.RU

3.6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России в XVIII в


^ 3.6. Воспитание, образование и педагогическая мысль в России в XVIII в.
План изучения темы:

1. Просвещение в России в первой четверти XVIII в.

2. Реформы просвещения Петра I.

3. Педагогическая деятельность М. В. Ломоносова. Создание Московского университета.

Основные понятия: система профессионального образования, государственная система школьного образования

К концу XVII в. проявляются новые тенденции развития русской культуры. Православное образование утрачивает свою былую доминирующую роль, на смену идет светское, государственное. Сфера православного просвещения в значительной мере ограничивается потребностями церковной жизни.

^ Основные особенности церковного образования в России XVII-XVIII вв. Церковное образование по духу своему было православным, русским, но не только в этническом значении этого слова. Понятие «русский» прилагалось независимо от национальности к каждому, кто отождествлял себя с русским народом по целям и смыслу существования. В духовных учебных заведениях образование не только носило религиозный характер, но и включало научные знания. Эти учебные заведения имели четырехступенчатую иерархию, которая должна была обслуживать определенные сословия: академии, семинарии, училища уездные и приходские, имевшие целью распространение религиозных верований в народе.

Государственное начало в развитии образования особенно ярко проявилось в годы царствования Петра I Великого, который стремился поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, государственного управления. Среди его указов было немало относившихся к просвещению. Нередко меры к распространению просвещения носили принудительный характер, о чем свидетельствуют указы императора.

В Петровскую эпоху правительству был предложен ряд школьных проектов. Один из первых проектов — о создании светских учебных заведений

В петровскую эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. Петр I открыл в Преображенском полку военную школу, в январе 1701 г. издал указ об открытии в Москве школы математических и навигационных наук, 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге.

Необходима была сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать при каждом полку, были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили «грамоте и цифири».

Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами. Петр I указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии. Таким образом, в первой четверти XVIII в. в России начала складываться государственная система образования молодежи.

28 января 1724 г. был утвержден проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств. 27 декабря 1725 г. императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России.

В петровскую эпоху в обществе укрепилось понимание необходимости светского государственного образования. Были намечены два основных пути создания регулярного государственного воспитания и обучения. Первый — переориентация церковных образовательных учреждений и второй — создание государственных светских школ.

В январе 1742 г. М. В. Ломоносов был назначен адъюнктом физического класса Петербургской академии наук. В 1745 г. стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. В 1758 г. он вступил в должность ректора академического университета.

Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании Московского университета. Эта идея была воплощена в проекте И. И. Шувалова, написанном совместно с М. В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом «Об учреждении Московского университета и двух гимназий». При Московском университете создавалось две гимназии: одна для молодых дворян, а другая для разночинцев. В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. В Московском университете было образовано три факультета: философский, юридический, медицинский.

Учеба и повседневная жизнь студентов Московского университета регламентировалась уставом и другими документами. Обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин.
^ 3.7. Образование и педагогическая мысль в России XIX — начала XX вв.
План изучения темы

1. Реформы системы образования в России в XIX в.

2. Педагогическая мысль в России до 90-х гг. XIX столетия.

3. Педагогическая система К. Д. Ушинского.

Основные понятия: принцип народности, устав, педагогическая система, воспитывающее обучение, принцип народности.

Реформа образования 1802-1804 гг. определила структуру образования страны. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии и университеты. Вся Россия была поделена на шесть учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (Тарту) — с университетом во главе каждого из них. Все звенья народного образования находи­лись в вертикальной зависимости, перед ними в качестве основной задачи ставилась подготовка учащихся к переходу на следующую ступень обучения.

Приходское училище — обучение рассчитано на 1 год (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика). Уездное училище — срок обучения 2 года, для де­тей непривилегированных слоев населения, основная задача — подготовка к поступлению в гимназию. Гимназия — обучение 4 года. Цель — подготовка к поступлению в университет (особенность — отсутствие Закона Божьего и русского языка, в 1819 г. введено чтение Священного писания).

Осознание необходимости иметь элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того вре­мени привело Александра I к идее создания специального учебного заведения для детей высшего дворянства (указ о создании лицея— 12.08.1810 г.). В своих правах лицей был приравнен к университетам.

1828 г. — принят устав о начальных и средних шко­лах, в нем подтверждалась существовавшая трехуровневая система образования и провозглашался принцип «Каждому сословию — свой уровень образования». При­ходские училища — для низших сословий, уездные училища — для купцов, ремесленников и прочих го­родских обывателей, гимназии— для дворян и чиновничества.

1835 г. — университетский устав усиливал единоличную власть попечителей округов и урезал автоно­мию университетов.

В 1863 г. — утвержден новый университетский устав. Университеты получили более значительные права на автономию, чем по уставу 1804 г. Управление передавалось советам про­фессоров, советы выбирали ректоров и новых преподавателей.

В 1864 г. — реформа системы начального и среднего образования. Уставом средних школ отвергалась классово-сословная дискриминация обучения.

В 1864 г. были организованы гимназии двух видов: классическая, где изучались два древних языка, один современный и русский и др., и реальная с изучением двух современных языков, русского языка и других предметов.

К важным школьным реформам 60-х гг. XIX в. следует отнести разрешение открывать новые частные учебные заведения, учреждение женских гимназий, отмену телесных наказаний в школе.

В 1872 г. появился новый тип учебного заведения — реальные училища, в которых практиковалось семилетнее обучение.

В 1872 г. было издано «Положение», согласно которому преобразовывались уездные училища и на их базе создавались двухклассные начальные училища (с 5-летним сроком обучения) и городские училища (с 6-летним сроком обучения).

Самым распространенным типом начальной школы оставалась церковно-приходская школа (курс обучения 2 года).

Поиск «самобытного» просвещения разделил рус­скую интеллигенцию 1840-х гг. на два лагеря: славя­нофилов и западников.

Славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, С. П. Шевырев) выдвинули и активно отстаи­вали идею воспитания «цельного человека», сочетаю­щего в своей образованности национальные черты характера и общечеловеческие качества. Они ставили своей задачей согласование развития собственно российского образования с мировыми достижениями в области просвещения, размышляли над проблемой взаимообогащения западной и национальной педагогических традиций. В основании народного, национального воспитания славянофилы видели религиозность, нравственность и любовь к ближнему.

Видевшие в европейской педагогике пример для изучения и освоения, западники (А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. В. Станкевич, В. Ф. Одоевский, Н. П. Огарев) выступали за развитие русской педагогики по исторически отработанным в Западной Европе моделям, выступали против сословно-крепостнических традиций воспитания и обучения, защищали права личности на самореализацию. Иначе трактовали присущие народу лучшие черты, сделав упор на стремлении русского человека к социальным переменам, и предлагали поощрять такое стремление путем воспитания.

К. Д. Ушинский — выдающийся педагог-теоретик и практик, блестящий организатор российского просвещения, разработал дидактическую систему. Основой его педагогической си­стемы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности и воспитания, признания творческой силы трудового народа и его прав на обра­зование.

Обосновывая свой взгляд на воспитание, образование, Ушинский исходит из положения, что «если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы должны его и знать во всех отношениях».

Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности, воспитание совершенного человека. Для достижения воспитательных целей Ушинский рассматривал широкий круг педагогических явлений в русле идей народности и народной школы.

В нравственном воспитании он отводил одно из главных мест патриотизму, который исключает шовинизм, требует воспитания гражданского долга.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания.

К. Д. Ушинский считал, что в воспитании и обуче­нии надо придерживаться определенных принципов.

♦ Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

♦ Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

♦ Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к мысли — естестве­нен и основывается на ясных психологических зако­нах человеческой природы.

♦ Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

♦ Протестовал против разделения функций воспитания и обучения, указы­вая на единство этих двух начал в формировании гар­монично развитой личности.

♦ Выделял два фактора воспитательного воздей­ствия на ребенка — семья и личность учителя.

♦ Применительно к России выделил три принципа воспитания: народность, христианская духовность и наука.

26-byudzhetnoe-planirovanie-reinzhiniring-kreditnih-organizacij-upravlencheskaya-analiticheskaya-razrabotka.html
26-ciferblat-uroki-literaturi-v-srednem-zvene-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
26-dom-otdiha-druzhba-park-otel-bogorodsk-gostinichnij-kompleks-abramcevo-5-park-otel-atlas-6-pansionat-akvareli-7.html
26-e-rezerfordu-26-fevralya-2-marta-1936-moskva-kniga-predstavlyaet-interes-dlya-vseh-kto-interesuetsya-istoriej.html
26-ekstrakt-dubovogo-mha-efirnie-masla-dlya-parfyumerii-i-aromaterapii.html
26-forma-doverennosti-na-upolnomochennoe-lico-imeyushee-pravo-podpisi-i-predstavleniya-interesov-organizacii-uchastnika-razmesheniya-zakaza.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-tehnologiya-polucheniya-cvetnih-snimkov-s-m-prokudina-gorskogo-sudba-kollekcii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pogrammi-elektivnih-kursovfizika-9-11klassi-sost-korovin-va-seriya-elektivnie-kursi-m-drofa-2006.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-respublikanskogo-konkursa-luchshij-proforientator-respubliki-kareliya.html
  • education.bystrickaya.ru/19-osobennosti-regulirovaniya-truda-otdelnih-kategorij-rabotnikov-yavlyaetsya-fundamentalnoj-dlya-dalnejshego-izucheniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/polozhenie-o-gumanitarnih-osnovaniyah-statya-15-28-5-predostavlenie-informacii-29-stranica-11.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-12-chelovek-v-seme.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-tamozhennie-proceduri-tamozhennij-kodeks-rossijskoj-federacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-tehnologicheskie-processi-i-proizvodstva-1-cikl.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tri-lekcii-po-cvetovedeniyu-stranica-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-tyazhelie-metalli-i-radionuklidi-v-okruzhayushej-srede-posvyashennaya-70-letiyu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetvyortaya-edinici-delovogo-epistolyarnogo-teksta-konca-xviii-nachala-xix-v.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/snaryazhenie-perevel-s-ukrainskogo-s-g-kulibaba.html
  • school.bystrickaya.ru/gazeta-listovka-muzhickaya-prauda-chast-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-po-specialnosti-060800.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-i-masshtabi-vozdejstvij-neftedobivayushej-promishlennosti-na-lesnoj-fond-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga.html
  • student.bystrickaya.ru/1-istoriya-sozdaniya-i-organizacionnie-osnovi-funkcionirovaniya-predpriyatiya-stranica-4.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publikacii-plan-nauchnoj-raboti-na-2010-god-temi-annotacii-tem-publikacii-konferencii-seminari-dissertacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/lingvostilisticheskie-harakteristiki-reklamnogo-diskursa-na-materiale-avtomobilnoj-reklami-chast-4.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-m-egorova-na-zasedanii-visshego.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rasskazi-scenki-nabroski-stranica-22.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebniki-na-2011-2012-uchebnij-god-5-klass-predmet-5a-5b-5v-russkij-yazik-buneev-r-n-buneeva-e-v-komisarova-l-yu-i-dr.html
  • writing.bystrickaya.ru/chem-rit-polezen-polzovatelyam-ctp-oborudovaniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tangata-manu-o-pashi-iskusstvo-perezhivshee-tisyacheletiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tarasenko-vg-reshenie-kvorum-est.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekzamen-sroki-obrabotki-na-regionalnom-urovne-sroki-obrabotki-na-federalnom-urovne.html
  • bukva.bystrickaya.ru/stroitelnie-normi-i-pravila-snip-20802-89-chast-17.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novij-visokoeffektivnij-privod-dlya-pogruzhnih-centrobezhnih-i-vintovih-nasosov.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/ik-spektralnoe-proyavlenie-vodorodnih-svyazej.html
  • education.bystrickaya.ru/23-peloponesci-ushli-v-beotiyu-24-organizacionnie-voprosi-afinyan-stranica-30.html
  • writing.bystrickaya.ru/efir-v-teorii-otnositelnosti-za-i-protiv.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshaya-koncepciya-programmi-distancionnogo-obucheniya-po-kursu-vospitanie-antiterroristicheskogo-povedeniya-i-immuniteta-k-religioznomu-ekstremizmu.html
  • crib.bystrickaya.ru/iiii-tehnicheskoe-zadanie-sankt-peterburgskij-gosudarstvennij-universitet-servisa-i-ekonomiki.html
  • tests.bystrickaya.ru/kriterii-ocenki-kachestva-raboti-uchitelya-mou-ulyano-leninskoj-osnovnoj-shkoli-pri-raspredelenii-stimuliruyushej-chasti-fonda-oplati-truda.html
  • thesis.bystrickaya.ru/posobie-po-ocenke-effektivnosti-raboti-kotelnih-v-sistemah-kommunalnogo-teplosnabzheniya-municipalnih-obrazovanij-sverdlovskoj-oblas.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-dannogo-obzora-3-klimatologicheskaya-nauka-snizhenie-vibrosov-i-peregovornij-process-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.