы проводились Н.Г.Головиным без привлечения квалифицированных архитекторов и реставраторов. 23 мая 1864 года прихожане подали прошение, в котором просили разрешить им вместо деревянной колокольни, пришедшей в ветхость, построить новую каменную с устройством в ней церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы. Новая церковь с колокольней освятили 31 января 1871 года.


Не смотря на проводившиеся реставрационные работы, собор продолжал разрушаться. В 1879-1880 годах снова было запрещено богослужение в соборе, ему грозило падение. В 1881 году собор был осмотрен архитектором А.К.Жуковским. После этого сделали распорки между столбами и опоры для поддержки арок сводов, что спасло собор от разрушения, но не решило проблемы полностью. Уже в декабре 1882 года архитектором Кузминым был произведён подробный обзор, при котором он высказал мнение о древности различных частей собора. Некоторые из них сохранились со времён постройки. Кузмин указал на присутствие на куполах и стенах живописи и признал, что она выполнена позднее постройки собора.

В 1885 году другой архитектор, Н.В.Султанов, составил проект реставрации собора с учётом возможного сохранения его первоначального вида. В результате реставрации, проводившейся по проекту Султанова, вновь появилась строгая красота всех линий собора, гармоничность его пропорций.

После революционных событий 1917 года службы в храме прекратились. Храм был закрыт, а зимняя церковь Успения Пресвятой Богородицы стала клубом. В 1954 году она была окончательно разрушена. Последним настоятелем храма был Е.Рясинский, который был репрессирован в 1937 году и умер на лесоповале в Карелии. Собор Михаила Архангела был превращён в склад и постепенно разрушался. С него сняли колокола и крест, а сам храм был осквернён.

Пришли новые времена, когда культурные и духовные ценности русского народа стали возрождаться. В 1973 году собор был зарегистрирован областным отделением общества охраны памятников истории и культуры как памятник древнерусской архитектуры и включён в план реставрационных работ на 1980 год. Работы растянулись почти на десять лет. Современные реставраторы и строители продолжили работу, начатую ещё в XIX веке: укрепили своды, восстановили рухнувший западный свод, отремонтированы стены, освобождены от грязи и сырости; восстановлены древние окна на фасадах, древняя форма глав; отреставрированы кресты; собор покрыли новой медной кровлей.


12 декабря 1990 года считается днём духовного возрождения земли Микулинской. В этот день протоирей Волоколамский Николай Михайлович Попов совершил обряд освящения обновлённого собора Михаила Архангела. С октября 2003 года в Микулинский собор назначен постоянный настоятель – иерей Иоанн (в миру Иван Лабода). С его приходом постоянно проходят службы и таинства, открыта воскресная школа, построена зимняя церковь. Особую торжественность службам придаёт звон колокола, приобретённого на пожертвования прихожан.


Стоит он гордо и величаво, задумчиво отражаясь в водах неспешной реки.


Как подобает старику,

Он много видел на своём веку:

Татарских видел он коней,

Дела микулинских князей,

Он войн немало повидал,

Но не сломался – устоял…

Сегодня он помолодел,

Лицом как будто посветлел.

Стоит, сияя белизной,

И для меня он как родной!..

Ему желаю я стоять,

Чтоб людям радость доставлять,

С веками дальше плыть неспешно,

Следить за нашей жизнью грешной,

Навечно всё запоминать,

О нас потомкам рассказать.

Им дальше по земле шагать!

А.Ефимов


^ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ, КНЯЗЬ ТВЕРСКОЙ И МИКУЛИНСКИЙ


Судьба Михаила Александровича (1333-1399гг.), внука Михаила Ярославовича и создателя великого княжества Тверского оказалась тесно связана с его тверской вотчиной. Князь обладал незаурядным здравым смыслом, способностью к точному расчёту и, главное, любовью к наследию предков, как материальному, так и духовному. Михаил Александрович был идеальным хозяином тверской вотчины, сумевшим не только сохранить в сложных условиях свою «прародину», но и утвердить её в качестве независимого государственного образования нового типа, располагающего действенной и цельной политической программой. Путь Михаила младшего от Микулинского удельного князя к Тверскому великокняжескому престолу, к признательности и уважению со стороны тверичей был проложен верно.

Михаил Александрович жил и действовал в такую эпоху, когда судьба Тверского княжества была уже окончательно решена. Все его усилия вернуть своему княжеству его прежнее господствующее положение рассыпались в прах. А сколько сил и энергии затратил он в своей продолжительной борьбе с Москвой. Это была борьба очень талантливого человека против естественного хода исторических событий – и она должна была кончиться поражением человека, решившегося на подобную борьбу. В конце своей жизни Михаил Александрович и сам не мог не понимать бесплодности борьбы с Московским княжеством, политическое и экономическое влияние которого становилось сильнее с каждым годом.

Великий князь Тверской Михаил Александрович родился в 1333 году в городе Пскове, куда отец его, Александр Михайлович, вынужден был бежать после избиения татар в Твери. Шестилетний Михаил после смерти отца остался на попечении матери своей великой княгини Анастасии. На девятом году жизни мать отправила сына на воспитание к его крёстному отцу, архиепископу Новгородскому Василию. Даровитый мальчик полюбил книжное учение и привязался к книжному чтению. В Новгороде он имел возможность познакомиться с положительными и отрицательными сторонами народовластия. Там же он научился искусству вызывать любовь народа и управлять им.

Из летописей не видно, как и когда Михаил Александрович стал удельным князем. Вероятно, он получил свой первый удел - город Микулин по завещанию своего погибшего отца в 1339 году. Самостоятельное управление своим Микулинским уделом началось тогда, когда ему исполнился 21 год, в 1354 или в 1355 годах.

Город Микулин находился в 53 верстах от Твери, в 40 верстах от Старицы и в 50 от Волоколамска. Он был удалён от сколько-нибудь крупных городских центров. Неизвестно точно, было здесь укрепление или город до Михаила Александровича. Если города не было, то новый князь первым делом позаботился об основании такового, что было необходимо в то тревожное время, когда княжества были раздираемы междоусобными войнами. До наших дней город и крепость не сохранились, но и то, что осталось, говорит о том, что город был серьёзно укреплён для своего времени. Внешние укрепления Микулина состоят из земляного круглого вала в три сажени высотой и 280 саженей длины, причём площадь, занимаемая укреплением, имеет 70 саженей в длину и ширину. Среди вала имеются следы трёх городских ворот: северные, восточные и южные. В церкви Михаила Архангела находился небольшой образ-картина, изображающая три сцены из истории Микулина: примирение у ворот города князя Тверского Василия Михайловича и Михаилом Александровичем после неудачной осады города в 1364 году и две осады города Московским князем Дмитрием Донским в 1371 и 1375 годах, оба раза закончившихся взятием города. Если этот образ-картина является копией с более раннего изображения, то тогда мы имеем вид города Микулина.

Храбрость на поле брани, умение ладить со своею дружиною, при отсутствии любимцев, справедливость в суде, особое покровительство обиженным и маломощным людям – вот те основные черты характера Михаила Александровича, которые вызывали уважение и привязанность к молодому князю. Владея одним только Микулинским уделом, Михаил Александрович, при таких качествах организатора и военачальника, уже казался опасным тогдашнему великому князю Тверскому Василию Михайловичу.

Правителем в Твери Михаил стал, когда ему исполнилось 34 года. Начало его правления относится к 1365 году. В действительности же он взошёл на тверской престол тремя годами позже, после смерти своего дяди Василия Михайловича. Желая подчеркнуть укрепление собственной власти в пределах Тверского княжества, он начал в 1366-1367 годах строительство нового укрепления - Новый городок на Волге, позднее получивший название Старица.

Внешне время правления князя Михаила Александровича выглядит очень не спокойным: он неоднократно выдвигает претензии на великое Владимирское княжение, постоянно маневрирует между Москвой и Литвой. Но бурное княжение Михаила Александровича закончилось годами мира, тишины и спокойствия. Искусный политик, он расчётливыми браками своих сыновей сумел заручиться многочисленными союзниками.

Обезопасив себя от внешних врагов, тверской князь имел полную возможность привлекать в своё княжество множество народа из других территорий. Люди были недовольны разрушительными и опустошительными набегами со стороны татар и литовцев, распрями между князьями. В Тверском княжестве они находили новый дом, покой и надежду на справедливость князя.

Михаил Александрович, по словам повести о представлении его, был «зело боголюбив и, любя церковный чин (т.е. церковную службу) и песнопение церковное, честь подаваше Божиим служителем священником». Он умел соединить благочестие и искреннее уважение к служителям церкви с разумною охраною своих княжеских и государственных интересов. Князь построил два каменных храма: один в городе Микулине, а другой в Старице.

На склоне своих дней Михаил Алек5сандровия жил, окружённый общим почётом, дружбе и согласии с представителями церковной власти, с другими князьями Руси.

Тяжело больной великий князь Тверской Михаил Александрович 27 августа (сентября по новому стилю) 1399 года пришёл в Тверской кафедральный собор и, «бив челом святому Спасу, Пречистой Его Матери и помощнику своему, великому архистратигу Михаиле», поклонился гробам деда своего, великого князя Михаила Ярославовича, и отца своего – Александра Михайловича, указал, где строить себе могилу. При выходе из собора он остановился на ступенях и, преклонив голову перед собравшимся у собора народом, попрощался с ним и попросил у него прощения. Оттуда он отправился в монастырь святого Афанасия, где архиепископ Тверской святитель Арсений немедленно постриг его в монашество, дав ему имя Матфея.

На другой день великий князь, призвав святителя Арсения, сказал ему: «Уже недолго, отче, я буду с вами, но вот вам на моё место сын мой Иван, пусть он блюдёт вас во Христе, как соблюдал и я». Всё это происходило в славном городе Твери более шести веков тому назад.


^ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

В СЕЛЕ МИКУЛИНО-ГОРОДИЩЕ


Краткая историческая справка.

На живописных берегах тиховодной реки Шоши раскинулось село Микулино. Давным-давно это был стольный город Микулин удельного Микулинского княжества. Со временем город превратился в село Микулино – Городище. Это - одно из древнейших поселений на территории Московской области. Село находится на севере-западе нашей области, на границе с Тверской областью. До 1929 года село относилось к Старицкому уезду Тверской губернии.

История Микулино - Городища непосредственно связана с историей Тверского княжества - феодального государства северо-восточной Руси XIV - XV веков.

Во второй половине XIV века из Тверского княжества выделяются Кашинское, Хомское, Микулинское, Дорогобужское княжества. Внутреннее раздробление мешало его князьям собрать русские земли под своей властью. Они были вынуждены маневрировать между Золотой Ордой, Москвой и Литвой. Микулинское княжество во второй половине XIV века оказалось в эпицентре судьбоносных для Руси исторических событий.

Микулин был когда-то владением удельных Микулинских князей. Около 1339 года Михаил Александрович получил от отца, казненного в Орде, в свое владение удел - город Микулин. В это время он был шестилетним ребенком и править стал лишь с 1354 года, когда ему исполнился 21 год.

Историк В. И. Колосов пишет: «Город Микулин, ныне село, находился в 53 верстах от Твери, 40 верстах от Старицы и 50 - от Волоколамска Он является, таким образом, довольно удаленным от сколько-нибудь крупных городских центров. Если города до этого времени здесь не было, что всего вероятнее, то новый князь, несомненно, на самых же первых порах позаботился об основании такового, что было необходимо в то тревожное время, когда почти все, укрепления княжества были раздираемы междоусобиями, и когда зачастую одна только сила решала вопрос о взаимных отношениях удельных князей. Основанный этим князем город, естественно, не сохранился до нашего времени, но и то, что сохранилось, говорит о том, что этот город был серьезным укреплением для своего времени. Внешние укрепления Городища и в настоящее время состоят из земляного кругообразного вала с три сажени вышины и 280 сажень длины, причем площадь, занимаемая укреплением, имеет 70 сажень в длину и ширину. Среди вала имеются следы трех городских ворот, а именно северных, восточных и южных.

В церкви села Микулина - Городища находится небольшой образ — картина, изображающая три сцены из истории г. Микулина, а именно примирение у ворот города князя Тверского Василия Михайловича с Михаилом Александровичем в 1364 году после неудачной осады города и две осады города Московским князем Дмитрием Донским 1371 и 1375 годов. Оба раза осады город был захвачен. «Если эта картина не есть результат археологического творчества, а копия с более старого, не сохранившегося до нашего времени изображения, то мы имеем здесь вид города Микулина».

Этот значительный центр Тверского княжества даже чеканил свою монету, в том числе мелкую, разменную (пулы). Древнейшие серебряные и медные монеты встречались при раскопках на площадке Городища и в осыпях земляного вала.

Ранее найденные клады монет и находки хранятся в краеведческих музеях городов Москвы и Твери. Большинство находок и кладов найдено либо в самом валу, либо поблизости от него.

Раскопками в окрестностях Микулино занимались не только профессиональные археологи, но и местные жители. Работая на приусадебных участках, они довольно часто находили черепки посуды, монеты, украшения. Эти находки отдавали или в краеведческий музей п. Лотошино, или в гимназию, а иногда в библиотеку. Это вызывало интерес у детей и подростков. Так в Микулино появились свои юные археологи. Поисковой работой руководили преподаватели Микулинской гимназии Самарина Н.И. и Позднова В.В., заведующая Микулинской сельской библиотекой-филиалом Соколова Т.В. Находки за последние десять лет найдены возле самого вала и там, где некогда находились Вознесенский монастырь и Вознесенская церковь, церковь Иоанна Богослова и Успенская церковь на восточной окраине левобережного селища Микулино.


История археологических находок и исследования историков-краеведов.


Сведения о первых археологических находках, а точнее сказать о первых дошедших до нас, относятся к 1821 году. В августе 1821 года археолог К.Калайдович осматривал окрестности Микулина-Городища, с целью проведения археологических раскопок. Это обследование, как считают современные историки, и можно считать началом археологических раскопок не только в Микулино-Городище, но и в Подмосковье. Тогда, на пахоте вокруг села, крестьяне часто находили разные старинные вещи: медные кресты, образа, бляхи, монеты. Местный житель Осип Архипов представил археологу шестнадцать медных крестов, выкопанных на погосте, за что получил вознаграждение. К Калайдовичу потянулись и другие крестьяне. Коллекция археолога пополнилась ещё шестьюдесятью предметами старины, включая печать и серебряные монеты.

В 1850 году в земляном валу древнего города Микулина была найдена серебряная чаша, которая являлась княжеской, драгоценной утварью. Чаша имеет чеканный орнамент, изображение, греческую и русскую надписи и является уникальным памятником художественного ремесла XV века. Она хранится в Государственном Историческом музее.

Внутренняя поверхность чаши сплошь покрыта чеканкой, мастерски нанесён на ней прекрасный орнамент, затейливо оплетающий овальные клейма, в которых крылатые символы евангелистов чередуются с пышными растениями. (Любопытно, что эти узоры в овалах стилистически близки скульптурному орнаменту порталов Благовещенского собора в Кремле). На дне чаши - рельефное изображение всадника на вздыбленном коне, поражающего копьём упавшего на спину дракона. «Агно гноги» (Святой Георгий) - гласит надпись по-гречески, нанесённая у головы всадника. А сложная русская надпись сделана на наружном дне чаши –

^ (КНВЛКГ НО РГНА).

Она расшифровывается так «КН (язя) В(е) Л (и) К(ого) Георгия». Это была заздравная чаша, из которой на пирах пил князь. Уникальный сосуд был исследован известным русским нумизматом А.В. Орешниковым, который решил большинство исторических загадок поставленных исторической находкой. Родительный падеж в русской надписи на обороте чаши, несомненен, он означал, что владельцем вещи был великий князь Георгий (Юрий). Но какой именно? Среди князей Тверской земли первой половины XV века - так датирована чаша, по орнаментике и начертанию надписей - лишь один носил это имя, но княжение его длилось всего 4 недели. Князь этот, Георгий Александрович, умер при «моровом поветрии» и вряд ли за столь короткое время и в подобных условиях могла быть сделана надпись на чаше. А.В. Орешников убедительно показал, что владельцем чаши мог быть лишь Юрий (Георгий) Дмитриевич, второй сын Дмитрия Донского, удачливый полководец и ловкий политик, дядя и соперник Василия Васильевича Тёмного, прогнавший его двор в Рузу в 1434 году. Свидетельством княжения Георгия (Юрия) Дмитриевича в Москве остались его монеты с титулом великого князя и именем «Юрий». Но сидение его на «Московском столе» оказалось весьма кратковременным: князь скоропостижно скончался, и ему наследовал сын Василий Юрьевич, вошедший в историю под прозвищем Косой (его ослепил Василий Тёмный), лишь месяц прокняжил Косой в Москве. Не поддержанный братьями, он бежал при приближении рати Василия Тёмного, который вновь стал Великим Московским князем.

При бегстве из Москвы Василий Косой захватил казну своего отца Юрия Дмитриевича - золото и серебро - и по пути в Великий Новгород, во время странствования по Тверской земле, укрыл сокровища в Микулине Городище. Таково предположение известного русского нумизмата А.В.Орешникова, исследовавшего чашу. Совершенно очевидно, что великолепная чаша входила в состав зарытого клада: иначе как бы она оказалась в более древнем валу Городища?

В 1902 г. на посаде села Микулино был найден клад. Крестьянин Семен Иисусин, срывая небольшой бугор около своего дома, разбил глиняный горшок, из которого высыпались мелкие серебряные монеты. В горшке-кубышке было 45 монет. Большая часть из них принадлежала времени Ивана Грозного, лишь одна монета датировалась пятнадцатым веком. Императорская археологическая комиссия передала этот клад Тверскому государственному музею. По мнению специалистов, клад пролежал в земле более двухсот лет.


Мельникова Н.И. в книге «Клады монет за 1555 - 58 гг.» пишет: «В селе Микулино - Городище Лотошинского района в 1911 г. при работах на Волоколамском тракте близ городища в небольшой горке был найден клад, состоящий из медных пул и серебряных монет времени Василия III и Ивана IV. 27 монет отобрал урядник, большая часть разошлась по рукам».

В 1955 году в Микулине был обнаружен клад, состоящий из 342 монет времени Ивана Грозного. Сейчас он хранится в коллекции Государственного Исторического музея под № 89433. Монеты датируются 1533-1538 годами.




Микулинская сторона всегда представляла большой интерес для археологов. В одном километре от села Микулино на правом берегу реки Шоши, находилось 10 сопок. Раскопки Микулинских курганов, проведенные летом 1910 года археологами И. П. Крыловым и А. Н. Вертинским, дали большие результаты. Курганов оказалось в два раза больше. Большинство из них были ранее копаны местными крестьянами. Так как курганы копались крестьянами, а не профессионалами, то костяки (останки захоронений) остались нетронутыми. С одной стороны курганы граничат обрывом по направлению к реке, с другой стороны крестьянским пахотным полем.





Один из курганов, №14, сохранился лучше всех. Так как был обложен глиной, взятой с берега реки. В этом кургане при раскопках были найдены: перстень, браслеты, бусы, серьги, ожерелье и другие предметы, помещены в Тверском музее.




Особенно интересны из них 2 витых, серебряных сплетенных браслета и оловянная серьга в форме обыкновенного Киевского колта в виде подушечки с ажурною каймою и крючком на верху. На подушечке представлены птицы, фигуры которых одинаковы, но не тождественны. Пустые места наполнены декоративными точками.

Туловище птицы изображено сбоку, большие крылья приподняты с той и другой стороны, на шее ожерелье; ноги и опушка схематичны, каймы исполнены подражанием филиграни; по краям подушек - крупная зерна. Сама подушечка уже помята, а дужка от употребления дала в серьге трещину. Вероятнее всего, что серьга была продета в самое ухо. Ширина серьги 2,2 см.

Крылов И. П. пишет, что: «описанная поделка пока единственная среди находок. Она доказывает, что найденная в Киеве каменная формочка - действительно служила для отливки украшений, и именно оловянных»





В настоящее время от этих курганов XII - XIV века ничего не осталось, только небольшая возвышенность, на ней три старые могучие сосны. Но некоторые «искатели» не успокаиваются до сих пор.

В 1886 - 1887 годах производили реставрацию храма Михаила Архангела под руководством инженера-архитектора В. И. Кузьмина. При прокладке фундамента слева от входа был найден под кирпичными надгробиями высеченный из белого камня гроб. На каменной плите, покрывавшей гроб, высечена надпись. Эта надпись указывает на останки князя Семена Ивановича Микулинского - Пункова, знаменитого полководца и сподвижника царя Ивана Васильевича Грозного, участвовавшего во взятии Казани и в покорении Ливонии. При реставрационных работах также найдены пулы, печати и серебряные и медные деньги XV века, чеканившиеся в Твери и Микулине. Уже во второй половине XIV века в русских княжествах появились собственные деньги. Первыми начали чеканить свою монету Московское, Суздальско-Новгородское, Рязанское княжества, а с 1400 г. и Тверское. Чуть позже, свои деньги стали чеканить подвластные им младшие, удельные князья в Галиче, Звенигороде, Серпухове, Угличе, Можайске, Верее, Дмитрове, Малоярославце, Суздале, Городце, Городене, Кашине, Микулине, Дорогобуже. Своя монета была более чем у 25 городов. Чеканить свою деньгу в Москве в 1360-х годах начал великий князь Дмитрий Иванович (1359-1389). Появилось общее для всех серебряных монет название - «деньги». Производством монет занимались ремесленники - серебряники, денежники, которые откупали у князя право на это.

В торговых городах торговцам нужны были более мелкие монеты. И тогда стали чеканить медные деньги - пулы. Это слово пришло к нам из древнего Рима, где оно означало «мешочек монет». Разные города установили свое соотношение между деньгой и пулом, например, 1: 60 или 1: 72. В пулах указывалось лишь название их города».

В Тверском государственном музее от великокняжеского периода истории Руси сохранилось очень много серебряных и медных монет самых разнообразных типов, чеканенных в Твери. Некоторые из них отчеканены очень искусно и даже художественно. Исследователи высказывают различные мнения относительно того, при каком князе тверском началась чеканка тверских денег, но историк, краевед- исследователь М. В. Рубцов, много поработавший над этим вопросом, установил, что первые тверские деньги были отчеканены при князе Михаиле Александровиче.

Другой исследователь вопроса Ф.Колодей о тверских монетах отмечает как особенность тверской монетной системы чеканку медных денег (пул) и говорит, что они стали чеканиться в Твери раньше, чем в каком-либо другом княжестве. Эти пулы были монетой разменной. Чеканка денег в Твери не прекращалась и после присоединения ее к Москве,— мы имеем тверские деньги с именами Ивана Ивановича и Василия Ивановича. Княжьих монетных дворов в Тверском княжестве, как вообще на Руси, не было, а право чеканки монеты сдавалось князем на откуп денежникам. В доказательство же того, что монета чеканена с разрешения князя, и ставилось слово «печать» впереди имени великого князя. Монета чеканилась из проволоки, на что указывает внешний вид древних русских денег и пул. Проволоку эту клали на матрицу с вырезанным штампом, (матрица укреплялась на наковальне); другая сторона монеты вырезалась на стержне, который наставляли на проволоку, и били по стержню молотком. Таким образом, выбивались обе стороны монеты. Благодаря такому примитивному способу чеканки монеты, древние деньги и пулы выходили, во-первых, неправильной формы; во-вторых, часто удар был слабый, поэтому часть слов или изображений не выходила; иногда штамп попадал своим краем, отчего отчеканивалось не все, изображенное на штампе.


^ Описание денег Микулинского удельного княжества.

Рисунок 1.

На лицевой стороне этой серебряной монеты изображен человек, обращенный налево, с секирою в правой руке и мечом в левой. Перед ним видна человеческая голова; между мечом и секирой буква М, ниже - О. Буквы эти означают имя Михаила Олександровича.

На другой стороне - рамка с украшениями, в середине четвероногое животное с веткою в зубах, хвост которого оканчивается трезубцем; над ним тамга.

Вес 24 доли.

Рисунок 2. Серебряная монета князя Федора Михайловича Микулинского. На одной стороне изображено сидящее четвероногое животное, наподобие тигра, над ним три точки; вокруг надпись: «Печать, князя Федор». На другой стороне: птица, над ней зверек, вокруг надпись: «Печать Микулинская». Вес 15 долей.


Рисунок 3. На одной стороне медной монеты изображена птица, обращенная налево. На другой стороне надпись: «Печать князя Федор». Вес 87 долей.




Рисунок 4. На одной стороне этой медной монеты изображено четвероногое животное, которое обращено направо. На другой стороне написано: «Пул микулинское». Вес 21 доля.




Раскопками в окрестностях Микулино занимались не только профессиональные археологи, но и местные жители. Работая на приусадебных участках, они довольно часто находили черепки посуды, монеты, украшения. Эти находки отдавали или в краеведческий музей п. Лотошино, или в гимназию, а иногда в библиотеку. Это вызывало интерес у детей и подростков. Так в Микулино появились свои юные археологи. Поисковой работой руководили преподаватель Микулинской гимназии Самарина Надежда Ивановна и заведующая Микулинской сельской библиотекой-филиалом Соколова Татьяна Викторовна. Находки за последние десять лет найдены возле самого вала и там, где некогда находились Вознесенский монастырь и Вознесенская церковь, церковь Иоанна Богослова и Успенская церковь на восточной окраине левобережного селища Микулино. Женские же украшения и нательные кресты, обычно обнаруживались на потревоженных погостах, которые находились рядом с церквями. Возможно предположение, что захоронение женщин производилось с ее украшениями.

Чтобы лучше изучить археологические находки, найденные местными жителями и переданные в Микулинские краеведческие комнаты в школе и библиотеке, ребята пронумеровали предметы и сделали их фотографии. Затем провели сравнение фотографий с рисунками книг о кладах и монетах. При сравнении находок с рисунками из книг было установлено, что в коллекции имеются:

• Пулы - самые мелкие монеты - 54 шт.

• Деньги - 11 шт.

• Монеты 18-го века - 6 шт.

• Монеты 19-го века - 5 шт.

• Монеты начала 20-го века - З шт.

• Медные и серебряные женские украшения - 8 шт.

Кроме денег, коллекция содержит различные кресты и фрагменты крестов – 48 штук. Старые жители села после знакомства с коллекцией рассказывали, что некоторые виды крестов, возможно, были выполнены микулинскими мастерами.


Особый интерес вызвала находка, которая представляет часть четырехконечного креста. Этот экспонат очень похож на крест домонгольского периода, найденный под Киевом. Возможно, что это остатки креста - энколпиона тельника первой половины XII века.

В коллекции, возможно, имеются женские пуговицы, бусина, накладки для книг, бубенчики и другие предметы быта.

Изучение Микулинских находок дает нам представление о том, как далеко в глубокую старину уходит корнями родословная села Микулина. Найденные пулы и деньги, подтверждают, что в XIV - XV веках удельное Микулинское княжество чеканило свои монеты, и было богатым. Микулино - Городище находится, как и в древние времена, на перепутье многих дорог: Старицы, Твери, Новгорода и Москвы. Вот почему во времена междоусобиц он много раз разорялся, сжигались посады московскими, татарскими и даже литовскими завоевателями. Население стремилось укрыться от неприятеля за стенами городища, а самые дорогие, ценные вещи прятали в осыпи вала или рядом с ним, чтобы позднее легче найти. Большинство денежных находок и зарегистрированных кладов были найдены именно там.


^ Микулинская чаша.




Чаша эта сделана из чистого серебра, или выжиги, весом 23 золотника. Диаметр чаши - 11см. По краям её, изнутри и на середине изображены орнаменты выдавленные, сверху расчеканенные. Снизу припаян серебром маленький поддон в виде обруча. Чеканная работа на этой чаше показывает ловкость, отчетливость и вкус художника. Но в человеческой фигуре заметна неправильность рисунка. Стиль работы скорее византийский, чем русский, или подражение византийскому. Рассматривая этот памятник древнего быта и художества, можно обратить внимание на исторические и символические изображения, которые встречаются на многих памятниках.

Между клеймами по краям чаши вычеканены символы четырех Евангелистов, а на дне - Св. Великомученик и Победоносец Георгий. Эти символы обыкновенно изображались на царских вратах вместе с ликами самих Евангелистов, на иконах. Чаша, по-видимому, назначалась не для церковного, а для домашнего употребления. Церковь придавала Евангелистам различные символы, но только единогласно приписывала: Святому Луке - вола, Матфею - льва, Марку - человека, а Иоанну - орла.

Достойно внимания чеканное изображение на Микулинской чаше Святого Георгия конного с драконом при подножии. На голове у Победоносца нет шлема, на теле нет брони, с какими он нередко представляется на старинных памятниках живописи; но сверх короткой одежды на плечах у него развевается приволока. В одной руке лук, в другой - копьё, которым святой поражает дракона. В надписи читаем греко-русские слова: Святой Георгий.

Святому Георгию издревле оказывали особенное чествование в России. Конное изображение Победоносца Георгия украшало щиты, это видно на монетах и медалях Византии.

Уникальный сосуд был исследован известным русским нумизматом Орешниковым А.В., который решил большинство исторических загадок, поставленных исторической находкой. Родительный падеж в русской надписи на обороте чаши несомненен, он означал, что владельцем вещи был великий князь Георгий (Юрий). Но какой именно? Среди князей Тверской земли первой половины 15 века - так датирована чаша по орнаментике и начертанию надписей - лишь один носил это имя, но княжение его длилось всего четыре недели. Князь этот, Георгий Александрович, умер при «моровом поветрии» и вряд ли за столь короткое время и в подобных условиях могла быть сделана надпись на чаше. Орешников А.В. убедительно показал, что владельцем чаши мог быть лишь Юрий (Георгий) Дмитриевич, второй сын Дмитрия Донского, удачливый полководец и ловкий политик, дядя и соперник Василия Васильевича Тёмного, прогнавший его двор в Рузу в 1434 году. Свидетельством княжения Георгия (Юрия) Дмитриевича в Москве остались его монеты с титулом великого князя и именем «Юрий». Но сидение его на «Московском столе» оказалось весьма кратковременным: князь скоропостижно скончался, и ему наследовал сын Василий Юрьевич, вошедший в историю под прозвищем Косой (его ослепил Василий Тёмный), лишь месяц прокняжил Косой в Москве. Не поддержанный братьями, он бежал при приближении рати Василия Тёмного, который вновь стал Великим Московским князем.

При бегстве из Москвы Василий Косой захватил казну своего отца Юрия Дмитриевича - золото и серебро - и по пути в Великий Новгород, во время странствования по Тверской земле, укрыл сокровища в Микулине Городище. Таково предположение историка Орешникова. Совершенно очевидно, что великолепная чаша входила в состав зарытого клада: иначе как бы она оказалась в более древнем валу Городища?

Летом, 1973 года, в Микулино приезжал археолог, сотрудник Музея истории и реконструкции г. Москвы, Александр Григорьевич Векслер - один из авторов книги «Московские клады». Вместе с ним тогда приезжало несколько старшекурсников археологического отделения МГУ. Они планировали провести летнюю полевую практику на раскопках в Микулине - Городище. Собирались заложить шурф длиной в 60 метров. Осматривая земляной вал и площадку, археологи то и дело поднимали с поверхности земли черепки, которые датировали XIV-XV в.в., подняли несколько наконечников стрел и наконечник копья. Они надеялись сделать интересные находки. Но археологическая практика студентов в Микулине была отменена. Больше археологические раскопки на территории древнего Микулина не проводились.


^ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДРЕВНОСТИ

НА ЗЕМЛЕ МИКУЛИНСКОЙ

Список литературы


  1. История Микулино – Городища

  1. Аверьянов К. Древний Микулин // Сельская новь. – 1984. – 31.03.

  2. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. – Тверь: Леон, 1994.

  3. Винокуров Г.А. Микулино-Городище: Века. События. История.- Волоколамск: Волоколамская типография, 2003. – 75с.

  4. Головин Н.Г. Микулинская летопись. – М.,1854. – 53с.

  5. Колосов В.И. Михаил Александрович, князь Тверской и Микулинский. – Б.м.и.,1900. – 84с.

  6. Никоновская летопись. Т.4. – С.5-25.

  7. Павлов А. Село над Шошей: прошлое села Микулино // Сельская новь. – 1988. – 15.09.

  8. Писцовые книги Московского государства XVI в. Ч.I, отд. II. – СПб, 1877. – С.194.

  9. Самарина Н.И. Из глубины веков. Михаил Александрович, князь Тверской и Микулинский: (к 670-летию со дня рождения) // Сельская новь. 2003. - №№67-68. – С.8.

  10. Стольный град Микулин: по страницам «Микулинской летописи» // Сельская новь. – 1996. – 29.06.

  11. Троицкая В.А. Край родниковый: история села Микулино // Сельская новь. – 1996. – 13.01.

  12. Шеренкова В.Н. Село Микулино-Городище: исторический очерк // Российский институт природного и культурного наследия им.Д.С.Лихачёва. – 49с.




  1. «Вознёсшийся гордо над Шошей…». (Собор Архангела Михаила).

  1. Вершинский А.Н. Микулинский собор, как памятник древнерусского зодчества. – Тверь, 1914.

  2. Вершинский А.Н. Микулинский детинец // Тверская старина. – 1913. – №3-4. –С.46.

  3. Головин Н.Г. Собор в Микулино-Городище. – М.,1851. – 24с.

  4. Древний храм во имя Архистратига Михаила в с.Микулино-Городище // Тверские епархиальные ведомости. – 1884. – №1. – Часть неофицмальная.

  5. Реставрация древнего храма в селе Микулино-Городище. – Тверь: Типография губернского правления, 1888. – С.24.

  6. Самарина Н.И. Не стареет древний храм // Сельская новь. – 2003. – №90. – 22.11. – С.3,4,8

  7. Собор в селе Микулино-Городище. – М.: Изд. Готье, 1851.




  1. Микулинские клады.

  1. Археологический отчёт о раскопках в селе Микулино-Городище 1987г. // Архив г.Твери.

  2. Борзаковский В.С. История Тверского княжества. – Тверь:Леон,1994.

  3. Винокуров Г.А. Микулино-Городище: Века. События. История. – Волоколамск: Волоколамская типография, 2003. – 75с.

  4. Головин Н.Г. Миулинская летопись. М., 1854. -53с.

  5. Колосов В.И. Прошлое и настоящее г. Твери. – Тверь: Леон, 1994.

  6. Княжеские сокровища в крепостном валу // Векслер Н. Московские клады / Н.Векслер, А.Мельникова. М.: Московский рабочий, 1973. – С.78-79.

  7. Крылов И.П. Достопримечательности в уезде: Вып. II. – Старица: Изд. И.П.Крылова, 1916. – 22с.

  8. Никоновская летопись. Т.4. – Без выходных данных. - С.5-25.

  9. Орешников А. Серебряная чаша из Микулино-Городища // Отчёт Государственного исторического музея за 1916-1925гг. – М., 1926.

  10. Орлов К. Микулинская чаша // Сельская новь. – 2000. – 13.09. – С.5.

11. Орлов К. Микулинские клады // Сельская новь. –1990. – / Папка-досье из фонда

сектора краеведения ЦРБ МУК «Лотошинская ЦБС».

12. Плетнёв В.А. О останках древности и старины в Тверской губернии. – Тверь, 1903. – С.115-148.

13. Преображенский А.А. История раскрывает тайны. М: Дет.лит., 1991.

14. Рахимов В. Деньги России. – М.: Слово, 2001.

15. Седова М.В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.) – М: Наука, 1981.

16. Фёдоров-Давыдов Г.А. Монеты – свидетели прошлого: Популярная нумизматика. – М.: Изд. Московского университета, 1985. – С.134-137.

1-cel-i-zadachi-izucheniya-disciplini-mezhdunarodnie-standarti-audita.html
1-cel-i-zadachi-praktiki-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
1-cel-prepodavaniya-disciplini-izuchenie-osobennostej-himicheskogo-stroeniya-fiziko-himicheskih-svojstv-i-biologicheskih-funkcij-vazhnejshih-klassov-zhiznenno-neob.html
1-cel-zadachi-disciplini-ee-mesto-v-podgotovke-bakalavra-specialista-s-uchetom-trebovanij-fgos-celyu-izucheniya-disciplini-mvko-yavlyaetsya-podgotovka.html
1-cel-zadachi-i-predmet-disciplini-metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referatov51-orientirovochnie-temi-referatov53.html
1-celi-audita-finansovih-rezultatov-istochniki-informacii-obekti-5.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-ii-artur-platov-anton-valerevich-iggvolod.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ocenka-nedvizhimosti.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-sadomov-etot-nomer-zhurnala-posvyashen-170-letiyu-uchrezhdeniya-obrazovaniya-belorusskaya-gosudarstvennaya-ordenov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/myasnaya-nachinka-inna-kriksunova.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-9-programma-xxx-iv-oj-mezhregionalnoj-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-molodezh-i-kooperaciya-2010-posvyashennoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-dokladov-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti-ispolnitelnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti-respubliki-buryatiya-soderzhanie.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/moskva-v-epohu-kamnya-i-bronzi-chast-3.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-informaciya-o-kreditorskoj-zadolzhennosti-oao-strojmash-poyasnitelnaya-zapiska-k-godovoj-buhgalterskoj-otchetnosti-za-2008-god.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-bibliograficheskih-ukazanij-otnositelno-vl-s-soloveva-chitatel-mozhet-najti-v-sbornike-o-vlad-soloveve.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2005.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-4-oshusheniya-i-vospriyatie-konspekt-lekcij-po-kursu-psihologiya-chelyabinsk-2011.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatij-oblastnoj-celevoj-programmi-podderzhka-i-razvitie-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-kirovskoj-oblasti-na-2010-2014-godi.html
  • student.bystrickaya.ru/12-vozniknovenie-filosofii-problema-bitiya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2007.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-napisana-eta-kniga.html
  • learn.bystrickaya.ru/estestvennie-nauki-v-celom-bbk-20-byulleten.html
  • literature.bystrickaya.ru/dialogues-chast-i-bitovie-situacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dokladi-neobhodimo-napravit-elektronnoj-pochtoj-v-orgkomitet-kongressa-po-adresam.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dekret-vcik-i-snk-o-sozdanii-komitetov-bednoti11-iyunya-1918-g-otechestvennaya-istoriya.html
  • writing.bystrickaya.ru/izmeneniya-parametrov-kislotno-osnovnogo-sostoyaniya-kos.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-gosudarstvennie-meropriyatiya-v-tadzhikistane-pri-sovetskoj-vlasti-i-ih-vliyanie-na-socialno-politicheskuyu-obstanovku-marginalizaciya-naseleniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/visshie-parasimpaticheskie-centri-patofiziologiya-serdechnoj-deyatelnosti-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/resheniem-suda-po-nastoyashemu-delu-v-udovletvorenii-trebovanij-l-otkazano.html
  • testyi.bystrickaya.ru/av-vostroknutov-permskij-gospeduniversitet-student-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • esse.bystrickaya.ru/purva-mimansa-izf-voprosi-iz-pervogo-semestra.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-innovacii-v-nauke-np-sibirskaya-associaciya-konsultantov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-promishlennost-i-banki-chto-dalshe-5-uroki-krizisa-v-regionalnom-izmerenii-36.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-zashita-prav-cheloveka.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nformacjna-dyalnst-zasobv-masovo-nformac.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sbornik-zashita-rastenij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-shestnadcataya-lo-guan-chzhun-troecarstvie.html
  • control.bystrickaya.ru/budut-stoyat-do-konca-parlamentskaya-gazeta-rzheshevskij-aleksandr-25112005-209-str-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/misticheskoe-istolkovanie-soznaniya-nauka-i-misticizm-v-hh-veke.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ukraina-nacionalnaya-samobitnost-i-nacionalizm.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/postanovlenie-pravitelstva-belgorodskoj-oblasti-ot-25-yanvarya-2010-g-n-27-pp-belgorod-ob-utverzhdenii-strategii-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-belgorodskoj-oblasti-na-period-do-2025-goda-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mihajlova-irina-nikolaevna.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.