.RU

3.Программа изучения личности школьника - План 20 Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического...


^ 3.Программа изучения личности школьника
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход, личность как ценность – становятся отличительными особенностями современного образования.

Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.

^ Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность – целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», неосновательный» или «надежный человек», творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.

И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.

Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)

Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации
















Самооценка
















Уровень притязаний
















Эмоциональное отношение к родителям
















Эмоциональное отношение к учителям
















Эмоциональное отношение к ученикам
















Волевой самоконтроль
















Тревожность
















Негативные эмоциональные переживания
















Познавательная активность
















Уровень интеллекта
















Потребность в общении
















Потребность в достижениях
















На основе данного «Профиля …» можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности». А сам «Профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании личности школьника.

В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик).

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии. Желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

  1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.

  2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.

  3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

  4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и ушел» (В.В. Давыдов).

  5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

  6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.

31-prostranstvo-i-vremya-uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006.html
31-razvitie-normativnoj-pravovoj-bazi-i-upravlenie-v-sfere-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-irkutskoj-oblasti.html
31-rekomenduemaya-literatura-rabochaya-programma-po-discipline-biologiya-s-ekologiej-dlya-specialnosti-060114.html
31-samostoyatelnaya-rabota-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ekonomika-organizacij-predpriyatij.html
31-sholpi-nakosnoe-ukrashenie-ukazatel-imen-fondoobrazovatelej-84.html
31-sistema-zachetnih-edinic-kak-innovacionnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-regionalnoe-prirodopolzovanie.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolno-izmeritelnie-sredstva-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fundamentalnie-problemi-otechestvennoj.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontakteri-o-vremeni-kogda-sekundi-bivayut-zelenimi-kniga-iii.html
  • education.bystrickaya.ru/2-vnutrennee-reshenie-shvarcshilda-dlya-idealnoj-zhidkosti-v-soputstvuyushej-so.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-oop-110800-agroinzheneriya-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sistema-zhanrov-drevnerusskoj-literaturi-xi-xvi-vv.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ix-53-otvet-na-to-net-li-estestva-lishennogo-ipostasi-kniga-pervaya-29.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rossijskij-federalizm-problemi-formirovaniya-otnoshenij-novogo-tipa.html
  • essay.bystrickaya.ru/demograficheskaya-situaciya-v-trunovskom-rajone-stavropolskogo-kraya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/diplom-uchitelya-inostrannih-yazikov-po-specialnosti-filologiya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/priem-v-aspiranturu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-dlya-postanovki-cirkovogo-predstavleniya-nabirali-klounov-prishli-semero-kak-ti-dumaesh-na-kakie-gruppi-ih-razdelil-bi-grimyor.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kontrolno-izmeritelnie-materiali-39.html
  • thescience.bystrickaya.ru/jamestown-17062011-astana-hosts-islamic-economic-conference-downplaying-political-dimensions.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-chercheniyu-dlya-9-klassov-1-chas-v-nedelyu-vsego-34-chasa.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-metodicheskaya-konferenciya-zdorovesberegayushie-tehnologii-v-oblasti-fkis.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metrologiya-standartizaciya-i-sertifikaciya-opd-f-02.html
  • bukva.bystrickaya.ru/topics-subtopics-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-povisheniya-kvalifikacii-modelirovanie-i-proektirovanie-vospitatelnoj-sistemi-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-sostavitel-e-a-naumova-k-ped-n.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-professionalnogo-modulya-rabota-na-kontrolno-kassovoj-tehnike-i-rascheti-s-pokupatelyami.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-raschet-obemov-potrebleniya-holodnoj-i-goryachej-vodi-pravitelstvo-moskvi-postanovlenie-ot-10-fevralya.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshee-vstuplenie-na-etom-sajte-sobrani-posvyashyonnie-zdorovyu-materiali-avtorom-kotorih-yavlyaetsya-aleksandr-brusnyov-podborka-predstavlyaet-soboj-3-knigi-neodno-stranica-22.html
  • institute.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-200-7-god-predvaritelno-utverzhden-sovetom-direktorov-25-aprelya-2008g-soderzhani-e.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sovremennie-teorii-publichnoj-sluzhbi-dlya-specialnosti-081100-68-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-i-funkcii-sluzhbi-dokumentacionnogo-obespecheniya-upravleniya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/provedennya-zmagan-z-legko-atletiki.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vi-kadrovoe-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/pravovie-osnovi-grazhdanskoj-oboroni.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-socialno-ekonomicheskih-problem-predislovie.html
  • student.bystrickaya.ru/3-kakim-tipom-linij-vipolnyayutsya-razmernie-i-vinosnie-linii-tema-oformlenie-chertezha-2.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nepismennoe-slovo-sohranyaetsya-na-segodnyashnij-moment-tolko-u-teh-narodov-kotorie-ne-hoteli-obresti-slovo-pismennoe-rech-idyot-ne-o-kakoj-to-nerazvitosti-neko-stranica-10.html
  • college.bystrickaya.ru/2-kak-rastyot-chajnij-kust-1-istoriya-razvitiya-chaevodstva-v-rossii-i-v-sssr-do-ego-raspada-12-primechaniya-15.html
  • exam.bystrickaya.ru/v-p-savorskij-institut-radiotehniki-i-elektroniki-ran.html
  • tests.bystrickaya.ru/kol-vo-stranica-14.html
  • school.bystrickaya.ru/dekorativnij-vitrazh.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.