.RU

3.5. Особенности календарного планированияучебного процесса - Б. А. Сазонов Болонский процесс: актуальные вопросы


^ 3.5. Особенности календарного планирования
учебного процесса

Важнейшим документом, регламентирующим организацию учебного процесса в системе зачетных единиц, является ^ Единый учебный календарь университета (Академический календарь), условный пример которого приведен в прил. 4. В Едином учебном календаре университета на весь учебный год по датам и неделям расписаны сроки начала и окончания семестров, включая летний дополнительный семестр; выходные, каникулы, сроки проведения основных текущих контрольных мероприятий; периоды сдачи экзаменов (сессии) и даты сдачи экзаменов по общим для большинства специальностей университета учебным дисциплинам, границы «нулевой» недели в начале осеннего семестра и т.д. Особенности каждого этапа и мероприятия Академического календаря и связанные с ними обязанности и права студентов подробно изложены и регламентированы в инструкциях для студентов и преподавателей.

Например, в течение 1-й недели осеннего семестра студент может попытаться сдать экстерном экзамены по некоторым дисциплинам учебного плана. Такая возможность предоставляется первокурсникам, имеющим достаточные знания для сдачи экзаменов по математике, информатике, иностранному языку и т. д.

При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студенты вправе по своему усмотрению решить, какие предметы изучать в очередном семестре, в какое время и у каких преподавателей. Это обусловливает серьезные отличия и специфику составления семестровых расписаний учебных занятий в системе зачетных единиц.

Выбор учебных дисциплин и преподавателей студентами проводится в два этапа: 1-й  предварительная заявка; 2-й  окончательная регистрация.

На 1-м этапе студенты выбирают из основного учебного плана дисциплины для изучения в очередном семестре, заполняют лист выбора учебных дисциплин  «Выбор-1» (прил. 5), согласовывают его со своим преподавателем-консультантом и представляют в учебную часть факультета в сроки, указанные в Едином учебном календаре. Студенты второго и последующих годов обучения выбирают дисциплины для изучения в будущем осеннем семестре на 9-й неделе весеннего семестра (первая неделя апреля); студенты-первокурсники  до начала учебного года в период с 20 по 25 августа. Выбор учебных дисциплин на весенний семестр осуществляется всеми студентами университета на 9-й неделе осеннего семестра (первая неделя ноября).

Обеспечение возможности выбирать и самостоятельно определять, сколько предметов изучать в планируемом семестре, позволяет студентам составлять удобные для них расписания, что дает возможность совмещать учебу с занятиями спортом, работой и т. д.

Департамент учебной работы университета на основе данных о «Выборе-1» студентами составляет общее расписание учебных занятий университета на очередной семестр. В общем расписании для всех учебных дисциплин, изучаемых в течение семестра, указываются аудитории и время проведения учебных занятий ведущими их преподавателями. Общее расписание учебных занятий утверждается департаментом учебной работы и объявляется в первый день семестра (первый день нулевой недели осеннего семестра и первый день первой недели весеннего семестра).

Необходимую информацию для составления личного учебного расписания на этапе «Выбор-2» студент получает из стандартов учебных дисциплин, сборник которых, скомплектованный по специальностям, выдается студентам перед началом учебного года. Из стандарта учебной дисциплины студент выписывает распределение зачетных единиц (кредитов) дисциплины по формам занятий: лекции, семинары, лабораторные работы, самостоятельная работа. Как уже указывалось, в стандарте учебной дисциплины приводится список всех преподавателей, которые ее преподают, их контактные реквизиты, контактные реквизиты кафедры, ответственной за преподавание дисциплины. Для обеспечения вариативности планирования студентами учебного процесса занятия разных преподавателей по одной и той же дисциплине в общем расписании учебных занятий университета назначаются на разные дни недели и разное время. Подобный подход при составлении общего университетского расписания позволяет равномерно загружать и рационально использовать аудиторный фонд в течение учебного дня и всей недели.

В течение недели со дня объявления общего расписания студентам предоставляется возможность уточнить выбор дисциплин очередного семестра. Такая необходимость может возникнуть, например, в связи с получением в осеннем семестре неудовлетворительной оценки по одной из дисциплин (например, по «Математике-1»), предшествующей по отношению к выбранной на этапе «1» для изучения в весеннем семестре дисциплине («Математика-2»). У первокурсников необходимость корректировки «Выбора-1» может возникнуть уже на нулевой неделе осеннего семестра, когда они проходят обязательные контрольные испытания с целью проверки готовности к изучению дисциплин первого семестра «Математика-1», «Физика-1», «Химия-1», …). Если обнаруживается неготовность студента, например, к изучению модуля «Математика-1», он обязан его исключить из личного учебного плана и включить модуль «Математика-0», соответствующий программе подготовительных курсов для поступающих в университет. Могут быть и другие основания для изменения личного семестрового учебного плана.

После уточнения перечня дисциплин личного семестрового учебного плана студент выписывает из общего расписания информацию о выбранных им предметах, выбирает преподавателей, согласовывает с ними свой выбор, составляет личное семестровое учебное расписание. Результаты «Выбора-2» отражаются студентом в листе «Выбор-2» (см. прил. 5) и в бланке личного семестрового учебного расписания (прил. 6), согласуются с преподавателем-консультантом и регистрируются в учебном отделе.

По итогам регистрации студентами личных семестровых учебных расписаний департамент учебной работы вносит коррективы в общее расписание учебных занятий университета. В зависимости от количества студентов, записавшихся в группы и потоки к конкретным преподавателям, вносятся коррективы в назначение учебных аудиторий с учетом их вместимости. Занятия преподавателей, к которым записалось недостаточное число студентов, выводятся из расписания. Студенты переназначаются другим преподавателям.


3.6. Преподаватели-консультанты

Каждый преподаватель университета обязан быть преподавателем-консультантом [2]. Он назначается студенту с момента зачисления в университет кафедрой, к которой относится студент. Преподаватель-консультант является не только помощником, но и личным наставником студента, старшим коллегой, деятельность которого нацелена на формирование здорового, подготовленного к самостоятельной профессиональной деятельности специалиста, моральные качества которого соответствует культурным и нравственно-этическим традициям и устремлениям гражданского общества.

Преподаватель-консультант помогает студентам первых лет обучения в выборе учебных дисциплин и преподавателей, советует, как лучше составить расписание и выполнить учебный план. В дальнейшем студенты, как правило, сами справляются с этими задачами. Поэтому главным в деятельности преподавателя-консультанта становится контроль сбалансированности учебных и других интересов студента на протяжении всех лет обучения.

К обязанностям преподавателя-консультанта относятся [2]:

Преподаватель-консультант в паре «студент  университет» представляет интересы университета и в рамках установленных правил, известных преподавателям и студентам, может ограничивать его свободу и право самостоятельно принимать решения. Степень свободы студента является максимальной, если показатели его учебной работы укладываются в допустимые диапазоны отклонения от усредненных нормативов и рекомендаций. Если же студент существенно отстает от рекомендуемого графика освоения обязательного компонента образовательной программы, то его права в выборе курсов дополнительной специализации и концентрации образовательной программы ограничиваются тем в большей степени, чем в большей степени он отстает.

Контроль за работой преподавателей-консультантов осуществляет департамент учебной работы университета, который по итогам каждого учебного года готовит и представляет деканам и заведующим кафедрами соответствующие отчеты. Оценка работы в качестве преподавателя-консультанта учитывается при ежегодной аттестации преподавателей, установлении надбавок к заработной плате и т.п.



22vivodi-obzor-sushestvuyushih-metodov-peredachi-na-volokonno-opticheskih-sistemah-peredachi-gorodskih-telefonnih-setej.html
22zaochnoe-otdelenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-sistem-i-sistemnij-analiz.html
23-03-1895-0-32-40-parizh-13-09-1985-11-50-san-francisko-stranica-15.html
23-11-201-1-soderzhanie-glavnie-novosti-sporta-5.html
23-24-yanvarya-2012-goda-1ku.html
23-9-12-spisok-mobilizuemih-na-antireligioznuyu-kampaniyu-prilozhen-k-zapiske-i-a-zelenskogone-pozdnee-15-marta-1922-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vntitov-veshevoj-rinok-dejstvuyushie-lica-i-normi-ih-vzaimootnoshenij-shtrihi-k-portretu.html
  • lesson.bystrickaya.ru/slovo-o-kreste-osnova-edinstva-cerkvi-kommentarij-na-pervoe-poslanie-k-korinfyanam.html
  • school.bystrickaya.ru/izbiratelnoe-pravo-v-rossii-ego-razvitie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-04-avgusta-2009-g-murmansk-414-p-po-peremennomu-sostavu-ochnoj.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-chast-8.html
  • desk.bystrickaya.ru/peremeni-est-horoshie-peremeni-mozhno-skazat-dvizhenie-pereshlo-na-novij-uroven-ponimaniya-vistroilo-novuyu-sistemu-cennostej-sposobno-sdelat-sleduyushij-shag.html
  • report.bystrickaya.ru/i-38-k-marutam-rigveda.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/mazepa-ivan-stepanovich-mazepa-kaledinskij-spravochnoe-posobie-rassmotreno-i-utverzhdeno-na-zasedanii-kafedri-filosofskih.html
  • essay.bystrickaya.ru/deyatelnosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-himii-kislorod-svojstva-poluchenie-primenenie.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-tomsk-2009-bbk-73-30ya73-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvo-chistilshik-vedomosti-stepanov-dmitrij-24052005-92-str-a4-radio-14-mayak-novosti-23-05-2005-14-00-00-14.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/doklad-o-deyatelnosti-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka.html
  • college.bystrickaya.ru/222ocenka-potrebnosti-v-rabochej-sile-na-territorii-vseleniya-oblastnaya-celevaya-programma-okazanie-sodejstviya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/41pravij-gidravlicheskij-blok-nastennie-vodogrejnie-kotli.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-27-29-yanvarya-2007-g-stranica-21.html
  • studies.bystrickaya.ru/132-planirovanie-rezhima-raboti-pravila-tehnchna-ekspluatacya-elektrichnih-stancj-merezh.html
  • school.bystrickaya.ru/evolyuciya-visceralnogo-cherepa-pozvonochnih-chast-3.html
  • turn.bystrickaya.ru/opredelit-koordinatorom-programmi-departament-finansov-i-byudzhetnoj-politiki-oblasti-borovik-v-f-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/11-ya-iskupil-tebya-i-ya-budu-hranit-tebyabozhe-obetovanie-v-krovi-i-vode-n-a-akinina-kompyuternaya-verstka.html
  • student.bystrickaya.ru/33-neverbalnie-sposobi-obsheniya-programma-i-metodi-socialno-psihologicheskogo-issledovaniya-v-a-hashenko.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/prodvizhenie-tovarovtehnika-reklami.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodika-rassledovaniya-vimogatelstva-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-discipline-bankovskoe-delo-dlya-studentov-4-kursa-specialnosti-finansi-i-kredit-20072008-uch-god-dnevnoj-i-vechernij-fakultet.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/metodicheskie-aspekti-ispolzovaniya-testirovaniya-dlya-tekushego-kontrolya-znanij-uchashihsya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-russkoj-muziki-razrabotana-daleko-ne-polno-otsutstvie-sistematicheskoj-i-vsestoronnej-publikacii-materialov-ohvativayushih-vazhnejshie-oblasti-muzikalno-stranica-7.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zavisimost-kievskih-mitropolitov-ot-patriarha-znamenskij-rukovodstvo-po-istorii-russkoj-cerkvi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bihovenko-vs-zam-predsedatelya-federacii-profsoyuzov-rostovskoj-oblasti-uchenie-zapiski-skags.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-d-s-03-metodi-modelirovaniya-geofizicheskih-polej-zakreplena-za-kafedroj-geoinformatiki.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblastnoj-metodicheskij-konkurs-pedagogov-obrazovatelnih-uchrezhdenij-kostromskoj-oblasti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-yurisprudenciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-i-metodika-vospitaniya-specialnost-050706-65-pedagogika-i-psihologiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neobhodimost-etoj-knigi-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-literaturi-dlya-obuchayushihsya-8-b-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mobilnij-ofis-primer-perspektivnogo-tehnicheskogo-resheniya-planirovanie-i-kontrol-za-vsem-ciklom-proizvodstva.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.