.RU

3.8. Молодежь и общество - «Об Общественной палате Российской Федерации»


^ 3.8. Молодежь и общество
Дети и молодежь – это стратегический ресурс России в XXI веке. По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 млн. детей и молодежи в возрасте до 20 лет – 21% населения страны. 15% населения страны это дети до 14 лет. И около 6% - молодые люди в возрасте 15-19 лет включительно. Молодежь является самым активным слоем российского общества. Это обусловливает недопустимость недооценки роли и места молодежи в государственном обустройстве. Молодежная политика, в отличие от традиционной социальной, не должна сводиться только к разработке компенсационных механизмов. Она должна содержать активный инновационный и производительный аспекты, отражающие трудовой и творческий потенциал молодежи.

По данным Института социологии РАН, в России молодежи с социально-неблагоприятным типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%, а среди 18-20-летних уже в два раза меньше – всего 8%. Соответственно, социально-благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних.

Главные жизненные цели, которые ставят перед собой учащиеся старших классов общеобразовательных школ - это создание семьи (71%), стабильная работа (45%), высшее образование (44%). Большинство молодых россиян (88%) планируют иметь детей. Среди ценных психологических качеств молодого поколения – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%)115.

Особый интерес представляют установки молодых лидеров. Они регулярно пользуются Интернетом, меньше смотрят телевизор, относительно независимы экономически и успешны в карьерном плане, чаще владеют иностранным языком и имеют сравнительно больший опыт общения с гражданами других стран (туристические, образовательные, профессиональные поездки за границу, контакты с иностранцами по месту учебы или работы и проч.), располагают сравнительно более широким набором жизненных стратегий116.

В структуре жизненных ценностей российской студенческой молодежи преобладают такие ценности, как «самостоятельность», «риск-новизна», «достижение» и «благожелательность». Наряду с ориентацией на самостоятельность и склонность к риску, среди студенческой молодежи наблюдается высокий приоритет такой коллективной ценности, как «благожелательность». Представители студенческой молодежи в меньшей степени разделяют ценность «универсализма» (важность заботы об окружающей среде) по сравнению с населением в целом и в большей степени отдают приоритет такой ценности, как «гедонизм» (желание хорошо проводить время)117.

Для большинства представителей студенческой молодежи приоритетным направлением модернизации является осуществление инноваций и технико-экономический прорыв. По количеству сторонников наиболее популярным приоритетом модернизации в России является изобретение качественно новых продуктов и внедрение новых технологий (33% респондентов). На втором месте в списке приоритетов модернизации – «создание среды, поощряющей инициативу и нововведения» (28% опрошенных). В то же время идеи социально-политической направленности модернизации являются менее популярными, хотя их тоже поддерживает достаточно большее количество респондентов. Так, в ходе опроса 24% респондентов указали в качестве приоритета модернизации «формирование общества, в котором гарантированы права граждан». Представители студенческой молодежи в большинстве своем положительно оценивают шансы России на успешное осуществление модернизации. Более 80% из них полагают, что у России есть шансы на осуществление модернизации. Из этих 80% около трети считают, что «шансы есть, и они велики», а две трети – что «шансы есть, но они малы». В то же время в ходе опроса только 5% опрошенных представителей студенческой молодежи заявили о том, что у России нет шансов на осуществление модернизации.

Студенческая молодежь не в полной мере реализует свой потенциал участия в процессе модернизации в России в силу того, что современная система образования слабо ориентирована на развитие у студентов качеств, связанных с инновационной деятельностью. По мнению представителей студенческой молодежи, система образования в большей степени направлена на развитие таких «традиционных» качеств, как навыки работы с информацией, самостоятельность, коммуникабельность, ответственность, трудолюбие, и в меньшей степени способствует формированию у студентов таких качеств, как креативность и лидерские качества, которые, как показали результаты корреляционного анализа, в значительной степени связаны с инновационной активностью студенческой молодежи.

Сложность общественных преобразований повлияла на процессы социализации молодых людей, на все стороны жизни молодого поколения. Изменились содержание и способы разрешения традиционных молодежных проблем, которые в новых исторических условиях должны рассматриваться на принципиально иной основе. Реализация этих целей предполагает активное привлечение молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации политики, касающейся молодежи и общества в целом. Государство должно создавать условия для расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежной политики – обеспечение самореализации молодежи.

Важным направлением в деле духовного, нравственного, патриотического воспитания молодежи должно стать ограждение ее от отрицательного влияния ксенофобии, религиозного экстремизма, фанатизма. В этих целях необходимо создание защитных механизмов от проникновения в молодежную среду экстремистско-религиозных взглядов. Протестные акции футбольных болельщиков, в основном молодых людей двадцатилетнего в среднем возраста, обнажили большую общественную проблему, которая смыкается и с проблемой национализма и ксенофобии, и с проблемой неудовлетворенности и психологическим и идейным вакуумом молодежи, отсутствием позитивных стимулов.

Остро стоят проблемы социального неблагополучия молодежи. В России сегодня проживает 28 млн. детей, из них 700 тыс. беспризорники, более 6 млн. несовершеннолетних проживают в социально неблагоприятных условиях. Ежегодно выявляется более ста тысяч новых детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 25 тыс. – сироты, а 75 тыс. отправляются в детские дома и интернаты по заявлению родителей. Эти родители не в состоянии обеспечить достойные условия жизни своего ребенка. К сожалению, жизнь большинства выпускников детских домов складывает несчастливо, часто трагично. Это при том, что государство расходует на поддержание этих учреждений значительные средства. Так, на содержание одного воспитанника государственного образовательного учреждения для детей-сирот в Москве отпускается 623 тыс. рублей в год. Однако условия жизни в этих учреждения крайне низкие. Нужно рассмотреть варианты переориентации этой помощи в сторону поддержки нуждающихся семей, готовых бороться за своих детей.

Российская молодежь настроена оптимистично, готова к участию в общественной, экономической и политической жизни страны. Но есть и ярко выраженные негативные тенденции. На протяжении последних 15 лет среди молодежи отмечается устойчивое снижение количества браков, в том числе ранних, и одновременно увеличивается количество разводов. В последние годы эта тенденция лишь усиливается. При этом доля детей, рожденных несовершеннолетними матерями вне брака, достигла к 2005 году 78,5 тысяч человек. В 2009 году этот показатель существенно снизился: вне брака родилось 62,7 тысяч детей. Существенной угрозой является распространение среди молодых людей социальных болезней – чрезмерного потребления алкоголя, курения, наркомании. За последние 20 лет в 18 раз увеличилось число наркоманов-подростков. До 80% молодых людей не скрывают, что используют в речи нецензурную брань.

Молодежные средства массовой информации, в, первую очередь, телевидение, пропагандируют в основном свободный образ жизни, в котором под свободой понимается неограниченный доступ к деньгам, власти, разгульный образ жизни, вплоть до презрения к закону. Считается, что свободен тот, кто имеет в себе внутренние возможности нарушить и презреть закон. Государство пока не предпринимает усилий для организации «нравственного контроля» в отношении российских СМИ. 29 декабря 2010 г. был принят Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Однако срок его вступления в силу по не вполне понятным причинам перенесен на сентябрь 2012 г.

Экономическая активность молодежи находится на достаточно низком уровне, сегодня в России работают 1 млн. 300 тыс. молодых людей. На иждивении находятся практически 79% молодого населения, на что есть вполне объективные причины. Однако во многих странах молодежь более активно участвует в экономической жизни.

Государство должно исходить из особого общественного значения одаренной личности, необходимости создания условий для ее максимального развития и раскрытия. Сохранение и развитие интеллектуального и творческого потенциала общества, создание условий для творческой самореализации молодежи предполагает разработку комплекса мер по экономическому стимулированию предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, благотворительных и иных фондов, отдельных граждан, поддерживающих молодые таланты; установление премий, стипендий, пособий для талантливых молодых людей, оказание государственной поддержки творческой, инновационной деятельности молодежи.

Сегодня российские ученики занимают первое место в мире по качеству чтения в начальной школе и в целом выделяются высоким уровнем подготовки. Важнейшая причина этого явления - семейное чтение. В семьях сохраняются традиции вести детей в школу подготовленными. Однако качество подготовки российских школьников старших классов уже уступает уровню их сверстников из многих западных стран. Большое значение для развития личности приобретает развитие дополнительного образования. Это именно тот ресурс, который способен привить молодому человеку интерес к созидательной деятельности и практичные качества. На сегодня только 18% школьников в России после школы ходят в различные кружки. Остальные в основном проводят время во дворе, что часто связано с отсутствием у родителей возможности оплатить им другой досуг.

Региональным и муниципальным органам власти необходимо пересмотреть организацию досуга населения. Места массового отдыха сделать центрами здоровья, оборудовать их для спортивных игр, занятий физической культурой, заполнить их молодыми семьями, которые вместе со своими детьми будут заниматься спортом. Для этого необходимо сформировать индивидуальную, личную потребность у молодого человека в физических упражнениях, сделать занятия физкультурой стилем жизни молодых семей. С помощью институтов гражданского общества необходимо внедрить в массовое сознание установку на спортивный семейный отдых – семейный туризм, семейные прогулки, семейные занятия физкультурой.

Неразрешенность вышеперечисленных проблем объясняет низкую оценку эффективности со стороны молодежи самой молодежной политики. Лишь 10–17% молодых людей считают, что государство проводит молодежную политику, а 55–69% считают, что этого не делается вообще118.



3-disciplina-po-mneniyu-amerikanskih-istorikov-menedzhmenta-anri-fajol-1841-1925-yavlyaetsya-naibolee-znachitelnoj.html
3-dlya-pedagogov-sportivnogo-otdela-analiz-raboti-ddt-za-2008-2009-uchebnij-god.html
3-dokumentaciya-buhgalterskogo-ucheta-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-docenta-ya-livshica-i-docenta-v-a-cikulina-moskva-1974.html
3-dokumenti-opredelyayushie-soderzhanie-i-organizaciyu-obrazovatelnogo-processa.html
3-dolzhen-bit-napisan-nauchnim-yazikom.html
3-domashnie-rabi-novikov-a-a-chastnaya-i-obshestvennaya-zhizn-rimlyan-p-giro.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poznaj-svoe-telo-styuart-makrobert.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-vzaimodejstviya-sledovatelya-s-organami-doznaniya-ispolzovaniya-pomoshi-specialistov-pri-rassledovanii-prestuplenij-v-sfere-kompyuternoj-informacii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-stressi-i-puti-ih-preodoleniya-rukovodstvo-trudovim-kollektivom-22.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazivaetsya-upolnomochennij-organ-upravleniya-emitenta-utverdivshij-ezhekvartalnij-otchet-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sdokladami-vistupili-stranica-6.html
  • notebook.bystrickaya.ru/innovation-assistance-fund-pautinka.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/49-ocenka-masshtabov-nepolnoj-otchetnosti-regionalnij-doklad.html
  • institut.bystrickaya.ru/tak-nachinalas-vojna-stranica-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predsedatel-komissii-a-kilibaev-protokol-vskritiya-konvertov-s-zayavkami-na-uchastie-v-otkritom-konkurse-gosudarstvennih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-11-ohrana-truda-zakonodatelnimi-i-inimi-normativnimi-aktami-o-trude-reguliruyutsya.html
  • institute.bystrickaya.ru/evgenij-onegin-i-zayac-v-profil-kak-deti-vosprinimayut-i-osvaivayut-okruzhayushij-mir-kak-razvit-tvorcheskoe.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-nauchnih-dokladov-tematika-i-soderzhanie-lekcij-seminarskih-i-prakticheskih.html
  • institut.bystrickaya.ru/topologiya-elektricheskoj-cepi-lekciya-1.html
  • write.bystrickaya.ru/g-i-klimantova-zamestitel-nachalnika-upravleniya-nachalnik-otdela-problem-socialnoj-politiki-analiticheskogo-upravleniya-apparata-soveta-federacii-federalnogo-sobraniya-rossijskoj-federacii-redaktor-vestnika-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-26-dzhon-grishem-grishem-poslednij-shans.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-ftd-2-vvedenie-v-germanskuyu-filologiyu-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-podgotovki-specialista-po-specialnostyam.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-kursa-vedenie-mezhdunarodnih-peregovorov-trening.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoretiki-i-praktiki-obsudili-problemi-zashiti-lesov-v-pozharoopasnij-period-internet-resurs-newssarnovostiru-14042011.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vibor-sferi-deyatelnosti-svoego-biznesa.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/rinok-cennih-bumag-valyutnij-rinok-chast-2.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-vipushennie-dolgovie-cennie-bumagi-otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-za-god-zakonchivshijsya-31-dekabrya-2008-goda-6.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-faktori-vliyayushie-na-oplatu-truda-diplomnaya-rabota.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolnim-s-gipopituitarizmom.html
  • essay.bystrickaya.ru/elektronnie-resursi-dlya-prepodavatelej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-dilerov-i-distribyutorov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sostradanie-zametki-po-evrejskoj-istorii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-vneuchebnoj-raboti-so-studentami-v-pgtu-a-a-tashkinov-permskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchno-organizacionnie-voprosi-sluzhbi-krovi.html
  • holiday.bystrickaya.ru/negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-moskovskij-institut-predprinimatelstva-i-prava.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-soderzhaniya-vneurochnoj-poznavatelnoj-deyatelnosti-i-vospitatelnoj-raboti.html
  • crib.bystrickaya.ru/homyachki-iz-interneta-putin-kotorogo-mi-poteryali-kritika-sverhu.html
  • esse.bystrickaya.ru/promezhutochnoe-prevrashenie-materialovedenie-osobennosti-atomno-kristallicheskogo-stroeniya-metallov.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svoboda.html
  • knigi.bystrickaya.ru/s-obosobivshayasya-ot-prirodi-chast-materialnogo-mira-predstavlyayushaya-istoricheski-razvivayushuyusya-formu-zhiznedeyatelnosti-lyudej-nazivaetsya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-ubijstvo-materi-pervaya-mifologicheskie-stadii-evolyucii-soznaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.