.RU

3.8. Культурологическая парадигма «глобальной ойкумены» - Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Развитие...


^ 3.8. Культурологическая парадигма «глобальной ойкумены»
Ученые, исповедующие цивилизационный подход к определению сущности и направленности мирового развития, исходят из того, что человечество в своей истории последовательно прошло через три стадии развития, три цивилизационные революции, последняя из которых — постиндустриальная, — разворачивается на наших глазах, в течение последних нескольких десятилетий. Она прежде всего характеризуется человекоцентричностью: именно человек признается реальной самоцелью развития, что сопряжено если не с полным отказом, то во всяком случае с серьезнейшей корректировкой ведущей свою родословную от эпохи Просвещения «прогрессистской» концепции общественного развития, которая основывалась на «представлении о науке и технике как единственном и всесильном средстве разрешения любых человеческих проблем и достижения социальной гармонии на путях рационально спроектированного миропорядка».68 С другой стороны постиндустриальная революция ведет к утверждению нового комплекса системообразующих ценностей и норм, объединяющих в единое целое все человечество. При подобной постановке вопроса неизбежно отвергаются все концепции и теории, так или иначе связанные с экономикоцентричностью или техноцентричностью общественного развития, и на первый план выдвигаются аргументы, связанные с культурно-историческим разнообразием современного мира. Рассматривая последнее обстоятельство как исходный пункт своих рассуждений, У. Ганнерс создал культурологическую парадигму «глобальной ойкумены» как сферы постоянного взаимодействия, обмена информацией и перевода феноменов одних культур на язык других, где возможно развитие в четырех основных направлениях:

  1. по сценарию «созревания», согласно которому на Земле реализуется равноправный диалог и обмен информацией между крупными культурными метрополиями и многочисленными периферийными культурами. Метрополии стимулируют развитие периферии, обогащая ее культуру собственными ценностями. Культурный поток имеет и обратное направление, ибо интерпретацией привнесенных идей и ценностей периферия способна оказывать влияние на метрополию. В результате происходит своеобразная «гибридизация» ценностей, они становятся сложными, синтетическими образованиями, в которых «глубинные ритмы локального наследия переплетаются с транснациональными мотивами»69;

  2. по сценарию глобальной гомогенизации в духе унифицирующей мир вестернизации, которая ведет в тупик «культурного империализма»: предполагаемое в этой связи копирование западного образа жизни должно привести к упрощению, а, значит, и деградации культурного многоцветия современного человечества;

  3. по сценарию «сатурации» (насыщения): периферийные культуры медленно впитывают смысл и стиль потребительского общества, насыщаясь его нравами и ценностями, в результате чего через несколько поколений местные традиции и обычаи исчезнут и возникнет эффект глобальной культурной гомогенности в духе все той же вестернизации;

  4. по сценарию «периферийной коррупции», когда местные культуры отфильтровывают культуру метрополий, воспринимая не Бетховена, а поп-музыку, не произведения лауреатов Нобелевской премии в области литературы, а детективы, не мир Шекспира, а «Санта-Барбару», реализуя так называемый феномен «культурной свалки»70.



^ 3.9. Социопсихологические факторы в условиях глобализации Рост важности социопсихологических факторов.
Социопсихологические факторы, влияющие на формирование трудового ресурса являются не менее, а иногда и более значимыми, чем экономические. Для каждого поколения существенные изменения социальной среды, вызывающие ощущение нестабильности окружающего мира и личной незащищенности, психологически мало приемлемы. Ощущение нестабильности окружающей индивидуума объектной среды способствуют формированию эгоцентричной системы ценностных приоритетов, что в условиях неразвитости гражданского общества ведет к росту десоциализации индивидуума. Однако, именно социализация и самореализация индивидуума является основой стабильности любого социума. Позитивный характер указанных факторов при разных формах государственного устройства (авторитарное, тоталитарное, демократическое) достигается различными методами. Однако при переходе от одной формы к другой возможно возникновение у части населения серьезных проблем мировоззренческого характера, выражающихся в разрушении сложившейся системы ценностей и, в связи с этим, в социально деструктивном поведении. Единственным инструментом, позволяющим нормализовать социально-экономические отношения в переходный период, является система госуправления. Последняя, на основе мониторинга идущих в обществе социально-экономических процессов и выявления наиболее значимых, влияющих на них факторов, должна обеспечить эффективное управление ограниченными общественными ресурсами. Понимание этого позволяет отрешиться от гуманистического идеализма и прогнозировать неизбежный крах социального государства при неэффективном госуправлении развитием трудового ресурса.

В связи с вышеизложенным становится понятным ответ на вопрос: “Сколько стоит человеческая жизнь?”, обсуждаемый в связи с несоответствием реальности общепризнанного тезиса: “Человеческая жизнь бесценна”. Понятие “человеческая жизнь бесценна” относится к категории нравственных, духовных ценностей. Но в экономическом отношении стоимость человека, как трудового ресурса, может быть определена как совокупная стоимость общественно полезных ресурсов, вложенных в индивидуума и тех, что он может произвести. Отношение совокупной стоимости национального трудового ресурса к совокупной стоимости национальных материальных ресурсов в первом приближении характеризует самодостаточность национальной экономики. Это очень грубая характеристика, не учитывающая степень структурной эффективности использования трудовых ресурсов в различных сферах деятельности, но позволяющая оценить уровень развития трудового ресурса страны. Традиционно считается, что трудовой ресурс – это население, а власть всегда относилась к населению как неисчерпаемому ресурсу. В последнее время, в связи с тенденцией убыли населения, говорится о демографическом кризисе. Но как не все население является трудовым ресурсом, так и не снижение его абсолютного количества, а снижение качества является угрозой для развития и, более того, существования современного государства.
^ К социально конструктивной самореализации личности.
В основе жизнедеятельности человека лежат три базовые психологические мотивации (те же, что и у животных):

  1. борьба за выживание;

  2. борьба за лидерство;

  3. продолжение рода.

Четвертый стимул – когнитивный, является чисто человеческим и активно проявляется сегодня в условиях избытка информации. Можно предположить, что это основной стимул развития индивидуума в постиндустриальном обществе. В то же время только уровень личностного и интеллектуального развития индивидуума будут определять возможность использования этого стимула, а уровень развития общества – возможность его социально конструктивной самореализации.

Способом выживания современного социума является инновационное развитие. Отдаленность последствий решения этой задачи говорит об ее общественном, надличностном характере. Это ставит государство, как институт защиты общества, перед необходимостью согласования интересов личности и общества.

Проблема согласования интересов личности и общества возникла вместе с возникновением понятий “права личности”, “гражданское общество” и других подобных атрибутов современной западной информационной культуры. На протяжении тысяч лет эти понятия отсутствовали, поскольку индивидуум не отделял себя от общества, его ценностей, традиций, осознавал вторичность ценности своей жизни по сравнению с общественными интересами. Это позволило человеческой цивилизации развиваться, решая задачи, нереализуемые при жизни одного поколения. Такое отношение индивидуума к социуму обеспечивает высокий уровень социализации члена социума. Именно для восточных культур, отличающихся наибольшей стабильностью свойственны произведения декоративно-прикладного искусства, создаваемые несколькими поколениями мастеров.
^ Десоциализация и виртуализация мировоззрения.
Однако, во второй половине 20 века возникли факторы, коренным образом изменившие принципы формирования социума. Обычно индивидуум воспринимает окружающий мир через мировоззренческую модель, сформированную с помощью предметных отношений, объектов и символов, знакомых с детства. Устойчивость этой модели и сохранение соответствия ей окружающей действительности обеспечивает рядовому индивидууму ощущение психологической защищенности. Потребность в сохранении этого чувства мотивирует индивидуума к жизни в знакомых условиях, даже если они и не очень комфортны. Для России этот фактор имеет существенное значение.

Возникновение транссоциумного информационного пространства расширило информированность индивидуума и повысило его адаптивность к изменениям внешней среды. При этом у него снизилась зависимость чувства защищенности от знакомого с детства предметного окружения, а также снизились уровень социализации и приоритетность общественных интересов и ценностей. Активное информационное воздействие на индивидуума в сферах, не являющихся для него объективной реальностью, сформировало у современного человека мифологизированное (внеобъектное) мировоззрение. Иллюзорное расширение информированности, вызывая у индивидуума эмоциональную рефлексию, с одной стороны отгораживает человека от его внутреннего мира, а с другой – разрушает его способность взаимодействовать с объектной средой, что непосредственно влияет на способность к определенным видам трудовой деятельности. Такое мировоззрение замещает социально-ориентированное, делает индивидуума внутренне свободным от обязательств перед обществом. При этом у индивидуума, в связи со снижением в сознании ценности его общественных функций, исчезает мотивированность к их выполнению. В результате сохраняется социализация только на уровне минисоциума, который сам часто является социально деструктивным. Это особенно существенно для России, перенасыщенной гражданами, сидевшими в тюрьме. Жизнедеятельность индивидуума приобретает рефлексивный, внесоциальный характер. Даже при отсутствии антисоциального поведения индивидуум теряет внутреннюю связь с обществом, что снижает мотивированность к решению задач, имеющих общественно полезные, но отсроченные результаты. Десоциализация мировоззрения индивидуума – это одна сторона кризиса развития современного общества.

Развитие цивилизации привело к определенному перенасыщению общества продуктами собственной жизнедеятельности. Это перенасыщение возникло в короткий срок, не было вызвано необходимостью удовлетворения естественных психофизических потребностей человека и сформировало новые, искусственные потребности. Окружающий мир, сохраняя для большинства индивидуумов характер “черного ящика”, перестал быть объектом поклонения, пиетета, стал предметом потребления. Потеря связи с внешней средой – это вторая сторона кризиса развития современного общества.
^ Развитие трудового ресурса – развитие общества.
Из вышеизложенного видно, что причина кризиса – это проблемы развития трудового ресурса, из чего следует два варианта развития общества:

  1. упадок в результате личностной и профессиональной деградации населения;

  2. укрепление на основе более узкой специализации индивидуумов.

Первый вариант для России неизбежен при бездействии государства. Уже сегодня 95% детей-дошкольников отстает от возрастной нормы по психофизическому развитию. А это возраст, определяющий будущие интеллектуальные способности и поведенческие стереотипы. В будущем это трудовой ресурс, не пригодный для наукоемкого производства, а потому мало ценный, низко адаптируемый и легко десоциализируемый. Понятно, что такой вариант неизбежно приведет к распаду, а также к экономической и культурной зависимости России.

Второй вариант требует целенаправленного управления государством социально-экономическими процессами с целью предотвращения экономических потерь, связанных с человеческим фактором, а также организации жизнедеятельности членов социума в форме, обеспечивающей одновременно возможность индивидуальной самореализации и принесения пользы обществу. При этом следует учесть, что чем выше уровень профессиональной специализации, тем ниже возможности бытовой и социальной адаптации и реадаптации индивидуума.

Сегодняшнее общество, способное прокормить себя с помощью приусадебного участка не сможет обеспечить конкурентоспособность России в 21 веке, а специалисты, способные создать что-то новое не выживут в обществе, не ценящем их и не способном обеспечить им психологически и физически достойную жизнь.


3-chto-skrivaetsya-za-tyagoj-na-zapad-predislovie-ot-izdatelstva.html
3-chudesa-v-adyare-posvyashaetsya-70-letiyu-so-dnya-yavleniya-bhagavana-satya-sai-babi.html
3-conditionals-first-conditional-second-conditional-first-conditional-vs-second-conditional.html
3-dark-imidzh-kniga-prva.html
3-degejdeg-smzh-zhati-pok-pok-042-14-02-20.html
3-dejstvie-magnitnogo-polya-na-provodniki-s-tokom-31-sila-ampera-metodicheskie-ukazaniya-rassmotreni-i-rekomendovani.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-7-antigravitacionnij-kamen-aleks-vilenkin-mir-mnogih-mirov-fiziki-v-poiskah-parallelnih-vselennih-perevod.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-soderzhanie-razdelov-i-tem-disciplini-rabochaya-programma-disciplini-opd-f-08-mirovaya-ekonomika-dlya-specialnosti.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-kadrov-vedetsya-na-osnove-gosudarstvennogo-zakaza-na-celevuyu-i-kontraktnuyu-podgotovku.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zhmis-badarlamasi-geografiya-zhne-ekologiyani-oitu-dstemes-pn-bojinsha-050609-geografiya-mamandiini-studentter-shn-pavlodar.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-v-ekologiya-vodoroslej-050102-biologiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zubnoj-tehnik-edinij-kvalifikacionnij-spravochnik-dolzhnostej-sluzhashih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-praktiki-dlya-napravleniyaspecialnosti-210300-68-radiotehnika.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-ekologiya-napravlenie-podgotovki-27-03-03-220100-sistemnij-analiz-i-upravlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chem-mne-blizok-anton-pavlovich-chehov-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/valloniya-260-toplivno-energeticheskij-kompleks-77-vneshnyaya-torgovlya-79-pravo-83-mezhdunarodnoe-pravo-86.html
  • studies.bystrickaya.ru/kriminologicheskaya-harakteristika-prestuplenij-sovershaemih-po-neostorozhnosti-i-ih-preduprezhdenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/udacha-lyubit-podgotovivshegosya-novosti-iz-razlichnih-istochnikov-22.html
  • bukva.bystrickaya.ru/matematicheskie-ponyatiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-30-sentyabrya-2008-g-n-132-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-po-obucheniyu-naseleniya-v-oblasti-grazhdanskoj-oboroni.html
  • exam.bystrickaya.ru/vozniknovenie-grecheskoj-apologetiki-chast-9.html
  • testyi.bystrickaya.ru/611-kriterii-i-priznaki-opredelyayushie-model-pacienta-ramn-v-i-kulakov-professor-d-m-n-zasluzhennij-deyatel.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-mezhdunarodnoe-pravo-dlya-specialnosti-021100-030501-65-yurisprudenciya-dlya-napravleniya-521400-030500-62-yurisprudenciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/puti-resheniya-problem-rasprostraneniya-znanij-i-navikov-obshestvennogo-uchastiya-v-byudzhetnom-processe-i-byudzhetnogo-analiza-vedushie-n-i-skryabina-a-d-chanko-skryabina-n-i.html
  • bystrickaya.ru/verhovnij-sud-rf-chast-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-priroda-tvorchestva-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadacha-6-zhilishnij-kooperativ-otchet-dolzhen-sostoyat-iz-sleduyushih-punktov-zagolovok-laboratornoj-raboti-nazvanie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nauchno-tehnicheskij-progress-i-ego-trebovaniya-k-kvalifikacii-rabochih-kadrov.html
  • control.bystrickaya.ru/elektivnij-kurs-po-anglijskomu-yaziku-dranishnikova-s-a.html
  • student.bystrickaya.ru/1-celevoe-naznachenie-rabot-prostranstvennie-granici-obekta-osnovnie-ocenochnie-parametri.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbrannie-voprosi-morfologii-ii-priglashenie-i-programma-perm-2012-rektorat-i-sovet-sno-permskoj-gosudarstvennoj.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/issledovanie-dvizheniya-centra-mass-mezhplanetnih-kosmicheskih-apparatov-chast-14.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-energosnabzheniya-chast-3.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomika-gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-100200-turizm.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-dati-svyazannie-s-vstupleniem-zakonoproekta-v-silu-predislovie-4-sharov-a-v-ob-osnovnih-elementah-administrativnoj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabotosposobnost-detej-i-podrostkov-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vozrastnaya-fiziologiya-i-shkolnaya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo-kolledzha-dlya-vseh-specialnostej.html
  • education.bystrickaya.ru/2-gosudarstvennaya-sluzhba-frg-predistoriya-federalnaya-programma-knigoizdaniya-rossii-rukovoditeli-avtorskogo-kollektiva.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-raboti-studencheskogo-nauchnogo-kruzhka-municipalnaya-elita.html
  • universitet.bystrickaya.ru/srednij-indeks-citirovaniya-u-prepodavatelej-vuza.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-period-stranica-18.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.