.RU

3.Программа изучения личности школьника - План 20 Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического...


^ 3.Программа изучения личности школьника
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход, личность как ценность – становятся отличительными особенностями современного образования.

Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.

^ Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность – целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», неосновательный» или «надежный человек», творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.

И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.

Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)

Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации
















Самооценка
















Уровень притязаний
















Эмоциональное отношение к родителям
















Эмоциональное отношение к учителям
















Эмоциональное отношение к ученикам
















Волевой самоконтроль
















Тревожность
















Негативные эмоциональные переживания
















Познавательная активность
















Уровень интеллекта
















Потребность в общении
















Потребность в достижениях
















На основе данного «Профиля …» можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности». А сам «Профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании личности школьника.

В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик).

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии. Желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

  1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.

  2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.

  3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

  4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и ушел» (В.В. Давыдов).

  5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

  6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.

31-prostranstvo-i-vremya-uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006.html
31-razvitie-normativnoj-pravovoj-bazi-i-upravlenie-v-sfere-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-irkutskoj-oblasti.html
31-rekomenduemaya-literatura-rabochaya-programma-po-discipline-biologiya-s-ekologiej-dlya-specialnosti-060114.html
31-samostoyatelnaya-rabota-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ekonomika-organizacij-predpriyatij.html
31-sholpi-nakosnoe-ukrashenie-ukazatel-imen-fondoobrazovatelej-84.html
31-sistema-zachetnih-edinic-kak-innovacionnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/n-n-rovinskij-o-finansovom-kontrole-v-sssr-po-rabote-n-n-rovinskogo.html
  • klass.bystrickaya.ru/artterapiya-v-rabote-s-detmi-chast-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/2ispolzovanie-po-naznacheniyu-21ekspluatacionnie-ogranicheniya-rukovodstvo-po-ekspluatacii-556-088-re.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-butkova-fedora-dmitrievicha.html
  • abstract.bystrickaya.ru/16-tipi-prostogo-predlozheniya-po-celi-viskazivaniya-i-emocionalnoj-okraske.html
  • learn.bystrickaya.ru/gosduma-reshila-ne-zakrivat-rinki-eshe-pyat-let-novosti-20.html
  • institute.bystrickaya.ru/gejnc-guderian-stranica-24.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-obzor-pressi-27-02-2012.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-novoaltajske-otkroetsya-shkola-olimpijskogo-rezerva-po-plavaniyu-voprosi-i-otveti-chlen-ispolkoma-fifa-chak-blejzer.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-klinicheskaya-ocenka-lekciya-23-mercatelnaya-aritmiya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-viii-misticheskie-i-nevidimie-sili-potustoronnij-mir-lyusen-levi-bryul-sverh-estestvennoe-v-pervobitnom-mishlenii.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-itogam-konferencii-budet-izdan-sbornik-statej-obrazec-oformleniya-dokladov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kuznecov-es-reshenie-kvoruma-net.html
  • diploma.bystrickaya.ru/ya-ustalim-takim-eshe-ne-bil.html
  • institut.bystrickaya.ru/stendovie-dokladi-programma-meropriyatij-konferencii-ponedelnik-25-aprelya-2011-vstrecha-inogorodnih-i-inostrannih.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/redka-morkov-luk-hren-maslo-rastitelnoe.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/magicheskaya-cep-uchenie-i-ritual-visshejmagii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-2013.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tambovskij-gosudarstvennij-ordena-znak-pochyota-dramaticheskij-teatr.html
  • books.bystrickaya.ru/detskij-cerebralnij-paralich-ponyatie-etiologiya-simptomi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tekst-lekcij-po-discipline-informacionnie-sistemi-sostavitel-doc-k-e-n-kunicina-l-e-stranica-8.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-rubrikator-nastoyashee-rukovodstvo-soderzhit-sushestvennuyu-informaciyu-dlya-effektivnoj-podgotovki-i-provedeniya-vistavki.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-vvedenie-v-yazikoznanie-na-temu-yazik-i-rech.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-provedenii-v-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-studentov-aspirantov-i-molodih-uchenih-molodezh-i-sovremennie-informacionnie-tehnologii.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-k-kursu-istorii.html
  • college.bystrickaya.ru/04092008-rbk-sankt-peterburg-04-09-2008-ntv-novosti-sankt-peterburg-segodnya-v-lenekspo-otkrilsya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-v-gosudarstvennij-obsheobyazatelnij-standart-obrazovaniya-respubliki-kazahstan-obshee-srednee-obrazovanie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-vuzov-pavlodar-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/pokazateli-udovletvoreniya-potrebnostej-i-ih-vzaimosvyazi-programma-kultura-rossii-podprogramma-podderzhka-poligrafii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-193.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ibragimova-m-n-1-nusupbaeva-s-a.html
  • desk.bystrickaya.ru/odezhda-i-maneri-delovogo-muzhchini.html
  • abstract.bystrickaya.ru/18-po-probleme-posle-izucheniya-disciplini-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit-studenti-dolzhni.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vek-17-ot-keplera-do-nyutona.html
  • credit.bystrickaya.ru/perevod-s-anglijskogo-tatyana-trunsperger-sverka-s-tibetskim-vladislav-ermolin-predislovie-chyogyala-gyamco-tulku.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.