.RU

3.Программа изучения личности школьника - План 20 Понятие педагогической деятельности. Концепции педагогического...


^ 3.Программа изучения личности школьника
Современная школа ориентирована на личностное развитие школьников. Личностный подход, личность как ценность – становятся отличительными особенностями современного образования.

Личность – основное психологическое качество человека. Известно несколько определений личности, приведем некоторые из них:

Итак, личность – это не внешний, «социально желательный образ» человека (например, приятная внешность, хорошие манеры и т.д.), а способность быть субъектом, т.е. не пассивным потребителем внешних воздействий, а создателем своей позиции, преобразователем ситуации. Личность в каждом человеке проявляется индивидуально.

^ Основные характеристики личности и методы их изучения. Личность – целостное образование, т.е. человек способен воспринимать мир в целом (анализ через синтез) и сам есть и воспринимается как нечто целое: «личность что надо», «неприятная личность», неосновательный» или «надежный человек», творческая личность», «скользкий, как налим» и т.д.

И тем не менее, есть ведущие, устойчивые характеристики личности, к числу которых относят ценностные ориентации, интересы, мотивы, самосознание (самооценка), эмоционально-волевое развитие, коммуникативные способности, интеллектуальное развитие, успешность деятельности и т.д.

Оценка отдельных характеристик личности дает некоторое представление о личности в целом. Однако чем больше характеристик будет изучено, тем более полно будет представлена личность. С этой целью в психологии широко применяется так называемый «профиль личности», идея создания которого связана с именем русского профессора Г.И. Россолимо. Предлагаем один из вариантов профиля личности, включающего наиболее существенные характеристики школьника в условиях его реальной жизнедеятельности.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА (СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА)

Основные свойства личности

Уровни развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Ценностные ориентации
















Самооценка
















Уровень притязаний
















Эмоциональное отношение к родителям
















Эмоциональное отношение к учителям
















Эмоциональное отношение к ученикам
















Волевой самоконтроль
















Тревожность
















Негативные эмоциональные переживания
















Познавательная активность
















Уровень интеллекта
















Потребность в общении
















Потребность в достижениях
















На основе данного «Профиля …» можно получить графический психологический портрет школьника как основу для составления «Психологической характеристики личности». А сам «Профиль…» может служить ориентирующей схемой в исследовании личности школьника.

В психологии разработаны достаточно эффективные (валидные, надежные) методы изучения как личности в целом (тесты Р. Кеттела, Г. Айзенка и др.), так и отдельных ее свойств (характеристик).

На первый взгляд психологические методики кажутся довольно простыми, доступными каждому образованному человеку. На самом деле и процедура изучения личности и, в особенности, обработка и интерпретация полученных результатов требуют от исследователя высокой профессиональной психологической культуры.

Любая ошибочная информация о личности, особенно в плане ее оценки, чревата негативными последствиями, т.к. люди очень пристрастно и ранимо воспринимают оценки своей личности со стороны, особенно от значимых лиц и в публичной ситуации. К тому же, душевная жизнь человека очень сложна и не поддается легким, одноразовым измерениям.

Для избежания ошибок необходимо подходить к диагностике личностных свойств школьника ответственно, соблюдая логику исследования в психологии. Желательно выполнение следующих правил, входящих в «Этический кодекс психолога»:

  1. Создать для изучаемой личности состояние психологического комфорта в процессе обследования, т.е. ввести положительный психотерапевтический эффект.

  2. Сохранить в тайне полученную информацию, не допускать разглашения, особенно в публичной ситуации.

  3. Использовать психологическую информацию в интересах обследуемой личности, передавать данную информацию другим лицам только в служебном порядке, а также по запросу самого школьника или его родителей.

  4. Сочетать диагностические задачи с формирующими, т.е. выдерживать принцип: «Пришел, измерил, изменил» вопреки принципу: «Пришел, измерил и ушел» (В.В. Давыдов).

  5. В исследовании идти от задачи распознания и формирования личности – к выбору соответствующих характеристик, доступных изучению, и только затем – к подбору адекватных методик, а не наоборот.

  6. Иметь в виду, что одного метода или методики, как бы совершенны они не были, - недостаточно для изучения личности. Необходимо сочетание ряда методов, и прежде всего тех, которые позволяют оценить результативность деятельности и общения школьника.

31-prostranstvo-i-vremya-uchebnoe-posobie-dlya-aspirantov-i-studentov-vseh-specialnostej-novosibirsk-2006.html
31-razvitie-normativnoj-pravovoj-bazi-i-upravlenie-v-sfere-gosudarstvennoj-molodezhnoj-politiki-irkutskoj-oblasti.html
31-rekomenduemaya-literatura-rabochaya-programma-po-discipline-biologiya-s-ekologiej-dlya-specialnosti-060114.html
31-samostoyatelnaya-rabota-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-uchebnoj-disciplini-ekonomika-organizacij-predpriyatij.html
31-sholpi-nakosnoe-ukrashenie-ukazatel-imen-fondoobrazovatelej-84.html
31-sistema-zachetnih-edinic-kak-innovacionnaya-forma-organizacii-uchebnogo-processa.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-i-zadachi-ekspluatacii-gidromeliorativnih-sistem.html
  • college.bystrickaya.ru/14-sushnost-i-psihologo-pedagogicheskie-zakonomernosti-vospitaniya-otrazhenie-zakonomernostej-v-principah-vospitaniya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-po-sledu-shpiona-danil-arkadevich-koreckij.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-hudozhestvennaya-obrabotka-prirodnih-materialov-nachertit-plan-postroek-eskizi-figurok-zhivotnih-i-razmestit.html
  • studies.bystrickaya.ru/afs-1.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-k-zashite-doktorskoj-i-kandidatskoj-dissertacij-stranica-6.html
  • bukva.bystrickaya.ru/osobennosti-razvedki-i-ocenki-mestorozhdenij-nikelya-chast-2.html
  • credit.bystrickaya.ru/pokazateli-delovoj-aktivnosti-predpriyatiya-metodicheskie-polozheniya-po-analizu-delovoj-aktivnosti-sovremennoe-sostoyanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-1-intellektualnie-techeniya-epohi-prosvesheniya-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obraz-pechorina.html
  • desk.bystrickaya.ru/ot-varvarov-vospominanie.html
  • studies.bystrickaya.ru/34-literaturnie-skazki-krug-chteniya-chto-chitat-doshkolnikam-i-mladshim-shkolnikam.html
  • bukva.bystrickaya.ru/upravlenie-tovarnimi-zapasami-predpriyatiya.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-ukazatel-opisanij-izdatelstvo-energiya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-8-klass-stranica-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-9-pravovoe-regulirovanie-elektronnoj-torgovli-programma-disciplini-pravovie-osnovi-visokotehnologichnogo.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rim-afisha-putevoditel-01-10-veshej-kotorie-nado-sdelat-v-rime-stranica-10.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-ripo-2003-udk-37-013-78-072-bbk-74-6.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vopros-17-nekotorie-voprosi-makroekonomike-sobrano-sraznih-sajtov-zhelayu-uspehov.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-rascvetshie-civilizacii-arnold-tojnbi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/67-kontekstnij-podhod-k-osushestvleniyu-izmenenij-izmeneniyami.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-marketingovih-kommunikacij-uchebnoe-posobie-m-mgtu-ga-2007-soglasno-uchebnomu-planu-po-specialnosti.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stanovlenie-i-razvitie-predstavlenij-i-professionalnom-otbore-i-professionalnoj-motivacii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983-stranica-13.html
  • lesson.bystrickaya.ru/metodi-issledovaniya-myasa-ptici.html
  • turn.bystrickaya.ru/otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-internet-kursov-intuit-intuit-intellektualnie-sapr-dlya-razrabotki-sovremennih-konstrukcij-i-tehnologicheskih-processov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-pyatoj-glave-metodi-i-sredstva-diagnostiki-izolyacii-asinhronnih-dvigatelej-selskohozyajstvennogo-proizvodstva.html
  • education.bystrickaya.ru/4-analiz-praktiki-primeneniya-antimonopolnogo-zakonodatelstva-v-rossijskoj-federacii.html
  • literature.bystrickaya.ru/dibis-trkes-mtnn-e-ksh-blsheg-ompi-tl-blm-kefedrasi-f-k-kbasova-a.html
  • report.bystrickaya.ru/grecheskie-i-germanskie-mifi.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-po-teme-v-p-kataev-sin-polka.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/praktika-kak-pravilno-prognutsya-podrobnij-razbor-i-otstrojka-progibov-nazad-otel-chirali.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-ohota-na-kosul-i-lisic-stranica-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-3-drevnekitajskaya-filosofiya-uchebnoe-posobie-kniga-pervaya-filosofiya-drevnego-mira-taganrog-2010.html
  • report.bystrickaya.ru/igra-razvlechenie-na-temu-skazka-v-gosti-k-nam-stuchitsya-skazhem-skazke-zahodi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.